Ближайший к нам по времени достойный метал-феномен посреди радиоформатной и нетрадиционно ориентированной музыкальной вакханалии. Родина – Америка, где желание вытащить чумовой счастливый билет, взращивается в людях с молоком матери. Недавняя поездка Five Finger Death Punch в Ирак, мол, свято рубануть металлу перед американскими солдатами и поддержать их моральный дух, в какой-то момент всю эту американскую культуру отчётливо характеризует. Тут вам и соцзаказ в виде патриотизма, и необходимая для движения к солнцу (группе) и нефтяным запасам (стране) воинственность, принятая коллективом за стабильную имиджевую фишку, и крутейший пиар новой пластинки. Ну, какие американцы вояки, всем известно…так что остаётся пиар.
Возник коллектив отнюдь не на пустом месте, и что самое главное, в период мощного подъёма металкора в Штатах. Про художественную ценность и первичность материи разглагольствовать не будем, ибо доколе. В 2005 году выходец из Венгрии, Zoltan Bathory, проживая в Лос Анжелесе, стал сколачивать вокруг себя бэнд, чтобы реализовать некую мульти-метальную музыкальную смесь, вобравшую в себя европейский хеви-метал мелодизм, располагающий и всегда вызывающий интерес, куплетно-припевную хитовую простоту и лучшие заморочки заокеанского хардкора. Основой названия новой формации послужила особая техника “кунг-фу” – “Five Point Palm Exploding Heart Technique” – использованная во второй части тарантиновского фильма “Убить Билла”. Сначала Золтан сошёлся с бывшим барабанщиком WASP Jeremy Spencer. Вспоминает Джереми: “Мне лично хотелось делать что-то честное, брутально-тяжёлое, но не исключая мелодий. Мне так надоели группы с бисквитными чудищами-вокалистами. Треки Золтана понравились мне сразу, в них была энергия и неистовый ритмический стиль. Когда мы собрались вместе на репточке, то сразу поняли, что будем “той самой бандой”. Спустя пару месяцев мы уже делали первую запись, мы вдвоём”. Вскоре подтянулись басист Matt Snell, до этого занимавшийся сессионной и мелкой продюсерской деятельностью, и второй гитареро Caleb Bingham, которого в 2007 году сменил Jason Hook. Последним в стартовом составе появился вокалист Ivan Moody, в затяжном режиме переживавший бесславную кончину своей прежней группы Motograter. “На меня в Майспейсе вышел Золтан, и, поняв, что уже восемь месяцев ничего не происходит, предложил послушать кое-какой материал, – делится воспоминаниями Иван. – Я сначала откладывал это дело, с одной стороны, всё ещё оставались надежды на Motograter, а с другой стороны, не хотелось впутываться в новое дело так быстро. А когда я получил материал, то полетел на прослушивание и через три дня уже был в студии, потому что влюбился в то, что команда делала. Это была отличная возможность быть честным с самим собой и вернуть фэнам назад то, что они дали мне”. Позднее для Ивана стало открытием, что большинство фэнов его прежней группы последовали за ним, так что парень не прогадал ни в чём.
С самого начала карьеры группу отличала жёсткая и цепляющая энергетика живых выступлений, что феноменально быстро стало собирать вокруг 5FDP очень активную и деятельную армию поклонников, именующих себя “Knuckleheads”. Определённые связи у музыкантов за последние годы накопились, поэтому дебютный альбом записывали по-взрослому. “The Way Of The Fist”, кстати, был готов ещё в 2006 году. Достаточно сказать, что треккинг делали с Stevo “Shotgun” Bruno, работавшим с Motley Crue и Prong, а микшировал альбом Logan Mader (Machine Head, Soulfly). “Впринципе, это не было нашим первым барбекю, – говорит Золтан. – Так что опыт был приятен для обеих сторон. Мы пришли в студию с уже созревшим, полностью готовым альбомом, и знали точно, чего хотим. И знаете, чего скажу, – нет ничего, чтобы могло сравниться с ощущением, когда выходишь из студии с записью на руках, которая тебя так ОХРЕНИТЕЛЬНО устраивает! Без всяких там сожалений и второстепенных мыслей. Так что звукореж и микшер оказали значительный вклад тем, что помогли нам достичь того, чего мы хотим, не пытаясь повлиять на результат”. Упомянем имя бывшего гитариста WASP Darrell Roberts (записывал с Блеки все альбом, начиная с “Dying For The World” по “Dominator” включительно). Этот американский гражданин к моменту записи дебютного диска уже постоянно значился в составе 5FDP.
