rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Paradise Lost. part 4: В поисках потерянного рая


«Нам никогда не сочинить счастливую песню!»
Грегор Макинтош.

Господа из Paradise Lost ответственности не боятся. Конечно, если максимально ответственно подходить ко всякого рода юбилеям. Они привлекают особое внимание продвинутой публики; разочарование от неудачного юбилейного релиза гораздо сильнее, чем от мутного регулярного издания. Только в этом году именитая британская группа отмечала выход 10-ого студийного альбома. А через пару лет черёд отмечать 20-ти летие самих Paradise Lost, многогранных, упрямо двигающих свою тему и вместе с тем непредсказуемых дедов готик-метал. В масштабах хотя бы Европы пьянку с приближёнными никто не оценит, – понадобится новый ответственный альбом. Учитывая скромный бэк-каталог британцев, изданный под нынешней немецкой «крышей» GUN Records, фэнам это сулит абсолютно новый альбом. Не банальный The Best с парой вялых live-версий в придачу, как было раньше. Мэйнстримовая кормёжка в последние десяток лет привела к тому, что музыкальная память людей усыхает до размеров низкокалорийного радио-хита средней паршивости. Музыка, вызывающая восторг, трепет и потрясение остаётся уделом быстро стареющих восьмидесятников и свидетелей молниеносных преобразований в рок-музыке в 90-х. Крайне сложно было уследить за дроблением, почкованием, спариванием, отторжением и прочими изменениями стилей и направлений. Появление Paradise Lost пришлось на это интересное время. Когда людей можно было легко приучить к новому, с помощью фэн-базы быстро сделать себе имя и так же быстро настроить против себя непримиримых поклонников «первой волны».
Хорошее название в 1667 году для своей эпической поэмы придумал John Milton! Оно более двух столетий спустя в качестве имени для группы пригодилось нескольким молодым людям из Галифакса: Nick Holmes (вокал, основатель), Gregor Mackintosh (лидер-гитара, основатель), Aaron Aedy (ритм-гитара), Steve Edmonson (бас) и Matthew Archer (барабаны). Идею с названием подкинул Ник: «Имя весьма подходило к тому, что творилось внутри и снаружи.

Я подозревал, что наша музыка будет меняться, и нам бы не хотелось обломаться в будущем с такой экстремальной вывеской, как Cannibal Corpse». Вместе с коллегами по андерграунду и земляками из My Dying Bride и Anathema PL кое-что черпали из Black Sabbath, Candlemass, Celtic Frost и прочего old-school. Любовь к группам типа Sisters Of Mercy, Depeche Mode и Smith дремала до поры-до времени. Смешивая в разных пропорциях doom и death-metal, молодой коллектив в течение 1988-89 годов наваял две демо-ленты: «Drown in Darkness» и «Frozen Illusion». В какой-то момент это наивное месиво показалось интересным Peaceville Records: он спонсировал выпуск в 1990 дебютного альбома «Lost Paradise» с культовой фото-сессией на фоне кладбища Dewsbury в Йоркшире. Фотографии отлично дополняли тягучее тяжёлое звучание и депрессивное настроение пластинки. Давящая атмосфера холодной Северной Англии дополнялась протяжным рёвом Холмса, соответствующими могильно-обречёнными текстами и провальным звуком. «Это было в то время так здорово, особенно для нас, злых подростков. – вспоминает вокалист и один из основателей коллектива. – Меня лично это цепляло потому, что мы играли определённо новый тип музыки. Каждый, кому приходилось её слышать, старался побыстрее выключить магнитофон. Все думали, что это просто шум. И это мне нравилось». Творческое разделение в группе зафиксировалось и осталось неизменным: Грег сочиняет всю музыку, Ник на её основе пишет тексты.

