“Ты никогда не станешь богатым, исполняя death-metal”
Ola Lindgren
В этот угол мы ещё почти и не заглядывали. Грызанём влиятельный в вопросах экстремальной музыки пласт шведского death-metal так называемой “стокгольмской школы”. Не мелодичного, уже, если честно, проевшего мозг активным, просто поголовным применением характерных гётеборгских гитарных раскладов, выпавших в свою очередь из обоймы архаичного британского и немецкого хеви 80-х. А сырого, грубого, корневого, прямо таки физиологического скандинавского death-metal, ставшего с 90-91 годов прошлого столетия основой многих дальнейших разработок в экстремальной музыке. Центром этой вселенной стала шведская столица, а мощный импульс таким долгожителям, как Grave, Entombed, Dismember придал Thomas Skogsberg в своей студии Sunlight Studios. Именно он создал звучание, которое по сей день недвусмысленно ассоциируется с вышеозначенными коллективами. Согласен, этим бэндам (к ним можно отнести ещё земляков Unleashed, хотя поднимал их продюсер Вальдемар Соришта) пришлось больше времени проводить в тени, куда меньше гастролировать и на других условиях общаться со звукозаписывающими компаниями, чем их более гибким и мелодичным коллегам-шведам. Непродолжительное время, примерно с 90 по 93 годы карьеры вышеозначенных коллективов даже развивались с похожим успехом, пока в середине 90-х изменение музыкального рок-климата и, как следствие, всяческие стилистические метания в волосатых головах не развели земляков по разным коммерческим и концертным нишам…
Среди десятков тяжметальных пионерских коллективов позлее и погромче, в небольшом, по сути, Стокгольме в 86 году существовала группа Corpse (под другими недолговечными названиями с 84 года). Трое пацанов – Jörgen Sandström (вокалист/гитарист/басист), гитарист Ola Lindgren и барабанщик Jensa Paulsson – пытались приспособить под свои нужды все имеющиеся знания об экстриме, начиная с раннего немецкого жух-металла. Оставив после себя единственное демо “Black Dawn”(86), в 88 году трио переименовалось в Grave (даже логотип практически не поменялся) и продолжило активный процесс записи подпольных демо. Это уже был куда более агрессивный и брутальный продукт. Речь идёт о трёх культовых демо-записях 88-89 года, переиздания которых хвостом тянутся за чудом дожившей до наших дней “Могиле” – “Sick Disgust Eternal”, “Sexual Mutilation” и “Anatomia Corporis Humani”. Надо отметить вполне серьёзное стремление музыкантов нарезать аккуратно, с классической и выразительной простотой атонального дэтового риффинга и с острыми углами. Сами записи тоже отличались качеством от сонма материала, кочевавшего тогда по линии тэйп-трейдинга. Слышны скоростные влияния Sodom (сначала “Persecution Мania”, потом “Agent Orange”) и могильная атмосфера Morbid Angel. Такие темы Grave, как “Into The Grave”, “Infernal Massacre” или “Autopsied” и сегодня с актуальной студийной накачкой могут рвануть мозг в определённом состоянии. Разумеется, серьёзность текстов можно сразу оставить в покое, пусть каждый для себя определяет сам степень зрелости антирелигиозных текстуариев шведов. Сочинения той поры, а также появлявшиеся вплоть до 91 года самофинансируемы треки в составе сплитов и промо-записей, стали основой первых серьёзных шагов Grave.
