Не всё же немцам да итальяшкам нарезать павер-спид-метал! Ну, и вообще – возвеличить нетленные заслуги Iron Maiden, Judas Priest, Helloween, Accept, Warlord и иже с ними никогда не помешает. Главное, чтобы это наследие попало в умелые руки, и тогда у курочки можно будет отгребать золотые яйца. Со шведами HammerFall одна проблема – мощный петтинг старых идей и хеви-метальное позёрство вдогонку Manowar, которых в этом и так трудно переплюнуть. Но без них, наверное, эту машину для стрижки купонов, синглов и DVD по каждому поводу было бы не запустить. К тому же, умения составлять славные хеви-метал песни из подручного материала у HammerFall не отнять. С огоньком песенки, я бы даже сказал. И совсем неплохо, что возведение на полном серьёзе хеви-металлических клише конца 70-80-х в героический абсолют марки «больше, чем жизнь», сдобренного не сильно ловкими текстами про истребление драконов и разборки с теми, кто не верен металлу, непостижимым образом снова стало востребовано в коммерческих масштабах. Больше рока, хорошего и разного!
Креативная волна шведской метальной сцены в самом начале 90-х вынесла на берег пару тел, которых не успели утянуть на дно проклёпанная кожа, гирлянды цепей и прочая шипованная амуниция. В 1993 году в шведском Гётеборге из состава дэтовой команды Ceremonial Oath выбыл гитарист Oskar Dronjak. Помимо того, что Оскар нарезал ещё и в группе Crystal Age, он сочинял некие хеви-метальные песни в сугубо традиционном стиле для собственного проекта. Амбициозных планов у страстного поклонника хеви-металл на тот момент не было – хотя бы поиграть на уровне проекта кое-какие свои песенки в компании дружественных музыкантов. Рассказывает Оскар: “Идея была проста, создание HammerFall стало реакцией на те самые гранджевые команды, которые в огромном количестве вдруг появились в то время, и каждая из них считала, что именно так нужно играть рок, и никак иначе. Я ненавидел грандж… Да, собственно, и сейчас также отношусь. А тогда это была наша фишка, потому что в то время было очень сложно продвигать хеви-металл группу. Было практически нереально иметь успех, играя именно в таком стиле”. Через полгода после Оскара из Ceremonial Oath выбыл бас-гитарист Jesper Stroemblad, у которого тоже имелась дополнительная занятость – в In Flames. Оскар уболтал его посодействовать на правах барабанщика в первых шагах проекта, получившего своё название, благодаря строчке из песни “Lucifer’s Hammer” группы Warlord – HammerFall. Поначалу к ним присоединились музыканты Dark Tranquility – вокалист Mikael Stanne и гитарист Niklas Sundin, a также бас-гитарист Johann Larsson из In Flames. Репетировали в своё удовольствие, исполняли кавера классических исполнителей и несколько песен своего сочинения. В 1994 году HammerFall приняли участие в шведском музыкальном конкурсе рок-коллективов “Rockslaget”, где представили кавер Pretty Maids “Red, Hot And Heavy”. Появление у участников проекта напрягов с основными коллективами было лишь вопросом времени. В 1996 году HammerFall дошли до полуфинала того же конкурса “Rockslaget” с собственными треками “Steel Meet Steel” и “Unchained”, а также кавером Judas Priest “Breaking The Low”. Но праздновать было рановато – в самый последний момент из-за нестыковок с расписанием Dark Tranquility Никлас и Микаэл отказались от участия в полуфинальном концерте, проще говоря, уехали на гастроли со своей командой. Нормальный подгон!!! Пришлось срочно искать замену.
