Такой “идейный” и “постоянный” Эксель – тот ещё персонаж для цитирования.
Да и история у этого светлого рок-н-ролльного будущего оказалась яркой, но недолгой. Доля правды в почти сакральных словах Роуза была, – таких новаторских рок- коллективов и сегодня раз-два и обчёлся. А то, что хорошего всегда понемногу… не знаю, кто вообще придумал эту стрёмную присказку. Такой музыки, как Faith No More не может быть мало.
Неизлечимые рок-эклектики вкусили прелести совместного музицирования в составе группы Faith No Man, лабавшей по мелким клубам Сан-Франциско с 1979 по 1982 годы. Команду собрал некто Mike “The Man” Morris, а помогавшие ему в этом Roddy Bottum (клавишные), Billy Gould (бас) и Mike “Puffy” Bordin (барабаны) в 82 году “кинули” своего коллегу, на троих уволились и оформились в новую группу Faith No More. Гитаристом здесь на короткое время стал Mark Bowen, однако надолго задержался пробитый рокер Jim Martin. Посложнее оказалось с открытой вакансией вокалиста. Наиболее известным персонажем, желавшим стать фронтменом группы в то время, была Courtney Love. Ныне вдова Курта Кобейна пробыла в роли вокалистки FNM всего четыре концерта (скорее всего, и репетиций было столько же). В конце концов, вокалером стал Chuck Mosley, с которым после записи в 1984 году 4-песенной демо-ленты в 1985 году за свои деньги был записан дебютный лонгплей FNM “We Care A Lot”, выпущенный в США на Mordam Records. Хотя это далеко-далеко от того, что стало с коллективом буквально через пару пластинок, музло квинтета было и тогда сложно категоризировать. Сильный лязгающий бас, клавишные подклады, достаточно увесистая по тем временам рок-гитара, фанкующие и шаманские драмсы рисовали непривычную рок-картинку. На виниле было несколько относительно вразумительных треков “We Care A Lot”, “As The Worm Turns”, “Greed” и “Arabian Disco”; был кое-какой интересный концертный перформанс. Второй альбом бэнд записывал уже по контракту со значком Slash Records. Трек “We Care A Lot”, перезаписанный в более гладком и качественном виде на “Introduce Yourself”(87) оставался самым радио-перспективным (рулили студенческие радиостанции) и запоминающимся, хотя в треках “Faster Disco” и “R’N’R” собрано не меньше стилистических компонентов, принёсших потом группе мировую славу. Из песни “Blood” , поработав с гармонией, можно было вымутить мощный хит. Видимо, не понадобилось, увы, сырая гитара Мартина вешала квинты напрасно. Ладно, в 1988 году Мосли был уволен за профнепригодность, пьянство и постоянные склоки с коллегами. Отношения в коллективе и раньше были непростые. Доходило до рукоприкладства, злых шуток и других агрессивных форм выражения своего мнения. Британская газета “Melody Maker” назвала отношения внутри FNM “патологической ненавистью”; тот же Мосли в одном из интервью пожаловался, что гитарист Мартин однажды разбил об его голову бутылку. Петь лучше от этого Мосли не стал… Джим Мартин, в свою очередь, заявил позднее, что если бы не последующие после выхода “Introduce Yourself” шаги, то группа бы обязательно разбежалась.