Настырность Grave и активное распространение записей на самопальных концертах не остались без внимания рекорд-компании Century Media. Это имя мы уже неоднократно мусолили, так что достаточно будет сказать, что в те годы рекорд-компания была крайне заинтересована в перспективных метальных коллективах. В итоге Grave был предложен контракт сразу на несколько пластинок. Молодёжь долго уговаривать было не нужно; бэнд поднял свои демо-записи и быстро укомплектовал из наиболее популярных песен материал дебютника. Пилотом пошёл двухтрековый сингл “Tremendous Pain”, по сути взятый из 5-трековой промо-сессии, записанной Grave ещё раньше в конце 90 года. На момент записи этого сингла и первого полноформатного альбома летом 91 года, в составе Grave уже играл на басу Jonas Torndal, впрочем выполнивший тогда эту функцию спорадически. Что на мрачном дебютнике Grave “Into The Grave”(91) сразу бросается в глаза, – это непривычный для тех лет низкий строй гитар в “си”, в котором сегодняшние металлюги играют как заздрасте, низкий, утробный рёв гитариста Йоргена, грубая, первобытная агрессия, упакованная в примитивные и доходчивые размеры. Добавим сюда винтажный узнаваемый гитарный саунд марки Skogsberg & Sunlight, и пластинку “Into The Grave” можно считать образцом европейского death-metal второй волны. В своей истории бэнд работал с разными скоростями, этот показатель менялся от записи к записи. В целом в музыке создавалась мощная тяга, звучавшая на двух четвертях ужасть как “метально”. Первый лонгплей Grave можно считать вполне скоростным, по крайней мере, по сравнению с ближайшими релизами. Стартовый трек “Deformed”, глумливый “In Love”, “For Your God”, чуть-чуть грайнда в “Hating Life” и “Inhuman” (техники игры пока на большее не хватало), – при большом желании в них уже можно услышать все характерные риффовые ходы, брутал-треш-весёлости и музыкальный минимализм, помноженный на суровый антирелигиозный имидж, начавший с “Into The Grave” официальный путь трансформаций.
Релиз “Into The Grave” сразу отправил коллектив на гастроли, сначала по Европе с флоридским фаршем Malevolent Creation, затем с близкими родственниками Entombed. В начале 92 года не сильно любивший ездить с концертами Торндал свалил, а вокалист и гитарист Jörgen Sandström перешёл на бас. К лету 92 у Grave созрел новый материал, после чего трио значительно укрепило свой статус (и в первую очередь свой стиль) выпуском ещё одной классической пластинки “You’ll Never See…” Скогсберг накрутил шведам на этот раз более плотный и гладкий микс, сохранив безжалостный звук струнных инструментов и вес брони. Диск заслуженно пользовался коммерческим успехом. Grave, подключив несколько дополнительных извилин, не только создали очевидные классики жанра в виде “You’ll Never See”, “Obsessed” и “Grief” , но ещё смогли придать записи некую атмосферную языческую злобу, абсолютно не используя элементы паган или фолка, или ёмаё звон мечей и крики побеждённых. Есть и продвижения по стилю в “Severing Flesh” и “Christi(ns)anity”. Эмоционально чистейший дэт-метальный протест против навязывания веры и манипуляций символами. Эта холодящая атмосфера подчёркивалась и клавишными, которые доверили записывать барабанщику Йенсу, и “небесными” войсами, и редкими соляками с резко выделяющейся глубиной звучания.
Не найдя подходящего свободного бас-гитариста, группа в составе трио отправилась обкатывать альбом “You’ll Never See…” с Dismember и хэдлайнерами Morbid Angel. В поддержку продолжающихся выступлений “Могилы”, в декабре 93 лейбл организовал выпуск EP “…and Here I Die… Satisfied”(93). Сначала фирмачи хотели распространять его во время гастролей в 94 году, как лимитированный (666 экземпляров) EP с тремя новыми песнями, включая кавер-версию “Black Dawn” группы Corpse (да, да, той, что потом стала Grave). А потом решились на коммерческое распространение, добавив ещё три трека из промо 91 года, и позже поместив епишку на переиздание “You’ll Never See…”. Новые сочинения можно отнести к разряду, скорее, экспериментальных, чем призванных подчеркнуть чистоту жанра. Больше смен размеров, больше катящегося грува, больше изъеденного ржавчиной баса, всё для трио. Небезынтересное дополнение, признаю. Свежий материал смог поддержать интерес публики к уже готовящемуся появлению ещё одной краеугольной, третьей полноценной пластинки Grave, ставшей и свидетельством нежелания бэнда долго дудеть в одну и ту же дуду, и биографическим переломом.
