«Я бы не стал говорить, что мы ретро-группа»
B.Steer
Предсказуемой эта новость не была. После кончины ливерпульского grind-death (позже death-rock) квартета Carcass, было столько всего сказано и пережёвано… Cтолько раз поклонники тяжёлого рока с затяённой надёжной спрашивали отдельно у Джеффа Уокера, Билла Стира, Майка Эммота и чудом выжившего после кровоизлияния в мозг Кена Оуэна о возможном воссоединении Carcass, и столько раз получали категорические ответы «забудте об этом», что нынешняя новость от бывшего гитариста Carcass Mike Amott – уже кое-что. Оказывается, что ещё год назад Bill Steer тайно приезжал к нему в шведский город Хальмштадт, чтобы порепетировать старый материал. Через пару месяцев к ним для репетиций присоединился ещё и бывший «каркасовец», вокалист и басист Джефф Уокер. Заколачивать на рипточке помогал нынешний барабанщик Arch Enemy Daniel Erlandsson. «Надеюсь, мы сможем устроить несколько reunion-шоу позднее, – говорит Майк. – На репетициях всё звучало в лучшем виде, мы были довольны. В основном репетировали песни с альбома „Heartwork“ (93). Новый материал мы не разучивали, в этом нет смысла. Ведь люди хотят услышать именно старые песни». По поводу бывшего барабанщика Carcass Кена Оуэна Майка сказал, что он в порядке, хотя уже и не является метал-барабанщиком. «Он вряд ли сможет отыграть полный концерт с такой экстремальной группой, как Carcass. Надеюсь, мы поедем в турне, и он сможет поехать с нами и играть хотя бы по паре песен за концерт». Объединённые концерты, как выясняется, планировались ещё этим летом, но не срослось. И теперь Эмотт прогнозирует возможные концерты только через 18 месяцев, так как у его основного коллектива Arch Enemy полна гастрольная коробочка по раскрутке нового диска „Rise of the Tyrant“. Вот такая нехилая новость.
Однако сильно обольщаться не стоит. 18 месяцев – немеряно времени; у каждого через полтора года народится масса других планов и обстоятельств, помешающих совместным выступлениям. Уокер и Стир промышляют кантри и блюз-роком, что с гениальными треками „Buried Dreams“, „Incarnate Solvent Abuss“, „Carnal Forge“, или даже „Rot´n´Roll“. К тому же Билл Стир после ухода из Carcass (что в итоге и повлекло за собой распад группы) так нелестно отзывался о времени, проведённом в группе, сделавшей его относительно известным музыкантом, что предохранители в его хипповой голове могут перегореть в любой момент, – никто не удивится. И метал ему разонравился («метал – музыка для подростков»), и лучшие годы жизни он в Carcass потерял, и то что сейчас играет Майк в Arch Enemy – полный отстой, и многое другое. Наконец, что его архаичный, практически аналоговый стоун-рок проект Firebird – предел его мечтаний и лучший способ самовыражения.
Сам Steer родился в английском городе Stockton-on-Tees, в 1969 году. Возможно, нынешние музыкальные трансформации гитариста более понятны, если знать, что малец в школе до дыр затирал винилы Johnny Winter, Terry Reid, Led Zeppelin, Jimmi Hendrix, Cream и других стоун-рок и блюз-рок исполнителей. В 12 лет он взялся за гитару. Ни о каком экстремизме сначала и речи не шло. Но потом, овладев терпимым уровнем игры на гитаре, в силу гормональных всплесков подросток-Билл вписался в 1987 году в антимузыкальный грайндкоровый бэнд Napalm Death, ставший, как показало время, культовой формацией. И так ему это понравилось, что параллельно с Napalm Death он со своим приятелем Кеном Оуэном и примкнувшим к ним Джеффом Уокером организовал ещё более тошнойтный коллектив Carcass, чтоб окончательно убедить окружающих, какой он плохой и злой пацан. Две группы он не потянул, и сделал в 1987 году сделал окончательный выбор в пользу Carcass. О том, как развивиались события потом, подробно описывается в очерке Специального Радио на странице. Там же изложена часть причин, по которым Bill Steer ушёл из Carcass, после чего группа прекратила фактическое существование.
