Конкурс “Specialradio-17” – 2 место апреля 2017 года
Анатолий БЕЗНОЩЕНКО
В историю русской – японской войны 1904 – 1905 года навсегда вошел подвиг русского крейсера «Варяг» и его командира В.Ф. Руднева в битве с японской эскадрой близ порта Чемульпо.
Выдержав неравный бой с японской эскадрой, и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.
27 января 1904 года во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, “Варяг” выпустил по врагу 1105 снарядов, “Кореец” – 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На “Варяге” из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты – 1 офицер и 30 матросов, ранены – 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.
Весь личный состав «Варяга» и «Корейца» был удостоен высоких государственных наград и почестей. Россия встречала героев с широким размахом. Подвигу отважных моряков были посвящены несколько музыкальных произведений, в том числе песен.
Нескольким поколениям наших соотечественников знакомы слова песни « Плещут холодные волны…» – Мы пред врагом не склонили славный Андреевский флаг, сами взорвали «Корейца», нами потоплен «Варяг». И музыку к ней на слова Якова Репнинского написал не профессиональный композитор, а преподаватель Ставропольской духовной семинарии, регент хора в Казанском кафедральном соборе – Василий Беневский. За нее композитор был награжден дипломом Императорского русского музыкального общества и Золотой дирижерской палочкой. А император Николай вручил автору серебряную табакерку и жаловал Грамоту…
Газета «Приазовский край» в 1904 году писала: «В концерте 18 июля (в Ставрополе) наибольший успех выпал на долю собственного музыкального произведения господина Беневского… Я не берусь судить о музыкальных достоинствах произведения господина Беневского. Но не могу сказать, что я не был растроган до глубины души, слушая нежные звуки, которые неслись в партер со сцены и которые заставили меня совершенно забыть о том, где я нахожусь. Я был унесен далеко – далеко туда, где каждый день льется русская кровь, и, кажется, в первый раз в жизни с такой силой почувствовал, что значит умирать за родину, за ее честь. Никогда ни музыка, ни пение не производили на меня такого чарующего впечатления, и никогда еще я не отдавался до такой степени во власть звуков…» втором статьи был писатель-демократ Я. В. Абрамов.
Василий Дмитриевич Беневский родился в 1864 году в Саратовской губернии, в 1890 году, окончив духовную семинарию в Астрахани, переехал в Ставрополь. Здесь он поступил на должность учителя пения в Ставропольское женское епархиальное училище и мужскую классическую гимназию, а также служил регентом крупнейших храмов города. Еще в годы учебы он отсылал нотные листы со своими произведениями на рецензию в Московскую консерваторию. Неодобрительные отзывы не отбили у Беневского тягу к музыке. Он добровольно отказался от уже полученного сана и стал совмещать должность учителя пения в ставропольской мужской гимназии и учительской семинарии. Стал автором первой в России детской оперы “Красный цветочек.
Другие его известные работы – детские оперы «Красный цветочек» и «Сказ о граде Леденец.
После исполнения этих опер в Ставрополе в 1910 году они были признаны российской музыкальной общественностью столь же талантливыми, как детские оперы Николая Римского-Корсакова, созданные в 1900-1908 гг. Оперные шедевры обоих композиторов наравне исполнялись на сценах Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, Нижнего Новгорода…
Василий Дмитриевич сочинял песни, романсы, церковную и светскую хоровую музыку. В 1900-1917 гг. вышло несколько его песенных сборников: «Народный хор», «Гудочки», «Школьный друг». Кроме этого, он сочинил ряд музыкальных произведений, посвященных Русской православной церкви и царствующему дому Романовых: «С нами бог и царь державный», «Кантата к 300-летию дома Романовых», «Ветвь Палестины», произведения, посвященные Царскому Дому и РПЦ – «С нами Бог и царь державный», «Кантата к 300-летию дома Романовых», «Ветка Палестины» (на слова М. Ю. Лермонтова) и многое другое.
После Гражданской войны Беневский продолжал преподавать. Но дела у него уже шли не так хорошо, как прежде, на него постоянно строчили доносы за то, что он не написал ни одной патриотической советской песни или песни про красноармейцев.
Скончался Беневский в 1930 году. Похоронили музыканта на кладбище Церкви Успения краевого центра.
Его дочь Ольга на свои средства открыла музей Народной музыки в Авиационном переулке Ставрополя. Там были не только личные вещи, фотографии, документы и ноты композитора, но и многочисленные письма от учеников композитора. На особом месте среди экспонатов было благодарственное письмо от командира «Варяга».
Помимо этого, в музее хранились граммофонные пластинки с редкими записями со всего мира, а также музыкальные афиши, билеты и программки, собиравшиеся почти полвека.
Мало кому известно, но первым посетителем музея стал известнейший музыкант Мстислав Ростропович. К сожалению, после смерти Ольги музеем никто не занимался, часть экспонатов разошлась в коллекции по всей России, а часть была безвозвратно потеряна. После Октябрьской революции советские музыковеды заявляли, что песня о подвиге «Варяга» и «Корейца» рождена народом и предпочитали не упоминать об авторе, который во время Гражданской войны получил в дар от генерала Деникина дирижерскую палочку.
Немногие, наверное, знают, что Василий Дмитриевич Беневский внес свой вклад в развитие калмыцкого народного музыкального искусства.
В Центральном государственном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки хранятся материалы о его жизни и деятельности. Среди них по изучаемой теме будущего исследователя должна привлечь пожелтевшая тетрадь с надписью « Большедербетовский улус. Башанта» и такой же степени сохранности реферат « О песнях калмыцкого народа». Первый документ представляет собою черновые наброски к 48 калмыцким песням и танцам, с нотами к ним. Их записи начинаются с 1 мая 1921 года, то есть с момента приезда композитора в административный центр – ставку Большедербетовского кочевья калмыков. В реферате автор пытается осмыслить собранный им материал, классифицирует его, делит песни на «короткие», «длинные», «тягучие», «выразительные» и «крутые».
Калмычки Большедербетовского улуса обучались в Ставропольской учительской семинарии, открытой в 1902 году. Так, калмычка Антонина Георгиевна Байсанг в Ставрополе окончила учительские курсы. Позже она стала известной певицей, чему немало способствовал Василий Дмитриевич Беневский, увидевший в будущей учительнице исполнительскую одаренность. Когда Байсанг закончила учебу, он написал улусному начальству: «Учительница Антонина Байсанг обладает отличным голосом (сопрано), большим по объему и приятным по тембру. Не обучаясь пению и слыша исполнение разных романсов только в граммофонах, Байсанг с поразительной точностью в смысле интонации и фразировки воспроизводит их так, что свидетельствует о ее несомненной музыкальности»Ценны здесь его догадки о времени возникновения этих песен, в понимании которых Беневский, надо полагать, шел от методики, выработанной традициями русской классической музыки.
13 лет назад в честь 140 – летия со дня рождения выдающегося композитора и педагога Василия Дмитриевича Беневского на доме № 27 по улице Пушкина в городе Ставрополе, где в прошлом веке жил и творил музыкант, была открыта мемориальная доска его памяти. Проводится международный фестиваль «Памяти друга», а 14 августа в день его рождения на Даниловском кладбище краевого центра звучит духовная музыка, написанная гениальным автором…
Анатолий БЕЗНОЩЕНКО,
член Союза краеведов России