Мда, Скогсберг мог бы, конечно, не копировать себя настолько. Гитары на “Soulless” зазвучали как у Entombed в “Wolverine Blues”. Шведы сменили курс на вязкие риффы, индустриальность, читаемый и компактное месилово. К неудовольствию немалого числа фэнов, некоторые странные кашеобразные секции в песнях альбома “You’ll Never See…” получили здесь полную свободу, ознаменовав начало groove-death эры в музыке Grave, с усталым драммингом, заваливающим назад, контролируемым оттягом. Треки в основном похожи друг на друга, разве что никак не обойти вниманием реальный хит “Soulless”, на который был снят клип, долгое время остававшийся единственным видео Grave. Для свежего релиза трио перезаписало треки “And Here I Die” и “I Need You” из выпущенной ранее EP. Вот он, где был первый громкий звоночек. Ок, я без претензий, по мнению Grave это было их единственно верное поступательное развитие, их шаг вперёд, и его нужно было сделать. К тому времени шведское трио считалось серьёзным концертным юнитом; раскручивая “Soulless”, шведы разогревали Samael и Cannibal Corpse в США, снова Morbid Angel в Европе, а так же выступили на фесте “Full Of Hate”. В 95 году, отыграв все положенные концерты, неожиданно заявляет о своём уходе вокалист/басист и один из основателей Йорген, – музыкант посчитал, что в составе Entombed у него будет больше перспектив. Такая история, судя по всему, так нагрузила оставшихся Линдберга и Паульссона, что они решили будущий альбом записывать вдвоём, что и сделали в декабре 95 в стенах стокгольмской студии Sunlight.
Очередное творение Grave “Hating Life”(96) снова продюссировал Скогсберг. Поклоннику классического дэта за него лучше не браться, чтобы не разочароваться, и чтобы оставить в памяти эффект первых двух дисков. Есть прикольный шведиш-метал кусочек в первой “Worth The Wait”, иной любитель Pantera сможет распробовать эффектные темы в “Restrained”, “Winternight” или “Beauty Within” с лязгающим басом и грувом at the best. Остальная музЫка – ну, мля, господа…так не пойдёт. Кстати, приведу слова, сказанные самим гитаристом Олой в одном из поздних интервью, где он рассуждал о более успешных и мелодик-метал-земляках. “Я понимаю, почему они популярны, продают так много альбомов и тд. Но это не в моём вкусе. Я предпочитаю более экстремальные группы, вышедшие из той поры, добившиеся признания и растущие, вы понимаете. Вот In Flames были хорошей группой лет десять-пятнадцать назад, но они так сильно изменились. Думаю, что если ты так сильно меняешь свою музыку, то ты тогда должен сменить и название. Это же как две разные группы. Не знаю, хорошо ли им, или плохо от того, что ни оставили себе это имя, но я вообще не фанат групп, которые так сильно меняются”. Ни о чём не забыл, Ола? Линдберг не старался гроулить, и подошёл к записи вокалов альтернативно, что только добавило сходство с Гораном-Петровым из Entombed. В число обновлений вошёл и изменённый логотип. Что хотелось бы отметить, так это то, что множество маткорщиков и прочих модерн-грув-металлистов, наверняка в юности держали под подушкой и эту неоднозначную запись. И ещё пару слов от создателей, как говорится: “Догадываюсь, почему некоторым людям не понравился “Hating Life”, всё-таки он достаточно отличался, да и по звучанию не походил на Grave. Мы хотели развития в саунде, и вот, что из этого получилось. Оглядываясь в прошлое, думаю, что никогда бы такого больше не сделал”. В том же 96 году ещё один трек Grave эксклюзивно появился на альбоме-посвящении “In Memory Of Celtic Frost”, где шведы переиграли песню “Mesmerized”.
Ладно, хоть на живых концертах Grave мог выдать всю свою архаичную дэт-метальную мощь и более-менее сбалансированный сет-лист. 96-97 года группа провела в новых гастрольных турах по Европе и США, причём на роль бас-гитариста разово позвали бывшего участника Grave Йонаса Торндала. Одно из американских выступлений в Лос Анжелесе, далеко не самое удачное, было записано и выпущено под названием “Extremely Rotten Live” в 97 году. Хуже маркетингового решения и не придумать, честное слово. Не, может идея была бы и спасительная, если бы не катастрофическое её осуществление. Невыразительная, иногда просто вымученная игра, плоский звук, абсолютно не цепляющая лайв-обстановка, короче, тухляк. Ола потом сам сетовал на то, что Century Media выбрали не самый подходящий концерт для записи. Нисколько не сомневаюсь, что именно “успехи” последних двух лет отбили у основных участников коллектива желания что-то делать в ближайшее время.
