rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Falconer. part 1

Долго раскачиваться не будем, почти сразу перейдём к делу. Исторический павер-метал из Швеции с профессиональным поп-мюзикл-вокалом, студийный проект, которому чувство меры и, возможно, отсутствие финансовых возможностей, позволяет не впадать в фэнтезийное масло масляное про рыцарей, драконов, гоблинов и магию, без ожидания больших гонораров завидно регулярно записывать альбомы человеческих песен, минуя бесконечные интро и надуманной важности инструменталы. Оптимально сбалансированный европейский power/speed metal в стиле Gamma Ray/Hammerfall/Brainstorm, кельтско-скандинавский фолк, отголоски старинной музыки, прогрессивные влияния Jethro Tull и Queen, хард-рок Rainbow и ещё много какого музла 70-80-х, начиная с Kiss и Judas Priest. Это не конкуренты Blind Guardian, у Falconer и весовая категория другая, и ниша своя. Хотя, как показывает общемировая практика, неограниченный бюджет не всегда полезен и не всегда созидательно сказывается на творческих людях. А уж на стадии создания новой музыки вообще даёт каждому почувствовать себя чуть ли не Бетховеном, с плачевным результатом. Не будем тыкать пальцем…

Стефан: надоел брутальный вокал

У Falconer всё в меру. Родом коллектив из шведского местечка Mjölby, где проживает гитарист Stefan Weinerhall. В начале 90-х он собрал относительно успешный приблэкованый viking-metal коллектив по имени Mithotyn, записавший для рекорд-компании Invasion Records три альбома. Они пользовались определённым успехом в андеграунде, особенно альбом “Gathered Around The Oaken Table”(99). Вскоре после выхода этой пластинки лейбл Invasion прекратил своё существование. Вместе с ним не стало и Mithotyn, но не из-за банкротства рекорд-компании, а из-за того, что шефу коллектива к тому моменту надоело слушать black/death-metal музыку с брутальными или истеричными вокалами. “Разумеется, из-за этого я бы не в ладах с самим собой, продолжая играть ту музыку и чувствуя, что имеющийся в Mithotyn вокал её разрушает. Кроме того, группа сковывала меня, поскольку не мог использовать все сочиняемые риффы – они не подходили black-viking metal коллективу. Все тексты тоже должны были быть о классных викингах. Я же хотел петь о чём-то помимо этого, при этом играть то, что я люблю. Поэтому я и организовал новую группу – Falconer”. Да, мифология, сказки и фантастика Стефана не вдохновляли настолько, насколько средневековая история и реальные исторические события. Стоит упомянуть, что после устранения Invasion Records Mithotyn получили несколько крупных контрактных предложений, но Стефан окончательно решил похоронить коллектив в том виде.

С соколом на охоту

В том же 1999 году он при помощи драм-компьютера укомплектовал несколько новых песен, по сути тот же Mithotyn, только с большим влиянием power вместо блэковой тьмы, и стал подыскивать чистый голос, способный нести на себе мелодические функции наравне с гитарами. По окрестностям был кинут клич, на который в итоге откликнулся Matthias Blad, бывший студент Лондонской музыкальной и театральной академии, певший на профессиональной основе в мюзиклах “Эвита”, “Кабаре”, “Сирано Де Бержерак” и других, и практически не имевший до этого никакого отношения к металлу. Стефана это обстоятельство не смутило, и позднее оно стало одним из самых жирных плюсов Falconer. “Я благодарен судьбе за то, что нашёл такой голос. Он не просто подходит к нашей музыке, но ещё и вносит в неё свой индивидуальный, драматический оттенок”. В название много смысла не вкладывалось, но Falconer (“Соколиный охотник”) подошло для группы идеально, на мой взгляд.

