В историческом контексте этот небездарный американский треш-коллектив можно отнести к большой группе тех формаций, про которые, в свою очередь, можно спеть: “А всё могло бы быть иначе”. Причин тому масса, и как показывает практика знакомства с такими командами на страницах Специального радио, исключений не меньше, чем правил. И в запасе таких формаций ещё имеется. Оставшись во втором эшелоне, каждая из них обрела свой маленький культовый статус, оставила качественный след в становлении жанра и растеряла силы в попытках стать теми, кому повезло, и кто успел “отхватить”. Насчёт “тру” или “не тру” – это понятно, Flotsam And Jetsam, как и многие оставшиеся в тени группы, остались верны себе и не скатились до того, чтобы нанимать персональных психологов для успокоения своего безразмерного эго. Но куда приятнее выпускать по пять синглов с альбома и летать за малым барабаном на другой континент, чем работать в “Старбаксе”, чтобы внести свой вклад в оплату репточки и купить дешёвого пива на вечер. Остаться собой или, ну его… Вот в чём вопрос.
История Flotsam And Jetsam тянется с 1977 года, когда Jason Newsted собрал свою первую хай-скул-группу Diamond. Опустим массу последующих пертурбаций с названиями и многочисленными фантомными персонажами, остановимся на моменте оформления в 1983 году в Фениксе (Аризона) состава группы, записавшего первые демки под именем Flotsam And Jetsam (спасибо “Двум Башням” Толкиена): гитарист Ed Carlson, басист Jason Newsted, барабанщик Kelly David-Smith и вокалист Eric “A.K.” Knudtsen. В 85 году к ним примкнул ещё один любитель игры на шестиструнном инструменте Mike Gilbert, после чего коллектив стал записывать первые демо-ленты: 4-песенное демо “Metal Shock” и 2-трековое “Iron Tears”. Дополнительно к записям была сделана пара самопальных постановочных и концертных видео, в частности, записан концерт в клубе Bootlegger. При этом бэнд активно выступал по окрестностям Феникса, составляя конкуренцию Exiter, Megadeth, Alcatrazz, Merciful Fate и многим другим представителям расцветающей метал-сцены. Короче говоря, укрепив состав, “флотсамы” на первых порах делали всё, что могли. Сначала один демо-трек “I Live You Die” компания Metal Blade использовала в своей компиляции “Metal Massacre IV”, а два других сочинения “Hammerhead” и “Iron Tears” вошли в состав сборника “Speed Metal Hell II”, изданного New Renaissance Records. Потом, убедившись в творческой состоятельности коллектива, Metal Blade Records (с лицензией на Европу Roadrunner Records) подписали с группой контракт на один альбом и выделили 12 штук баксов на его запись. Стартовый лонгплей америкосов “Doomsday For The Deceiver” появился в 1986 году и звучал не по-детски. Студии к тому времени набрались опыта в записи трешевых флоридских пластинок, сами музыканты насмотрелись и наслушались продвинутых коллег, ощутили коммерческие возможности. Поэтому качество релизов второй половины 80-х, как в США, так и в другом треш-метал бастионе – Германии, быстро улучшалось. Лидирующий британский метальный журнал “Kerrang!” удостоил этот альбом шести баллов по своей пятибалльной шкале. Дебют возглавили перезаписанные версии устоявшихся треков “Hammerhead” и “Iron Tears”, к ним можно добавить ещё “Fade To Black” и “Der Fuhrer” с двухминутным авангардным гитарным интро. Красивое полуакустическое вступление к 9-минутной монструозной “Doomsday For The Deceiver” звучало на этом фоне освежающе, но потерянно и тоскливо. При всей заметной прогрессивности, амбициозности и стремлении отличиться (хотя презентация коллектива имела очевидные общие черты с Metallica), музыка Flotsam And Jetsam с самого начала страдала болезнью многих американских треш-групп – монотонностью. Поскольку в будущем это обстоятельство радикально не менялось и старательно компенсировалось качеством производства и иногда не столь близкими широкой публике художественными находками, усилий Flotsam And Jetsam “хорошо продаться” не хватило. И это притом, что два первых релиза группы считаются классикой треша и так или иначе отдаются в памяти тех, кто подсел на штатовский треш-метал во второй половине 80-х (Malice, Armored Saint, Autography, Alcatrazz и тд.). Люди, привыкнув к тому, что экстремальная музыка живёт и здравствует, стали искать и покупать в ней элементы комфортности – простую и эффектную мелодию, в первую очередь. А качество оставалось для музыкантов и профессионалов. Впрочем, сам Джейсон Ньюстед считал музыку FAJ даже очень мелодичной: “Мы больше пауэр-метал-группа, чем треш. Мы играем быстро, но больше обращаем внимание на мелодичную сторону, и наша музыка более изящная, чем треш. В треше ты не слышишь, что происходит, это просто как шум. В том, что мы играем – американский пауэр-метал – ты можешь услышать мелодии и все остальные тонкости. Я думаю, лучше всего нас можно описать словами из Kerrang! – “треш с IQ”. Да, да, товарищ Ньюстед так говорил до ухода в метал-группу всех времён и народов.
