Так, каждый пошёл своей дорогой. Сабина Классен целиком посвятила себя записям и выступлениям своей новой группы, Temple Of The Absurd; во многом ей помогал предыдущий карьерный отрезок. В 93 году базирующаяся в Гамбурге группа из своего кармана записала альбом “Absurd” и, не имея контракта, по утверждению официальной биографии, продала за месяц 3 тысячи копий. Выступления с орущей немкой во главе пользовались устойчивым спросом; бесхозный коллектив даже пригласили выступать на фестивале Dynamo. Позднее Temple Of The Absurd получал время и на других крупных фестивалях, включая Bang Your Head и Wacken. В 96 и 99 годах, помимо регулярных гастролей, на разных лейблах на свет появились два официальных альбома Temple Of The Absurd: переиздание самопального “Absurd” и “Mother, Creator, God” с необычным для того времени ДВД-дополнением. Что касается мужа Сабины Энди Классена, то он, получив ранее опыт продюсирования Holy Moses, занялся этим вплотную и организовал студию звукозаписи Stage One. Глядя на свою неугомонную жёнушку, он собирает студийный состав с участием известного экстремальщика Дани Лилкера (Nuclear Assault/Anthrax/SOD/Brutal Truth) и под именем Holy Moses записывает в 94 году самый массивный и брутальный альбом немецкого коллектива “No Matter What The Cause”. Смурная, дэт-индастриэл-атмосфера с грязным ползучим басом, сравнительно сложная работа барабанщика Свена Хервига, игравшего ранее в хардкор-группе Rykers, несколько осмысленных треков “Denial”, “What’s Up” и “Bomber”, тягомотина на 6 с лишним минут под названием “Hate Is Just A 4 Letter Word”… Ооооочень на любителя; нечто подобное играли в то время Nailbomb, но у них получалось как-то с огоньком. Вокальные партии взял на себя сам Энди, а Сабина отметилась на альбоме только несколькими бэками. В том же году пара развелась по жизни; видимо альбом обоим не понравился…
Вокалистка не стала брать обратно свою девичью фамилию Hirtz и осталась Классен. Забегая вперёд, скажем, что замуж она больше так и не вышла, детей не завела и убеждённо считает своей семьёй собственную группу. Ну, или, по крайней мере, так утверждает. “Это был худший период в истории коллектива, – вспоминает Сабина. – Когда бизнес стал разрушать всё в 94 году. Нам пришлось остановиться, и это было действительно плохо. Впрочем, сейчас я думаю, что те плохие моменты были в итоге чем-то хорошим, потому что сейчас я знаю, насколько это может быть трудным; появился шанс создать всё заново. Без плохого не будет хорошего, это как в жизни”. После такого расклада Энди забил на Holy Moses, в 97 году собрал с бывшим вокалистом Warpath Дирком Вайссом новую группу Richthofen и стал зарабатывать себе имя на продюсировании других групп. Параллельно продолжалась и карьера Сабины. Вот только никому из Классенов не удалось прорваться в высшую лигу. Энди нажил себе с Richthofen проблем из-за надуманных обвинений в культивировании праворадикальных идей, а Сабина хоть и упиралась, как могла, и даже запустила в Интернете собственный метальный портал, но выбраться из андерграунда не смогла. Канун нового тысячелетия был не самым удачным для метал-фрау: в 1999-2000 ей пришлось перенести несколько хирургических вмешательств и выжить после мотоциклетной аварии. Эти жуткие житейские сюрпризы привели к роспуску Temple Of The Absurd. Зато свели вместе творческие пути бывших супругов, в конце 2000 года на базе студии Stage One они стали вместе работать над новыми песнями. “После аварии я осознала, что жизнь может действительно быть очень короткой, – вспоминает Сабина. – И что я должна снова начать её с нового альбома Holy Moses”. В 2001 году компания Century Media издала новый мини-альбом Holy Moses из пяти песен “Master Of Disaster”. Не смотря на список новых музыкантов в буклете к миньону, Энди закатал на этом альбоме весь инструментал кроме барабанов. В песнях ощущалась лёгкая дезориентация; прокатывал заглавный трек и ещё “The Hand Of Death”. Нелегко было после стольких лет в новом свете представить то, за что группу любили в конце 80-х. Для начала Holy Moses приняли участие в крупном фестивале на другом конце света, в южно-корейском Пусане. Кстати, Классен без особого энтузиазма относился к необходимости снова много выступать, поэтому в концертном составе реанимированной группы появились новые и хорошо забытые старые персонажи: басист-основатель Jochen Fuenders, барабанщик Julien Schmidt, гитаристы Jorn Schubert и Franky Brotz. Ближайшими крупными перформансами “Святого Моисея” стали фесты With Full Force & Wacken, вслед за этим началось сочинение материала для большого альбома, дабы убедить оживившихся фэнов, что эта епишка не случайное явление. Йохен быстро выбыл, уступив место Andreas Libera (ex-Aeternitas, Cold Embrace).
