Группу из шведского Гётеборга собрал в 1996 году гитарист/вокалист Tom.S.Englund. Появление названия Evergrey объясняет бессменный босс коллектива. “В то время мы все находились в таком состоянии наших жизней, – вспоминает Том, – когда у нас по большому счёту ничего не было, ни работы, ничего. И вокруг нас на самом деле ничего не происходило. Т.е. мы попали в какую-то серую зону, где, знаете, не было даже ни чёрного, ни белого. Два года прошли вообще без какого-либо внимания к нам. Нас просто не было”..Впрочем, небольшое преимущество у группы было за это время наработано, а именно своя студия, в которой записывались все альбомы, начиная с дебюта “The Dark Discovery” в 1998 году и заканчивая последним пока студийным опусом, записанным ровно 10 лет спустя, прошлогодним “Torn”.
К записи своего первенца гётеборгский бэнд подошёл в следующем составе: Энглунд, разумеется, второй гитарист Dan Bronell, бас-гитарист Daniel Nojd, барабанщик Patrick Carlsson и клавишник Will Chandra. Выпуском дебютного альбома шведов озадачился лейбл Gothenburg Noise Works, а его продюсером и соучастником стал гитарист из группы King Diamond Andy LaRocque. На “The Dark Discovery”ещё читалось усиливающееся в Европе готик-влияние, выражавшееся в атмосферных аранжировках, ощущении безысходности и самих гармониях. Стаф на “The Dark Discovery”, что и подтверждает название, мрачный, не лишённый красоты и музыкальных открытий для слушателя. Много ритм-гитар, соло, электронные пэды для драматизма, частые обращения к открытым пространствам. Здесь и далее песни, предназначенные для тщательного пережёвывания, осмысления текстов и соучастия/сопереживания. От гитарного кача в “December 26th”, “To Hope Is To Fear” и месительной “Trust And Betrayal” до тревожных акустик-интро в “Closed Eyes” и пиано-вступления в великолепной мелодичной “For Every Tear That Falls” (здесь дуэтом с Томасом поёт его жена Карина) и отстранённой акустической интродукции “As Light Is Our Darkness”.
Стоит отметить и вокальные таланты Энглунда, берущие начало в классическом хард-роке. Парень обходится чистым, чуть форсированным, с грубоватым тембром голосом, гармонизируя себя для красоты, эмоционально исполняя основные партии и нашёптывая или наговаривая всякие истории – страшилки из подсознания. После “The Dark Discovery” шведы пошли концептуальными тропами, что, кстати, с помощью их многоплановой музыки легко воплощается.
О какой-то выдержанной, обстоятельной идентификации можно было говорить с появлением второго альбома “Solitude Dominance Tragedy”. Он вышел в 1999 году уже под козырьком рекорд-компании Hall Of Sermon. Даже беглое прослушивание сразу указывает на усиление роли клавишных, более энергичный драмминг и, в целом, на желание музыкантов экспериментировать и расширять рамки собственного творчества, оставаясь при этом в “своём” пространстве. Музыка Evergrey стала более “приключенческой”. Старался Энглунд, в первую очередь, как автор большей части всего материала. Раскручивающиеся мелодии в стартовой “Solitude Within” и полуакустической “The Shocking Truth”, dark-metal в “Nosferatu”, участие модерн-треша в “Damnation”, акустическая баллада “Words Mean Nothing” – депрессивная романтика в красивейшем инструментальном обрамлении, то же упадничество в завершающей “The Corey Curse”. Субъективности ради, – много Evergrey за раз не употребишь, за два альбома повышенного внимания материал превращается в размытую музыкальную кашу, сваренную из многих, высококачественных, тем не менее, ингредиентов. Появление “Solitude Dominance Tragedy” и его посильная промоция в Европе ознаменовало и несколько эпизодов со сменой состава. Сначала отсох басист Даниэль Нойд, на его место прибыл Michael Hakansson; был так же взят новый клавишник, виртуоз Sven Karlsson из Soilwork. А после гастролей с Kamelot и Crimson Glory, а так же выступления на нескольких фестах, включая Bang Your Head, о своём уходе заявил гитарист Бронелли. Чуть ранее он ещё успел поучаствовать в записи трека “Rising Force” Yngwie Malmsteen. Конечно, ничто не вечно. Томас подыскивает себе нового компаньона-гитариста Henrik Danhage.
