Это верно, самыми продуктивными их не назовёшь. Да и в список баловней судьбы этому коллективу так и не довелось попасть, в небесной канцелярии наверное случился саботаж, и Exodus в заслуженное число счастливчиков-реализаторов всех божественных талантов подряд не внесли. Но то, что они – одни из создателей классического (без мелодик-дэт романтики и брутала) американского Bay Area-треша, – определённо. Влияние, которое Exodus оказали на тех же Metallica, Death Angel, Testament и Vio-Lence (и как следствие, Machine Head) за ворохом почти 30-летней истории сразу не разглядишь, да и найдётся у каждого на этот счёт своё мнение. Но влияние есть, и началось оно, в том числе, с такого замечательного явления, как тейп-трейдинг. В самом начале 80-х популярной записью в этих кругах было 3-песенное демо, которое в 82 году записали Exodus. Похоже на то, что коллектив только сейчас начал собирать свои камни.
Задумал этот бэнд в 1980 году житель Сан-Франциско, гитарист Gary Holt. Посильно оживляли коллектив вокалист Paul Baloff, басист Geoff Andrews, барабанщик Tom Hunting и второй основатель – гитарист Kirk Hammet. Именно эти молодые люди и записали первые три композиции группы “Whipping Queen”, “Death And Domination” и “Warlord” из вышеуказанного демо. (К слову, был ещё один, ранний состав Exodus, исполнявший на свой лад всячески хард-роковые кавера, в него входил гитарист Tim Magnello и басист Carlton Nelson). Музычка у группы была не без греха – не слишком стремительный Motorhead, Iron Maiden и весь остальной мелодичный британский нью-вэйв-хеви-метал, с изрядной дозой панковской сырости и прямолинейности. Гари Холл признался, что на него лично оказали влияние Venom, Mercyful Fate, Angelwitch, а так же Black Sabbath, Judas Priest & Iron Maiden. Пробная запись быстро закрутилась не только среди обычных металхэдов, но и в музыкальных кругах. В 1983 году Кирк Хэммет переметнулся в Metallica, когда оттуда турнули неуравновешенного Дэйва Мастейна. Прыщавый Хетфилд и щекастый Ульрих, уже тогда отнеслись к этой записи серьёзно. Кстати, в этой ситуации подмахнул бывший менеджер эксодусов Mark Whitaker, совмещавший в тот момент ещё и должность звукоинженера “Метлы”. “Мы не страдали от этой потери, – рассказывает Гари. – Даже устроили вечеринку в честь Кирка. Его уход позволил мне взять под контроль группу и направление её музыкального развития. Именно тогда появился Exodus, который мы сейчас знаем. Конечно, Кирк сочинил несколько классных риффов и песен, хотя если вы послушаете материал до его ухода и после, – это две разные вещи. Но он как музыкант оказал на меня большое влияние, научил первым гитарным аккордам, вообще побудил заниматься этим. Я за это в долгу перед ним”.
Да и не то это было время, чтобы сильно убиваться; составы групп Bay Area перетасовывались стремительно, сцена кишела, это было нормальным явлением. Ни у кого не было за плечами собственных студий и гитарных техников, супер-калорийных контрактов и продюсеров. Все равноценно мечтали продвинуться, рубились за идею и месились по клубным солянкам, покупали винилы и кассеты, поддерживали рисованные фэн-зины. Хэммета после ряда проб заменил гитарист Rick Hunolt (участвовал в записи 2-трекового демо “Die By His Hands”(83)), чуть позже сменился и басист, – новым музыкантом стал Rob McCillop. К 1984 году коллектив успел записать ещё одно демо из двух песен под названием “A Lesson In Violence”, а чуть позже у Exodus на руках имелся контракт с фирмочкой Torrid Records и полностью записанный альбом “Bonded By Blood”, ставший с годами классикой треш-металла. “Та запись была настоящим хаосом, – вспоминает Холт. – Она проходила на студии под названием Prairie Sun в Северной Калифорнии. По сути, это была ферма, мы там жили и все наши друзья приезжали к нам. Каждую ночь устраивалось пьяное безумие, – удивительно, как мы вообще смогли закончить работу. Позднее владелец сказал, что в 1985 году мы подняли степень разрушения студии до такого уровня, что можно было просто отойти в сторону и любоваться”. Из-за возникших у подземельного Torrid Records проблем с “капустой”, альбом почти год пролежал на полке, пока в 85 году его не произвела на свет компания Combat Records, возглавившая на ближайшие годы дела группы. Вот тогда-то народ и торкнули такие вещи, как “Strike Of The Best”, “Piranha”, “A Lesson In Violence”(промо-название дебютного альбома) и “And Then There Were None” – образец будущих характерных риффлёных павер-метал мошеров Exodus. Закреплять успех альбома группа отправилась в турне вместе со Slayer и Venom; она выступала с Hirax, Megadeth, Mercyful Fate, Death Angel, а так же впервые прокатилась по целому ряду европейских стран с Venom.