За полгода до записи альбома “The Real Thing”(89) в группу был принят вокалист Mike Patton, певший в студенческой команде Mr.Bungle. Об этом парне вспомнил Jim Martin. Будучи фэном экстремальной музыки, его впечатлил альбом “The Raging Wrath Of The Easter Bunny” группы Mr. Bungle. Ещё тогда гитарист Faith No More подумал, что Mike Patton был бы идеальной кандидатурой для FNM. Поведение и движения малого на сцене сначала отдалённо напоминали Энтони Кидиса из Red Hot Chili Peppers, что после карьерного прорыва FNM переросло в неприятные высказывания в адрес друг друга и некоторые подляны. Зато вокальный перформанс Паттона убирал не только певшего мимо кассы, монотонного Мосли, но многих других альтернативных вокалистов, фигурировавших тогда в рок-круговороте. Клавишник Родди назвал своего нового коллегу “Пара лёгких на ногах”; Паттон мог выводить почти несовместимые рулады, причём в рамках одной песни. “The Real Thing” рванул не сразу, а только после появления в январе 1990 года сингла “Epic”. Назвать получившийся у FNM результат метал-альбомом было бы жанровым недоразумением, что-то вроде heavy-jazz-progressive-funk-rock – поближе к теме. Блестящая новаторская работа с мелодиями и аранжировками в “The Morning After”, “Falling To Peaces” и “Zombie Eaters”, прогрессивный инструментал “Woodpecker From Mars”, фортепианный поп-рок-джаз “Enge Of The World”, почти трешевый экстрим в “Surprise! You’re Dead” – смелость в каждой ноте…Мир созрел к такому новаторскому обращению со звуковой материей. “The Real Thing” стал платиновым в США, Канаде, Южной Америке и охотно раскупался в Европе, быстро доведя продажи до 4-миллионной отметки. Клип на песню “Epic” с задыхающейся без воды рыбкой в финале, вызвал возмущения защитников прав животных, но усиленно ротировался по MTV. Сумма этих обстоятельств обеспечила группе почти два года мировых гастролей. Запись была номинирована на Гремми, а трек “Epic” называют прообразом рэп-кора и отправной точкой появления таких коллективов, как Clawfinger. Группа из Сан-Франциско громыхала теперь по большим залам и стадионам. По мотивам британских гастролей америкосов в 1990 году была опубликована запись “Live At The Brixton Academy”(91), ставшая для фэнов совсем нелишней пластинкой и адекватным вложением фунтов-фертиков по трём статьям. Во-первых, реально интересно ощутить на записи концертную энергетику FNM и способности Паттона. Во-вторых, в трек-листе оказалось два неизданных сочинения “The Grade” и “The Cowboy Song”, а в-третьих, в лайвовом исполнении здесь представлен саббатовский кавер “War Pigs”. Диск стал поддержкой выпущенному ранее видео “You Fat Bastards”. Поклонники, однако, заждались новых студийных откровений, и новый трек, многослойный, с узнаваемым синтезаторным звуком и стреляющим сольником “Perfect Crime” из звуковой дорожки к фильму “Bill &Ted’s Bogus Journey” общей жажды утолить не мог.
“Angel Dust”(92) дался творчески не так просто; сам диск по сложности и экспериментальности воплощаемых идей в дискографии бэнда аналогов пока не имел. По мнению большинства участников FNM, это был именно такой альбом, к которому они стремились. Паттон стал меньше стенать и выть вроде Кидиса и добавил в голос “мяса”, знакомого по его проекту Mr. Bungle. В некоторых странах популярность “Angel Dust” оказалась даже выше “The Real Thing”. В США хорошо пошли альтер-рок синглы “Midlife Crisis” и “A Small Victory”, а классическая перепевка Commodores “Easy”, появившаяся на переиздании “Angel Dust” и отдельным синглом, стала одним из популярнейших творений американской группы в Европе. Единственным из группы, кто был категорически недоволен записью, стал гитарист Мартин. “Angel Dust” ну никак не ориентировался на гитарную прямолинейность, скорее, на сочетание искажения существующих стилей и стремления к альтернативной подаче поп-мелодий. Джиму удалось только разгуляться в причудливом, тонально навороченном “Jizzlobber” и добавить гитарной серьёзности в “Kindergarten” и “Smaller And Smaller”. “Angel Dust меня просто бесит, – высказался гитарист Мартин в адрес своего последнего альбома в рядах FNM. – Я не думаю, что разница между партиями, которые остальные хотели от меня, и партиями, которые я сыграл, была достаточной, чтобы повлиять на нашу карьеру. Однозначно, пришло время сделать что-то новое, потому что последняя запись не канает вообще и не демонстрирует то, что могла бы”. Мартину изнутри, наверное, было виднее, но говорить в рамках FNM об отсутствии нового – несправедливо. Группа всегда было НОВОЙ, до последнего прижизненного сборника. При чём на всех последующих студийниках Faith No More гитары было не меньше, чем на “The Real Thing”. Не уважили чувака, не дали запилить и навешать рифов, не нравится атмосфера – дело другое, – меняй телегу. Пластинке бы утяжеление совсем не помешало, но в итоге не лишило её неподражаемости и непредсказуемости. Ситуэйшн был болезненный для обеих сторон по-своему. Ходили слухи, что Джиму Мартину после этого пришлось туго с деньгами, и он, мол, питался крекерами и водой. Бывшим коллегам вдруг остаться без гитарреро тоже было не кайф. “Я не думаю, что Мартин вообще понимал, что мы делаем, и вообще не понимал нашу музыку”, – в сердцах сказал Билл Гоулд. Ну и хватит об этом. Карьера Faith No More с уходом Мартина после завершения турне в поддержку “Angel Dust” летом 93 года (в том числе с Metallica & Guns’n’Roses) не завершилась, хотя появление следующего альбома это затянуло определённо.
