rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

И  РАДОСТЬ  МУЗЫКИ  МОЛИТВЕННОГО  СЛОВА…


Конкурс “Specialradio-17” – 2 место апреля 2017 года

Анатолий   БЕЗНОЩЕНКО

Василий Дмитриевич  Беневский

В историю русской – японской войны 1904 – 1905 года навсегда вошел подвиг русского крейсера «Варяг» и его командира В.Ф. Руднева в битве с японской эскадрой близ порта Чемульпо.

Выдержав неравный бой с японской эскадрой, и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

27 января 1904 года во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, “Варяг” выпустил по врагу 1105 снарядов, “Кореец” – 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На “Варяге” из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты – 1 офицер и 30 матросов, ранены – 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Весь личный состав «Варяга» и «Корейца» был удостоен высоких государственных наград и почестей. Россия встречала героев с широким размахом. Подвигу отважных моряков были посвящены несколько музыкальных произведений, в том числе песен.

Нескольким поколениям наших соотечественников знакомы слова песни « Плещут холодные волны…» – Мы пред врагом не склонили славный Андреевский флаг, сами взорвали «Корейца», нами потоплен «Варяг». И музыку к ней на слова Якова Репнинского написал не профессиональный композитор, а преподаватель Ставропольской духовной семинарии, регент хора в Казанском кафедральном соборе – Василий Беневский. За нее композитор был награжден дипломом Императорского русского музыкального общества и Золотой дирижерской палочкой. А император Николай вручил автору серебряную табакерку и жаловал Грамоту…

Газета «Приазовский край» в 1904 году писала: «В концерте 18 июля (в Ставрополе) наибольший успех выпал на долю собственного музыкального произведения господина Беневского… Я не берусь судить о музыкальных достоинствах произведения  господина Беневского. Но не могу сказать, что я не был растроган до глубины души, слушая нежные звуки, которые неслись в партер со сцены и которые заставили меня совершенно забыть о том, где я нахожусь. Я был унесен далеко – далеко туда, где каждый день льется русская кровь, и, кажется, в первый раз в жизни с такой силой почувствовал, что значит умирать за родину, за ее честь. Никогда ни музыка, ни пение не производили на меня такого чарующего впечатления, и никогда еще я не отдавался до такой степени во власть звуков…» втором статьи был писатель-демократ Я. В. Абрамов.

Василий Дмитриевич  Беневский родился в 1864 году в Саратовской губернии, в 1890 году, окончив духовную семинарию в Астрахани, переехал в Ставрополь. Здесь он поступил на должность учителя пения в Ставропольское женское епархиальное училище и мужскую классическую гимназию, а также служил регентом крупнейших храмов города. Еще в годы учебы он отсылал нотные листы со своими произведениями на рецензию в Московскую консерваторию. Неодобрительные отзывы не отбили у Беневского тягу к музыке. Он добровольно отказался от уже полученного сана и стал совмещать должность учителя пения в ставропольской мужской гимназии и учительской семинарии.  Стал автором первой в России детской оперы “Красный цветочек.

Другие его известные работы – детские оперы «Красный цветочек» и «Сказ о граде Леденец.

 После исполнения этих опер в Ставрополе в 1910 году они были признаны российской музыкальной общественностью столь же талантливыми, как детские оперы Николая Римского-Корсакова, созданные в 1900-1908 гг. Оперные шедевры обоих композиторов наравне исполнялись на сценах Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, Нижнего Новгорода…

Василий Дмитриевич сочинял песни, романсы, церковную и  светскую хоровую музыку. В 1900-1917 гг. вышло несколько его песенных сборников: «Народный хор», «Гудочки», «Школьный друг». Кроме этого, он сочинил ряд музыкальных произведений, посвященных Русской православной церкви и царствующему дому Романовых: «С нами бог и царь державный», «Кантата к 300-летию дома Романовых», «Ветвь Палестины», произведения, посвященные Царскому Дому и РПЦ – «С нами Бог и царь державный», «Кантата к 300-летию дома Романовых», «Ветка Палестины» (на слова М. Ю. Лермонтова) и многое другое.

 После Гражданской войны Беневский продолжал преподавать. Но дела у него уже шли не так хорошо, как прежде, на него постоянно строчили доносы за то, что он не написал ни одной патриотической советской песни или песни про красноармейцев.

Скончался Беневский в 1930 году. Похоронили музыканта на кладбище Церкви Успения краевого центра.

Его дочь Ольга на свои средства открыла музей Народной музыки в Авиационном переулке Ставрополя. Там были не только личные вещи, фотографии, документы и ноты композитора, но и многочисленные письма от учеников композитора. На особом месте среди экспонатов было благодарственное письмо от командира «Варяга».

Помимо этого, в музее хранились граммофонные пластинки с редкими записями со всего мира, а также музыкальные афиши, билеты и программки, собиравшиеся почти полвека.

Мало кому известно, но первым посетителем музея стал известнейший музыкант Мстислав Ростропович. К сожалению, после смерти Ольги музеем никто не занимался, часть экспонатов разошлась в коллекции по всей России, а часть была безвозвратно потеряна. После Октябрьской революции советские музыковеды заявляли, что песня о подвиге «Варяга» и «Корейца» рождена народом и предпочитали не упоминать об авторе, который во время Гражданской войны получил в дар от генерала Деникина дирижерскую палочку.

Немногие, наверное, знают, что Василий Дмитриевич Беневский внес свой вклад в развитие калмыцкого народного музыкального искусства.

В Центральном государственном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки хранятся материалы о его жизни и деятельности. Среди них по изучаемой теме будущего исследователя должна привлечь пожелтевшая тетрадь с надписью « Большедербетовский улус. Башанта» и такой же степени сохранности реферат « О песнях калмыцкого народа». Первый документ представляет собою черновые наброски к 48 калмыцким песням и танцам, с нотами к ним. Их записи начинаются с 1 мая 1921 года, то есть с момента приезда композитора в административный центр – ставку Большедербетовского  кочевья калмыков. В реферате автор пытается осмыслить собранный им материал, классифицирует его, делит песни на «короткие», «длинные», «тягучие»,  «выразительные» и «крутые».

Калмычки Большедербетовского улуса обучались в Ставропольской учительской семинарии, открытой в 1902 году. Так, калмычка Антонина Георгиевна Байсанг в Ставрополе окончила учительские курсы. Позже она стала известной певицей, чему немало способствовал  Василий Дмитриевич Беневский, увидевший в будущей учительнице исполнительскую одаренность. Когда Байсанг закончила учебу, он написал улусному начальству: «Учительница Антонина Байсанг обладает отличным голосом (сопрано), большим по объему и приятным по тембру. Не обучаясь пению и слыша исполнение разных романсов только в граммофонах, Байсанг с поразительной точностью в смысле интонации и фразировки воспроизводит их так, что свидетельствует о ее несомненной музыкальности»Ценны здесь его догадки о времени возникновения этих песен, в понимании которых Беневский, надо полагать, шел от методики, выработанной традициями русской классической музыки.

13 лет назад в честь 140 – летия со дня рождения выдающегося композитора и педагога Василия Дмитриевича Беневского на доме № 27 по улице Пушкина в городе Ставрополе, где в прошлом веке жил и творил музыкант,  была открыта мемориальная доска его памяти. Проводится международный фестиваль «Памяти друга», а 14 августа в день его рождения  на Даниловском кладбище краевого центра звучит духовная музыка, написанная гениальным автором…

                                                                                                                              Анатолий   БЕЗНОЩЕНКО,

                                                                                                                        член Союза краеведов России


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *