«Мал золотник – да дорог». К датской металлической сцене эта русская поговорка вполне применима. После историй с животными в датских зоопарках и на фоне непрекращающегося ежегодного кровавого истребления чёрных дельфинов про остальное могу сказать другой поговоркой – «мал клоп, да вонюч». Но сегодня мы говорим совсем не о запашке, исходящем от якобы цивилизованного, больного на голову, двулично терпимого европейского общества, а о шустрой и техничной группе Invocator, имевшейся в начале 90-х в коллекции любого уважающего себя металхэда. Не могу сказать, что её незаслуженно обошли вниманием. У Invocator был превосходный старт, серьёзные по тем временам продажи и плотные гастроли, они смогли за относительно короткое время стать одним из качественнейших метал-экспортов Дании. Но в какой-то момент переоценили потенциальные потребности чувствительного рынка, разругались между собой и всё профукали. Но обо всём по порядку.
Появлению Invocator предшествовало рождение в 1986 году в датском городе Esbjerg метал-проекта Black Creed с сатанинскими страшилками в школьных текстах и спид-метальной направленностью в музыке. Ничего путного из этого не получилось, и в 87-м году группа трансформировалась в Invocator, заиграв очень скоростной треш с дэт-метальным креном и агрессивным, не-гроульным едким вокалом. Говорит основатель коллектива, гитарист и вокалист Jacob Hansen: «Мы взяли имя Invocator, потому что оно хорошо звучало, подходило к нашей музыке, и потому что это слово не имело никакого специального значения». 12 декабря 1987 года группа дала свой первый концерт в новом качестве, совместно с бэндом Desexult. В состав Invocator тогда, помимо Якоба Хансена входил гитарист Jacob Schultz и барабанщик Per M. Jensen. Плохенькая запись того выступления стала первым официальным демо Invocator. Вместе с 4-мя своими композициями группа исполнила кавера Possessed и Slayer. Местный пипл с большим энтузиазмом поддержал этот кассетный самиздат; деньги, полученные с его реализации, Invocator инвестировали в своё первое студийное демо “Genetic Confusion”(88). Состав группы к тому времени уже изменился – басил уже некто Otto Hansen, а за барабанами сидел Simon Melsen. Четыре зубодробительных, молниеносных трека, навевающих “Agent Orange” от Sodom (плюс Razor, Slayer, Artillery, Kreator и Dark Angel), группа записала за три сентябрьских дня. Звучало всё в соответствие с нынешним рангом группы, очень скромно, но приемлемо. А в октябре Invocator отправились в локальное турне “Slow Death Tour” в компании с местными кракозябрами Mental Decay, Hellraiser и Furious Trauma. В декабре того же года – новая смена состава, на борт принимаются барабанщик Eric Zoega и басист Mikkel Henssel, знакомые ещё со школьной скамьи. И тоже ненадолго: после череды концертов в 89 году, в ходе которых Invocator бывали разогревом у уже раскрученной датской команды Artillery, Хансен расстаётся с ритм-секцией по причине неудовлетворительного поведения во время репетиций. Вот так серьёзно уже тогда всё было в Датском Королевстве.
В течение 89 года группа занималась сочинением новых треков и тешила себя надеждами найти приличный контракт. Последнее кассетное демо разошлось в количестве около 500 штук, что вселяло некоторый оптимизм. Но желающих принять группу под своё крылышко на тот момент не оказалось, и поэтому коллектив снова связался с демо-записью. Только на этот раз новые треки писались максимально качественно, в Backstage Studio в Оденcе, на 16-канальную студию. В состав вернулся барабанщик Per M. Jensen, а басить стал Jesper M.Jensen, очевидно, его родственник. Хотя, судя по фамилиям, они все там друг другу братья и сёстры. На запись четырёх новых песен у музыкантов снова ушло 3 дня в ноябре 89 года; звучит всё превосходно, вполне на уровне профессионального студийного альбома тех лет. Ну, не так скомпрессировано и раздуто, как нынче модно, без требуемого мастеринга, но всё слышно, каждая деталь отточена, бессмысленно агрессивные соло, адская скорость, лающий вокал, бескомпромиссный замес американского и немецкого треша и дэта, риффы, риффы и ещё раз риффы, никаких вам соплей и мелодий. Треки “Alterations”, “Occurrence Concealed”, “Persistence From Memorial Chasm” и “Pursuit Of A Rising Necessity” с режущим гитарным саундом, больными соляками и ровнёхоньким барабанным стрёкотом практически представляют собой одну большую, психопатичную песню, впечатляя, однако, техничностью, забойными трешевыми фрагментами и прогрессивными вкраплениями Forbidden. Датчане продали более 2000 копий кассет с “Alterations”(89). Демо стало путёвкой Invocator на европейскую сцену и привлекло внимание пока ещё искавших молодые таланты лейблов.