Развитие группы не осталось незамеченным для ряда рекорд-компаний; шведы переходят на прогрессив-рок лейбл Inside Out Music. А появление новых музыкантов только добавило разнообразия в музыку коллектива и позитивно сказалось на содержании следующего” кругляша” Evergrey “In Search Of Truth”(2001). Томас: “Свен и Хенрик привнесли чертовски много своего, гораздо больше, чем я планировал, потому что это с самого начала моё детище. Иногда всё-таки кого-то сложно допустить к нему, но идеи, которые оба предлагали, были настолько хороши, что я должен был их использовать”. Тексты “In Search Of Truth” были полностью посвящены теме похищения людей инопланетянами. Герой – мужик лет 35, боящийся темноты и вообще всего на свете, очень себя хреново ощущающий в душе. В состоянии гипноза у психолога выясняется, что его похитили инопланетяне в возрасте 5 лет, и теперь он выясняет, что с ним сотворили супостаты в психическом и физическом смысле. Шведы в первого релиза были заточены на качество и тщательный продакшн, поэтому в качестве “In Search Of Truth” трудно упрекнуть. В продюсерском кресле снова восседал Энди Лярок. Прогрессивности у Evergrey как раз тут и прибавилось. Особенный кайф – постоянный напряжённый эмоциональный фон альбома, местами мрачно-психопатичный. Не стал бы выделять на “In Search Of Truth” отдельные треки, очень уж плотный концепт, практически без зазоров. Разве что фортепианно-вокальную зарисовку “State Of Paralysis” (видимо, когда чувака погружали в гипнотическое состояние). Остальные сочинения нагружают мозг одинаково, с массой мелодий, парных гитар, клавишных разливов. Первый трек “Masterplan”, на который был снят клип, сразу даёт представление о панорамном и грувовом содержании третьего опуса шведов, занявший в чартах родины 59-е место.
В 2001 году Sven Karlsson покидает коллектив; сначала его заменяет Christian Rehn, а в 2002 году, перед началом студийных работ по созданию альбома “Recreation Day”(2003) на ту же позицию берётся Rikard Zander. Появлением альбома “Recreation Day” шведы сделали своеобразный отрез своего прошлого. Их звучание и содержание песен приобрело некий универсальный зрелый момент. В прежних изданиях имеется попытка выбраться из андерграунда, сохранив своё лицо, не всегда Evergrey это удавалось сделать изящно и интересно. Незаурядность осталась, и нынче добавилась эта ажурная лёгкость. Может, сказался продюсерский талант Фредрика Нордстрома, с которым Том и второй гитарист Хенрик ваяли этот яркий музыкальный продукт? От дворовой акустики в “Madness Caught Another Victim” до дэтовых моментов в “The Great Deceiver”, эпических распевок в “End Of Your Days” и атмосферного поп-отступления с женским воем в “Your Darkest Hour” до кавер-версии поп-баллады “I’m Sorry” шведской исполнительницы турецкого происхождения Dilba, – всё сделано с лёгкостью больших профессионалов. Посоветую начать изучение творчества гётеборгцев именно с “Recreation Day”. “Это был большой хит, – рассказывает Том о песне “I’m Sorry”. – Одна из наиболее часто звучащих песен на шведском радио. Всегда думал, что это фантастическая песня, и всегда хотел её сделать. Она достаточно старая, но звучит очень свежо”. www.youtube.com/watch?v=8bGp7LCRTlM Этот пост-Скорпионз трек Evergrey, кстати, в 2003 году был выпущен в Швеции в виде сингла, с добавлением альбомной версии песни “Blinded” и видео на “Masterplan”. В диск так же вошло сочинение “Trilogy Of The Damned”, бывший японский бонус-трек с “In Search For Truth”. Том: “Мы получили так много писем с просьбой и требованием выложить этот трек в сеть или переиздать, так как не у всех есть возможность заказать за 35 баксов японскую версию. Мы поняли, что сейчас подходящий момент. Это девятиминутный трек, только фортепиано и вокал, попурри из песен “As Light Is Our Darkness”, “Words Mean Nothing” и “The Shocking Truth”. www.youtube.com/watch?v=cgxht-THul4
Пластинки Evergey стали неплохо покупать в США; ранее скандинавский метал там смогли с успехом запостить In Flames и Nightwish. Это побудило руководство Inside Out отправить своих подопечных в турне по Америке в компании Arch Enemy, Hate Eternal и других. В этом турне в составе Evergey играл уже новый барабанщик Jonas Ekdahl. “Патрик ушёл по личным соображениям, – сказал Йонас. – Большего я о причинах сказать не могу, из-за уважения к нему. Он прекрасный барабанщик и классный парень. Я многому у него научился, когда был у него два года барабанным техником”. Ещё не гранды, но уже имя – группа в своей домашней студии Division One взялась за сооружение следующего альбома, получившего название “Inner Circle”(2004). Продюсировали его те же там же, за исключением Нордстрема. С Томом и Хенриком возился клавишник Рикард, они постарались максимально сохранить все достоинства “Recreation Day”, во всяком случае, не сделать хуже. Голос Тома является важным объединяющим элементом музыки “вечносерых”, и гитарный звук как всегда цветёт, но в этот раз это не спасло энергетику пластинки, без энтузиазма перетекающую из трека в трек. Разнообразие вокальных и инструментальных аранжировок, мелодическая красота – ок на все сто (“The Essence Of Conviction”, “Ambassador”, “Harmless Wishes”). Драйва и непосредственно “металла” – на тройку; у уныния, даже у такого навороченного и изысканного, есть предел. Группа не успела накопить вдохновения на то, чтобы превзойти по качеству “Recreation Day”, так мне каааца. Выделим трек “More Than Ever” www.youtube.com/watch?v=lVAogwUX0y8
В специальное издание “Inner Circle” вошло три акустических концертных трека, записанных во Франции. Чёрт, Энглунд умеет петь вне сомнений! Помимо Европы, диск удостоился промоции в США. Весной 2004 Evergrey в очередной раз отправились туда разогревом Iced Earth и Children Of Bodom. В то же время шведы озадачились записью материала для концертного альбома, который в виде ДВД и 2-СД “A Night To Remember” появился в 2005 году. Их основой стал концерт 9 октября 2004 года в Гётеборге, в зале Stora Teatern. Живой хор, струнный квартет Гётеборгского симфонического оркестра, жена Тома Карина – всё как положено. Большой сюрпрайз – этот ДВД возглавил в Швеции национальный ДВД-чарт.
Неугомонный Энглунд с коллегами не стал долго варить идеи новых песен, и уже осенью 2005 году начали записывать новый и обстоятельный альбом “Monday Morning Apocalypse”. На полки магазинов он лёг весной 2006 и занял 6 место в шведском хит-параде. Публику ждал мэйнстрим чистой воды. Продюсерский состав нынче поменялся полностью и вызвал в ту пору у журналистов наибольшее число вопросов. Господин Sanken Sandquist ранее работал с такими коллективами, как Def Leppard, Bon Jovi, Rammstein и так далее. “По поводу этого релиза мнения нашей аудитории разошлись больше всего, – признаётся Йонас Экдал. – Это и хорошо и плохо. Многие обвиняли в этом продюсера, потому что думали, что он поп-продюсер. Но это не причина, что альбом получился другим. Просто в то время мы пробовали новые идеи. Я горжусь альбомом; для нас производство “Monday Morning Apocalypse” стало огромным опытом. Там мы никогда не работали и много чему научились. Мы благодарны Sanken Sandquist и Stefan Glauman, которые продюсировали и микшировали альбом. Не смотря на то, что он получился прямолинейным и не таким техничным, как наши прежние записи, я чувствую, что это отличный и крепкий альбом”. Ну, сам себя не похвалишь, как говорится. Коммерчески скроенный, – только одна песня “Still In The Water” заступает за 5-минутный порог и увлекает в музыкальные