Следующий ход был пожестче. После первого погружения в реальный гастрольный мля-рокенролл, на личном и музыкальном уровне не заладилось с вокалистом Paul Baloff. Поговаривают, что он отказался от предложения войти в состав немецких металлистов Destruction, но был совсем не против голосить в Hirax. Скорее после записи демо-материала новой пластинки “Pleasures Of The Flesh” в 86 году его заменяет Steve “Zetro” Souza, прибывший по распределению из состава начинающих трешеров The Legacy (Testament). Конечную версию “Pleasures Of The Flesh” выпустил в 87 году Combat Records, далее последовало лицензионное соглашение с мэйджором Capitol Records, обеспечившее группе обширную дистрибуцию и переиздание альбома с бонус-кавером AC/DC “Overdose” (у Саузы, выясняется, при желании тембр очень напоминает покойного Бона Скотта). Однако назвать “Pleasures Of The Flesh” мощным релизом было бы смело: несколько классических эксодусовских рифов в “Deranged” и “Parasite” гаденько-весёлая “Choose Your Weapon” и сваезабойная “Brain Dead”, да и всё, пожалуй. Неинспиративный диск создаёт впечатление надёрганных с разных мест записей, выпущенных на-отвали. Да, послушайте вокальные интонации Саузы в треке “Till Death Do Us Part”, – это ж будущий вокалист Testament Чак Билли. Презентация Саузы прошла успешно, голосовой трейдмарк у него был узнаваем сразу. Партнёрами Exodus в ближайших гастролях по Америке стали Celtic Frost и Anthrax.
До записи следующего студийного опуса дошло стабильно и без скандалов. Кстати, в 1989 году коллектив выдал сразу два релиза. Первый – 3-песенный EP “Objection Overruled”; в винилку вошёл кавер Ted Nugent “Free For All”. Вторая пластинка – полнометражный альбом “Fabulous Disaster” был не только коммерчески успешным (Гари вспоминает, что на первый более-менее нормальный чек приобрёл в свою калифорнийскую берлогу диван), но и стал любимцем метал-музыкальной критики того времени и публики. Диск добрался до 82 места в списке 200 лучших альбомов Биллборда за 1989 год. Exodus выдали классный кусок актуальной треш-музыки, оформив должным образом свой стиль. Относительно цельное звучание, раскатывающие рифы (“Fabulous Disaster”, “The Toxiс Waltz”), уважительная скорость (“The Last Act Of Defiance”, “Open Season”) и прикольная, немного стёбная за счёт своеобразного вокала Саузы подача. И в том же 89 году, во время гастрольного тура с Helloween и Anthrax из состава выбывает барабанщик Том Хантинг. Наскоряк ему официально слепили какой-то несуществующий анти-кишечный диагноз (по другим сведениям это была аритмия сердца), но лидер коллектива позднее признался, что у Хантинга просто был нервный срыв; чел был просто не в себе и нуждался в отдыхе. “Случилось то, что от меня совсем не зависело, – признался гитарист. – У Тома случались ужасные приступы паники и страха, депрессии, когда он был убеждён, что умирает. Он вообще не мог играть и думал, что я собираюсь убить его”. Гари Холт, скрепя сердце был вынужден искать срочную замену своему дружбану-барабанщику. Сначала его заменил музыкант из Vio-Lence Perry Strickland, а затем в состав был принят барабанный техник группы Anthrax John Tempesta. А тут ещё мэйджор Capitol Records предложил прямой контракт, куда Exodus вляпались. Была быстро организована запись нового студийного альбома, на котором отметился ещё один поменявшийся музыкант – басист Rob McCillop.
“Impact Imminent”(90) достиг 137 места в 200-ке лучших альбомов Биллборда в 1990 году. На мой взгляд он ещё фактурнее и жирнее предшественника, режущие гитары, “большие” барабаны, прокачен каждый такт. В нём по сравнению с “Fabulous Disaster” гораздо меньше эмоций, какого-то злобного веселья и движения вперёд, больше механики. Но песни “Impact Imminent” можно было разобрать на составляющие и зарядить ими не один десяток альбомов современных треш-коллективов, где идей днём с огнём не сыщешь. Заглавный трек, “Lunatic Parade”, “A.W.O.L.”, “Only Death Decides”, “Thrash Under Pressure”…Ух, хорошо помню, как в начале 90-х в на периферии (за всю Россию и Московию говорить не буду) кассеты с этим альбомом любители экстрима ставили в магнитофоны с тем же придыханием, что и чумовой концертник Slayer “Decade Of Agression”. Музыканты были сильно разочарованы отсутствием должной поддержки релизу со стороны рекорд-компании и параллельно подписали контракт с Relativity Rec. на выпуск своего первого концертного альбома. Разумеется, его материал был записан ещё до “Impact Imminent”. Пластинка получила название “Good Friendly Violent Fun”(91), отличалась активной атмосферой, небольшим трек-листом и кавером AC/DC “Dirty Deeds Done Dirt Cheap” в заводной манере Exodus. Следующим бас-гитаристом группы стал Michael Butler.
