“Вначале ты успешен, но остальной мир не спит! На свете множество групп с симпатичными певицами, поэтому необходимо, будучи молодой группой, быть критичным к себе”.
Л.К.Эспенэс
Плод любви двух опытных и известных музыкантов, любви как физической, так и духовной. Да, именно с их неземного притяжения друг к другу всё и началось. Близкие отношения между вокалисткой популярной готик-метал формации из Норвегии Theatre Of Tragedy Лив Кристин Эспенэс и внушительного, доброго внутри волосача Алекса Крулла из экстравагантного немецкого бэнда Atrocity начались задолго до того памятного обоим разговора в 2003 году, состоявшегося во время лесной прогулки. Ещё раньше, приняв нужные решения, 20-летняя тогда Лив собрала вещички и покинула отчий дом в дождливом норвежском Бергене в направлении пасторальной швабской глубинки, к любимому человеку. А ещё раньше, в 97 Лив участвовала в записи альбома Atrocity “Werk 80” и вообще не избегала дружеского общества Алекса во время первых совместных гастролей в 95. Тот поздний разговор касался вопроса Алекса к Лив, что она собирается делать со своей учёной степенью по английскому языку и прочей литературе По и Шекспира. В результате оба решили, что было бы неплохо применить эти знания и прочие навыки в новом музыкальном проекте. А вскоре (по некоторым данным, в процессе) случилось и неприятное для Лив событие, когда её беcпардонно удалили из группы Theatre Of Tragedy, которой она посвятила почти 10 лет жизни.
Эта история активно муссировалась в метал-прессе и вкратце упоминалась в очерке Специального радио (www.specialradio.ru/essay/013.shtml). После того, как Лив переехала жить к будущему супругу и отцу своего ребёнка Алексу в Германию, в Людвигсбург, и стала участвовать в судьбе Theatre Of Tragedy наездами, по почте и во время турне, некоторые музыканты её родного бергенского коллектива воспылали неприязнью и ревностью к постоянному отсутствию белокурой вокалистки. Особенно старался барабанщик Hein Frode Hansen, а не бывший любовник Лив, вокалист Раймонд, как было бы логичнее предположить. Вобщем, доброжелатели накрутили хвосты остальным музыкантам группы и менеджменту, и, не ставя в известность саму певицу и важнейший трейдмарк ToT, в 2003 году уволили её.
Просто опубликовали сообщение на сайте, отправили уже бывшей вокалистке имэйл и всё. Попытки Лив прояснить ситуацию не принесли ей окончательного понимания. С другой стороны, чего она могла ожидать, не отдаваясь делам родного коллектива полноценно? Думаю, что здесь, как и при любом разрыве отношений, чаще всего, виноваты обе стороны. Впрочем, это уже пыльная история. С упорством заведённой игрушки Лив в каждом интервью повторяет, что если бы не её “bad luck”, то, очень может быть, не было бы и нынешнего “good luck”. Новый гудлак оказался куда интереснее и перспективнее, чем синти-рок ToT образца альбома “Assembly”. Более того, дело касается даже не столько музыкальной материи, сколько простого житейского счастья. Обрести его, сами понимаете, не каждому дано…
Лив Кристин, пребывающей в растрёпанных чувствах после увольнения из “Театра”, оказал массивную поддержку не только муж и вокалист Алекс, являющийся ещё и метал-продюсером и арендатором Mastersound Studio, но и остальные участники группы Atrocity в составе Chris Lukhaup (бас), гитарной секции Thorsten Bauer & Mathias Roderer и барабанщика Martin Schmidt . Они с энтузиазмом восприняли идею Алекса и Лив создать новый готик-метал проект с классической вокальной формой “красавица и чудовище”, профессиональной текстовой составляющей и насыщенными электронными и оркестровыми аранжировками. Позднее электронику по максимуму стали заменять живым симфонизмом. В название нового коллектива Leaves’ Eyes (“Глаза листвы”) была заложена и связь с именем Лив, и всепоглощающая любовь к природе, и сладкий “романтИк”. Мол, когда Лив спросила Алекса, что ему в ней больше всего понравилось, то он ответил “твои прекрасные глаза, как океан”. Практически сразу после обоюдного согласия намутить что-то серьёзное готическое, Лив принялась за написание текстовой концепции, а гитарист Atrocity Thorsten Bauer взялся за сочинение дебютного альбома Leaves’ Eyes. Да так основным композитором и остался.