Теперь рук хватает

В начале 2000 года шведский гитарист с готовой 4-трековой демо-записью начал поиск подходящего издателя и кроме прочего предложил демо лейблу Metal Blade, проявлявшего, кстати, до этого живой интерес к Mithotyn после ликвидации Invasion Records. Материал Falconer их тоже заинтересовал, и контракт был подписан. После этого сразу же возникла необходимость поиска живого барабанщика для записи дебютного альбома. Долго искать не пришлось – свои услуги предложил бывший барабанщик Mithotyn Karsten Larsson. В конце 2000 году трио ненадолго поселилось в студии Los Angered Recordings небезызвестного участника King Diamond гитариста Andy LaRogue в шведском городке Ангеред (в 2007 году музыкант перевёз студию в местечко Варберг и переименовал в “Sonic Train Studios”), где записали альбом “Falconer”(2001). Группа не планировала гастролировать по поводу первого альбома, поэтому справились малым составом. Первым делом для альбома были перезаписаны все песни с демо-ленты. На одноимённом дебюте Falconer уживаются и эпические пассажи, и витиеватые гитарные рисунки я ля Skyclad, и традиционный хеви, и хард-роковые соляки, и спидметальный дабл-бас. Основной мелодизм приходится на стилизацию под старинную музыку и средневековые миннезанги, а также на солирующие партии.

Глава вторая

Патетическая “A Quest For The Crown”, пожалуй, одно из ярчайших таких проявлений. Спид-металла шведы поддают в “Wings Of Serenity”, “Mind Traveler” и “Substitutional World”, в последнем присутствует классический хеви, в “Heresy In Disguise” – немецкий павер в пику Sinner и Primal Fear, в “Entering Eternity” – фолк-металл. Впрочем, честно скажу, что деление это условное, и неоднократное прослушивание дебютного альбома убеждает в его разнообразии, добротности и перспективности. Вокалист Маттиас делал все хоровые аранжировки на альбоме, и результат убедил Стефана использовать в будущем хоры в большем объёме. Имелся на альбоме и фолковый трек на родном шведском языке “Per Tyrssons Dottar I Vange”. Сначала он планировался в качестве бонус-трека для японского переиздания “Falconer”, но трек так понравился руководству Metal Blade, что они решили снабдить им первые 5000 альбомов, изданных в Европе.

Маттиас ушёл

Положительные отзывы о пластинке, выпущенной также в США, подбодрили главного сочинителя Стефана, и в апреле 2002 года на прилавки лёг второй альбом Falconer “Chapter From A Vale Forlorn”, записанный за пять недель осенью 2001 года в той же студии Энди Лярока. Вокалист Маттиас приобщил к записи несколько других музыкантов Государственного театра. Небольшое развитие по сравнению с дебютом наблюдалось, как музыкальное, так и лирическое. Стефан стал генерить тексты, посвящённые не только историческим событиям, но и беспонтовым тенденциям современности. Немного усложнились структуры песен, появилось больше соло-гитар и прог-рока (Стефан является большим любителем шведских прог-роковых команд Kebnekajse, Contact и Hedningarna). Присутствует и дабл-бас, и паверовый риффинг (“Decadence Of Dignity”, “For Life And Liberty”), и столь любимый историк-метал (“Lament Of A Minstrel”, “We Sold Our Homesteads”), но материал стал менее напорист, скажем так, более ухожен. Думаю, разноплановый трек “The Clarion Call” – тому подтверждение. Стефан даже выдал балладу “Portals Of Light”, приятное, в общем, разнообразие. Номер “Busted To The Floor” явно сочинён от большой любви к Deep Purple и хард-року 70-х в целом. Стефан: “Я не чувствую, что это особо серьёзная песня, её было весело записывать, и она получилась именно такой, какой я её себе представлял”. “Chapter From A Vale Forlorn” был переиздан также в Японии с акустическим бонус-треком на шведском языке “En Kungens Man”, и принят там с таким же энтузиазмом, как и в Европе.

Кристофер пришёл

Falconer с самого начала позиционировали себя в качестве студийной группы. Сам Стефан неоднократно высказывался о том, что студийная работа для него важнее, и если уж выступать, то только на больших фестивалях. После появления “Chapter From A Vale Forlorn” и его великолепного приёма такие предложения группе стали поступать. Поскольку от некоторых предложений было практически нереально отказаться, состав Falconer был укомплектован сессионниками Anders Johansson (гитара) и Peder Johansson (бас), ставшими в последствие штатными музыкантами. В результате, летом 2002 года жутко волнующиеся Falconer впервые вышли на сцену и выступили сразу на трёх европейских фестивалях подряд – Bang Your Head, Rock Machina и Wacken Open Air. Дебют на миллион, можно сказать! Появление на сцене Вакена и энергетика десятков тысяч фэнов кованым сапогом отметилась в сознании музыкантов – им вдруг захотелось концертной деятельности. Группа стала выстраивать дальнейшие планы, включающие концертную раскрутку будущего третьего альбома. И тут пришлось решать одну важную проблему. Гипотетическая гастрольная жизнь никак не сочеталась с расписанием вокалиста Маттиаса, который давно зарабатывал на хлеб насущный работой в театре, и практически всегда был занят в мюзиклах. Причём, без вариантов. А всё, что касалось Falconer, оставалось для души и разнообразия, и никакого заработка не приносило. Вокалиста пришлось менять.

