Разбежаться разбежались, а кто будет выполнять контрактные обязательства? Прекратив совместное музицирование, участники Fear Factory оставались должны компании Roadrunner Records ещё два альбома. Тут у фирмачей были развязаны руки; не имея никакого нового материала лейблу не оставалось ничего другого как заняться творческой эксгумацией. В 2002 году был в оригинальном виде издан “замутированный” альбом “Concrete”, записанный ещё в 1991 году с продюсерром Россом Робинсоном. Фрагменты песен “Concrete” группа впоследствии активно использовала при сочинении песен для официальных альбомов.
Но в качестве промежуточного документа, скорее, приквела, демонстрирующего жухательные изыскания Казареса и его коллег в первые годы существования Fear Factory, пластинка имеет определённую ценность для поклонников группы, особенно первой волны. Не скажу, что “Concrete” классический death-metal альбом, в нём больше элементов брутал-метал и грайнда, не в чистом виде, – тем и интереснее. Имя Fear Factory с прилавков магазинов на этом не исчезло. В 2003 году Roadrunner, собрав некоторые би-сайды, ремиксы и сторонние прижизненные записи коллектива, скомпилировал альбом “Hatefiles”. Одними из самых ценных треков на нём являются, на мой взгляд, “Body Hammer” и “Zero Signal” в первоначальном миксе Колина Ридардсона: более массивное звучание гитар, плюс не такое выпячивание синтезаторов и другое сведение вокалов. Неплох концертный угар “Replica” (www.youtube.com/watch?v=9qJjrESPwb8), демо-версия “Dark Bodies” тоже производит приятное впечатление своей сыростью и отсутствием кибернетики. На “Hatefiles” мешает разнородность материала, как по качеству, так и звучанию; помели, так сказать, по сусекам.
Глубина противоречий между бывшими корешами Казаресом и Беллом казалась слишком очевидной, чтобы ожидать какого-то воссоединения, но в конце лета 2003 года появилась информация о работе над новым материалом, уже без участия Казареса. Тогда же осенью в сети появилось демо трёх новых треков “Slave Labor”, “Archetype” и “Corporate Cloning”. Музыкально группа возвращалась к временам “Demanufacture” – прямолинейно, агрессивно и в хорошем смысле альтернативно, особенно в мелодичном треке “Archetype”.
Новый состав Fear Factory впервые выступил в январе 2004 года на австралийском метал-фесте Big Day Out, правда, тогда не афишируя своего названия. Да, колобка Казареса публика на сцене так и не увидела. Вместо него теперь фигурировал бас-гитарист Кристиан Ольде Вольберс, а его место занял Byron Stroud (ex-Strapping Young Lad, Zimmers Hole). Новый альбом квартет решил издавать на американском лейбле Liquid 8 Records. Внимание к альбому”Archetype”(2004) было повышенным, продажи первой недели в Америке позволили ему подняться до 30 места в Биллборде. Наверно и не стоило ожидать от группы каких-то радикальных творческих шагов; музыка просто вернулась в свои хорошо сбалансированные формы, с сохранением всех важнейших элементов саунда “Фабрики страха”, плюс приятные для слуха мэйнстримовые гармонии, например в “Undercurrent”, “Default Judgment”, ну и заглавном треке. Гитарный стиль нового альбома был идеально скопирован с Казареса, не придраться; в этом смысле отсутствие одного из основателей коллектива на взрывном эффекте песен не сказалось. В зубодробительном треке “Bonescraper” даже снова послышалась живая игра барабанов. Кстати, тексты новой пластинки имели уже мало общего с борьбой человека и машины, всё больше затрагивались социальные мрачняки. Очень необычным снова оказался выбор кавер-версии – “School” Nirvana.
В стане Fear Factory снова забурлила жизнь: сначала гастроли по родной стране, затем Европа, затем запись песни “Harder Than Hardcore” для World Wrestling Entertainment, затем выпуск CD/DVD-EP “Bite The Hand That Bleeds”, затем выпуск сомнительного электронного гейм-саундтрека “Mischief Invasion” (с примечательным ремиксом на трек “Archetype”), выпуск 3-трекового концертного EP “Live On The Sunset Strip” на новом лейбле Calvin Records, а в мае 2005 года уже и подоспела студийная жатва с продюсером Toby Wrights, промышлявшим продюсированием nu-metal бэндов вроде Korn. Рас Фулбер вроде как приелся…
Правда потом ситуация развивалась не совсем так, как планировали участники Fear Factory. В разгаре работы по созданию альбома “Transgression”(2005) лейбл “фабрикантов” Calvin Records дико напряг сроками, в которые альбом должен быть готов. Практически сроки уменьшились с четырёх месяцев до полутора, с тем, чтобы группа смогла принять участие в очередном сегменте Gigantour c Megadeth и Dream Theater. На тот момент Fear Factory даже не было достаточно собственного материала на лонгплей. Как позднее жаловался в интервью гитарист Вольберс, разочарованный гитарным саундом альбома, именно поэтому группе пришлось добивать трек-лист кавер-версиями U-2 и Killing Joke , и это негативно отразилось на результате. Кстати, в записи приняли участие басист Faith No More Билли Гоулд и гитарист группы Lamb Of God Марк Мортон, с которым на пару был сочинён трек “New Promise”. Да, были рецензии, воспевавшие прогрессивность”Transgression”, и сам Бартон клялся, что гордится этой записью. Конечно, уровень громкости вокалов на пластинке раздражает уже ко второму треку. Бартон вообще много чего говорил и говорит… Я же отношусь к тем, кто считает пластинку невзрачной, наспех слепленной и по эмоциональному накалу проваленная со второй половины наглухо. Есть пара приятных мелодий, включая припев в “Contagion” и протяжно-эпическую, не совсем обычную для Fear Factory тему “Echoes Of My Scream”. Альбом имел пару интересных версий, включая японскую, куда вошли концертные треки с последней епишки и приличный трек “Empire”, вышедший в DualDisc-формате. В DVD-версию попало три клипа и документальный фильм о производстве альбома. И наконец, интернет-бонус “My Grave”, который можно было скачать по линку на оригинальном CD. Привлекательно, но качество самого альбома это, увы, не улучшило. По инерции альбом долетел до 45 места в двухсотке Биллборда, но поднял совершенно смешные деньги. Тем не менее, гастрольную деятельность Fear Factory в 2005-2006 годах можно назвать удачной; коллектив откатал два американских турне и одно европейское турне с тонной культовых команд, а так же отметил 15-летний юбилей.
