CNN-опера — это особое явление музыкального театра, зародившееся во второй половине XX века, в эпоху, когда новости стали не просто фоном жизни, а центральным элементом массового воображения. В отличие от традиционной оперы, где действие строится вокруг вымышленных героев или мифологических историй, cnn-опера делает главными персонажами реальных политиков, тех, кого весь мир видит каждый день на экранах телевизоров и страницах новостных порталов. В центре такого спектакля — не отвлечённая драма, а настоящие влиятельные фигуры современности, их страсти, поступки, публичные решения и закулисные конфликты. “Никсон в Китае”, “Смерть Клингхоффера” – названия этих опер гремели в свое время не только на Бродвее, а мировая общественность активно обсуждала достоинства этих постановок и их недостатки.
В спектакле cnn-оперы к геройству подходят с особой стороны: политик становится почти мифологическим характером, а его слова и поступки превращаются в оперные арии. Перед зрителем разворачиваются сценические баталии, разыгрываемые не на вымышленном поле, а на фоне реальных событий, которыми буквально живёт мир. Это бесконечные переговоры президентов, шокирующие судьбы королей, трагедии политических заключённых, кульминации из жизни известных личностей, чьи драмы становятся главной темой обсуждения в новостях и социальных сетях.
В период расцвета жанра, примерно с 1980-х до начала 2000-х годов, cnn-опера воспринималась как высшая точка музыкального искусства, способного не только ловить пульс времени, но и создавать новых героев эпохи. Каждый спектакль превращал политику в большое личное событие для зрителя, а харизматичные лидеры казались современными царями, способными влиять на ход истории, судьбы стран и мировые настроения. Именно вокруг реальных лиц, их личных переживаний и ярких образов строилась завораживающая атмосфера cnn-оперы: здесь важна не только злободневность темы, но прежде всего — масштаб личности.
Со временем, однако, жанр утратил актуальность. Культ политических героев стал рушиться под напором новых медиа, а сами лидеры превратились из сакральных фигур в обыденных игроков, теряющих свою исключительность на фоне бесконечной смены новостей. Общество перестало воспринимать политиков как мифических персонажей, способных стать вечными символами, и cnn-опера отошла на второй план, уступив место более интимным жанрам и новым художественным формам. Сегодня, когда личность президента или короля воспринимается лишь как часть всё более запутанной системы, прежнее чувство героизма исчезло, а вместе с ним — и потребность в операх, рисующих их на сцене большого музыкального театра.
Если бы cnn-опера существовала до сих пор, то ТОП опер, основанных на самых обсуждаемых событиях 2022–2025 годов, был построен на сюжетах вокруг ярких политических фигур, и именно их биографии и публичные судьбы стали бы основой музыкальной и драматургической концепции таких произведений. К примеру, в опере «Встреча на льду» на оперной сцене перед нами предстала бы встреча Трампа и Путина в Аляске летом 2025 года, где сюжет превращается в холодный баттл двух лидеров, привыкших к сильным жестам и резкой риторике. Опера начинается с размышлений о смысле власти, звучит дуэт советников, хор разведслужб играет роль не только комментаторов, но и тайных наблюдателей, поющих короткими репликами. Американский президент пытается навязать свою стратегию, российский отвечает холодной ироничной арией о глобальных балансах, а на заднем плане тревожно и напряжённо звучит кантата сенаторов, предрекающих перемены.
В опере «Казус в Овальном кабинете» на сцене мы бы увидели овальный кабинет Белого дома, где Трамп и Венс дают отповедь Зеленскому в феврале 2025 года, действие строится на остром противостоянии Трампа и Зеленского, их диалоги наполнены политическим цинизмом и отголосками реальных переговоров. На сцене появляются советники и журналисты, в хоре звучат голоса обеих партий, каждый эпизод — перекличка позиций о судьбе Европы, ее безопасности и ценности союза. Трамп разворачивает арии уверенности и показной брутальности, Зеленский отвечает трагической песней-жалобой, просит помощи и поддержки. Венс вставляет ритмичные каденции жестких решений, а хор журналистов наполняет зал шепотом инсайдерских прогнозов.
Опера «Король и Папа» открыла бы нам разные стороны визита короля Карла в Ватикан в 2025 году. Событие здесь превращается в оперное путешествие по миру утраченной монархии, религиозной мистике и дипломатической этике. Король и Папа ведут долгий диалог о традициях и тревогах современности, хор толпы паломников подпевает молитвы, а кардиналы комментируют каждое действие политической притчей. В кульминации Карл ищет свой путь в мире перемен — экзистенциальная ария звучит на фоне многоголосого хора кардиналов, поющих о ценности стабильности и неразрешенности мечты.