До того, как Invocator подписали свой первый контракт со шведской конторой Black Mark Production, бэнд уже успел познакомиться на совместных выступлениях с рядом молодых, рвущихся вперёд европейских метал-коллективов, включая Edge Of Sanity, Psychotic Waltz, Entombed и Gorefest. Новый лейбл пригласил датских металлистов записываться в стокгольмскую студию Montezuma, где в 1991 году и был создан их первый полноформатник “Excursion Demise”. По стилистике он мало чем отличался от издававшегося ранее ультра-быстрого и техничного материала, звучал технически идеально, так же уверенно. После тревожного индустриального интро и классического ползучего death-metal наезда в открывашке “Excursion Demise” альбом взрывается ураганной скоростью, быстрой ритмической сменой трешевых пробежек, вязких дабл-басовых проходов, спид-метальных увеселений и эффектных печатных рифов а-ля ранний фриц-треш-метал вместе взятый, наполненных агрессивной инструментальной суетой и свойственной амо-трешу монотонностью. Датчане не стеснялись играть длинные, наборные песни по 5-7 минут, каждая из которых на сегодняшний момент представляет собой образцово-показательный европейский мяс-металл, особенно “Schismatic Injective Therapy”. Просто бешеный альбом с ооочень скромным количеством аналогов. Пожалуй, это одна из самых скоростных записей в металле в то время. Ну, если не брать во внимание первые демо Brutal Truth. В качестве бонус-трека для CD музыканты перезаписали песню “Alterations” с предыдущего демо. Из других перезаписанных старых вещей в основном трек-листе оказались “Occurrence Concealed” и “Persistence From Memorial Chasm”. Пока всё шло превосходно. Альбом, выпущенный на сиди и виниле, даже был номинирован на датскую Грэмми как «лучший хеви-метал альбом года»; его продажи в Европе перевалили за 10.000 копий. Датский коллектив стал много выступать, деля сцену как с залётными американцами вроде Suffocation и Massacre, так и с местными, недавно заполыхавшими европейскими звёздами Benediction, Bolt Thrower, Atrocity и пр. Самыми серьёзными заделами на будущее стали европейское турне с Dark Angel (22 концерта), разогрев Sepultura в Копенгагене и приглашение на датский фест Roskilde. Мало кому деятельность Invocator всё ещё казалась неубедительной.
http://www.youtube.com/watch?v=7_xJI_F60bY
Гастрольный замес, в который Invocator попали после издания “Excursion Demise”, выдержали не все участники коллектива. Лидер-гитариста Шульца сменил Perle Hansen, а новым бас-гитаристом стал Per Jakobsen. Но перед этим оригинальный состав успел представить на трёхпесенной промо-записи в 92 году ещё и существенные корректировки в музыкальном стиле. Invocator взяли от первого альбома сложность, атональную треш/дэт-метальную основу, и больше внимания уделили компактности, прогрессивности и груву в духе Pantera. Вокал, соответственно, уже не тяготел в истеричному лаю, а приобрёл некие «распевные» формы, усиленные дабл-вокалами. Black Mark Production это не отпугнуло, и в феврале/марте 93 года датский жух-квартет наколотил в студии Elsound в Копенгагене новый альбом “Weave The Apocalypse”(93). Записью руководил продюсер Eric Greif, участвовавший в продюссировании альбома Death “Spiritual Healing”. Для портфолио, наверное, круто, но для саунда или каких-то музыкальных сказок совершенно пустая информация. Звук он им накрутил совсем не дэт-метальный.
Invocator твёрдо гнули свой новый курс и, в итоге, приняли для себя правильное решение. Не смотря на серьёзные структурные изменения в песнях и динамике, “Weave The Apocalypse” был отлично принят как метальной прессой, так и металхэдами, рубившимися под первый альбом. Пока они ещё могли почерпнуть в новых песнях датчан повода для бошкотряса. Мне лично новая работа Invocator напомнила переход шведов Entombed из состояния ”Clandestine” в состояние “Wolverine Blues”. Эта трансформация и появляющаяся вязкость чувствуется в треках “Desert Sands”, “Lost At Birth” или “Afterbirth”. В „Through The Nether To The Sun” даже ненадолго возникло что-то вроде мелодии и эффектной павер-качалки. Ну и, как я уже упоминал, риффинг Даймбэга Даррела нет-нет да и напоминал о себе. Звук, как это ни прискорбно, подешевел, гитары полегчали. В стартовом сочинении “Breed Of Sin” вроде в самом начале тебя приободряет трешевое рубилово, но затем энергетика безнадёжно валится и далее по альбому напоминает телегу с четырьмя разными колёсами. Но могу предположить, что датчане просто на пару лет поторопились с таким альбомом, опередили события.