В сентябре 2006 года Roadrunner, не вмешивая музыкантов группы, выпустил банальную компиляцию “Best Of”. Дальше мутно. “Фабрика страха” вроде собиралась записывать новый альбом, но расторгла все прежние контракты, и без объявления официального роспуска распылилась по разным боковым проектам. Всё это вяло тушилось на медленном огне, пока не случилась презабавная рокировочка. Бывшие враги, вокалист Бартон С. Белл и гитарист Дино Казарес весной 2009 года вдруг объявили о возобновлении дружеских отношений, и “реорганизации” Fear Factory. В сети появилась съёмка мобильным телефоном, запечатлевшая Казареса, нарезающего в студии песню для нового альбома Fear Factory. Примечательно, что прежний басист Строуд остался в составе, а роль барабанщика досталась человеку-пропеллеру Gene Hoglan (ex-Death, Strapping Young Lad, Testament etc.). Журналисты ломанулись выяснять что да как.
Бартон: “Ну, вы знаете, мы были друзьями ещё до того, как оказались в группе, и со временем мы забыли из-за чего весь сыр-бор. Впервые за долгое время мы увиделись на шоу Ministry в Лос Анжелесе и просто снова начали общаться. И это было так, как хорошая дружба снова возвращается! Мы никогда не избегали друг друга, просто никогда не были одновременно в одном месте. Только один раз, и это была словно встреча старых друзей. Было здорово!”. Казарес: “Собственно, это Бартон выдвинул идею снова стать Fear Factory, и как я мог сказать “Нет?” Клёво поджемовать и посотрудничать снова со старым другом, с которым вместе сочинили чуть ли не лучшую музыку в своей жизни. Первая же репетиция была великолепной, вайб хороший, словно мы и не прекращали играть. Знаете, у Бартона всегда миллион идей, а играть с одним из лучших барабанщиков мира…для меня это один из лучших составов, в котором доводилось играть”. Как и следовало ожидать, однозначного мнения по поводу так внезапно вновь вспыхнувшей дружбы не было. Особенно после того, как Херрера и Вольберс сказали, что “технически” из группы они не уходили, и никто с ними создание новой версии Fear Factory не обсуждал. При этом они все вчетвером до сих пор связаны какими-то соглашениями. Более того, Херрера и Вольберс сочинили материал для нового альбома Fear Factory, но возникшие разногласия привели к отказу Бартона работать с Херрерой и Вольберсом дальше.
Эту часть нереализованного материала пара в дальнейшем реализовала в своём новом проекте Arkaea; но и Бартону и Казаресу житья не давали (хотя, насколько помню, Казарес не судился с бывшими коллегами, когда они решили в 2004 тусоваться без него). Из-за правовой неразберихи с использованием имени Fear Factory, реформировавшийся состав был вынужден отменить летом 2009 года достаточно много запланированных гастролей в Европе и Океании, чуть ли не наследующий день после анонса. Потом было заявлено, что это произошло якобы из-за желания поскорее доделать новый студийный альбом. Так или иначе, вся пачка гастролей перенесена на начало 2010 года, после того, как в декабре 2009 прошли таки показательные концерты в Южной Америке. Над чем же работали так упорно “фабриканты”, имея в составе такого чумового музыканта как Хоглана? Новый трек “Powershifter”, кстати, можно заценить здесь – www.myspace.com/fearfactory.
Что касается остального альбома “Mechanize”(2010), который официально выпустит в феврале новый лейбл американцев Candelight, то от собственных индастриэл-метал традиций квартет отказываться не собирался. Даже пошёл дальше, – добро пожаловать в трешевый угар в “Industrial Discipline” и “Christploitation”. Подача материала очень плотная и раздражительная: “Mechanize”, “Fear Campaign”, “Oxidizer” заколачивают с полной отдачей. Ровно обрезанные тяжёлые метал болванки с плотным ядерным гитарным саундом и кислотными сэмплами, ровным слоем распределённые по всему альбому, никакого рокешника в духе “Transgression”. Тем более, что продюсерское кресло снова нагревал Rhys Fulber. “Мы совершенно не хотели копировать самих себя и то, чего достигли в прошлом. Но определённо хотели, чтобы со временем “Mechanize” стал классическим альбомом”. Небольшое отклонение от траектории наблюдается только в финальном треке “Final Exit” на восемь с лишним минут. Здесь и альтернативные мелодии, и многозначительный атмосферный нойз. Осталось понаблюдать, насколько стабильно будет работать конвейер.