С этого момента и по сей день жизнь участников коллектива закручивается в нескончаемой веренице «альбом-турне». Завоевание своей публики начиналось с маленьких английских клубов, с такими группами как Extreme Noise Terror. Макинтош описывает те дни: «Никто не знал, что с нами делать, потому что мы старались играть как можно медленнее. Все вокруг – наоборот, быстрее и быстрее». В 1991 году увидел свет альбом “Gothic”, виновник первого серьёзного внимания к группе и её творчеству: солидным рифам, эмоциональной лирике, «мясному» звучанию и оригинальному меланхоличному goth’n’death. Стали использоваться струнные аранжировки и ангельский голос Sarah Marianne в паре с орущим о несчастьях Холмсом, – фишки, ставшие ключевыми в творчестве тысяч готик-метал команд. Классика жанра наряду с песнями “Rapture” и “In Dub” и первое «золото» в копилке.

Лейбл Peaceville не поспевал за быстрым развитием группы и растущей востребованностью Paradise Lost в Европе. Их берёт под покровительство Music For Nations (R.I.P), где выходит третий диск “Shades Of God” (92). Он имел ещё меньше death-metal влияний, чем “Gothic”. Упор делался на обилие размеренных dark-goth элементов с чётким беспросветным настроением. У коллектива появляются ощутимая аура и имидж мрачных британских ребят, постоянно думающих о смерти и пьющих до такого же состояния. Ник Холмс чуть модернизировал манеру, скажем так, пения, но продолжал резать по-живому. «Shades Of God был странным альбомом для нас. Альбомом-распутьем». Один из фаворитов публики, трек “As I Die” не попал в виниловую редакцию диска, поскольку никому кроме Макинтоша сначала не нравился. Но потом был достойно выпущен отдельным синглом и на CD. Достойны внимания были ещё “Pity The Sadness” и “No Forgiveness”. Кому в Music For Nations пришло в голову отправлять депрессивных и вязких Paradise Lost в американское турне вместе со скорострельными Kreator и агрессивно-злобными Morbid Angel,- уже не важно. Но перспективные продажи и растущая популярность Paradise Lost способствовали скорому выпуску культового альбома, почти шедевра “Icon” (93). Прогресс силами продюсера Саймона Эфеми был настолько очевиден, что ни у кого не осталось сомнений, – в славном ряду британских новаторов металла Napalm Death, Carcass, Bolt Thrower, Possessed и других появился ключевой представитель. Любопытно, что после каждого альбома, начиная с “Gothic”, Paradise Lost упрекали в продажности и коммерциализации. Это связывали с прогрессирующим качеством звука, более внятным вокальным наполнением, появлением запоминающихся мелодий, растущей промо-, концертной активностью и конечно же с активной ротацией клипов на хиты “Embers Fire”, “Widow”, “True Belief” и “As I Die” (с сильной режиссурой Dave McKean). Ведущая метал-шоу “Headbanger’s Ball” на MTV в начале 90-х Vanessa Warwick была большим фэном группы. В поддержку “Icon” под названием “Harmony Breaks” реализуются концертные съёмки шоу в Штутгарте, позже переизданные на DVD “Evolve”.

 

Холмс стал местами напоминать Джеймса Хэтфилда из Metallica, композиции стали принимать привычные куплетно-припевные и, главное, осознанные хитовые формы. Неизменной оставалась неподражаемая манера игры Макинтоша, бездонная печаль и безысходное отчаяние во всех песнях. Группа прекрасно обходилась без соло и быстрых пассажей: всё работало только на идею тотальной меланхолизации. После нового американского турне с Sepultura поклонники получают на руки новый мини-альбом “Seals The Sense” (94) и целую обойму выступлений своих любимцев на летних фестивалях. На одном из них, в Нюрнберге, группа играла перед 70-ти тысячной аудиторией (что ещё не являлось пределом). Под конец года, устав от нескончаемых гастрольных разъездов, о своём уходе заявляет барабанщик Мэтью Арчер. Его заменяет Lee Morris (ex-Marshal Law); он стал удачно совмещать роль бэк-вокалиста.