С издающей компанией тоже проблем не оказалось: немецко-норвежский коллектив надолго и к взаимному удовольствию связал себя контрактными узами с австрийским лейблом Napalm Records, известным своей поддержкой готик-метал формаций с фронтвуменами одна другой краше. По большому счёту, вместо ToT Лив сразу оказалась в ещё более техничной и профессиональной группе, с превосходными студийными и тусовочными возможностями, в обстановке, о которой музыкант может только мечтать, объединяющей семейность, дружбу, любовь и музыку. Более того, коллектив объединил настоящих перфекционистов своего дела, тщательно прорабатывающих любой свой шаг. Продюсировал дебютную запись, само собой, Алекс Крулл, осчастлививший кукольную блондинку Лив ещё и первой беременностью. С альбомом “Lovelorn” связан семейный эпизод, – 18 декабря 2003 года, через пару часов после записи вокалов для последнего трека альбома, Лив Кристин увезли рожать сына Леона.
Первенец группы (я не про сына) в августе 2004 посвящался любовным историям морской нимфы и красоте природы, поскольку экологически чистые родные норвежские пейзажи являются для вокалистки самым сильным источником вдохновения. Первый сингл “Into Your Light” с тягучим мелодичным би-сайдом “Leaves Whisper” свидетельствовал о серьёзном профессиональном уровне проекта. Ангельские куплетики помягче, припевчики поубойнее, как положено. Скандинавских этно-мотивов тут не очень много, среднестатистический кельтский оттенок в паре мест, оркестровый плотняк – синтетический, освежающие вокальные и гармонические находки в “Tale Of The Sea Maid” и “Secret”, прелестный драматизм в “The Dream”, тренированный классический голос в “Ocean’s Way” и “Return To Life”. В большом количестве имеющиеся навороты продюсинга при не самых западающих в душу мелодиях слушаются тяжеловато. Утомляющую под конец тягомотину материала разбавляет агрессивный песняк “Temptation”, где гроулит Алекс. Его бы побольше; Лив, если честно, при всей красоте своего голоса, тёплом тембре, человеческой душевности и прочих качествах поёт в каждой песне одинаково, что вызывает искусственность. Я, я, натюрлих, аккуратно, с оперными гармоническими пачками, массой всяких подвываний, но далеко не везде инспиративно. Вдобавок плюс-минус общий средний темп, рождающий монотонность даже при таком количестве мелодических украшений. Возможно, оскорблю вкус иного страстного поклонника, но в музыке и риффах первого альбома Leaves’ Eyes “Lovelorn” и некоторых последующих релизов группы улавливаю неудовлетворённые творческие амбиции, оставшиеся у Atrocity со времён альбома “Gemini”. Ещё тогда, вкусив коммерческого успеха после альбома перепевок “Werk 80”, немцы хотели взорвать рынок хлёсткими гитарными хуками, цепляющими припевами и поп-роковыми конструкциями. Алекс своими жуткими чистыми вокалами завалил большинство песен, хотя и поднаторел в продюссировании. А тут подвернулась такая вокалистка. Правда, пришлось усиливать фолк- и оркестровую составляющую в духе опытов Atrocity c Yasmin на “Calling The Rain”, умерять дэт-метальный пыл и отказаться от сочных номеров вроде “Taste Of Sin” или “Wilder Schmetterling”. Но идентичный риффинг, украшенный массивной готикой и чисто бюргерским бомбастом, ощущается.
