“Финляндия просто рок-н-ролльная страна.
Мы не умеем танцевать, мы просто даём року!”
Вампирам в Хельсинки, наверное, хорошо. Люди в Финляндии медлительные, замороженные немного, никуда не бегают. Единственная незадача, потенциальных жертв там мало в силу малочисленности населения. А вот более-менее официальных “Вампиров из Хельсинки” – 5 штук, охотятся всегда вместе и называют себя “The 69 Eyes”. Вот так, как говорится, с шутками-прибаутками и обратили свой взор на ещё один примечательный финский коллектив, застолбивший за собой некое условное право на звание родоначальников стиля “goth’n’roll”. Право, тем не менее, заработано не за один день траханья с продюсером или программным директором радиостанции (да, да, я знаю, в “The 69 Eyes” все мужики), а за многие годы такой нестабильной и непредсказуемой карьеры рок-музыканта. Упорству храбрых поём мы песню….Из их последнего альбома подойдёт “Never Say Die”.
Ну что ещё может вырасти из молодых людей, со школьной скамьи беззаветно влюблённых в музыку Ramones, The Stooges, Dead Boys, The Doors, Motorhead, нетленного Элвиса, Guns’n’Roses, Motley Crue, New York Dolls, Hanoi Rocks и вообще всего глэмового? Нечто антисоциальное, патлатое, носящее косухи и пробующее громыхать по гаражам и подвалам приятелей и домов своих родителей. Подобная картина вырисовывалась в 1989 году, когда гитарист Bazie и вокалист Jyrki Linnankivi, потусовавшись в разных проектах, начали вместе писать песни. К октябрю к ним присоединился Archzie, и был дан первый концерт из грязно-рокнролльных стандартов и пары собственных сочинений. По поводу странного названия коллектива вокалист Jyrki выразился так: «Это название подошло бы для какой-нибудь порнушки или фильма ужасов; оно классно звучит, по-рок-н-ролльному. Если у вас грязные мыслишки, то вы наверняка усмотрите в этом пару грязных идей. В нём много символического потенциала, но, прежде всего, это просто клёвое рок-н-ролльное название, которое нас хорошо описывает. К тому же, оно уникально». Первые выступления коллектива, а так же его первые демо-записи “Sugarman” и “Barbarella” привлекли внимание, и The 69 Eyes в начале 1990 года уже заимели первый контракт с молодой независимой конторой Gaga Goodies. После подписания договора из группы уходит барабанщик Lotto, не планировавший с шоу-бизнесом никаких серьезных отношений. Его заменил более идейный товарищ Jussi, с которым The 69 Eyes записали в том же 1991 году первый альбом “Bump’n’Grind”. В Финляндии он появился в феврале 1992 года и даже достиг со временем национального Top 40, благодаря неустанной концертной деятельности молодых музыкантов. Понемногу география их зажигательных и напрочь отвязных выступлений расширялась, и о том, кто такие The 69 Eyes узнали в Германии и Швеции; уж от кого, но от финнов не ожидали такого сочного, глэм-рокового, про-американского буйства. В 1992 году бэнд ещё успел выпустить мини-альбом “High Times, Low Life”, а в 93 дописал три кавер-версии (“Babysitter”, Gimme Some Skin” и “Deuce”), вышедшие в Суоми в виде епишки “Music for Tattooed Ladies and Motorcycle Mamas, Vol.1”. Вообще, начиная с первых гигов, The 69 Eyes не стеснялись большого количества каверов и исполняли американский стафф от Kiss и Misfits до G.G.Alien. Надо отметить, что группу к тому времени распробовали в Японии, где у «глазастых» появился фан-клуб, и в 94 году вышла компиляция “Motor City Resurrection”. «Наш первый диск “Bump’n’Grind” – забавный глэм-рок ранних 90-х, – говорит основной спикер коллектива Jyrki 69. – Но я всё же думаю, что компиляция “Motor City Resurrection” лучше всего расскажет о наших глэмовых корнях!»