Однако готовый альбом ждал подходящей менеджемент-компании до лета 2007, когда калифорнийцев заметил лейбл Firm Music. Тогда и началось стремительное движение FFDP вверх. В июле 2007 на свет появился сингл “The Bleeding” (сначала по отдельности в облегченной версии, без скриминга, и альбомной версии) и практически сразу же с мощной ротацией зазвучал по радио. Вопреки существующему там шлаковому застою, метал-песня на восемь месяцев поселилась в эфире. По сути, начали с металкоровой баллады: красивый минорный винтажный рок-наигрыш с чистым вокалом а ля-мачо-в-печали, переходящий в аккуратный риффинг с хардкоровым хриплым рёвом и усилением на припеве. Затем интерес к основному альбому подогрел дигитальный EP “Pre-Emptive Strike”(2007), с двумя версиями “The Bleeding” и концертной версией трека “The Devil’s Own”, записанной в Лас Вегасе. А когда интерес накалился основательно, 31 июля появился локомотив “The Way Of The Fist” (c тремя бонусами в расширенном издании). В акустической версии “The Bleeding” очарования добавляет некая дрожащая неуверенность, от которой проникаешь к исполнителю доверием. Сначала пластинка мелькнула на 199 месте биллбордовской двухсотки, но движение диск закончил на отметке 107, не считая первого места в “горячем топе” и всяческих продаж.
http://www.youtube.com/watch?v=5BAiDKOqfvc
Дебют американцев значительно отличается от массового заокеанского металкора. Не изобретение колеса, но определённо живучий симбиоз. Здесь и влияние европейской метал-школы, и не такой глянцевый гитарный звук, и певучие хард-роковые соляки, и заводящие толпу читки прыг-скок. Биг-драмсы, подходящие американским треш-командам начала 90-х, сухие ритм-гитары, обеспечивающие читабельность с одной стороны, а с другой – необычно звучащую комбинацию с бэк-гитарами. Можно легко ставить галочки напротив половины песен диска – “Ashes”, “A Place To Die”, “The Way Of The Fist”, и, конечно, “The Bleeding”. Прокатывает и воинственный надрыв лёгких с хуковыми командными заявлениями и “хетфилдизмами” (копирайт!) – словно недвусмысленная отправка на три буквы. С Майспейс-ресурса коллектива пошло следующее обозначение музыки 5FDP – “true metal”. “На самом деле, термин принадлежит нашим фэнам, – говорит Золтан, – так определившим наш прямолинейный метал. Возможно, он напоминает им о славных днях этой музыки. Настоящий тяжёлый рок уже так разбавили и настолько затюкали, что его то и металлом не назовёшь. Всё заполонили гибриды, рэп, хип-хоп, панк-метал-смеси, а реально экстремальный стаф ушёл в подполье, великолепный, но не имеющий возможности достичь широкой аудитории. Мы решили заполнить этот пробел и привнести метал в массы, привести, так сказать, в метал-лагерь новое поколение. Нам нужно заполучить этих ребятишек раньше, чем они купят очередной писклявый эмо-диск, и он повлияет на них. Блин, с такой музыкой они же никогда не воспитают в себе смелость и крепость духа. Так что мы делаем миру большое одолжение”.
Осмелюсь высказать мысль, что 5FDP, как мне кажется, как и всем американцам, свойственно говорить за всех. Золтан прав во многом, но то, что творится в радио-, телеэфирах и на полках супермаркетов – совсем не показатель содержания рок-маркета на планете. Другое дело, что состояние этого рынка и наличие свежей крови давно определяет не талант музыкантов, а скорость, с которой воруется их музыка. Это позволяет концернам-мейджорам долбить ВСЕМ в уши очень узкий сегмент музыкального рынка, не требующий затратных студийных записей, организации сложных гастрольных схем и гибкой рекламной политики. Два, три сингла, гламурненькое имечко обними-и-заплачь, выкупленные оптом рекламные площади и эфиры, шоу Трумена и готова кукла на пару лет. А в этой кукле, как в кино – настоящая банкнота первая и последняя, а посередине – фуфло. По той же причине – чтобы втиснуться в мэйнстримовые рамки – адекватные, вроде, метал-деятели, начинают метаться, выставляя себя посмешищем в глазах собственных слушателей. Короче, рокеры пролетают, и зачёт 5FDP за то, что прорвались.
Десятки фэн-клубов “Knuckleheads” по всей Америке и в Европе делали своё дело; популярность дебютной пластинки 5FDP не ослабевала. “Эта группа с первого дня движима чистой фанатской энергией, – говорит Золтан. – Ты не можешь быть по настоящему популярным только потому, что тебя круто разрекламировала индустрия. Не важно, сколько денег в тебя вбухали, но ты не сможешь заставить людей сплести ради тебя руки и любить твою музыку. Для нас большая честь иметь такую преданную и активную фан-базу”.