дебри. Всё остальное компактное и далекое от сложных прогрессивных конструкций – качающие гитары, рок-мелодии и дружные припевы рулят в “Obedience”, “At Loss For Words”, “I Should”, “Unspeakable”. Даже выпуск в Швеции (19 место) заглавной песни в виде сингла с караоке-версией и лайвом “Rulers Of The Mind” намекал на коммерческую составляющую проекта. Том, впрочем, не скрывает, что дела группы с каждым альбомом всё лучше, не смотря на кризисы и упадок индустрии. “Monday Morning Apocalypse” до поздней осени раскручивался в гастролях по Европе, Британии и Скандинавии, после чего гитарист Хенрик помогал землякам In Flames на концертах в Северной Америке. Затем последовал серьёзный шаг – смена лейбла с Inside Out на куда более метальный и агрессивный SPV. Рассказывает Йонас: “Нам нужны были перемены. Мы больше не хотели с ними оставаться. Четыре студийных альбома, концертный ДВД и СД, – нам показалось этого достаточно. Хотелось что-то нового и свежего. SPV проявил к нам наибольший интерес и предложил самые лучшие условия”. Переходный период сопровождался потерей бас-гитариста Михаэля Хаканссона. “Уход Михаэля был печален для нас, – признаются музыканты Evergrey. – Он захотел сделать что-то другое со своей жизнью, и это стало веской причиной”. Сначала в 2007 году его заменил Fredrik Larsson, которого вскоре потянуло в Hammerfall. Затем шведа сменил по приятельскому звонку расторопный финский парниша Jari Kainulainen, басивший в Stratovarius.
Дебютом “вечносерых” на SPV стал альбом “Torn”(сентябрь 2008), получивший ещё дигипак-версию с бонусом “Caught In A Lie”. Том снова взял продюсинг в свои руки при поддержке второго гитариста Хенрика, исправлять поп-слабину . Большинство новых песен варилось долго, как вспоминает Том, первые наброски стали появляться, когда ещё Фредрик был в группе. На этот раз материал сочинялся музыкантами в основном по своим домам, а потом на неделе комплектовался сообща. Треки обросли массой нюансов, но звучат агрессивно и амбициозно. Будешь скипать трек-лист – остановись на “Broken Wings” (www.youtube.com/watch?v=4GKtE835hw8&feature=related), “When Kingdoms Fall”, “In Confidence”, “Nothing Is Erased” и “Fear”. Хотя альбом достоин пристального внимания. Фены определённо соскучились по рифовой браваде, которой отмечены релизы Evergrey начала 2000-х. Помимо выпуска “Torn”, поднявшегося до 4 места в шведских чартах, компания SPV объявила о переиздании бэк-каталога коллектива. “Поскольку нам принадлежат все права на наши записи, мы можем делать с ними всё, что хотим. Мы пока не говорили по поводу ремиксов или ремастеринга, не думаю, что это случится. Возможно, мы добавим некоторые би-сайды или старый неизданный материал”. Неизвестно, насколько повлияет на все оптимистичные планы группы информация о банкротстве лейбла в 2009 году. Менеджеры SPV GmbH заявляют, что процесс производства и дистрибуции продолжится без изменений, но как будет на самом деле, и кто и как захочет набить побыстрее карман и свалить, – неизвестно. После записи “Torn” группа продала свою студию, решив, что они слишком часто простаивает из-за их отсутствия, что приносит убытки, и требует в их условиях слишком много времени на поддержание её работоспособности. “Вокруг полно друзей с собственными студиями, так что мы в следующий раз обязательно подыщем подходящее место записи”, – заявил фронтмен Том. Летом 2009 Evergrey дали несколько концертов в Скандинавии, включая совместное выступление с Deep Purple в июле, в шведском Västerås. Cразу после летних концертов, у Evergrey на сентябрь и октябрь уже заряжено европейское турне с итальянской метал-командой Chaoswave, а 27 сентября группа станет хедлайнером третьего дня британского фестиваля Metalfest.
Сайт: www.evergrey.net