И было у отца три сына

Комментирует шеф Стефан: “Дело было в следующем. После выступления на летних фестивалях мы сказали себе: “ДА-А-А, это действительно весело, и мы хотим продолжения”. Учитывая, что мы – и в первую очередь я – не имели никакой финансовой отдачи от вложений в группу (кроме радости и удовлетворения собственных амбиций), мы захотели обрести хотя бы дополнительный концертный опыт и всё, что с ним связано. Конечно, наш лейбл был рад отправить нас в турне и всё такое. Но мы не могли себе этого позволить, потому что у Маттиаса просто не было на это времени. После выпуска следующего альбома турне было бы весьма кстати, но Маттиас был уже забукирован в театре на всю осень, и мы уже отказались из-за этого от небольшого европейского турне в поддержку Saxon. Я чувствовал, что бьюсь об стену, и все хорошие возможности проходят мимо. Всё это можно было решить только с новым вокалистом. Я поговорил с Маттиасом, объяснил сложившуюся ситуацию, и он вернулся к своим мюзиклам, что я прекрасно понимаю, ведь это то, чем он жил долгие годы. Но поскольку музыка для меня тоже именно то, чем я живу уже долгие годы, мне не хотелось, чтобы меня кто-то сдерживал. Если всё сложить вместе, то на личном уровне мы могли выиграть в этой ситуации, хотя некоторые фэны могли потерять интерес. А поскольку вокал Маттиаса для некоторых фэнов стал важнее, чем для нас, то это решение было нам на пользу, тем более что количество проданных компакт-дисков не приносило нам никаких денег, так что мы ничего не теряли. Мы продолжали получать удовольствие и могли получить от этой ситуации что-то ещё”.

Хоть живьём поиграем

С февраля 2003 года коллектив начал репетиции с новым вокалистом Kristoffer Göbel (ex-Destiny), а с весны уже начались выступления Falconer с новым вокалистом на фестивалях в Старом Свете, с первым (и, если не ошибаюсь, последним) выездом в США. А к осени 2003 года был уже записан третий альбом “The Sceptre Of Deception”, концептуальный альбом о жадности, лживости и мании величия правителей в 1300-х годах в Швеции, базирующийся на реальных событиях. “Это Макбет на шведский лад, – поясняет лидер команды. – История о 3 братьях, живших в начале 14 века. Один из них стал королём, что, разумеется, не устроило 2 других братьев. Так что в этой истории много интриг, обмана, убийств и войн за обладание короной”. В тот момент Стефан был ещё полон энтузиазма по поводу нового вокалиста, хотя прекрасно понимал, что за значительную часть внимания к Falconer стоит благодарить именно непривычный для такого тяжёлого жанра правильно поставленный вокал Маттиаса. Чтобы смягчить для слушателей смену фронтменов, группа попросила Маттиаса поучаствовать в записи трёх песен “The Sceptre Of Deception”. Концептуальный подход потребовал усложнения композиций, большего включения инструментальных псевдо-историзмов и различных вокалов, так что этот вариант на первых порах вполне всех устраивал. Стефан продолжает: “Вокалы на этом альбоме не звучат всё время одинаково, и это то, что мне в Кристофере нравится. Он может менять свой голос в зависимости от эмоционального содержания определённой песни или риффа. С Маттиасом это сделать сложновато.