Лив рассказывает, что первый концерт Leaves’ Eyes состоялся в молодёжном клубе перед 20 трезвыми подростками в Бергене: “Мы тогда все подумали: “Чёрт, какой кошмар!”. Но такие концерты, к счастью для группы, стали большим исключением, потому что уже следующее выступление в Германии прошло перед 800 новоиспечёнными фэнами, а после выступления Leaves’ Eyes на немецком фесте Wave Gotik Treffen 2004 и турне с Atrocity и Elis карьера свежего проекта пошла вверх. Группу ждали вместе с Atrocity и в России, но в последний момент промоутеры исчезли в неизвестном направлении, и концерт не состоялся. Со вторым альбомом волынить не стали, тем более что в массы “Lovelorn” пошёл активно, даже был выпущен отдельно в Аргентине с двумя бонус-треками, взятыми из сингла “Into Your Light”. Лив продолжает: “Нас очень вдохновило это турне в конце 2004 года, самое первое в истории Leaves’ Eyes. Когда мы вернулись перед Рождеством, я ожидала, что все станут проводить время по домам, с семьями и всплывут когда-нибудь после Нового года. Но музыканты быстро вернулись в студию, чтобы начать работу над новыми песнями. Так что работа шла очень быстро, нам потребовалось всего на пару месяцев больше, чем для записи “Lovelorn”. Сочинив 8-9 песен, мы осознали, что “Vinland Saga”(2005) получается гораздо сложнее, чем “Lovelorn”. После такого фантастического приёма дебюта мы, конечно, были обеспокоены…ну, вы понимаете, всегда стремишься быть лучше, развиваться артистически…Хотели ли мы осчастливить всех? Прежде всего, нам хотелось продолжать делать что-то своё и следовать за нашим вдохновением и сердцами. Сочинив часть песен, мы поняли, что ещё нужно много чего сделать: записать струнные, живые инструменты, больше не использовать сэмплы, попробовать разные вокальные манеры, например, кельтское пение, норвежское фолк-пение и хором…на это ушло немного больше времени, чем планировалось. Но я думаю, мы со всем справились и можем сказать, что на 100% процентов удовлетворены результатом”.
Концептуальная история “Vinland Saga” оказалась куда серьёзнее любовной мифологии, обожание природы и тоска по родине в ней так же присутствовали в значительной степени. Барабанные треки набивал уже новый барабанщик Moritz Neuner. Для стихов Лив выбрала реальное событие норвежской истории, а именно открытие Америки (Vinland) викингами-мореходами во главе с Leif Eriksson 1000 лет назад, за 500 лет до Колумба. Среди викингов-норвегов, которые, на самом деле, хотели доплыть до Гренландии, был один немец Tyrkir. Так что германо-норвежские связи в Leaves Eyes обнаружились и здесь. Единственной выдуманной темой в общей концепции является только женский персонаж – жена того самого Tyrkir, выходившая на берег в ожидании возвращения мужа, тосковавшая и молившаяся за него. В приятной для фэнов традиции, коллектив записал больше песен, чем требовалось для альбома, и, с согласия лейбла, по цене сингла поклонники получили 6-трековый EP “Elegy” с видеоклипом и ведущим синглом, застрявшим на 4 недели в немецких чартах. Неальбомный трек “Senses Capture”, демо “Solemn Sea” и сингл-микс “Elegy” стоят своих денег, два других трека, включая заунывную песнь норвежских бурлаков “Mot Fjerne Land”, – заполнение пространства. По справедливости, любители симфо-готики недаром с нетерпением ждали появления новых треков Leaves’ Eyes, – епишка, равно, как и появившийся следом лонгплей “Vinland Saga” уже крепко стояли на ногах, поддерживаемые густым оркестровым наполнением (от струнных до литавр). “Я бы ничего не стала менять на этой записи, – с гордостью заявила Лив. – По сравнению с “Lovelorn” гармонии гитар, скрипок и виолончелей гораздо сложнее. Тем не менее, настроение обеих пластинок схожее, просто “Vinland Saga” является дальнейшим развитием дебюта, в нём обновились обе составляющие группы – метал стал ещё тяжелее, а сентиментальные часть – ещё более сентиментальными”. Немало красочных эпических моментов в “Farewell Proud Man”, в романтической акустике “Leaves Eyes” или “Misseri”. В целом, “Vinland Saga” – хорошая попытка создать изначально металлическим риффам как можно более красочное фолк-театральное чувственное окружение с претензией на историческую серьёзность. History gone rock – как сами музыканты стали называть свою музыку. Стабильный вокал Лив Кристин в этой красоте, пожалуй, лидирующая скрипка; вокалистка даже поучаствовала в сочинении музыки, – трек “Ankomst” её рук дело. В сочинениях, тех, что тематически связаны с буйствами природы или особым пафосом (“Solemn Sea”, “The Thorn” и “New Found Land”) в своей манере гроулил Алекс, вызывая аналогии с псевдо-исторической концепцией альбома Atrocity 2004 года “Atlantis”. Стоило привыкнуть к тесному переплетению творчества/гастролей/записей Atrocity, Leaves’ Eyes и сольников Лив. Не всегда в пользу оригинальности, но хорошо налаженный семейный музыкальный бизнес – респект.