Традиционализм не являлся сильной стороной квинтета: вышедший в 95 году грандиозный “Draconian Times” вносит в мир готик-метал очередную смуту. Британцы стали определять гитарный звук и окончательно сформировали настроение целого направления – тяжёлого нео-готик-рока. Оно разрослось к тому времени до приличных размеров, и Paradise Lost пока ещё являлись в этих кругах незыблемым авторитетом. Точный композиторский расчёт коллектива, максимум усилий лейбла и пункт невозвращения. Хронически-депрессивный хит от начала до конца, необходимый элемент полноценной коллекции любого метал-фэна. Плотный сплав моды, своих удачных наработок, классической готики и рока, чистого/надрывного голоса и хорошего «металлического» звука. «Мы ощущали, что этой пластинкой начинаем что-то новое. Впрочем, так было и раньше». Песни уровня “Forever Failure”, “The Last Time”, “Hallowed Land” или “Yearn For Change” очень высоко задрали планку качества не только для многочисленных последователей, но и для самих Paradise Lost. Кавер легендарных The Sisters Of Mercy “Walk Away”, вышедший B-side на сингле “The Last Time” и в специальной 2-х дисковой туровой версии “Draconian Times”, удачно демонстрировал текущее состояние группы, оттенял её самобытность и в некотором роде определил будущее направление развития «Потерянных в раю». Это был самый успешный с коммерческой точки зрения период в биографии коллектива из Гемпшира. Чего стоила роль хэдлайнеров голландского феста Dynamo в 1995 и супер энергичный сет, поддержанный 100000 человек! Тут можно было и пококетничать. «Самое фиговое в этих фестивалях то, что большинству выступающих приходится играть при свете дня. А это для такой группы как мы не подходит. Здорово играть при таком стечении народа. Но после 10-15 концертов ты уже мало что замечаешь. А мы до сих пор нервничаем перед выходом на сцену!». “Draconian Times” разошелся более чем миллионным тиражом, а очередное турне команды накрыло всю Европу, Южную Америку, Японию и Австралию. По общепринятой фанатской хронологии, на этом эпизоде заканчивается metal-карьера Paradise Lost, и начинаются посттравматические метания.

В случае с Paradise Lost самыми нетерпимыми к переменам оказались именно их поклонники. Все оказались зациклены на грязном думовом гитарном звуке и гроулинге. Мало кто обращал внимание на самое ценное: квинтэссенцию боли и обречённости в музыке и текстах. Вместо того, чтобы становиться засохшими динозаврами, группа стремительно меняла кожу, оставаясь при этом абсолютно неизменной в своих эфирных посланиях. Гнёт окружающего субъективизма и меняющиеся приоритеты в политике звукозаписывающих компаний не отбили у Макинтоша, Холмса и остальных желания к трансформациям. По словам Морриса, PL появились на излёте пост-панк движения, когда всё вокруг очень быстро менялось. «Это было правильное время и место для музыки, которую мы делаем. Никто не знает, что произойдёт в следующий раз».
Следующий альбом “One Second” (97) стал последним релизом для Music For Nation. «Они заявили, что полноценно займутся продвижением альбома только в случае продления нами контракта. И были разочарованы нашим отказом. Нам не показалось это блестящей мыслью, так как мы хотели перемен». Тем не менее, выход альбома был богато инкрустирован тремя интересными синглами, включая вышедшую только во Франции перезаписанную версию “True Belief”. Песня “Mercy”поучаствовала в компьютерной игре, отдельным боксом были переизданы все предыдущие синглы. Лейбл срочно «рубил бабки». А перемены группа получила в большом количестве. Музыкально Paradise Lost взяли чёткий курс на чарты и этих пор могли рассчитывать только на лояльных слушателей и новых фэнов. Влияние darkwave/alternative были слышны как никогда отчётливо; гитар стало поменьше, а увлечение Макинтоша компьютерными технологиями добавило в альбом много электронных элементов. Как позже признался сам Грегор, увлечение тогда ещё находилось в зачаточном состоянии, и много чего можно было сделать деликатнее. Холмс заметно улучшил пение и при этом сохранил грубоватый вокальный шарм. Но это и по сей день остаётся прерогативой студийной работы, – живьём фронтмэн британцев начинает петь мимо кассы уже на третьей песне, не говоря о высоких нотах. “One Second” был сильной добротной пластинкой с «качающими» “Say Just Words”, “Soul Courageous”, “One Second” и печальными “This Cold Life”, “Lydia” и “Disappear”. Metal это уже не являлось определённо: гламурный готик-рок с сильной имиджевой концепцией и неизменным страданием. Принадлежность к новым музыкальным кругам подчеркивали кавер-версии Morrissey “How Soon Is Now” и “Albino Flogged In Black” группы Stillborn на лимитированной версии сингла “Say Just Words”. «Эксперименты – не в природе heavy metal. Но я не вижу в этом проблемы, ведь мы всегда плевали на правила. Когда создаёшь новое и экспериментируешь, то всегда получаешь порцию дерьма со стороны».