На “Disorder Of The Order”(2002) далеко не всё было по старому, не считая хорошо читаемого гитарного angry-саунда и чётких барабанов. Не было скорости ради скорости и чего-то среднетемпового-лишь-бы-разнообразить. Треки и составляющие их лаконичные рифы не утомляли своей последовательностью, обогащение гармоний только улучшало восприятие, добавляя в немецкий треш с влиянием слейеровского “Reign In Blood” модерна. Отметим скорострельные треки “Hell On Earth”, “We Are At War”, “Blood Bond” и пару грувовых – “Deeper” и “Lies 1000”. После издания “Disorder Of The Order” состав группы снова стало потряхивать. Энди Классена на концертах стал подменять гитарист Michael Hankel, коллега Классена Richthofen, а быстро освободившееся место бас-гитариста занял Alex DeBlanco. В придачу к этому, Century Media не пролонгировали контракт с бэндом, и немцы снова остались без крыши над головой. Неизменным оставался энтузиазм Сабины, снова и снова поднимавшей Holy Moses на площадки любых размеров: от крупнейших метальных фестивалей до малопригодных к экстремальным концертам клубов по всей Европе.
Но бюргеры долго без дела не сидели. В 2004 году новый лейбл-партнёр был найден в лице Armageddon Music (владелец Ларс Ратц из Metalium), а свежему гитаристу Ханкелю досталась ещё и функция композитора, на пару с Сабиной; Энди Классен впервые не принимал никакого участия в сочинении альбома Holy Moses. “Когда мы готовимся к новой записи, то ничего не планируем, – говорит Сабина. – Это причина, по которой Holy Moses всегда звучит по-разному. Мы всякий раз сами себя удивляем тем, что сделали в итоге своими руками”. Продюсировал новый альбом “Strength, Passion, Will, Power”(2005) бывший коллега Сабины по группе Temple Of The Absurd, гитарист Schrodey. Смена производственного состава сказалась на энергетике, словно группе поменяли движок. Треки калибра “I Will”, “Examination” или первых двух боевиков “Angel Cry” и “End Of Time” в обоймах ранних альбомов Holy Moses не прослушивались. Можно послушать и сравнить здесь – http://www.last.fm/music/Holy+Moses
Филигранный гитарный жух и спринтерские скорости остались, добавился мускулистый германский павер-метал (“Space Clearing”, “Death Bells II”), треки стали чётче ориентироваться на концертное исполнение. “Если честно, я не знаю, какой у нас звук на альбоме, – говорит Сабина. – Единственное, что я знаю, что мы звучим брутально, агрессивно и свежо, и это те причины, по которым Holy Moses уже 25 лет существуют на треш-сцене. Не могу точно сказать, что такое современное звучание, или олд-скульное звучание. Мы делаем то, что чувствуем, не думая об уровнях звучания”. “Strength, Passion, Will, Power” получил отличные отзывы и неплохо продавался. Чтобы поддержать вернувшийся интерес к коллективу и заодно вернуть в адекватном виде на полки магазинов дискографию, Armageddon Music в конце 2005 и в течение 2006 годов переиздали некоторые альбомы Holy Moses, добавляя в каждый из них новую (или обновлённую) обложку и толстую пачку бонус-треков. Инициативу можно поприветствовать, поскольку, например, дебютный альбом немцев “Queen Of Siam” до этого никогда не издавался на СД, не говоря уже о ремастированных старых демо, репетиционных и концертных записях, японских бонусах и прочих фанатских радостях. На тот момент на басу в коллективе наяривал ещё один приятель вокалистки по группе Temple Of The Absurd – Robert “Ozzy” Freese, а барабанил грайндкорщик Asgard Niels Holub. По привычке, и этот состав вскоре изменился.
К сочинению последнего на сегодняшний день студийного диска немцы приступили, имея в составе вернувшегося барабанщика Атомика Штайфа, нового басиста Thomas Neitsch и второго гитариста Oliver Jaath. Над альбомом “Agony Of Death”(2008) группа работала практически год, дольше всего за всю свою карьеру. Только с вокалами Сабина возилась шесть месяцев: “Это позволило мне работать в соответствии со своим настроением. Поэтому результат получился разнообразным: от истерического визга до глубокого гроула”. Записывался альбом в Blue Castle Studio под Гамбургом; звук накручивал гитарист Хенкель. По замыслу создателей, к альбому должны были привлечь внимание публики приглашённые музыканты, которых набралось в итоге немало. Как говорится, с каждого по нитке – голому рубашка: Henning Basse (Metalium) подпел в “Schizophrenia”, Karlos Medina (Agent Steel) набулькал бас в “Imagination”, Ralph Santola (Obituary, Death etc.) замутил соло в “World In Darkness” и “Dissociative Disorder”, и так далее. Материал получился насыщенным, выдержанным в классических трешевых традициях, даже с приятными мелодическими/эпическими отклонениями, как, например, в “World In Darkness”. В целом, на “Agony Of Death” продолжилась модернизация Holy Moses, начатая на последних двух альбомах, без потерь скорости и эффективности рифов. Кому интересно поближе познакомиться с последним студийником ветеранов немецкого треша, а заодно и заценить несколько ранних (времён воссоединения) съёмок, рекомендую заглянуть сюда
Новую запись группа обкатывала осенью 2008 года в Европе, вместе с Benediction и Nominon. Турне сопровождали хронические поломки автобуса, из-за которых пришлось отменить несколько концертов. 13 декабря прошлого года Holy Moses выступали почётными гостями на юбилейном шоу ещё одной, не менее знатной немецкой метал-фрау Доро Пеш, отмечавшей свой 25-летний карьерный юбилей. Гастрольный план на этот год составляется, в конце весны – летом квинтет будет занят. Буквально на днях, 11 апреля в Оберхаузене “Святой Моисей” примет участие в сборном концерте, посвящённом памяти недавно умершего барабанщика ещё одной колоритной группы корневого немецкого треша Sodom, Криса Вичхантера. Жизнь продолжается.
Сайт: www.holymoses.net