В опере «Пуля и победа» – покушение на Трампа во время предвыборной кампании летом 2024 года предстала бы как драма, насыщенная страхом и триумфом. Центральный герой предстает перед зрителем в момент уязвимости, где арии вокруг него исполняют сотрудники службы безопасности и репортеры. На фоне тревожных мелодий хор зевак реагирует на трагедию: сначала раздаются крики тревоги, потом плавно все переходит в апофеоз победы, когда Трамп выходит на сцену уже в тоге президента и исполняет торжественную арию о большой политической воле, несломленной судьбе и личном триумфе.
Опера «Ария за решеткой» рассказала бы нам историю посадки Николя Саркози в тюрьму в 2025 году — это опера-крипта, где бывший президент Франции поет сначала на пороге тюрьмы под вздохи хора сторонников, а потом из-за решетки, где он борется с мыслями о прошлом и настоящем, спорит с судьями и адвокатами, стоящими под тюремным окном, наполненных иронией и горечью. Хор, состоящий из сторонников, критиков, политических оппонентов, озвучивает разные аспекты его жизни: от скандальных перипетий до былых успехов. Особое место могла бы занять ария духа Муаммара Каддафи на староитальянском языке. После антракта во втором отделении камера становилась бы алтарем, на котором Саркози исповедует свои ошибки и надежды, а хор раз за разом перебивает его признания голосами французских газет и ток-шоу.
«Случай на похоронах» — это могла быть опера, где похороны королевы Елизаветы II 2022 года превращаются в монументальное, почти эпическое действо, где арии наследников переплетаются в многослойной партитуре скорби и гордости. Камилла, Чарльз III, принц Уильям и принц Гарри поют о своих чувствах — от надежды реформ до печали утраты. Центральная ария – песня Королевы в гробу, полная тревоги за судьбы британских интересов, которой вторит хор членов из Сити с уверениями о незыблемости оных. Хор приглашённых лидеров и финансовой элиты звучит как разноголосый комментатор мировых перемен: в их песнях прорываются фрагменты дипломатических разговоров, экономических расчетов, личных трагедий. Финальная сцена наполнена ощущением исторического перехода, когда мир прощается с эпохой монархии.
«Марш тревог» – так называлась бы опера о событиях в Южной Корее, когда военное положение и смещение президента Юн Сок Еля дают основу для драмы политических перемен. Центральное соло — исповедь президента, наполненная тревогой, стремлением удержать власть, признанием ошибок. Хор армии, оппозиции, испуганных горожан, армия закулисных деятелей марширует по сцене; каждое действие наполняется противоречивыми эмоциями, спором о будущем и поиском стабильности. За внешней военной риторикой скрывается мощная человеческая драма.
«Сигналы точного Дамасского времени» – эта гипотетическая опера могла бы рассказать про падение Башара Асада в Сирии в 2024 году, и эта опера становится оперой перемен, где главный герой проходит через срывающиеся монологи, предательство ближайших сторонников и трагедию народа. Хор повстанцев в костюмах средневековых пиратов и дипломатов в костюмах времен Людовика 14 пронизывает действие песнями надежды и страха, каждая сцена — это борьба за новое лицо страны, едва покидающей эпоху диктатуры.
«Немаленький принц» – эта опера могла бы рассказать про абдикацию великого герцога Люксембурга Генриха в пользу принца Гийома в 2025 году — камерная опера, наполненная личными ариями герцога и его сына. Сцены раздумий о судьбе, диалоги о прошлом, будущее и ритуал власти строятся на музыкальных вспышках ожидания, переживаемых не только монаршей семьей, но и парламентом, гражданами Люксембурга. Хор подхватывает темы о европейских традициях, роли малых государств со сравнением европейских политиков прошлого и настоящего.
«Кантата перемен» – эта опера рассказала бы про Съезд Коммунистической партии Китая 2022 года под руководством Си Цзиньпина — опера с многоголосой партитурой. В центре — генеральный секретарь, его арии полны властной риторики, обещаний перемен, жестких идеологических контрастов. Хор делегатов, иностранные наблюдатели, представители народа, звучат на сцене как голоса тревоги и ожиданий. В кульминации опера превращается в спор о будущем страны, где партия сталкивается с вызовами времени, а каждый голос — часть единого музыкального повествования о росте и конфликте.
«Битва за молот» – эта опера повествовала бы про выборы спикера Палаты представителей США 2023 года, когда впервые за 100 лет Палата представителей Сената США избирает спикера не за один тур — это напряжённая опера конфликтов и компромиссов. На сцене борются республиканцы, демократы, кандидаты в спикеры, хор палаты и журналистов подхватывает каждое заявление, спор и политическую интригу. Музыка строится на редких взрывах надежды и долгих сценах разочарования, пока, наконец, борьба завершается выбором нового героя в американском политическом театре, акцентированная хоралом сенаторов на фоне дымящегося американского флага с дыркой от снаряда посредине.
Для Specilaradio.ru
Александр Усольцев
Добавить комментарий