Мутное время началось в стане американцев после прощания с компанией MCA, утратившей интерес к металл-группам. И растянулось оно с этого момента примерно до конца 2003 года. Ободряющей новостью для фэнов группы стало возвращение FAJ под крыло Metal Blade, скромным “классикам” треша дали, можно сказать, второй шанс реабилитировать себя. Надо сказать, что группа по-своему распорядилась этим шансом. Сначала в 97 году квинтет сколотил спорный angry-new-metal релиз “High”, где в спортивных сочинениях “Hallucionational”, “It’s On Me” и кавере группы Lard “Fork-Boy” немного вдаривалось по усохшим от гранджа и мэйнстрим-рока мозгам, а в остальных метал-фьюжн-произведениях шёл вялый поиск выхода из тупика. В меру интересные “Final Step”, “High Noon”, “Lucky Day” (с джазовым финалом) и прог-хеви “Everything” (пабло эспаньоль) вроде качают, но скорее, укачивают, и в большей степени тем, кого приглянулся альбом “Drift”. С подобными творческими брожениями до сих пор борются продуктивные, но с давних пор малоэффективные Overkill. Концертная деятельность после издания “High” велась уже с двумя новыми музыкантами. Гитариста Майкла Гильберта сменил музыкант из Феникса Mark. T Simpson, а на место барабанщика Келли Смита уселся Craig Nielsen.
Альбом “Unnatural Selection”(99) внёс, пожалуй, наибольший раскол в лагере поклонников FAJ. Не успели они ужиться с нью-метал-необходимостью, как группа стала трепать нервы треками, создававшими впечатление наспех собранных из отдельных музыкальных идей би-сайдов, и уж никак не перспективной записи опытного метального коллектива со светлым прошлым. И это посреди полной коммерческой задницы, царившей тогда в сфере экстремальной музыки. Аргумент праведников известен заранее, – группа пошла своим путём. Каким своим? И да не покажется тебе “Unnatural Selection” во многих местах пародией на последние пластинки Dio. И что? Доставила массу удовольствия? Хорошо знакомые наигрыши Queensryche в финальной “Welcome To The Bottom”, напористая “Chemical Noose”, мальца death’n’roll в “Promise Keepers”, приятные моменты в “Brain Dead”…. Для прорыва не то, что маловато. НИЧЕГО. Новые песни записывал и продюссировал James Lockyer.
Гитарист-новичок Симпсон, кстати, в 2000 году хотел спрыгнуть в Lynch Mob, но летом того же года вернулся, чтобы осенью-зимой 2001 записать с группой, наконец, уверенный релиз “My God” с ближневосточной тематикой на обложке и с треш-голосами из прошлого в песнях “Dig Me Up To Bury Me” и “Camera Eye”. Кайфовой получилась компактная, с симпатичными раскладами и риффингом “Learn To Dance”, я бы сказал, с сингл-потенциалом. Но от прогрессивных элементов группа “флотсамы” и не собирались избавляться, – в том или ином видео они на альбоме преобладали, возьмём для примера “Thrash”, “Weather To Do” и “Keep Breathing”. Больших дивидендов таким альбомом коллектив, увы, не срубил, хотя альбом получился на высшем уровне. Беда была в том, что FAJ никак не могли определить свой рыночный сегмент, а в их случае это было необходимо и всё более уместно. За релизом “My God” последовал закидон со стороны вокалиста, отчаявшегося начать зарабатывать собственной музыкой. “Я провёл 9 или 10 месяцев из всех 19 лет (в группе), копая каналы, кладя плитку, прокладывая кабель, занимаясь слесарными работами, работая барменом и в Тако Белл, занимаясь другой ерундой, только чтобы остаться в живых в этой индустрии”, – заявил разочарованный вокалист. Последним его выступлением перед уходом стал концерт “Thrash Of The Titans” в поддержку вокалиста Testament Чака Билли, где FAJ в последнюю минуту заменили Laaz Rockit. Короче говоря, нахавался Эрик АК; в результате этого в конце 2002 года FAJ были вынуждены отказаться от американских гастролей со швейцарскими рокерами Крокус. Чтобы хоть как-то заявлять о