Music For Nation по следам славы своих бывших подопечных организует сборник “Reflection” с самыми раскрученными песнями коллектива и тремя неизданными концертными версиями. Весной 1998 года Paradise Lost впервые попадают в Россию и дают памятный концерт в московском ДК Горбунова. И подписывают двух-альбомный контракт с транснациональным мэйджором EMI.
Следующий альбом “Host”(99) окончательно добил фэнов старой школы прежде всего тем, что целиком состоял из сэмплов и не содержал гитарного звука как такового. Несомненно, это были те же Paradise Lost до мозга костей, анти-весёлые, модно-печальные и очень мелодичные. В концертном исполнении, с живыми барабанами и гитарами песни звучали вполне узнаваемо. На альбоме хватало действительно красивых песен, таких как “Harbour” или “Too Late”. Содержание текстов чётко отражало все личные трагедии Холмса (например, смерть отца) и психологические кошмары вокруг. Приятели из Napalm Death периодически посылали ему по электронной почте фотографии «расчленёнок» для создания подходящего настроения и шутки ради. Но новый имидж короткостриженных клубных мальчиков в модных рубашках и такое вызывающее засилие попсовой электроники не могли вызвать бурю восторженных эмоций. Клип на новый сингл “So Much Is Lost” ротировался на ряду с клипами Depeche Mode и Moby; дань Duran Duran и New Order оказалась неожиданно щедрой. Макинтош: «Меняя музыку и стиль, мы меняли и свои жизни.

Возможно с “Host” мы зашли слишком далеко, возможно его стоило издать отдельным проектом, не знаю». Холмс: «С фэнами действительно не очень хорошо получилось, – они ждали тяжёлых гитар. Это очень печальный релиз, в определённом смысле самоистязание, как пальнуть себе в ногу. Мы должны были снять какой-то груз с себя. При этом лейбл предоставил нам полную творческую свободу, они только выбирали треки, которые станут синглами. Мы с некоторых пор зареклись это делать». Осознав, что отважный эксперимент может стоить им карьеры, группа на следующем диске “Believe In Nothing”(2001) частично возвращается к гитарному звуку и немного домешивает гранжевых риффов. Но ряд хороших песен (синглы “Mouth” и “Fader”, “Divine”, „No Reason”, “Something Real”) вцелом не меняет ситуации и не оправдывает коммерческих ожиданий EMI. «Пластинка была хороша, – утверждает Грег, – но мало кого шокировала. Если честно, мы всегда хотим удивлять публику. А “Believe In Nothing” воспринимался предсказуемо». Контракт при взаимном отсутствии интереса не продлевается, но Paradise Lost откатывают европейское турне и сразу же записывают демо новых песен для очередного контракта с немецким роковым лейблом GUN Records. Время было для группы кризисное: основные композиторы Макинтош и Холмс остались без жён («Они к тому же ещё и подружки!») и, не смотря на бодрые заявления, некоторые противоречия присутствовали внутри коллектива. Но группа слишком опытна и талантлива, чтобы поддаться влиянию немилосердной критики и семейных неурядиц. Макинтош: «Мне нравится, что наша карьера с творческой точки зрения не является скучной историей успеха, в которой нет событий».