Хотели как лучше

На этом альбоме он спел спокойные и чувственные партии, они получаются у него лучше всего. Он бы не смог исполнить партии в песне “Pledge Of Freedom” так, как это сделал Кристофер в более блюзовой, грубой манере”. Стефан рассказал, что Кристофер практически не участвовал в сочинении вокальных линий и прочих нюансов. Он появился в группе уже в тот момент, когда материал нового альбома уже устоялся, и ему довелось петь “под суфлёр”. Однако было обещано в будущем предоставить новому вокалисту больше творческой свободы. Музыка Falconer стала местами приобретать гибридные формы Amorphis и гамбургского power-metal, разгоняемых во все стороны вполне конкурентоспособными спидовыми гонками в “Night Of Infamy”, “Ravenhair” и “Trail Of Flames”. С уходом из группы вокалиста Маттиаса в музыке Falconer субъективно поуменьшилось театрализации и драматизма, притом, что мелодий меньше не стало. Наоборот, они расцвели буйным цветом вместе с разнообразием вокальной презентации. За стартовую композицию “The Coronation” Falconer упрекнули в мановаровщине, а сложностью построения отличается, пожалуй, заглавная композиция “The Sceptre Of Deception”, в которой концептуальное повествование достигает пика драматизма. Минутная акустическая средневековая композиция “Child Of Innocence” в финале живо напоминает бардовские старания Blind Guardian. Японцы поклонились до земли за традиционный бонус-трек “The Gate”. Паству надо приманивать!

Перемены не к лицу

Итак, дороги Маттиаса и Falconer разошлись. Бывший вокалист по контракту исполнял положенную роль в мюзикле “West Side Story” в финском городе Vaasa, а большие любители истории в формате power-metal мечтали об аншлагах. Как и планировал шеф Стефан, за появлением “The Sceptre Of Deception” последовало несколько гастролей, в том числе первое хэдлайн-турне с Doomsword и Axestar, саппорт-турне с Dream Evil. Весной 2004 года последовала ещё одна смена состава. Гитаристу Андерсу и бассисту Педеру стало некомфортно в творческих рамках Falconer. Кроме того, жили они далековато от репетиционной базы, в трёх часах езды, и с учётом катастрофической неприбыльности проекта мотание туда-сюда по Швеции стало совсем уж утомительным и неинтересным занятием. Лето и осень 2004 года Стефан и оставшиеся коллеги подыскивали новых музыкантов и сочиняли новый материал. Пост повелителя басовых струн занял живущий поблизости Magnus Linhardt, а соло-гитаристом стал Jimmy Hedlund. Новый состав, а также вокальные данные Кристофера способствовали созданию более интенсивного альбома, в котором фолковые влияния оказались не столь заметны. Материал новой пластинки “Grime vs.Grandeur”(2005) сочинялся под вокалиста, сам Кристофер сочинил одну песню для альбома – “Jack The Knife”. “Единственная “новинка”, меня вдохновлявшая тогда, – говорит Стефан, – это единство внутри группы. У нас был великолепный настрой и позитивные ощущения по поводу записи. На этот раз мы с Кристофером активно участвовали в инжинеринге и формировании саунда, что, на мой взгляд, укрепляло чувство единства в группе. Мы снова работали с Энди Ляроком и сказали ему, что хотим в этот раз больше тяжёлых гитар и более тяжёлый саунд в целом”.

Спел как смог

Этого и добились. У уже ставшего родным Энди Лярока работали месяц, записали 12 песен, включая два бонус-трека (в “Wake Up” Лярок даже подпевал). “Я вполне доволен результатом, но нам не хватило времени записать одну из имеющихся песен, – признаётся ритм-гитарист. – Ну, и всегда не хватает времени, чтобы добавить каких-то деталей. Так что, мне, чтобы быть полностью удовлетворённым, понадобился бы ещё месяц работы”. Губа не дура, конечно. Увы, гитарно-жёсткий, резкий, грохочущий, с вокалами под Брюса Дикинсона “Grime vs. Grandeur” не оправдал надежд лидера Falconer и значительно напряг поклонников коллектива. С корректировкой стиля и с вокалом они категорически не согласились, да и сам Стефан, судя по ряду интервью, пошёл на сделку с самим собой и чувствовал себя из-за этого стрёмно. Собственно, дело было не в качестве материала – он то, как раз, в порядке. И риффы мощные, всё прокачено, позёрские соляки, зовущие мелодии, не хуже других. Просто, слушая “Grime vs.Grandeur”, почти не вспоминаешь о первых альбомах Falconer, и о какой-то ярко выраженной исторической идее, скорее о группах уровня Gamma Ray, Edguy, Primal Fear или Iron Savior. Metal Blade организовал тиражом 500 экземпляров раритетный виниловый сплит из двух песен Falconer/Nocturnal Rites, в который со стороны наших шведов вошёл номер “Rock ‘n’ Roll Devil” – японский довесок к “Grime vs.Grandeur”. После этого новости из лагеря Falconer поступать перестали.

ЧАСТЬ 2 >>>

Ян Федяев

Сайт www.falconermusic.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.