Для коллектива началась насыщенная концертная пора, включая выезды в Америку и последующие гастроли с Blind Guardian и Kamelot. Надо сказать, самые неприятные происшествия во время гастролей у группы связанны с Америкой. То они попали в аварию, когда по дороге в Детройт остановились переночевать, и в их автобус въехал грузовик, лишив их большей части оборудования. То водитель другого автобуса оказался агрессивным наркоманом, пытавшимся развести приезжих европейцев, – пришлось вмешивать полицию, которая сопровождала коллектив до самого аэропорта. То позднее постаралась таможня, которая мало того, “потеряла” сначала оборудование Leaves’ Eyes, и группе в турне пришлось перебиваться услугами “добрых людей”, так ещё и вернула потом груз через три недели в непригодном для использования виде. Вобщем, музыканты чудно время проводили, хотя публики это, конечно не касалось, и группа к своей чести всегда выдавала максимально качественное шоу. Материал нового альбома коллектива везде принимался на ура, особенно в Южной Америке, где, по словам музыкантов Leaves Eyes, не только знатная и активная фан-база и вообще масса поклонников метал-музыки, но ещё и превосходные отели, вкусная еда (чего нельзя сказать о США и Великобритании) и порядочное отношение организаторов к музыкантам.
Гастрольная активность была поддержана в ноябре 2005 года переизданием “Vinland Saga” с двумя аудио-бонусами и дополнительным видеоматериалом, а к лету 2006 были готовы песняки для очередного мини-альбома “Legend Land”. Сначала Leaves’ Eyes планировали выпустить второй сингл к “Vinland Saga”, но запала хватило на несколько новых композиций, составивших качественный, честный EP. Общий музыкальный подход остался неизменным. Гитарист Тоссо и все, кому приходили в голову светлые мысли, записывали риффы и свои наброски сразу в хороших студийных условиях, потом к удачным идеям подключались остальные и комплектовали трек. В ведущем треке и в “Skraelings” приятно удивили вокальные аранжировки, стало больше хоров, стало значительно больше симфо-пышности в духе Nightwish. Сопрано Лив, конечно, никуда не делось; песни совсем не утомили, добротные такие, позитивно-меланхоличные оркестровые рок-сонги с рояльным басом и покрикивающим Алексом. Из “Lyset” вышел красивый гэльский этно-трек, мясная гитарная тема в “Viking’s Word” больше подошла бы Atrocity, которые, к моему личному сожалению, после шикарного релиза “Willenskraft”, впали в странное состояние. Пиар-компания “Legend Land” связана с рекордом Гиннеса. Первые 5000 копий епишки были выпущены с голубым кавером (остальные с зелёным). И вот все эти пять тысяч дисков 9 мая 2006 года группа раскрашивала своими автографами в течение 8 часов, осуществив “Hardest Signing Session by a Rock Band”.