Гитариста уже начиная с 94 года death-metal как таковой, и мэйнстримовое развитие группы стали грузить. Он не скрывал своего раздражения по этому поводу, а контрактная неразбериха, случившаяся с Сarcass в 95 году и вынужденный простой коллектива окончательно его убедили в необходимости смены декораций. Это раздражение и словестные выпады Стира ещё долгое время не покидали, что, на мой взгляд, конкретно не честно по отношению к остальным, не менее важным составляющим «Туши». Никто, однако, не предполагал, что сочинитель таких угарных и выжигающих гитарных риффов и автор таких уматных сольных оттягов вдруг обнаружит у себя третий глаз, смотрящий в прошлое. А если не выпендриваться, просто заиграет stone-rock, да таких семидесятых, что слёзы от сожаления наворачивались. Но Стиру было в кайф.
В конце 90-х он проживал в Австралии, где и начали оформляться идеи, относительно олд-рокового и блюзового проекта. Проходила информация, что Билл какое-то время был вовлечён в проект Blacksmith, но до релизов и публичной деятельности дело не дошло. Подучившись дополнительно играть на гармонике и наяривать «слайдом» на гитаре, Стир вернулся в Лондон и начал сыгрываться с различными музыкантами. «Я продолжительное время играл с разными людьми и пробовал разные вещи, но меня мало что устраивало. Только когда японский лейбл Toy Factory предложил издать альбом, я подумал, что стоит обратиться к двум своим приятелям и любимым музыкантам. К счастью у них нашлось время, потому что, мне было бы странным одалживать для записи участников других групп. Я просто хотел найти двух самых лучших музыкантов, о которых мог подумать». Ими оказались бас-гитарист из Cathedral (Leo Smee) и барабанщик из Spiritual Beggars – Ludwig Witt. Осенью 1999 года в известной британской рок-студии Chapel Studion в Линкольншире троица записала одноимённый альбом “Firebird”. Пластинка вышла в 2000 году; схватившие было её поклонники «мясного» прошлого Стира получили на руки совершенно банально записанный альбом, звучащий как утяжелённый вариант Cream, Сanned Heat, Grand Funk Railroad, Allman Brothers, без особого драйва. Нет, приятные моменты здесь всё же присутствовали (треки “Bollard”, “Stranger to Himself”, “One Trick Pony”), равно как и необходимые для блюз-рокового альбома свинговые элементы, «лампы», овердрайв на гитаре и прочее. Но они, в куче со слабенько поющим чистым голосом Стиром дебютный материал не тянули. Какой то хребет в музыке должен быть или нет? Может его веганизм обострился? А как же „Arbeit Macht Fleisch“? Здесь, как всегда мнения критиков и конечных потребителей разошлись по разным полюсам. Многие ведущие европейские рок-журналы, включая Kerrang и Metal Hammer (Classic Rock и Rock Sound – ещё куда ни шло), распинались в своих рецензиях о том, как круто чувак прогрессирует, и как здорово, что он теперь собрал такой многобещающий бэнд. Может старина Билл и был от себя в восторге, а критики от него, но выпустивший альбом лейбл Music Cartel уж точно нет. Людям было непросто привыкнуть к такому изменению стиля Билла Стира, так что продажи были скромными. Ни Витт, ни Смии не смогли поодержать коллегу в турне 2001 года, и на время европейских концертов их заменили басист Tobias Nilsson из состава Blind Dog и барабанщик The Quill Jolle Atlagic. Изданием следующей пластинки Firebird “Deluxe” год спустя занималась рекорд-компания Muisc For Nation (RIP). Новый диск записывался тем же составом; Стир не сильно парился с селекцией песен, считая, что если у тебя есть группа или что-то в этом роде, то тебе, как музыканту, не должно составлять труда выдавать по десятку новых песен в год. К слову, придерживаться этого графика ему не дали. После выпуска „Deluxe“ коллектив в 2001-2002 годах выступал урывками в Англии, Ирландии и в континентальной Европе, не производя большого шума.
Весной 2002 года Стир стал готовить новый набор песен и искать нового издателя. Музыкальный скелет Firebird окреп, оброс мяском и хард-роком; это даже привлекло внимание немецкого лейбла SPV/Steamhammer, издающего музыку поинтенсивнее и помощнее, чем хипповый хаер-рок. На стадии оформления третьего альбома «№3»(2003) у бывшего «каркассовца» возникла заминка с ритм-секцией, поскольку ни Людвиг Витт, ни Лео Смии не смогли отвлечься от работы в своих основных коллективах. В феврале 2003 года Стир пытался скооперироваться с бывшей ритм-секцией Electric Wizard, драммером Mark Greening и бас-гитаристом Tim Bagshaw, но долго этот союз не продержался. К проекту, в итоге, были подключены басист Roger Nilsson и барабанщик Jolle Atlagic, оба из шведской хард-рок группы „The Quill“. Втроём, в шведской студии Berno Studio в таком составе бэнд «Огненная птица» закатал десять свежих треков. Приземлённый рок 70-х, без студийных заморочек и хитростей, с налётом Black Crows. На первое прослушивание – монотонно, архаично и бесцветно, но со временем, оценив песни „Cross the Line“, „Hard Hearted“ или „Station“, в органе слуха появляется некое ощущение разнообразия и приятного отличия одного гитарного рифа от другого. Остаток года коллектив провёл в европейских поездках, благо состав теперь позволял гастролировать. В концертных напарниках Firebird были Fu Manchu, Glenn Hughes, Molly Hatchet, Monster Magnet. В 2004 году случились гастроли в США и заезд в Японию, где, кстати, до сих пор все альбомы исправно издавались.