Профессионализм и привлёк к одному из основателей Flotsam And Jetsam, бас-гитаристу и соавтору Джейсону Ньюстеду внимание небезызвестной группы Metallica, потерявшей в результате трагического дорожного инцидента в 1986 году бас-гитариста Клиффа Бертона. “Метла” сделала Ньюстеду предложение, от которого он не смог отказаться, и в октябре 86 года Flotsam And Jetsam на некоторое время осиротели. Добрые люди записали группу в покойники, но история Flotsam And Jetsam, как известно, продолжается уже 25 лет. На ближайших концертах Ньюстеда заменил Phil Rind, затем так же ненадолго Michael Spencer. Группа подписала новый контракт с лейблом Electra, являвшемся по иронии судьбы “крышей” Metallica, и отправилась в 87 году на европейские гастроли с Megadeth. В 1988 году, имея в составе уже другого басиста Troy Gregory, группа записала свою культовую работу “No Place For Disgrace”. Пару уроков после выхода “Doomsday For The Deceiver” “флотсамы” извлекли, сделав песни, во-первых, компактнее (это касается и продолжительности песен, и рифов), а во-вторых, интереснее по наполнению, добавив к некоторым своим идеям новых аранжировок, интеллигентность и ажурность Queensryche и поработав над статичностью (“Dreams Of Death”, “N.E.Terror”, “Escape From Within”). Песня их первых демо “I Live, You Die” обрела на новом альбоме вторую жизнь. Попытка вскрыть рынок любопытной, почти глэмовой кавер-версией Элтона Джона “Saturday Night’s Alright For Fighting” (в сингл вошли ещё три концертные версии) ни к чему не привела, и в Elektra быстро утратили к группе интерес. Сразу после окончания вполне успешного турне с Кинг Даймондом по Америке в 1988 году контракт с мэйджором был исчерпан.
Пора было писать новую главу в истории. Здесь биография Flotsam And Jetsam пересекается с рекорд-компанией MCA, заработавшей себе капитал r’n’b и поп-музыкой, и уж никак не хард-роком или тяжметом. В начале 90-х MCA решили прощупать этот сектор музыки и вписали в свой ростер ряд достаточно агрессивных коллективов, не оказывая им, впрочем, значительной поддержки с гастролями. Плюс им, что не отказали в контракте Flotsam And Jetsam; металхэды смогли с годами получить несколько качественных музыкальных публикаций, в первую очередь, “When The Storm Comes”(90). Если честно, не хочется приводить много сравнений, но сухой, лязгающий звук с массивным баслайном, “small room” барабаны и размеры в песнях на “When The Storm Comes” то и дело напоминали грандиозную работу Флеминга Расмуссена, создавшего альбом “…and Justice For All” Металлики. Первые два трека “The Master Sleeps” и “Burned Device”, а так же “E.M.T.E.K.” недвусмысленно на это указывают. В мошевых “Suffer The Masses” и “October Thorns” слышны приятные аналогии с Megadeth и Anthrax. В остальном “Флотсамы” остались при своих акустических лирических отступлениях, срывающемся на высокие ноты вокале Эрика и попытках составить из классных рифов приличные песни, вроде “Deviation” и “Scars”. Субъективно, конечно, в музыке стало меньше энергии, по сути, американцы заиграли скоростной angry, вычистив из музыки трешевую накачку. Но в дискографии “флотсамов” релиз занимает важное место, несомненно.
Картинка стала меняться с появлением в 92 года студийника “Cuatro”. Перед его записью в составе снова сменился бас-гитарист, на место Троя Грегори (переместился в Prong) пришёл Jason Ward. Примитивный грандж и минималистичный инструментал стал к тому времени одну за другой смывать, казалось бы, крепкие техничные формации. Аризонские трешеры, приноравливаясь к обстоятельствам, пробуют модернизировать саунд и стилистику при содействии продюсера-ветерана Neil Kernon (альбом Queensryche “Rage For Order” его рук дело). Скорость упала до средней, материал стал тягучим, уплотнился за счёт увеличения количества гитарных аранжировок и гранжевого саунда. Релиз “новой волны” разогнал сингл “Swatting At Flies”, где би-сайдом уместилась песня “Date With Hate”, сочинённая группой вместе с бывшим ныне бас-гитаристом Megadeth Дэйвом Эллефсоном. Хоть и продажи “Cuatro” оставили желать лучшего, диск сгенерил в общей сложности четыре промо-сингла. Чуть спидовая “Never To Reveal”, прог-треш “Hypodermic Midnight Snack”, привет-металлика “Are You Willing” и замороченный американ-пауэр “Nothing’s Gonna Save This World” – всё, что смогло порадовать фэнов первой волны и оставить их недоумевать по поводу будущего.
Для ещё более широкого творческого шага группа готовилась три года, выпустив после не особо насыщенной гастрольной жизни, альбом “Drift” (95). Диск стал посвящёнием скончавшемуся от героинового передоза гитаристу Nine Inch Nails Джеффу Уарду, брата басиста “флотсамов” Джесона. Новые композиции записывались на домашней студии приятеля FAJ в Эль Пасо, в Техасе, и снова при участии продюсера Кернона. Ну что ж, появление в некоторых треках клавишных инструментов и испанских гитар могло говорить о прилежной домашней работе. Группа выдала очень серьёзный и полновесный продукт, вызвавший хороший приём у критиков и у публики. Хотя, публика публике рознь, сами понимаете. Никаких скоростей (ок, плясовой стартовый композишн “Me” – рулит), выверенные тяжёлые рифы, новая мэйджор-мелодика в “Blindside” и “Missing”, восточные вставки в “Empty Air”, прог-пауэр “Year Old With A Gun 12” и “Smoked Out”, фламенко-баллада(!) “Destructive Signs”. Интересно и зрело, но классику треша марки FAJ можно забыть. После гастролей с Korn и Megadeth Flotsam And Jetsam снова остаются у разбитого корыта. В MCA решили, что их усилия (даже те, которые были сделаны) этаблировать аризонский коллектив среди “сильных мира сего” не имеют перспектив, и пролонгировать контракт не стали.
Ян Федяев
Сайт: www.flotsam-and-jetsam.com