Из нескольких бонус-треков, нарисовавшихся на разных версиях (в том числе на британской) с удовольствием отмечу кавер “From Out To Nowhere” с немного гаражными гитарами, и Ивана, нормально косящего под вокалера Faith No More Паттона. Последующие два сингла – “Never Enough” и “Stranger Than Fiction” – пробили Топ-10 на волне стремительно набирающей обороты концертной деятельности 5FDP, причём оба трека вошли только переиздание альбома “The Way Of The Fist” 2008 года. В переизданном виде, если честно, альбом звучит более сбалансированно. Группа была отлично подготовлена к изнурительным гастролям, и, как и обещал в одном интервью Золтан, оставалась на колёсах как можно дольше. Так и случилась – восемь гастрольных кругов по Америке и Европе (в том числе с бэндами Korn, Disturbed, Slipknot, Dimmu Borgir, Machine Head и Lamb Of God”) закончились только с выступлениями на фестивалях летом 2009 года. 5FDP получили престижную награду журнала Metal Hammer Golden God Award в категории “Лучшая новая интернациональная группа” и такую же номинацию журнала Kerrang.
Решение проблемы
А в сентябре 2009 на свет уже появился “War Is The Answer” – второй альбом группы, сочинённый и записанный в перерывах между гастрольным безумием. В его записи на равных правах принял участие новый гитарист Jason Hook, игравший в группе Элиса Купера. “На тот момент я играл с Купером, – вспоминает Хук. – И я сразу прояснить с участниками этот момент. Мол, работа у меня есть, и если я вписываюсь, то на равных правах. Так что мы все были на одной стороне, и это сработало”. Darrell Roberts выбрал сольную карьеру и собственный проект (НО, есть инфа, что он с кем-то не ужился в коллективе по-человечески). Вряд ли бы после такого промта новые песни американцев записывал неизвестный чел. Ко двору пришёлся Kevin Shurko (Ozzy) в качестве продюсера, и никто иной, как Randy Staub, сводивший ранее Motley Crue, Metallica и Stone Sour). Золтан доходчиво объясняет: “Первый диск для нас был стремительным ударом в лицо, а второй – прогрессия первого. Ты слушаешь его и понимаешь, что нужно продолжать бороться. Ты не можешь просто сдаться и уйти”. Качественных отличий на втором альбоме америкосов случилось немало. Прибавилось мелодий, однозначно, куда интереснее стали гитарные рисунки, уплотнились аранжировки. Большая работа проведена над вокалами; в “Crossing Over”, и особенно в метал-кор балладах “Far From Home” и “Walk Away” Иван старается добавить в голос как можно больше человеческого тепла и интеллекта. Совсем не плохо, особенно после перенесённого хирургического вмешательства на горло. Появился инструментал “Canto 34”; выяснилось, что часть трека должна была войти в новый инструментальный диск новичка Джейсона, но оказалась здесь. “Эта пластинка более зрелая, – говорит Джейсон. – На “War Is The Answer” всё-таки более эклектичный набор песен. Конечно, здесь хватает запильного металла, но мы попробовали идти в другие направления. Более острая лирика, другие оттенки, есть струнные. Мы вытащили старую песню “Far From Home”. Первый альбом, всё-таки, больше похож на метал-штурм”. Кавер одноимённой группы “Bad Company” группа начала исполнять на концертах ещё год назад, но некоторые радио-дяди уговорили коллектив записать эту довольно необычную для хардкоровой группы перепевку. В остальном, очень добротный риффинг и яркий мелодизм, в заглавном треке, в первом сингле “Hard To See”, новой концертной свае “No One Gets Left Behind”, “Bulletproof”, – отрезвляющих пощёчин метал-фэнам немало. К удивлению многих дельцов от индустрии “War Is The Answer” достиг 7 места в Billboard 200, с ещё более активными продажами, чем предшественник.
http://www.youtube.com/watch?v=Ir6nn9t7Fpc
Куй железо, пока стоИт, – это про 5FDP, в их случае всё раскручено мастерски, и реально и социально-виртуально. Уже наматываются новые гастрольные петли – “Shock & Raw Tour” прошёл по США и Европе в 09-10, анонсировано несколько фестов, в конце марта стартует новое канадско-американское турне с Korn, летом ещё одно. Кто-то педальки новые рекламирует, кто-то гитарки, сайт коллектива цветёт буйным цветом. Весной через Spinefarm в Европе будет раскручиваться уже третий сингл “No One Gets Left Behind”, впрочем, в виртуальном формате. Склоняюсь к тому, что с таким стремлением выдоить из нового альбома максимум возможного, новую студийную работу от калифорнийцев публика получит, в лучшем случае, в 2011 году: и гастрольного потенциала ещё много, и новый продакшн будет наверняка продолжительным, и месяца два-три на пред-маркетинг. До этого лета, гитарист Jason Hook планирует таки выпустить второй полу-инструментальный соло-альбом “American Justice”, в котором отметятся дядька Alice Cooper и гитарист 5FDP Золтан. Бывший гитарист коллектива Darrell Roberts активно продвигает свой новый проект Sintanic, от которого тоже скоро последуют аудио-доказательства жизнедеятельности. Чем не радости для поклонников!
Ян Федяев
Сайт: www.fivefingerdeathpunch.com