Группу энтузиастов выручили бывший участник In Flames/Dimension Zero, гитарист Johann Ljungstrom, а также вокалист Joacim Cans, некогда певший в Luciferon и Highlander, голосящий в традиционной хеви-метальной фальцетной манере. В финал группа не попала (жюри постаралось), зато смогла более-менее прилично снять на видео своё выступление и исполнение песни “Steel Meet Steel”. Сразу после финала Канс был принят штатным вокалистом в HammerFall, а запись выступления была по наводке отправлена в офис небольшой голландский фирмы Vic Records. Наводка была проста – Дронжак уже связывался с голландцами в составе группы Crystal Age и выпустил там диск “Far Beyond Divine Horizons”. Vic Records быстро отреагировали на свежий демо-материал шведов и предложили контракт на дебютный альбом. Так же быстро было получено согласие, и осенью 96 года на студии Fredman в Гётеборге HammerFall за 4 с половиной штуки евро записали материал для своего эпохального дебютного альбома “Glory To The Brave”(97). “Я был удивлён, насколько легко складывался процесс создания альбома, когда мы с Джеспером садились за гитары, – вспоминает гитарист Оскар. – Большинство риффов уже было накоплено, но песни “Stone Cold”, “Glory To The Brave” и “The Dragon Lies Bleeding” совсем свежие, сочинены летом 96. Думаю, это был очень плавный и лёгкий процесс, я никогда не получал от сочинения песен столько удовольствия!” Говоря о своих образцах для подражания, основатель HammerFall не скрывает имён: “Мы считаем нашим основным влиянием Helloween, Accept, Judas Priest, Warlord и Stormwitch. Но упоминания также заслуживают Gamma Ray, Dio, Riot, Iron Maiden и Running Wild”. Ну и старая “легенда” Manowar в меховых трусах. Так что результат можно вполне себе представить – скоростной спид-метальный драминг с активным использованием дабл-баса, картонные героические мелодии, классический павер/хардроковый метальный риффинг, соответствующие гармонии и вокал на грани терпимого. Треки “The Dragon Lies Bleeding”, “The Metal Age”, “HammerFall”, “Steel Meets Steel” и “Unchained” как раз из галопирующих. Кавер Warlord “Child Of The Damned” – из той же банки. Звучит хорошо знакомо и похоже на всё сразу, впрочем, с инструментальной точки зрения безупречно. Обе баллады “I Believe” и “Glory To The Brave” просто источают со всех щелей хеви-метальные клише, настолько обильно, что некоторые рецензенты даже высказываются о каких-то новых проявлениях в мире павер-металла. С подачи художника Андреаса Маршала, на обложке дебютника впервые появился талисман группы – мужик в латах и с молотом по имени Гектор.
С уверенностью только скажу, что “Glory To The Brave” спровоцировал в Европе новую волну интереса к традиционному жанру хеви-метал и обращение молодых коллективов к традициям в чистом виде. Главная заслуга HammerFall на том этапе – уж не знаю, осознанно или нет – это то, что в основе проекта заложен большой процент развлекательности, гораздо больший, чем художественный уровень или какая-то там самобытность. В купе с комиксной серьёзностью и напускным самопожертвованием в борьбе за истинный метал (А мы то думали, что ничего ржачнее Manowar быть уже не может. Но позёрство HammerFall оказалось конкурентоспособным!) это привлекло внимание не только выросшей на натуральном рок-продукте аудитории. Вот вам заявление того времени от главного спикера команды, гитариста Оскара: “HammerFall играют метал именно так, как и предполагалось его играть, и так как вам (и нам) нравится. Местами быстро и неистово, местами мягко и нежно, но это настоящий хеви-метал, насквозь. В конце концов, всё остальное неважно”. О художественной ценности песен HammerFall, особенно на первых релизах, можно даже не заикаться. Клише на клише и клише погоняет; видимо, служение металлу действительно такое тяжкое бремя, что написать умный текст, не похожий на набор фраз из школьного учебника по английскому языку, реально непосильное задание. Так что не будем требовать от шведских парней слишком многого. Хватит и внешнего сценического вида Оскара Дронжака и их поз на сцене. И, кстати, по поводу барабанщика. Джеспер хоть значится в составе коллектива, но в записи альбома он участия не принимал, поскольку на тот момент занимался делами In Flames. Т.е. песни он коллективно сочинял, но играл вместо него некий Patrik Raefling.