В начале 90-х в биографии финских буянов всплывает имя гитариста Timo Tolkki, известного своей успешной speed-metal карьерой в группе Stratovarius. Надравшись крепкого алкоголя на одной вечеринке, харизматичный Jyrki уговорил его продюсировать кавера и новый материал The 69 Eyes. В 94 году на репетиционной базе The 69 Eyes он помог группе записать очередной студийный альбом “Savage Garden”, опубликованный в апреле 95 года. «Тимо понятия не имел, о чём в нашей музыке идёт речь, и конечно кое-что похерил, но, если честно, терпеливо научил нас многим студийным вещам. Мы до сих пор дружим, но он наверняка с ужасов вспоминает то время». Диск получился довольно разношёрстным, у всех песен был разный звук и манера; музыканты явно искали себя между кайфами культовых кавер-версий и необходимостью сочинять свой материал. В том же году группе удалось, наконец, скинуть с себя груз забот по организации концертов (ранее этим занимался Bazie), доверив это концертному агентству Welldone Agency. Как результат, – успешные гастроли по Англии и Италии. До записи нового диска «глазастые» сообща вписались ещё в несколько проектов, с участием Andy McCoy, Smack, Backyard Babies. По отдельности целый год отвлекались либо боковыми проектами, либо уединённым сочинением новых песен. Новой задачей стало сочинение для нового диска как можно более компактных и хлёстких песен, отлично прокатывающих на концертах. В диск “Wrap You Troubles in Dreams” (97) были добавлены и индустриальные, и готик элементы, имели место попытки смешать более тяжелый и непричёсанный звук с простеньким программингом. На горизонте замаячили сферы Sisters of Mercy и Type O’Negative. «Всё очень хорошо было на бумаге, – вспоминает вокалист. – В процессе записи мы многое не смогли сделать, и я бы с удовольствием перезаписал трек „Call Me” (кавер Blondie)». Tolkki снова продюсировал диск и подыграл на гитаре. Более того, на записи можно услышать бэк-вокалы Ville Valo из HIM. Он давно тусовался с группой, и даже порывался сам продюсировать следующий альбом. Но времени не нашёл. Активная раскрутка “Wrap You Troubles in Dreams” закончилась подписанием контракта с небедной компанией Roadrunner Records, не в последнюю очередь благодаря треку „Call Me”. Запахло переменами.
Первый прорыв на европейский музыкальный рынок произошёл после выхода пластинки „Wasting The Dawn“ (99) и одноимённого сингла. На нём Юрки стал давать по низам в духе Питера Стила из Type O Negative, а имиджевое наполнение в духе фильмов „The Crow“ и „Matrix“ встало чуть ли не на уровень с музыкой: все эти длинные плащи, тяжёлые боты, когтистые перстни, чёрный лак, смоляные хайры и очёчки-«я типа вампир». Волна подражателей и в музыки и в имидже накрыла просто с головой. «Тема с «Вампирами из Хельсинки» берёт своё начало от группы L.A.Guns, – поведал Jyrki. – У них есть альбом “Hollywood Vampires”. Мы даже как-то подарили их гитаристу Tracy Guns майку с надписью “Helsinki Vampires”. Прикол! А ещё раньше это взялось от голливудского бара Rainbow, где на стене написано “Here is the place for Hollywood Vampires”. Ими на самом деле были Alice Cooper, Keith Moon, эти парни из 70-х. Хотя, если посудить, то все вампирские вещи происходят в турне. Ты почти всегда бодрствуешь ночью. Очень поздно встаёшь, будто из гроба, поскольку кабины в туравтобусах такие узкие и маленькие. К тому же The 69 Eyes всегда поздно репетируют, все вокалы на наших альбомах записываются по ночам. Так что, всё совпадает». Можно ещё добавить, что с перепоя глазёнки часто красные….
Даже не постесняюсь привести в этом сугубо субъективном излиянии очень удачное определение критиков нового направления The 69 Eyes. Они действительно стали «недостающим звеном между The Cult и Type O Negative». На „Wasting the Dawn“ группе удалось гармонично совместить скандинавскую меланхолию, готические настроения и тяжёлые power-metal гитары, что в результате и налепило на них стильный ярлык гот-н-ролл группы. Приличное видео на заглавный трек, с участием того же Valo, хорошая дистрибуция Roadrunner, и группа в августе 2000 года уже поехала в „Wasting The Dawn“-турне по Германии и под бурные овации отыграла на готик-фесте „M’era Luna“. Но ещё раньше, весной 2000 финны выпустили новый сингл „Gothic Girl“ c будущей пластинки „Blessed Be“, который своим тотальным успехом окончательно изменил расстановку сил в пользу The 69 Eyes. В дискографии группы появился первый «золотой» сингл, несколько месяцев провисевший в финском Топ-10 и ставший, к тому же, скандинавским радио и клубным мега-хитом. Сам альбом “Blessed Be“, явивший публике вылизанный саунд и усиление роли программинга, тоже не миновал Топ-10 и продолжил тему предшественника в более компактной и ориентированной на радио-эфир форме. Треки «Brandon Lee», «The Chair», воздушная «Stolen Season», а так же саппорт в турне с Paradise Lost обеспечили группе значительный рост популярности не только в собственной стране. Достойны внимания пенсии “Framed in Blood” В The 69 Eyеs прописался «шестой» участник, известный более, как продюсер музыки для фильмов Johnny Lee Michaels; его электронные аранжировки и кинематографический подход к делу создали целостное и коммерчески привлекательное звучание „Blessed Be“.