http://www.youtube.com/watch?v=q7ghNcADYt0
Потом начались проблемы с “мажорами”, потому что никто из толстых котов в Capitol так и не решился вкладывать средства в столь необходимый эксодусам пиар. Соответственно, ожидания фирмачей на предмет высоких продаж не оправдались, грызня по поводу второго альбома, который Exodus должны были записать по контракту, началась ещё до его создания. “Мне нравится “Force Of Habit”(92), – говорит Холт. – Но когда мы его сочиняли и записывали, мы каждый день воевали, потому что были втянуты в, как оказалось, разорительный контракт с Capitol. А когда ты вовлечён во всё это биг-бизес-дерьмо и не получаешь никакой поддержки, тогда всё разваливается”. “Force Of Habit” продюсировал грек Chris Tsangarides, больше известный промывкой мозгов хард-роковым и хеви-метальным исполнителям. Стоили его услуги, может, и солидно, но самой группе этот с рыхловатыми рок-гитарами и задвинутыми по сравнению с басом на задний план барабанами альбом стоил многих фэнов и первого разбитого корыта. Продюсер попытался сделать совсем другую группу, и у него это почти получилось. Ярый поборник треш-жанра Гари Холт видимо был совсем подавлен контрактными разборками, раз допустил такое вмешательство. А может, сказалась обстановка лондонской студии Battery Studios? Ну, ладно ещё, носатая мазня на обложке и странный креатив с логотипом. Посреди трек-листа фигурировал кавер Rolling Stones “Bitch” с духовой секцией, ближе к финишу появился кавер Elvis Costello “Pump It Up”, а центральное место диска занимало сочинение на 11 минут “Architect Of Pain”. Увы, второго “…and Justice For All” из этой затеи не получилось. Классический скоростной трек в живительной треш-манере Exodus терпеливый фэн обнаружит только в самом конце пластинки – “Feeding Time At The Zoo”. В остальных случаях речь шла о добротных риффах, но в чуждой реализации. Отметим более-менее ядрёные композиции “Fuel For The Fire”, “Thorn In My Side” и “Count Your Blessings”.
В жанре быстро назревал коммерческий и идеологический кризис, массовая метал-апатия из-за нашествия гранж-армады уничтожала пачками экстремальные группы, а новой жизнеспособной музыкальной идеи Exodus выработать не успели. Нужны были либо существенные меры, либо… “Альбомы, выпущенные Capitol, были однозначно лишены необходимой промоции, – сетовал спустя десяток лет шеф Exodus. – “Force Of Habit” был принят лучше на момент выхода. Но сейчас, огладываясь назад, я думаю, что альбом куда слабее. Люди выше оценили “Impact Imminent”. В вокальном отношении на нём есть упущения, хотя вообще это не вина Саузы. Многие музыкальные фразы, которые написал для альбома, не давали ему достаточно простора. Слишком много нужно было сказать в слишком короткий отрезок времени (на концертных записях того времени это очень хорошо заметно, прим. авт.). Но что касается риффов, то в нём – одни из самых лучших риффов, которые я когда-либо сочинил”. В 92 году Combat решили быстренько срубить денег на фоне агонизирующей группы и выпустили компиляцию “Lessons In Violence” – не самое нужное приобретение для фэна, если честно. Сама группа предпочла расформироваться. И собралась в следующий раз вместе только в 1997 году, подписав бумажки с новым хозяином – Century Media. Новым релизом эксодусов стала новая концертная пластинка “Another Lesson In Violence”, работа во многих отношениях привлёкшая к себе внимание всех прежних поклонников группы. Во-первых, у микрофона снова появился Пол Балофф, драм-секцией снова заведовал подлечивший нервишки Хантинг, новым был только бассер Jack Gibson. Во-вторых, группа подобрала блистательный трек-лист – отборные боевики, сыгранные с новой динамикой (послушай хотя бы для примера треки “Lesson In Violence” и “Exodus”) и шикарным концертным звуком, накрученным мастерской рукой продюсера Andy Sneap. В-третьих, на пластинке значился неизданный трек “Impaler” (www.youtube.com/watch?v=9nF2K2u9Rwo&feature=related), сочинённый когда-то совместно с Кирком Хэмметом, а в песне “Lesson In Violence” на записи гостил гитарист Роб Флинн из “Machine Head”. После этого коллектив даже выступил на голландском фестивале Dymano, но снова резко натянулись отношения с рекорд-компанией из-за плохой, по мнению Exodus, промо-работы. Состав самораспустился из-за отсутствия финансовой и прочей организационной мотивации; по этим же причинам осталось неизданным и записанное видео.
Сайт: www.exodusattack.com