Вот, собственно, и начало достаточно стремительной и полноценной карьеры. Феномен имел место возникнуть на ровном месте. К голландскому релизу проявил интерес немецкий лейбл Nuclear Blast, подписавший для начала с HammerFall контракт на четыре студийных альбома, а затем и переиздавший по лицензии в июне 97 года в Европе альбом “Glory To The Brave”. Вдобавок Nuclear Blast сняли группе два клипа на песни “HammerFall” и “Glory To The Brave”(лучше бы они этого не делали, группа и так в то время ужасно смотрелась на сцене) и запустили на полную катушку рекламную кампанию. Всё-таки менеджеры Nuclear Blast свои колбаски с горчицей под пиво жрут не зря. Результат превзошёл ожидания всех. Продажи альбома достигли ста тысяч экземпляров, а в Германии альбом занял 38 место в чарте альбомов, – немыслимая хрень для дебютного альбома малоизвестной хеви-метальной группы, да ещё и шведской. Немецкие журналы Rock Hard и Heavy, Oder Was? присудили альбому звание “Альбом месяца”. Включение трека HammerFall в CD-компиляции журналов Rock Hard и Metal Hammer быстро разнесло весть о коллективе по всей Европе. Короче говоря, пиар был масштабный. Душу что ли продали? Забавно, что HammerFall, всего год назад не дошедшие до финала в местечковом конкурсе рок-групп, после такого сравнительно громкого успеха вдруг оказались в списке номинантов на шведскую Grammy в номинации “Best hard-rock”. Двуличная европейская толерастия делает своё содомитское дело…
Первыми гастролями HammerFall стал европейский турпакет с Gamma Ray, затем были выступления с Jag Panzer, Lake Of Tears, Raven и другими. Наконец, многотысячная толпа увидела выступление HammerFall на фестивале Wacken Open Air, куда без особой надобности не попадают. С перформансом у шведов в тот период были большие проблемы, но они закалялись с каждым новым турне. Свои версии в конце года получили Япония и США. После издания дебютного альбома, некоторым участникам проекта пришлось пересмотреть свои приоритеты и оценить возможность уделять HammerFall гораздо больше времени, чем раньше. Так в шведской хеви-метал-формации появились новые музыканты: гитарист Stefan Elmgren и бас-гитарист Magnus Rosen. Барабанщик Патрик Рафлинг, соответственно, вошёл в группу на штатной основе. Впервые новый состав можно услышать на сингле “Glory To The Brave” в октябре 97, куда помимо заглавного трека вошли две новые записи – студийная кавер-версия Stormwitch “Ravenlord” и концертная версия “I Believe”, записанная на фестивале Wacken в 97 году. Этот второй вариант сингла уже был исправленным, – в первый по ошибке вошёл корявый концертный микс трека “The Metal Age”. Помнится, HammerFall дико напряглись из-за этой ошибки лейбла.
На фоне развивавшихся далее событий эти производственные ошибки (да, их было несколько) сегодня кажутся коллекционной мелочью. Откатав все положенные гастроли, в апреле 98 года шведы взялись за сочинение второго альбома. Джеспер также принял участие в этом процессе, чтобы сохранить дух первого альбома. Градус ожидания был очень высок, лейблу грех было не воспользоваться возможностью отбить кое-какие вложения. В августе на рынке появился макси-сингл “Heeding The Call”(98) с забойным спид-метальным треком из будущего альбома, не сильно утомительным кавером “Eternal Dark” группы Picture и тремя концертными версиями. Стоит сразу же отметить набравший массу саунд; студия осталась прежней (Fredman), но бюджета теперь хватило на 6 недель работы. Пробник занял 48 место в чарте синглов на уровне с далёкими от металла исполнителями, и оставался в сингл-чарте три недели. Например, сингл Blind Guardian “Mirror, Mirror”, выпущенный в тот же период и добравшийся до 44 места, вылетел из чарта уже через неделю. Продано было более 20 тысяч синглов. Вышедший осенью альбом “Legacy Of Kings”(98) сделал из HammerFall реально крутых перцев, – в Германии альбом занял уже 15 место, про восхваления в границах шведского королевства можно вообще не упоминать. Мощный звук, на мой взгляд, очень много дал альбому, выгодно подчеркнув все достоинства жанра. По крайней мере, это уже не звучало настооолько натырено. Говорит вокалист Йоахим Канс: “Первый альбом почти шокировал людей. Никто не ожидал услышать такой альбом в 1997 году. На “Legacy Of Kings” люди уже стали ожидать определённых вещей”. Да, права на ошибку шведы не имели, и сделали всё правильно. Сочинялся альбом уже с чётким прицелом и конкретными целями – догнать и перегнать собственный дебют. Почти все песняки крепкие, бодрые, поджарые. Следом за “Heeding The Call” на спид-метальной скорости чешут “Legacy Of Kings”, “Dreamland” и “Warriors Of Faith”. Припевы на пять с плюсом в “Stronger Then All” и “Heeding The Call” – как раз для нестройного фестивального рёва. Треки для хеви-метального позирования и синхронного махания гитарами – “Let The Hammer Fall” и “At The End Of The Rainbow”, дежурная баллада “Remember Yesterday”, хорошо, короче говоря. Цепляющие риффы, яркие соло и, не смотря на мультяшно-программные заявления о новой эре металла и отсутствие стеснения при пользовании наследием упомянутых выше создателей хеви-метал-традиций, более серьёзный посыл. Ну, может, показалось. Но, помнится, пластинку в своё время слушал сам с удовольствием. Даже была джапанская версия, с дополнениями в виде кавера “Eternal Dark” и концертной версии “Stone Cold” с сингла “Heeding The Call”.