Единственным синглом с альбома “Symbol Of Life”(2002) стал трек “Erased” c мощным качем а ля Sisters Of Mercy, плотными маршевыми гитарами, готически-форматной ритм-секцией и подпевками Johanna Stevens. В самом альбоме было гораздо больше драйва и хитовости, чем в предшественнике: достаточно послушать “Isolate”, “Perfect Mask” или “Mystify”. «От “Pray Nightfall” у меня до сих пор наворачиваются слёзы на глазах» – вспоминает свои непростые отношения с женщинами вокалист, – Северянам в основном нечего сказать позитивного». Затравкой для пересудов стали два кавера с диги-пак версии “Symbol Of Life”: исключительный вариант песни “Xavier” группы Dead Can Dance (впечатляющий альбомный трек с тягучей Black Sabbath-аурой) и «песня педика о том, как ему плохо живётся в мире нормальных людей». Примерно так Холмс обычно на концертах анонсирует поп-хит “Small Town Boy” Bronsky Beat. В 2003 году следует продолжительное турне с посещением доселе неведомых стран бывшего соцлагеря и новый визит в Россию в 2004 году. Ник жаловался на то, что здесь ему наливают английское пиво, и был в ужасе от «профессиональных» действий так называемых секьюрити.

C момента появления альбома “Host”, самым удачным маркетинговым ходом в отношении Paradise Lost стала фраза «на этот раз будет лучше». Ведь поклонники до сих пор хотели повернуть время вспять. Так был анонсирован юбилейный, 10-й альбом 2005 года: самый тяжёлый альбом ваших любимцев за последние 10 лет! Логический круг замкнулся на его названии “Paradise Lost”. И он действительно имел много общего со славным “Draconian Times”: грязноватый звук, характерные псевдо-соло Макинтоша, местами даже похожее настроение. В итоге вышло нечто среднее между шедевром 1995 года и прораммштайновским “Symbol Of Life”. Перед записью альбома возникла заминка с уходом по идейным соображениям барабанщика Ли Морриса; его пришлось после долгих раздумий заменять бывшим «стукачём» группы Blaze Jeff Singer. Холмс заметно упростил тексты и сделал упор на повторяющиеся фразы. Содержание струнных аранжировок и «консервов» осталось на прежнем допустимом уровне. Конечно, не обошлось без MTV- рока, типа первого сингла “Forever After” (его 5-track-версия с DVD-приложением настоятельно рекомендуется всем фэнам «Лостов», желающих, по словам Холмса, глотнуть атмосферу “Icon”) и пары проходных среднетемповых песен. Но боевики уровня “Don’t Belong”, “Grey”, ”Accept The Pain” и одна из лучших песен Paradise Lost за всю их карьеру “Over The Madness” украсили юбилей и подтвердили композиторский талант и значимость коллектива в современной готик-метал сцене. К чему приведёт их поиск золотой райской середины – не мне рассказывать. Сам подожду 20-ти летнего юбилея…


Уже заряжено новое осеннее турне, разогрев Nightwish (чёртов маркетинг!) и новый визит в Россию в октябре. Вот уж что пропустить никак нельзя! «Если ты серьёзно относишься к тому, что ты делаешь, то я не вижу причин, по которым тебе не нужно иметь долгую карьеру. Мы начинали в 16-17 лет, сейчас нам за 30, это ещё не старость. Можно смело продолжать играть».

Федяев Ян


Paradise Lost. part 1


Интервью Специального радио с Greg Mackintosh (Paradise Lost)


 


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.