После успешной поддержки Paradise Lost во время их европейского турне и презентации альбома “Icon” в Дании в 93 году, Invocator приняли предложение о сотрудничестве с датским лейблом Die Hard Music, недавно образовавшимся на останках Progress Magazine – андеграундного европейского журнала посвящённого тату и музыке. Первой ласточкой нового сотрудничества стала пластинка “Early Years”(94), для которой группа предоставила два своих студийных демо 88 и 89 года в ремастированном виде, а также записала два кавера “The Eternal War”(Artillery) и “The Promise Of Agony”(Dark Angel). Этот компакт-диск имелся также в лимитированной скандинавской версии альтернативной обложкой, в которую включили биографию коллектива на датском языке.
Перед записью нового студийного опуса в Invocator снова сменился бас-гитарист, эстафету у Пера Якобсена перехватил Carsten Mikkelsen. Якоб Хансен Сотоварищи в творческом отношении на месте стоять не стали и изобразили на следующей студийной пластинке “Dying To Live” мало похожий на прежний Invocator музон. С таким же успехом можно было бы поменять название на другое. Трудно сказать, что на них повлияло, но подобная тенденция в европейской тяжелой музыке в середине 90-х наблюдалась поголовно. Мало какой коллектив остался верен себе, и, что характерно, мало кто выжил. О скорости и наследии Slayer/Sodom можно забыть и не вспоминать вообще. Среднетемповый дэт-рок с массивными гитарами, смещением долей, паузами, перкуссионными тонкостями. Встречаются смачные риффы, в “King In A World Of Fools”, “Astray” и в других. И вообще всё даже солидно и джинсовенько звучит. Но такие резкие скачки не всегда безболезненны, как для публики, так и для самих музыкантов. Закончилось всё быстро. Invocator отправились раскручивать “Dying To Live” по родной стране. Накопившиеся за время записи альбома творческие разногласия обострились и после окончания гастролей привели к распаду коллектива. Больше всего отношения разладились у Хансена с барабанщиком Пером Йенсеном. Подробностей не знаю, но сдаётся мне, барабанщик был не в восторге от такого прогрессивного пути развития, по которому Invocator двинулись. Именно поэтому он после ухода из Invocator вписываться в запись альбомов Artillery и Konkhra, а затем надолго прописался в составе не самых медлительных The Haunted. Ещё один трек Invocator – а именно кавер-версия Slayer “Altar Of Sacrifice” – была записана в феврале-марте 95 года на студии Borsing Rec. и включена в состав первой части трибьюта “Slatanic Slaughter“(95). Но это уже было, скорее, прощальным исключением.
Музыканты тут же разбежались кто куда. Лидер команды, вокалист/гитарист Якоб Хансен занялся звукозаписывающей индустрией, барабанщик Пер Йенсен сменил несколько проектов, бас-гитарист Карстен Миккельсен отправился преподавать в музыкальную школу, а гитарист Перл Хансен сначала играл в блюз-роковой группе, а потом занялся работой, никак не связанной с музыкой. И уже никто ничего от датчан особенного не ожидал, но в самом начале 2000-х Якоб Хансен, ставший к тому времени продюсером, и владельцем музыкального магазина и студии, решил дать о себе знать. «Я не планировал напрямую заново собирать коллектив, – признаётся Якоб Хансен. – Я просто сочинил несколько песен и попросил гитариста Flemming C. Lund присоединиться ко мне, когда распался проект Autumn Leaves. Он согласился, мы и с ним написали несколько песен. Потом добавили вокалов и подумали, что всё это звучит, как Invocator. Так или иначе, мы стали обсуждать идею восстановления Invocator, в итоге так и сделали. Но я сам рассматриваю это как новую группу, не ту, что была раньше, кроме саунда и стиля. Парни новые (за исключением Карстена, игравшего на басу в “Dying To Live”), и многие вещи мы делали по-новому, в отличие от семи-, восьмилетней давности. Я сочинил кое-какой материал с нашим прежним гитаристом Перлом Хансеном, но он больше не хотел играть метал, так что этот вариант отпадал. Мои отношения с Пером Йенсеном стали причиной распада Invocator, так что и этот вариант был неприемлем. Важнее всего для меня было снова собрать группу с правильной, единой энергетикой».
