Просто напасть. Контракт с Century Media казался таким многообещающим, клубные концерты в родном Сан-Франциско распродавались, качество концертного альбома “Another Lesson In Violence”, записанного в родном городе, было на высочайшем уровне, да и результаты гастролей по Европе и Северной Америке обнадёживали. Ан нет, разбежались снова. Весь канун третьего тысячелетия участники Exodus занимались каждый своим делом, и если и вёлся поиск привлекательного контракта, то до полноценного Ренессанса треш-металла было ещё далековато, и вроде как требовались новые подходы к позиционированию экстремальной музыки, да мало кто решался этим заниматься. Временную реанимацию Exodus в сентябре 2001 года вызвала совсем невесёлая причина. Знатный вокалист группы Testament Чак Билли боролся с раковой опухолью и проходил необходимые выматывающие терапии. Парень полысел – потерял роскошную индейскую шевелюру, стал меньше в два раза, но держался молодцом. Чтобы поддержать друга, коллегу и просто классного дядьку, было организовано мега-событие “Thrash Of The Titans”, ради которого эксгумировали несколько треш-метал групп, с которыми Testament росли и доросли (в том числе Anthrax, SOD, Legacy). Дали своё согласие и участники Exodus, вместе с оригинальным вокалистом, раздобревшим Полом Балоффом. Группа выступила с таким смаком и с такой эмоциональной отдачей, что Exodus продолжили в 2001 году клубную концертную деятельность, а Гари Холт задумал начать работу над новым материалом. Эту эйфорию омрачила трагедия.
2 февраля 2002 года у вокалиста Балоффа случился сердечный приступ, и через три дня он умер, не приходя в сознание. Вариантов в таких случаях немного, и Холт выбрал музыку. Он не упал духом и даже рванул что есть силы вперёд. Не в последнюю очередь, был подписан контракт с Nuclear Blast, что теоретически после истории c Century Media ни о чём железобетонном не говорило, но вселяло хоть какую-то уверенность. Поиск вокалиста закончился на кандидатуре….Стива Саузы. Да, бывший коллега Гари решил тряхнуть стариной (ему перевалило за 40), помог банде завершить все заявленные с Балоффом концерты и снова стал участником Exodus. Началась самостоятельная работа над новым альбомом. Холт: “Альбом мы записывали за свои деньги. Продюсер Энди Снип взял на себя все свои расходы, потому что поверил в проект. Другой наш приятель просто дал свою кредитку и оплатил студию, где мы записывали барабаны. Ещё один парень из студии, где мы записывали всё остальное, не стал брать требовать с нас предоплату, и принимал активное участие в подкармливании нас всё время. Все эти люди и сделали, фактически альбом. И когда мы его закончили, то оказались именно в том положении, в котором хотели оказаться. У нас был убойный альбом, и тем самым, возможность получить лучшее контрактное предложение. В нашем списке контор, с которыми мы бы хотели торговаться, Nuclear Blast, стоял в самом начале”. Первые образцы свежей музыки публика смогла оценить в 2003 году. Во время европейского турне Exodus был выпущен лимитированный ЕР “War Is My Sheppard” с двумя новыми песнями и официальными перезаписями трека “Impaler” и кавера AC/DC “Dirty Deeds Done Dirt Cheap”. www.youtube.com/watch?v=PKs1ctp91FI
Что можно было отметить помимо отличного, напористого и агрессивного звучания? Главное, в музыку Exodus вернулись прежняя злобно-весёлая динамика и треш-риффы класса “люкс”. Трек “Impaler”, не смотря на свой почтенный возраст, звучал ничуть не олд-скульно, наоборот, в скоростной своей части воспринимается в общей канве новых сочинений группы. “Смерть Пола оказала огромное влияние на меня и вдохновила на то, чтобы сделать лучший альбом”, – признался шеф эксодусов. Может поэтому Холт записал практически все ритм-гитарные партии и соло сам, а второму гитаристу Рику Ханолту досталось всего 20 секунд “эфирного” времени. Головной альбом получил название “Tempo Of The Damned”, а возможности Nuclear Blast обеспечили диску достойную раскрутку; диск даже выпустили по лицензии в Корее. Основной материал был выдержан в классическом, чуть модернизированном духе уже опубликованных песен, к ним можно добавить забойно-монотонный трек “Scar Spangled Banner”, шустрые “Forward March”, “Tempo Of The Damned” и маршевый “Blacklist”. Вообще, для поклонника, не принявшего в сердце “Force Of Habit”, этот диск должен стать чем-то очень долгожданным.