Так на борту появился новый пассажир, гитарист Mr. Bungle Trey Spruance, внёсший посильный вклад в запись самого недооценённого диска Faith No More “King For A Day, Fool For A Lifetime”(95). Новый набор песен – блестящее свидетельство способности музыкантов городить стилистический огород, сочетать массу противоречивых чувств и эмоций, примерно пополам: от раздражения, ужаса, злобы, шизы, внутренней какофонии, отчаяния и тревоги (“Digging The Grave”, “Ugly In The Morning”, “King For A Day”, “Cuckoo For Caca”, “Gentle Art Of Making Enemies”) до эпичности, расслабленности, джаза и радости жизни (“Last To Know”, “Evidence”, “Just A Man”, “Coralho Voador”, “Take This Bottle”). Немалую роль в этом эмоциональном разнообразии сыграл вокалист Паттон. Да, есть и история: перед записью “KFAD, FFAL” группа попала в серьёзную автомобильную аварию, все участники чудом остались в живых. “Ну, мы увидели Бога, – сказал тогда Паттон, сидевший тогда за рулём. – Это была действительно серьёзная авария. Нам пришлось заглянуть в лицо многим вещам…это было мило”. Паттон с тех пор машину не водит. Вскоре после издания “King For A Day…” Трей неожиданно покидает группу, говорили, из-за конфликта с Патоном, финансовых разногласий и нежелания долго гастролировать. “Он был хорошим гитаристом, но не совсем подходящим парнем для группы, – нехотя поделился бас-гитарист Гоулд. – У Трея был ряд личных проблем, которые, вероятно, никогда не будут решены”. Трей, в свою очередь, утверждал, что никто и не собирался делать его постоянным участником Faith No More. В турне с новым релизом на ролях гитариста отправился техник Dean Menta. В США релиз не привлёк к себе никакого внимания. Европа и Австралия были более благосклонны, там “King For A Day…” кое-где вышел с бонусом “I Started A Joke” (кавер Bee Gees) и заработал “золото”; инерционные продажи дотянули до полутора миллионов экземпляров. MTV в Америке проигнорировало клипы, выпущенные к синглам “Ricochet”, “Evidence” и “Digging The Grave”, а незначительный спрос на концерты группы в Англии привел к тому, что Faith No More сократили свой европейский тур.