Участники группы могут сколько угодно рассказывать, c каким воодушевлением и на каком подъёме они записывали свой следующий диск „Paris Kills“ (2002), но от предшественника он мало отличался и утомлял значительными самоповторами. Оригинальный трек “Stigmata”, – признаю с удовольствием. Впрочем, в самой Финляндии и вокруг устоявшаяся на тот момент тусовка пост-готов взахлёб принимала синглы „Dance D`Amour“, „Crashing High“, „Paris Kills“, „Betty Blue“. Пипл схавал тему, в Германии диск добрался до 35 места в альбомном чарте, а в Финке стал платиновым; в перерывах между выпусками синглов и промо-поездок, бэнд регулярно с аншлагами выступал в родной стране и Европе. Всю вторую половину 2002 года The 69 Eyes провели в европейском хэдлайн-турне, а одно ноябрьское шоу в известном хельсингском клубе Tavastia было снято для последующего издания на DVD под названием „Helsinki Vampires“ в 2003 году. Самый большой косяк в этом продукте – плохая синхронизация картинки и звука, поэтому иногда при просмотре создаётся ощущение дешёвой фанерной залепухи, хоть и с контрастным качеством видео. А вот второй диск со всеми видеоклипами, репортом из Москвы за март 2003 года, интервью и другими мелочами – вполне приятное приобретение. Выход „Helsinki Vampires“ и активные фестивальные выступления поддержал выход компиляции “Framed In Blood – The Very Blessed of the 69 Eyes”. Контракт с Roadrunner Records на этом месте истёк; спустя некоторое время финны объявили о подписании мажорного контракта с EMI Finland.
А в начале 2004 года уже вовсю трудились над шлифованием своего нового продукта. К продюсеру Johnny Lee Michaels присоединился популярный финский рок-продюсер Hiili Hiilesmaa (отвечал за саунд HIM, Moonspell, Sentenced и многих других), чтобы совместными усилиями представить новый сингл “The Lost Boys” и головной диск “Devils”. «Я был удивлен, когда узнал, что до сих пор этим словом ещё НИКТО ни разу не называл свой альбом, – говорит Юрки. – Хотя это название подошло бы для диска любого из моих фаворитов, от Danzig и Misfits, до Johnny Cash!». Сингл “The Lost Boys”, тематически и по настроению основывающийся на одноимённом культовом вампирском фильме 80-х, уже на вторую неделю достиг первого места финского чарта и стал самым успешным радио-хитом группы на тот момент. Новые песни The 69 Eyes звучали очень солидно и разнообразно, клавишные были задвинуты на задний план, уступив кое-где место гитарному драйву и густой басовитой ритм-секции: в “Devils”, “Lost Boys”, “Beneath the Blue”. Остаётся догадываться, почему напрочь хитовый трек “Christina Death” не был выбран одним из 4 синглов и остался только в числе live-предпочтений публики. За интересный эксперимент можно считать использование в треке “Hevioso” живых африканских вуду-ритмов и пения бенинского гражданина и раста-приятеля Юрки Alfa Kaza. Помимо того, что в Бенине вокалист финской гот-н-ролл-команды впитывал в себя культуру вуду, Jyrki ещё является и финским послом доброй воли UNICEF. Кроме шуток. Инспектирует африканские ужасы. Да, ещё группа сменила имидж а-ля The Crow на dirty rock style с элементами voodoo, goth и bike.
Было ли так задумано, или просто вовремя пришла удачная мысль, но “Devils” вдруг стал частью дилогии, что подразумевало продолжение. И для закрепления контракта с EMI тоже бы не повредило, раз они столько синглов проплатили. К тому же ранние альбомы The 69 Eyes начали переиздаваться в США на Caroline Records, что свидетельствовало об устойчивой популярности группы за океаном. Новые песни сочинялись в 2006 году в перерывах между гастрольными заездами. В пику комиксному “Devils” альбом 2007 года получил название “Angels” и был выдержан в рокерско-байкерских тонах; гитарок и байкерской удали стало больше, ну и темы преобладали в основном, бунтарские, в сочетании с темой борьбы с демонами (“Rocker”, “Los Angeles”, “Frankenhooker”). Про ангельского вида девчонок тоже не забыли, как в первом сингле “Perfect Skin” с нового диска. Про его популярность на финском радио можно даже не напоминать; в Суоми за The 69 Eyes давно удерживается статус мэйнстримовой группы. Второй сингл “Never Say Die” по сравнению с остальным материалом явно заточен под радиотрансляцию, зато жизнеутверждающе. А бриллиантом среди гитарного грохота и упругих прямолинейных ритмов на “Angels” звучит красивая баллада “Star of Fate”, – её надо обязательно заценить. Собирателям раритетов пригодится лимитированное издание «Ангелов» с 5-трековым концертным DVD.
Такие дела… Никакого отдыха после летних фестов и американского турне. Впереди два осенних месяца европейского турне в паре с Within Temptation. До сборника лучших песен по новому контракту ещё далековато, очень может быть, в середине будущего года начнёт мусолиться тема о новом утешении готик-рок аудитории от проверенного бренда The 69 Eyes.
Сайт: www.69eyes.com