Вылезли из собственной фигуральной могилы участники Grave только под самый конец прошлого тысячелетия. Редкие репетиции начались в 99 году, к 2001 году был уже готов новый мясной набор и постепенно устаканился новый состав, куда помимо уже известных Олы, Йенса и Йонаса, переключившегося на вторую гитару, вошёл старый друг, бассист Frederik Issakson (ex.Therion). Тогда же было объявлен официальный реюнион и устроено несколько концертов в стокгольмских клубах. По утверждению Олы, группа, в общем, никогда и не распадалась, просто все занимались личными делами и ничего не сочиняли. Гитарист Ола: “Официально мы никогда не распадались, просто медлили с записью и репетициями в 1997-2000. К тому же стало ощущаться, что вся death-metal сцена снова на подъёме, и это весьма подходящее время для выпуска нового диска”. Да, дела в экстремальной музыке, в частности в death-metal, стали к этому времени налаживаться. Лейблы стали активнее проявлять свои стяжательские интересы, а публика, нахлебавшись блэка, снова захотела брутальной мощи некогда активных и перспективных проектов. У Grave до сих пор оставался действующий контракт с лейблом Century Media, которые и обеспечили весь бэкграунд новому альбому шведских дэтстеров “Back From The Grave”. В марте 2002 по старой памяти обратились в Скогсбергу, значительно обновившему техническое содержание своего детища – студии Sunlight. Создатель саунда Grave получил возможность скроить Grave свежее, актуальное звучание. Посреди записи шведы откатали небольшое европейское промо-турне, время появилось из-за технической заминки. Во время записи барабанов, баса и гитар выяснилось, что мастер-ленты не синхронизированы, и дальнейшие манипуляции вызвали задержку в три месяца. Но в октябре 2002 диск всё-таки увидел свет. Можно сказать, что возвращение в строй прошло под флагом совмещённых лозунгов “You’ll Never See…” и “Soulless”. От последнего взято больше всего – низкий строй, хрустящие гитары, потусторонняя безысходность и риффы того же калибра. Вот как раз на качество риффов и стоит обратить внимание: в вязкой массе малоподвижных враждебных кусков музыки можно выделить интересные пост-дэтовые кусочки в “Dead Is Better”, “Resurrection” или “Bloodfed”. “Во время его записи мы действительно не знали, чего ожидать от фэнов и масс-медиа. Наших амбиций хватало максимум на выпуск нового альбома и, может, нескольких фестивалей. Но после европейского релиза мы получили такую фанатскую поддержку, и снова появилось то ощущение, как в старые добрые времена!”. Разумной мыслью со стороны Century Media стал выпуск лимитированного издания “Back From The Grave”, куда вошёл бонус-диск с тремя первыми ремастированными демо-записями Grave 88-89 годов.
В том же 2002 году состав покинул и второй основатель коллектива, барабанщик Jens “Jensa” Paulsson (на гастролях с Disinter и The Forsaken, как раз посреди записи альбома, его уже сессионно заменял Pelle Ekegren, позднее в турне по Америке и Европе Grave ещё выступал с Christofer Barkensjo – не прижился на личном уровне). Это верно, “Могилу” быстро вернули на концертные площадки. Северная Америка с Immolation, Goatwhore и Crematorium, затем ещё разок Европа с Exodus, God Dethroned, Agent Steel и Nuclear Assault. Как их всех оптом откопали! Это же какой возник оживляющий спрос после десятилетия депрессивных эмоций гранджа и непроглядного мрака быстро упавшего обратно в андерграунд тру-блэка! Не то, чтобы мне нравятся сильно эти перечисления команд, но для ряда читателей эти спайки имеют определённый смысл. Ну и можно сделать выводы об условиях и бюджетах, под которые бэнды месят по всему свету.