В процессе записи “King For A Day…” неоднократно выражалась неуверенность в том, что будет какое-либо продолжение, и оно появилось неожиданно быстро. Практически весь материал студийного альбома 1997 года создавался во время предшествующих по времени гастролей Faith No More в 95-96 годах. Участие гитариста Dean Menta в судьбе коллектива так и ограничилось концертами, на ближайшие полтора года его сменил Jon Hudson. Билл Гоулд сказал: “Дин отлично поработал в турне, но когда дошло дело до сочинения нового материала, мы поняли, что работаем совсем по-другому”. “Angel Dust был словно предшественник урагана – большого, ужасного шторма, – оценивает новый альбом Билл Гоулд. – “King For A Day…” – был словно тебя бьёт сам шторм, со всякими вещами, летающими вокруг. А эта запись… как будто бродишь после шторма среди развалин и вытаскиваешь тела”. Гоулд чертовски точно художественно оценил свойства “Album Of The Year”(97). Пластинку можно смело назвать наиболее сконцентрированной. Ломанный размер и звуковой эпатаж в “Collision”, шизоидность “Naked In Front Of The Computer” и “Got That Feeling” демонстрировали способность коллектива сначала мочить попсу в сортире, а потом доставать её оттуда, сушить её под балканский метал-фанк “Mouth To Mouth” и устраивать синтетический чил-аут в “Stripsearch” (с драматическим гитарным финалом), романтик-баллад в “She Loves Me Not” или полуакустик-кантри с последствием “Helpless”. В общем, вести себя по привычке непредсказуемо, без оглядки на происходящее вокруг и издеваясь над всем музыкальным миром. “Last Cup Of Sorrow” и “Ashes To Ashes” с диска “Album Of The Year” – два обязательных шедевра одной из самых влиятельных и небанальных альтернативных групп современности. Реакции общественности на этот релиз оказались неожиданно позитивными. Диск произвёл три сингла, оказался в чартах многих европейских стран, стал №1 в Австралии, №2 в Германии, где оставался в хит-параде 5 месяцев, и разошёлся примерно в таком же количестве, что и предшественник – 1,5 миллиона кругляшей.
Масса боковых проектов, часто мешающих основной деятельности музыкантов, сделала своё дело; в своих интервью участники группы то и дело говорили о своей занятости на стороне. Объявление о роспуске FNM было только вопросом времени. Сначала в 98 году торжественно объявляется об отмене весеннего турне с Aerosmith, а потом басист Гоулд по факсу и электронной почте разослал всем письмо, мол, всё по согласию, никаких заявлений больше не будет, всем спасибо. Беспонтово как-то, но относительно в ключе FNM. В 98 году бэнд выпустил прощальную компиляцию “Who Cares A Lot”, с бонус-CD в лимитированной версии. Жаль, что среди восьми аудио-раритетов, представленных на этом приложении, не было изрядного количества би-сайдов и интересных ремиксов, составлявших прежние синглы группы. Хуже бы точно никому не было, потому что выпущенный в 1995 году бокс из 7-дюймовых синглов не был предназначен для широкого круга поклонников. Последующие компиляции, как официальные, так и бутлеги, не содержали в себе ничего нового, хотя могли бы, безусловно. Бывшие участники Faith No More, отыграв 7 апреля 98 года в Лиссабоне своё последнее шоу, моментально рассосались по своим амбициозным проектам, Паттон и Гоулд завели при этом собственные рекордсы. Впрочем, весь этот пост-FNM вертеп – повод для отдельных очерков; их ещё и в проектах нет, хе-хе.
По поводу воссоединения в любых формах бывших участников Faith No More спрашивали регулярно, но никто не собирался подавать какие-то надежды или что-то в этом роде. В 2002 году Майк Паттон заявил: “Я мог бы поработать с парочкой из тех парней, конечно, они классные музыканты. Но не как FNM. У меня слишком много дел. Да, у FNM была отличная карьера, всегда есть предложения вернуться, но куда более интересно двигаться вперёд. […] Многие люди хотят знать больше о FNM. Для меня это просто, но другие не поймут ничего. Это было великолепно! Мы имели большой успех, а потом пришёл конец, и у нас появились другие дела. Зачем возвращаться, чтобы ворошить старые воспоминания, когда можно делать столько всего нового!?”. Таких песен мы за последние годы слышали массу, верно? Были и другие подобные заявления от остальных участников коллектива, включая основателя Bill Gould, более поздние. Кто-то опровергает слухи в прессе, кто-то ещё катит бочки друг на друга, в нескольких интервью 2008 году Паттон, хоть “вероятнее всего, сомневается в возможности реюниона”, но и “не стал бы этого исключать”, короче, никакой конкретной инфы нет. Интерес к новаторской группе не полыхает, как прежде, но и не угасает.
Ян Федяев