себе скромными клубными выступлениями, в состав был временно принят вокалистом James Rivera. В этой роли, однако, он продержался не долго. В июле 2003 года ставший бывшим голос FAJ Эрик АК поддержал группу на концертах в Лос Анжелесе и Фениксе. Один из концертов был запротоколирован и выпущен в формате ДВД под названием “Live In Phoenix” в 2004 году (13 треков и не всегда дотягивающий вокалист), что несколько оживило невзрачный коммерческий ландшафт вокруг потёртой штатовской формации. Назвать её трешевой уже не поворачивался язык. В 2004 году группу пригласили дать несколько концертов в далёкой Японии, что было с успехом осуществлено. Сентябрьское турне по родине Мураками прошло под названием “Thrash Domination” с участием Flotsam And Jetsam, Testament Overkill и Death Angel. Ностальгические наклонности японцев, похвально поддерживающих “павшие” метальные бэнды из Европы и Америки, в случае с FAJ подтвердились. Сюрпризом для соскучившихся фэнов с долгой памятью стало участие их любимцев в том же году в трибьютном издании “Metallic Attack: Metallica – The Ultimate Tribute” Big Deal Records, записав для него трек “Damage Inc.”. Живенький такой песняк, с чуть хромающим производством можно до сих пор послушать на www.myspace.com/fandj.
Собственно, после выхода ДВД “Live In Phoenix” в творческой жизни группы всё более-менее наладилось и закрутилось. В мае 2004 года она “попала” на два полноценных альбома лейблу Crash Music. Вокалист Кнудсен решил снова присоединиться к многолетним коллегам, и бэнд с чувством принялся за подготовку нового, долгожданного студийного альбома “Dreams Of Death”(2005). Его запись велась в родной Аризоне, в Genesis Studios; хорошо знакомых со звучанием “флотсамов” наверняка удивил неожиданно сырой и, скорее, хардовый гитарный звук, на мой скромный взгляд, не обязательно подходящий компактно прописанным барабанам, без большого объёма. По словам Нильсена, материал на “Dreams Of Death” был тяжелее, чем последние четыре релиза вместе взятые, возвращением группы к корням, и, тем не менее, имеющим несколько атмосферных сюрпризов, разбивающих спид-метальные риффы: “Чувствуется вдохновение, которые было у нас во время его сочинения”. В “Straight To Hell”, “Parasychotic” группе удалось объединить “хребетность”, современность и интересную мелодику, – песни “Bleed” “Childhood Hero”, “Bathing In Red”, “Nascentes Morimar” – из разряда прогрессив-рок медляков, с эмоциональным вокалом, ажурностью в гитарах, совмещённых с грузными рифами по поводу и без. На выходе получился удобоваримый концептуальный альбом, подчеркнувший лишний раз за последние десять лет тягу американского коллектива к лучшим традициям Queensryche. Скажу ещё крамольнее. После 94 года Queensryche, увы, лепят такую мега-концептуальную туфту, которую до нынешнего “American Soldier” лучше разбирать на составляющие, выкидывать 80 процентов и причмокивать от удовольствия от оставшихся 20. А “Dreams Of Death” своей целостностью (и некоей эфирной похожестью) как раз очень хорошо продвинулся в направлении тех 80%, которые раньше наоборот нужно было слушать. Видео на один из фаворитов этой пластинник – трек “Straight To Hell” смотрим здесь: http://www.youtube.com/watch?v=lKQZqGiiu54&hl=iw