Кроме периодических рокировок в составе, у Grave всё более-менее наладилось, чему можно только порадоваться. Правда, корабль кренился больше в сторону медийности: группу на старых заслугах и быстро вернувшемся обратно брутальном имидже хорошо принимали, концертами не обижали, с выпуском пластинок не жлобились. А вот в музыке культовость размылась. Grave потребовался ещё один студийный альбом “Fiendish Regression”(2004), чтобы приблизиться к прежней скорости и оправданным аналогиям с той самой динамикой. Оставим в стороне великолепный строго лимитированный архивный бокс “Morbid Way To Die”(2003) с 6 picture-винилами. Коллекционная весчь с дополнительными бонусами из прошлого! Что до “Fiendish Regression”, то музыканты решили обновить условия создания новых страшилок и впервые по-крупному изменили Sunlight с Abyss Records. “Мы просто захотели уехать подальше от Стокгольма, чтобы сконцентрироваться на записи, – рассказывает Ола. – Понимаете, я живу в 10-15 минутах езды от Sunlight, поэтому, когда ты утром едешь туда, записываешься и потом вечером возвращаешься домой, то у тебя в голове столько всякого хлама, не имеющего с записью ничего общего. Нынче захотелось уехать куда-нибудь, где бы можно было полностью посвятить записи время и сконцентрироваться только на этом, и ни на чём другом”. В музыкальном плане “Fiendish Regression” начался там, где закончился “Back From The Grave”. Разве что в компоновке треков появилась прямолинейная уверенность и “классичность”: “Reborn”, “Awakening”, “Out Of The Light”. В “Trial By Fire” так вообще сказано спасибо кишечно-генитальной эпох Carcass, даже звук басовенький похож. Новые тенденции тут же можно сравнить с переигранной в актуальном звуке собственной же песне 89 года “Autopsed” и в кавере Saint Vitus “Burial At Sea”, где тягучая думовая первая половина трека сменяется угарным трешем с яростным соло. “У нас оставалось два-три бонус трека, которые никогда не издавались, и когда Century Media запросили пару бонус-треков для первой печати, мы покопались в демо-записях и выбрали то, что ещё не трогали. С кавером тоже всё просто: хотелось сыграть что-то старое, на чём выросли, и что нас вдохновляло, и не очередной кавер Slayer или что-то, что уже сыграно сотнями групп”. Не без недовольства старых фэнов, впрочем, ожидавших более активного возвращения к истокам. По мнению главного идеолога Grave, большинство фэнов не могло смириться со слишком техничной игрой драммера Пелле Экегрена: “Я не думаю, что альбом был плох. Наш барабанщик Пелле максимально концентрировался на техничности своих партий, они такими и получились, может, даже слишком техничными”. В 2004-2005 шведы побывали в двух европейских поездках, в том числе в рамках “Domination Tour” с Cryptopsy и Aborted. Мощный хайрастый лайв-экшн шведов всегда проходит на ура.
Практически по той же схеме, тем же составом музыкантов и звукоинженеров далее был сконструирован альбом “As Rapture Comes”(2006). С той разницей, что на этот раз в Abyss записывались только вокалы, и осуществлялось сведение, а сама запись делалась на самопальной стокгольмской студии Soulless. Массивный саунд с рояльным басом, скоростной и современный даббл-бас-драмминг с взрывами грайндкора (в “Through Eternity” и “By Demons Bred”, например), очень злой, разъярённый музон (“Living the Dead Behind”, “Unholy Terror”) и оригинальный выбор кавер-версии – “Them Bones” Alice In Chains. Получился прикольный death’n’roll. “Вероятно, это самый агрессивный наш альбом из всех предыдущих. И причина тому, скорее всего, в том, что мы записывали его самостоятельно с ощущением абсолютной свободы. Не было никакого давления, и мы могли работать в удобные нам часы. Кое-что создавалось во время дринк-сессий, прямо как в наше демо-время. Я думаю, именно поэтому люди сравнивают “As Rapture Comes” с нашим самым ранним материалом. Ведь он создавался практически таким же способом”. От себя добавлю, что это и не самый похожий на Grave альбом, хотя по сравнению с “Hating Life” такие изменения приемлемы. С новыми песнями Grave покатались по Европе и даже заглянули в Рашу, где под блин раскатали публику на фесте Rock Palace Open Air в Пушкине вместе с коллегами Dismember и массой местных дэтстеров. Были и накладки, – отменились американские гастроли с Dismember и Entombed, – неплохая была бы посылка из-за океана. Любителей порадовало и появление первого официального DVD ветеранов-гробокопателей “Enraptured”(2006) с ключевым концертом в Поляндии, интервью и массой архивных съёмок, начиная с 1990 года.