В 2006 году, как выясняется, Bill Steer общался не только с Майком Эмоттом. Драйвовые деньки в Carcass нет-нет да и призывали Стира к сотрудничеству с бывшими коллегами. Он, вместе с «каркасовским» барабанщиком Ken Owen принял участие в записи первой сольной пластинки Джеффа Уокера кантри/блюзовых каверов (в рамках проекта Jeff Walker Und Die Flüffers) „Welcome to Carcass Cuntry“. Ещё ранее, они уже втроём посодействовали в записи трибьютного диска, посвящённого Чаку Шульдинеру. Что касается бывшего басиста и вокалиста «Каркасс», то его музыка эволюционировала в нечто энергичное, кантри-метальное, перемежаемое кабацко-блюзовыми интерпретациями с забавными аранжировками и характерным вокалом Джеффа. Пара треков с диска, например, „Keep on Rockin´ in the Free World“ и “Mississippi“ очень показательны в этом отношении, и даже местами если не напоминают о Carcass, то по крайней мере, о Blackstar точно. Сам бы диск не купил, но в подарок принял с удовольствием. Лучше уж купить готовящиеся Earache Records переиздания альбомов Carcass с бонус-треками, новыми интервью и прочими заманухами.
О своём творчестве Билл Стир тоже не забывал, тем более, что с момента публикации последнего студийника прошло уже три года. Как в анекдоте про принципы: «А как же ваши принципы? А принципы пох…!». Были проблемки, куда же без них. Контракт со Steamhammer Records – издателем альбома «№3» – продлён не был, пришлось искать нового партнёра по бизнесу. За издание нового диска Firebird снова взялся независимый лондонский хард-рок лейбл Rise Above Records, когда-то издавший первый альбом команды Стира в Англии. Не пользуясь Про-Тулсами и современной студийной «цифрой», только старыми студийными микрофонами, усилками и древним студийным многоканальным магнитофоном, Стир, вместе с выбравшим для этого время Людвигом Виттом (Spiritual Beggars, Shining) и басистом Al Steer, всего за восемь дней соорудили диск „Hot Wings“ (2006). На предыдущий альбом у трио ушло аж 3 недели; Стир явно старался преуспеть в вопросах спонтанности и рок-н-ролльного естества. Как бы там ни было, это чувствуется на „Hot Wings“ как и раньше. Разве что дешёвый гаражный холл первых альбомов Firebird в какой-то момент созрел и зазвучал относительно 70-х даже обновлённо. Среди лидеров альбома, безусловно, открывашка „Carousel“, „Play the Fool“, „Good Times“. Забавны губная гармошка в Misty Morning“ и грув в „Needle in the Groove“. Биллу было бы неплохо поискать яркого вокалиста, который бы создавал мощное движение, как в том же Spiritual Beggars. Глядишь, и музыка воспринималась рокерски. Понятно, что Стиру с таким «аутентичным» подходом совершенно плевать, как он поёт, как выглядит на сцене, что происходит на сцене, и что об этом думают зрители (видимо, ещё не все сбережения со времён Сarcass потратил), но его вокальные данные вообще не цепляют. Кто захочет большего, может поискать издание „Hot Wings“ с бонус-треком „Last Days of August“, на лимитированном виниле (600 штук). За релиз зацепилось британское турне; во время турне в составе Firebird уже фигурировал басист Harry Armstrong из команды End of Level Boss.
Вот собсссно и всё на тему Firebird. Сам Билл Стир в студийном варианте появился в 2007 году на треке „Rust“ группы Blood Island Riders. А о дальнейшей судьбе своего детища и своих дальнейших планах он не большой любитель рассказывать.
Ян Федяев
Сайт: www.firebirdhome.co.uk