С появлением “Dreams Of Death” группа чаще замелькала на афишах, и в 2005 году снова отправилась в Японию, где на трёх шоу записала материал для появившегося в феврале 2006 года по линии Crash Music ДВД “Live in Japan”. Редко упоминается и концертный альбом “Live In Phoenix”, который безо всякого фанатизма появился в ноябре 2005 (в отдельных странах в начале 2006). Какой тут фанатизм, – это просто аудио-версия ДВД 2004 года, те же 13 нарезок, изданных небольшим лейблом Mausoleum. В полку релизов “флотсамов” в 2006 году была ещё одна очень приятная прибавка. В честь 20-летнего юбилея первого лонгплея америкосов, альбом “Doomsday For The Deceiver” был выпущен в специальном расширенном 3-дисковом издании, обязательном для приобретения всем поклонникам классического треша, с большим размахом и пиететом к предмету празднования. На первый “кругляш” попал оригинал программы 86 года, на второй – её ремикшированная и ремастированная версия. При этом новая версия “Doomsday For the Deceiver” звучит настолько обновлённо, что иногда создаётся впечатление, что старые треки перезаписала другая группа: появился объём, зазвучали партии, потерявшиеся в финальном миксе и так далее. Ко всему празднику на оба диска были добавлены два первых демо “Iron Tears” и “Metal Shock”, и приложен ДВД-диск с массой концертных видеозаписей периода 84-85 годов, включая неопубликованные ранее съёмки из клуба Bootleggers. Кстати, небезызвестный Джейсон Ньюстед, когда у него ещё не болела спина, там тоже фигурирует – http://www.youtube.com/watch?v=lr-IrG5Hk3k&feature=related. А масса интересных записей, в том числе ранние демки имеются на официальном сайте группы в свободном доступе (http://www.flotsam-and-jetsam.com/media/downloads.html).
В 2006-2007 годах квинтет периодически выезжал в Европу на фестивали (Bang Your Head, Keep It True, Metalmania) и небольшие концертные серии. 2008 год принёс тем, кто коллекционирует весь стафф FAJ, неслабое пополнение в коллекцию носителей. Контора Metal Mind Production, получила права на переиздание трёх дисков FAJ эпохи MCA: “When The Storms Come Down”, “Cuatro” и “Drift”. Диги-пак по 2000 копий, на “золоте”, 24-битный ремастеринг. В качестве бонусов диски снабдили радио-эдитами, интервью, миксами, короче, самым интересным, что нашлось на выпущенных ранее промках и синглах. Позднее в том же отрезке времени появилось и переиздание “Dreams Of Death”, имевшего в оригинале скрытый трек – тревожную полуаккустическую атмосферу с инфернально-медийными голосами. Праздник души дополнил концертный релиз, у которого на радость “флотсамам” нашёлся новый издатель. “Once In A Deathtime” (2008), записанный на польском фестивале Metal Mania, вышел при поддержке Driven Music Group, рекорд-компании, организованной бывшим гитаристом Korn Брайаном Уэлшем. Что можно сказать по этому поводу… Выпускать в наши дни концертные пластинки, возможно, не самое лучшее вложение денег, особенно если у вас нету тёти. Однако “Once In A Deathtime” приятное исключение в рамках одной конкретной формации, по крайней мере, для поклонников. Добротный трек-лист, классические композиции в новой энергетике, качественный звук с плотным гитарным саундом, хорошо подающий олд-скульный материал FAJ. Эрику АК, лучше бы вообще перестать верещать, как недорезанному поросёнку, строя из се6я писклявого мальчика 84-86 годов. Ведь, прилично, по-мужски может петь товарищ, а во время исполнения “Doomsday For The Deceiver” беднягу жалко аж становится. Впрочем, это даже не претензия. Главное, что этот альбом может заставить вас переслушать большинство ранних альбомов FAJ и заново открыть для себя пару-тройку пропущенных во время зевков нетленок. Аудио-диск “Once In A Deathtime” распространяется исключительно в составе лимитированного DVD/CD издания, и в нём на три композиции меньше, чем на ДВД. Так что выбор за вами.
О новом говорить всегда приятнее, да и информационное наполнение сейчас другое, не то, что в восьмидесятых. Но Flotsam And Jetsam выдают новости сдержанно. Да, они пугают всех новым студийным альбомом. У него уже есть вполне конкретное имя “The Cold”, художник Travis Smith и оформившийся трек-лист из 10 песен. Заявлено, что новые сочинения – “All Brutal, All Killer, No Filler!!!”. Учитывая хронические болячки квинтета, лучше на слово не верить.
Ян Федяев
Сайт: www.flotsam-and-jetsam.com