Куда больше изменений случилось с Grave на момент 20-летнего юбилея коллектива, отмечавшегося в 2008 году. В декабре 2007 года шведы объявили о подписании контракта с новой рекорд-компанией Regain Records. Видимо, Century Media, вышедшие к этому времени на поточное производство заведомо коммерческих продуктов, отказались от дальнейшего сотрудничества с death-metal динозаврами. В утверждение насчёт попробовать что-то новое, мне лично не очень верится. Группа снова сократилась до трио. Второй гитарист Jonas Torndal устал, а барабанщика Пелле сменил Ronnie Bergerstahl. Рассказывает босс коллектива: “Просто Пелле предпочитает проводить время на диване и за кухонным столом. Ему вообще не нравится ездить по гастролям, и он начинает тосковать по дому уже на второй день”. Да, с таким человечком Grave было сложновато мириться, учитывая регулярную и насыщенную гастрольную жизнь все эти годы.
Это же трио записало и юбилейную пластинку “Dominion VIII”, где не стало наворачивать современный бомбаст, а действительно предложило фэнам сочетание всех своих лучших наработок за 20 лет. Сколько ярости в первом же треке “A World In Darkness”, один такой рифф иной раз стоит половины альбома. В следующей “Fallen (Angel son)” группа разгоняется до предельной скорости, демонстрируя целую пачку сочных олдскульных темаков. В треке “Sinner Lust” отозвался эхом альбом “You’ll Never See…”. От жужжащего риффа в “Annihilated God” припоминается ранний Death и альбом Massacre “From Beyond”. Не удивляйтесь, это перезапись трека с самого первого демо “Sick Disgust Eternal”, датирующегося ещё 88 годом. В целом, очень “недружелюбный” получился юбилей. Из наиболее существенных гастролей того времени, выделим, пожалуй, два турне по Европе с Nile и Vader, выступление на Wacken, появление в Москве, а также очень статусное, 3-недельное турне по Азии, Австралии и Новой Зеландии с заездом в Бразилию. Бывший хозяин Grave – Century Media в 2008 году решил ещё немного погреть руки на наследии своих подопечных и выпустил 18-песенную компиляцию “Exhumed – A Grave Collection”. Если у вас есть все альбомы Grave, то сие издание – пустая трата денег.
Актуальную пластинку “Burial Ground”(2010) шведы снова писали в своих студийных условиях, с комфортом, под пивко и общение с друзьями-коллегами. По словам барабанщика Ронни (сочинившего в роли гитариста ещё и половину нынешнего материала), первоначально планировалось иметь полный комплект новых песен ещё в ноябре 2009, до турне с Nile и Krisiun. “Но время было не на нашей стороне. Затем, после гастролей с Nile мы почувствовали усталость от турне и друг друга, взяли пару недель перерыва, и потом закончили сочинение диска. Получилось по времени быстрее, чем с “Dominion VIII”, но, на мой взгляд, новый диск более завершённый. Мы даже думали о записи его в студии полностью живьём, но из-за того, что затянули с сочинением, отказались от этой затеи”. Что в итоге? Grave снова потянуло к временам “Soulless”, как в аранжировках, так и в динамике, что, если честно, не сильно выделяет “Burial Ground” из достижений стокгольмской формации в минувшем десятилетии. Есть тёмная и сырая “могильная классика” – “Liberation”, “Ridden With Belief”, “Sexual Mutilation” (новая перезапись демо 1989 года). Есть нахлобучивающий эксперимент “Bloodtrail” с участием Карла Сандерса из Nile (кстати, на трек снят редкий для Grave видеоклип), есть воинственный, накатывающий танковой волной death-metal “Dismembered Mind” в стиле шведских стандартов 92-93 годов, где отметился Матти Кэрки из Dismember. Есть даже кладбищенский doom-death “Burial Ground” на 7 с половиной минут, с оттенком Celtic Frost. Диск, в общем, не так давно вышел, и Grave пока выступают пристрелочно, надеясь намутить новое турне. Дальше видно будет.