Для начала Якоб с Флеммингом выпустили в 2002 году демо-запись с четырьмя новыми песнями. Немного поспамили ею окрестные рекорд-компании и нашли издающую контору в лице итальянского лейбла Scarlet Records. Все треки с демо затем были перезаписаны для четвёртого лонгплея Invocator “Through The Flesh To The Soul”(2003). Собранный состав, включающий нового барабанщика Jakob Gundel, в общей сложности две недели записывал для него базовые инструменты в датской студии Aabenraa Studio, затем неделю писали вокалы и неделю микшировали в собственной студии Хансена. Всё по-домашнему, в общем, только с большими перерывами: начали летом 2002, продолжили зимой 2002/2003, а сам альбом был издан в октябре 2003. Правильно, куда спешить.
http://www.youtube.com/watch?v=TBbMiqrEL4s
Сигнал публике был дан чёткий – новая версия Invocator не планировала повторять альбом “Dying To Live”, и вообще к прошлому не стремилась. На повестке дня был техничный модерн-треш-метал с редкими мелодическими элементами, эдакая смесь The Haunted, In Flames, Pantera и других. Сырой олдскульной агрессии здесь нет, больше цифрового шведского мелодик-дэт-метал саунда. Впрочем, цепляющие скорости в “Fire Cleanses All”, “Infatuated I Am”, “On My Knees” звучат вдохновляющее, и фэнам тех же In Flames конца 90-х могут понравиться. Комментирует босс коллектива Якоб: «Старые фэны Invocator, определённо смогут услышать, что это Invocator. Я бы сказал, что стилистически – это смесь “Weave The Apocalypse” и “Dying To Live”, хотя местами более жёстко и мелодичнее, чем на этих двух альбомах. Думаю, в целом в музыке есть «шведское» влияние. Но помимо этого больше внимания было уделено соло-гитарам и вокалам. На этой записи мы активно экспериментировали с вокалами и открыли для себя, что я в состоянии петь материал, о котором бы никогда не подумал, что могу такое. И это звучит здорово!». Датский маэстро в чём-то прав, безусловно, но по мне так речь снова идёт о совершенно другой команде, с абсолютно другой подачей. Ну, возьмём для примера трек “Flick It On” – по сравнению с Октябрьской революцией мелочь, но какой же это к чёрту Invocator? Новую пластинку приветствую куда охотнее, чем унылое самолюбование “Dying To Live”, однако думаю, что Invocator для многих так и остались парнями, создавшими только “Excursion Demise”. А дальше – пардон. При желании можно поискать японскую версию “Through The Flesh To The Soul”, в которую вошёл ещё и кавер старых трешеров Assassin “Abstract War”.
2003-й год выдался у датчан довольно активным. После выпуска новинки Invocator организовали активный тур по родной стране, дав около 20 концертов. «Мы решили устроить для начала полноценное турне по Дании, чтобы разведать обстановку. Мы раньше никогда не играли так много концертов сразу, даже когда Invocator были на пике карьеры. Но на этот раз нам оказалось совершенно не сложно устроить концерты после длительного отсутствия. Люди до сих пор нас помнили!». Затем были предложения разогревать в европейских турне Exodus и Death Angel, но коллектив от этого отказался, посчитав почему то, что не готов к выступлениям такого уровня. Были и другие предложения из Европы, но потом всё никак не находились подходящие группы для турового пакета. В полиграфии нового альбома обнаружилась ошибка, в трек-листе были перепутаны местами песни “Writhe in Spit” и “On My Knees”. Предполагалось исправить ошибку на допечатанной версии компакт-диска, когда диги-пак будет распродан. Оптимисты, однако. В 2003 году в Дании также вышел в прокат фильм “Bagland”, в звуковую дорожку к которому вошла песня “Dying To Live”. Вроде бы все карты в руки. Да, попахивает локальностью, ну и что? Раз уж вывеска висит…
А затем всё опять понеслось в разные стороны. Музыканты Invocator стали записываться в разных сторонних проектах. От самой группы никаких громких заявлений, новых демо или намёков на студийную активность не поступало. В 2007 году Invocator дали несколько концертов в Дании и пропали на три года. В 2010 году они снова всплыли на поверхность, извинились за молчание и дали девять концертов по стране. Причём на этот раз в состав группы входил старый гитарист Перл Хансен. Уговорили его всё-таки снова потереться в метальной тусовке. Но и дальше дело не пошло. Сейчас группа, судя по всему, пребывает в замороженном состоянии. И гадать о её будущем даже смысла нет… В любом случае, это уже полуфабрикат.
Ян Федяев
Сайт: http://www.invocator.com/