После появления “Tempo Of The Damned” гастрольный график американцев уплотнился в разы. Помимо перепаханной Европы, Exodus успели закатиться в Японию и Южную Америку. Однако не всё продолжалось гладко. За непродолжительное время в группе почти полностью обновился состав. Во-первых, снова съехала черепица у барабанщика Тома Хантинга, и его заменил весьма достойный музыкант Paul Bostaph (ex-Slayer, Forbidden, Testament etc.). Во-вторых, с трассы сошёл гитарист Рик Ханолт. Гари комментирует: “Рик ушёл из группы, чтобы остаться дома и заботиться о двух своих сыновьях. Я его понимаю, он их безумно любит, при этом у него нет никого, кто бы мог за ними присматривать. Есть и другая причина, – привязанность Рика к наркотикам, которую он так и не смог побороть, чтобы я не пытался делать. Я надеюсь, он когда-нибудь опомнится и осознает, что убьёт себя, если продолжит в том же духе”. Рика заменил Lee Altus (ex-Heathen), большой поклонник группы, довольно долго ждавший своего часа. Но самый гнусный облом группе устроил всё тот же вокалист Сауза. В январе 2005 года, чуть ли не за три дня до начала очередного гастрольного тура он внезапно сваливает, не предоставив никакой замены. Сначала на форуме группы были выражения вроде “жирный е..чий кусок дерьма”, со временем ненависть у шефа эксодусов к Саузе отпустила, уступив место не самым приятным воспоминаниям: “Это было самое тяжёлое турне в моей жизни, и если, честно, его вообще не следовало букировать. Мы были вынуждены прекращать сет после пяти песен, и фэны чувствовали себя обманутыми, и швыряли в нас всевозможное дерьмо, – и всё из-за возникшей неразберихи с расписанием. Мы два раза перекраивали турне, только чтобы увязать его с расписание Саузы, как раз перед тем, как он ушёл. Так что всё было твою мать так перепутано, и промоутер разрывал задницу из-за всех этих отмен и переносов концертов. Я бы конечно не оставил Саузу в группе после этого, но он тот, кто он есть, – домашний парень. Ему не нравятся гастроли. И я сейчас слишком рад тому, в каком состоянии Exodus сейчас, чтобы беситься из-за него”. В Бразилии поклонники группы даже устроили метал-фестиваль ‘Fuck Off Zetro”, что тоже свидетельствует о понимании в кругу фэнов такой подляны.
Зато жизнь на этом не остановилась. В команде появился новый вокалист Rob Dukes, мало неизвестный общественности чувак, работавший гитарным техником. До него место за микрофоном временно занимал Steev Esquivel, оравший в Defiance & Skinlab. Ещё ранее мелькнул певец группы Wardance John Miller, оказавшийся, по словам Холта, “безумным идиотом”. Следующий студийный монстр Холт продюсировал сам, а сведением и мастерингом занимался Энди Снип. В “Shoved Headed Kill Machine”(2005) Гари, оставаясь практически единственным композитором в группе, вложил всю турбулентность последнего времени. Он признавался, что, как и после смерти Балоффа, все горести только вызвали в нём ещё больше злости и желания делать лучший треш-метал. По результатам опросов многих хеви-метал изданий за 2005 год, альбом “Shoved Headed Kill Machine” был назван среди лучших трешевых релизов года.
Вокалер Дюк добавил немного хардкоровой динамики. Холт продолжал мешать альбомы из компактных in the face мощных боевиков и не всегда желанных сочинений за 7 минут. Они по-своему подчёркивали тяжесть и солидность Exodus, прокачивали воздух, но хочется побольше таких распиливающих на части треков, как “Raze”, “Going Going Gone”, “I Am Abomination” или “Karmas Messenger”. Есть ещё 8-минутное мясо “Deathamphetamine”, но оно как-то долго разжёвывается, теряется драйв. Обладатели лимитированного издания получили бонус “Purge the World” (трек не попал на альбом “Tempo Of The Damned” из-за некоего соглашения Century Media с Nuclear Blast), а японцам достался кавер Sex Pistols “Problems”. Эксодусы снова покатились по Европе с Hypocrisy, участвовали в фесте X-mas, в 2006 ещё раз навестили Японию с The Haunted, отыграли американское турне и осенью снова были в Старом Свете.
Весной 2007 года в группу возвращается барабанщик Том Хантинг. Холт: “Грубо говоря, ему нужно было время, чтобы справиться со своими проблемами (На долго ли? Прим.авт.). Он был первый барабанщик, с которым я играл, и с тех пор между нами существует бессловесная связь по поводу того, что нужно делать по поводу риффов и барабанов. Это трудно описать словами”. Что касается прекрасно отколотившего альбом с эксодусами Пола Бостафа, то, по словам гитариста, он в самом начале знал, что Том может вернуться, и взаимопонимание на этот счёт имелось. “Гулящий” драммер тут же был втянут в работу по созданию новой студийной пластинки, благо у группы с Nuclear Blast складывались прекрасные отношения. “The Atrocity Exhibition…Exhibit A”(2007) выдался по всем статьям концептуальным и несколько замедленно-прогрессивным (фэны Dream Theatre могут спать спокойно, прогрессивность здесь имеется ввиду другая): половина треков от семи минут и выше, сразу задумано продолжение, и записано впрок четыре песни. Фэнам группы потребуется определённая терпимость, чтобы совладать с “The Atrocity Exhibition…Exhibit A”, если честно, на всём протяжении альбом напрягает, в нём на самом деле не очень много от прежнего Exodus. Атмосфера другая совсем, воинственная и нагнетающая мрак. Отмечу злобность “Iconoclasm” и “Riot Act”, а так же раскатывающую публику на концертах “Funeral Act”.
Сайт: www.exodusattack.com