В октябре 98 года группа отправилась в своё первое мировое турне “The Templar World Crusade”. Все страны и континенты перечислять ни к чему, но Южная Америка, Япония, 28 концертов в Северной Америке в компании группы Death (!) и мегатонна нового экспириенса для HammerFall наверняка были памятны. Турне, растянувшееся практически на год, было слегка омрачено неожиданной эпидемией инфекции лёгочных путей, которая началась сначала у вокалиста (подцепил где-то на концертах в Швеции), а затем перекинулась на техников и музыкантов. Как говорится в одном анекдоте: “Тебя бы так пронесло!” В любом случае, выхлоп у нового альбома был мощный, почти все мероприятия прошли на большом подъёме и с хорошей финансовой отдачей. Заминка возникла уже в самом конце турне, – за отсутствие требуемого вдохновение был уволен барабанщик Патрик и заменён на Andres Johansson (брат Jens Johansson, клавишника Stratovarius). Ну, шведы уже могли перебирать харчами. Да, и стоит упомянуть о действительно трагическом эпизоде – 25 января 99 года у группы пропал тур-менеджер, 37-летний Lelle Hildebrand. Вышел из клуба Карфаген в шведском Сольвесборге прямо посреди концерта (что уже само по себе странно), поехал якобы на какую-то сделку и бесследно исчез. Вообще в этом деле много мутного… Поиски тур-менеджера успехом так и не увенчались, хотя вроде был какой-то подозреваемый в тройном убийстве. Парня признали погибшим, хотя его мать до сих пор верит и надеется…
Ранее коллектив был задействован в записи трёх кавер-версий для трёх разных трибьютных альбомов. Это кавер Rainbow “Man On The Silver Mountain” для трибьюта Dio, кавер Helloween “I Want Out” и кавер Accept “Head Over Heels”. По неизвестным причинам трибьют Helloween так и не состоялся, зато Nuclear Blast инициировал выпуск готового кавера HammerFall в виде EP “I Want Out”(99), втиснув туда до кучи ещё один трек из “Legacy Of Kings”, кавер Rainbow и видеоклип. Кстати версия хелловиновской песни с участием Кая Хансена очень даже неплоха. Эти три новых кавера даже записывались у Хансена в собственной студии. Попозже, уже на другой студии (Thunderload Studio) группа состряпала ещё одну перепевку – песню “Run With The Devil” старой шведской хеви-метальной группы Heavy Load. В общем, дверей у HammerFall открылось немало, и знакомства завелись нужные. У “Legacy Of Kings” уже появилось побольше версий и региональных вариантов, чем у первой пластинки, включая более поздние русскую и корейскую версии. В них в основном добавлены треки из актуальных синглов/EP и кое-какой концертный материал. Чтобы подсобрать с фэнов деньжат (раз уж курочка несёт реально золотые яйца), NB выпустили в августе 99 года ещё и первый видео-документ HammerFall – вэхаэс с пафосным названием “The First Crusade”, на котором собрали множество сюжетов, связанных с историей группы и частично с уже бывшими участниками группы. Нелишний релиз, чтобы очертить контуры первых лет творчества, и, возможно, заметить, что не всё так серьёзно, на самом деле.
Подмазанный бюджетом Nuclear Blast, быстро и уверенно шведский бэнд выходил на другой качественный уровень, выдвинувшись в лидеры второй волны европейского хеви-металла. Так что ЭТО произошло бы рано или поздно – запись в Америке и заигрывание с тамошними вкусами. Новый студийный альбом “Renegade”(2001) жители страны лосей записывали в Нэшвиле, в студии WareWorld с продюсером Майклом Вагенером. На записи обкатывался новый барабанщик, а бывший коллега Джеспер всё ещё продолжал участвовать в создании песен HammerFall на правах серого кардинала. Половина песен новой программы кредитована его именем. В качестве аперитива в 2000-м году был выпущен сингл “Renegade”, куда би-сайдами вошли описанные выше кавер-версии Heavy Load и Accept. Отличная, получилась пластинка. И сам оригинальный трек, стартующий с басовитого рёва Харлея, демонстрирует хорошее качество риффов и прилипчивости, и кавера удались на славу, особенно эксептовский “Head Over Heels”. Удо Диркшнайдер там вообще в тему!!! На фоне сингла головной альбом проигрывает, если не по полной, то ощутимо. В музыкальном плане “Renegade” шагом вперёд никак не назвать, ну кому это в подобной тусовке нужно? Поп/радио-рокерами шведы не стали, в идейном плане не отступили ни на арматурину, да и 17 место, например, в альбомном хит-параде Германии тоже ведь не мелочь по карманам тырить. Но неспроста этот релиз считается одним из самых слабых в дискографии коллектива. Песни сочинялись явно с натягом, из завалявшихся идей, оттого и энергии в них нет. Хотя, естественно, в интервью по поводу альбома вы прочтёте или услышите только о больших вложениях души и сердца в эту запись, и о том, что она самая профессиональная из всех предыдущих и ващще. “Keep The Flame Burning”, “Living In Victory”, “The Champion” и, конечно, “Renegade”, короче, все скоростные треки альбома кое-как поддерживают в нём жизнь, немного отвлекая от слабоватого сочинительства. К технике игры к группе никогда претензий не было. Играют HammerFall отлично, соляки пилятся, спид-метал катится, риффцы прокачиваются, саунд стал поблёскивать глянцем. Но что касается конкретно материала “Renegade”, то лонгплей моментально вымывается из памяти. Вполне хватило бы сингла с заглавным треком и солидной пачки кавер-версий, сопровождавших тот студийный период шведских металлистов.
Самих музыкантов это уже никак не дёргало, HammerFall вышли на поток и стригли нормальную капусту. В Швеции диск нарисовался на первом месте в национальном чарте и получил золото за более 40 тысяч проданных штуковин. Последовало турне с Freedom Call и Virgin Steele, а в 2001 году от альбома отпочковался ещё один макси-сингл на балладу “Always Will Be”, куда помимо ещё одной баллады с предыдущего альбома (“гениальная” находка) и акустической версии самого сингла, вошёл кавер Judas Priest “Breaking The Law”, записанный изначально для соответствующего трибьюта с гитаристом Оскаром на вокале. Приятная нынче коллекционная дигипаковая вещица, выпущенная для немецкого рынка. Но повторюсь, хватило бы одного кавера. Сопли – в топку. Только стальные яйца, только хардкор, то бишь тру-метал! Возможно, при подготовке следующего студийного материала шведы учли недостатки “Renegade” и поняли, что такое музло надо записывать таки в Европе, поближе к продюсерам, которые на этом съели не одну стаю диких собак-динго вместе с шерстью. У тех, кто вдруг засомневался в трушности HammerFall, не было никаких шансов убедиться в своей правоте. Заклёпки на кожаном прикиде Дронжака, Канса Сотоварищи были начищены до блеска и готовы к новым показам.
Ян Федяев
Сайт – http://www.hammerfall.net/
26 августа, 2014
Креатив гвно, автар малолетний , не смыслящий в современной раскрутке групп, сценическом имидже, а главное в мессадже, благодаря которому группа стала комерчески успешной и востребованной.