В 2009 году по следам многочисленных концертов, фестивалей, турне, прокатившихся в общей сложности по 34 странам, нескольких лет активнейшей музыкальной жизни и, собственно, ключевого шоу, отснятого в 2007 году в Бельгии, была выпущена обширная 2DVD/2CD штуковина под названием “We Came With The Northern Winds – En Saga I Belgia”. Отличная работа для тех поклонников, которые хотели бы заглянуть за занавес, узнать, каково живётся их любимцам в турне, увидеть их сцену виде корабля викингов и так далее. А таких наверняка немало. Работа над составлением 6-часового DVD велась уже в новой студии Mastersound. Старую брали в аренду, и с неё пришлось съехать. Алекс и Лив приняли решение инвестировать бабло в собственную студию, рядом с домом, правда, пришлось полностью затариваться новой студийной начинкой, на что тоже ушло много времени и бюджетных средств. Говорит Лив: “Для меня, мамы, и моего мужа и папы Алекса неразумно тратить много времени на дорогу. Так что мы решили, что лучше иметь свою студию поблизости от своего дома. За последнее время мы развились и как музыканты, и как звукоинженеры, и стало гораздо проще и комфортнее совмещать музыку и семейную жизнь. Иметь свою студию, – это привилегия, и если муж храпит, то может отправиться спать в студию”.
Этот релиз появился в феврале 2009 года, когда Leaves’ Eyes включилась в промо-работу перед выходом новой студийной пластинки “Njord”, и Лив отправилась с двумя коллегами по группе в акустический тур. В составе тем временем полностью обновилась ритм-секция – за барабанами теперь сидел Seven Antonopoulos, а басить стала гражданка c российскими корнями Алла Федунич. Правда, она, в отличие от драммера, не принимала участия в новой записи, выступала только на концертах, а все партии баса на “Njord” исполнил гитарист Тоссо. В июле подоспел и гонец нового студийного альбома – мини-альбом “My Destiny”. Помимо пары треков, взятых из основной программы (“My Destiny” и “Northbound”), в акустике был представлен традиционный трек “Scarborough Fair” и три неальбомных трека. Самый достойный – торжественно эпический “The Battle Of Maldon”, весьма трудоёмкая работа. Leaves’ Eyes в своём творческом развитие не стояли на месте. Приставку “готик” к нынешней музыке норвежско-немецкой формации можно прицепить только по старой памяти. Даже ведущий гитарный рифф в “My Destiny” звучит чужеродно по сравнению с прошлым материалом. Местами качёвый, продюссерский симфо-павер-метал с Лив Кристин на вокале, её заменить сложно. То же заявлю и по поводу самого “Njord”, звучащего помягче и с целым рядом инноваций: живым оркестром Lingua Mortis (партии записывались в Минске, Виктор Смольский подогнал), местным хором, традиционными инструментами, текстами на пяти языках, включая язык, придуманный самой Лив, и другими ингредиентами. По сложности и хитросплетении новых песен музыканты перешагнули “Vinland Saga”, несомненно. Альбом назван именем важного для викингов бога штормов и моря, тесно связан с северной мифологией/жизнью скандинавов наедине с природой и состоит из эмоциональных, сложно-музыкальных полотен, вобщем, не предназначенных для какой-то форматной ротации (за исключением “My Destiny”). Мало встретишь прозрачно звучащих записей, где метал так тесно замешан с оркестровыми звучаниями, этникой, классическими влияниями, и всем остальным багажом. Приглянулось много чего: и “Through Our Veins”, и “Froyas Theme”, и “Take The Devil In Me”, кельтские традиции в “Irish Rain” и “Emerald Island”. Full-band кавер “Scarborough Fair” пуристам вряд ли понравится, наворотили, конечно…зато в общей пачке слушается превосходно. Боюсь ошибиться, но кажется, Leaves’ Eyes первыми додумались снабдить спешл-эдишн своего актуального детища сборной моделью скандинавского корабля-драккара. Именно такой коллекционный юнит, длиной 31,5 см, высотой 28 см, шириной 22 см и весом 650 грамм, с лого Leaves’ Eyes на парусе, вошёл в лимитированный бокс “Njord”, вместе с диги-пак-версией пластинки и стикером. Отличная находка!
Надо отдать должное работоспособности и креативности Лив&Алекс и К. Мало того, что в течение 2008 года был подготовлен альбом Atrocity “Werk 80, part 2”, записанный с живым оркестром и новой бассисткой Leaves Eyes Аллой. После выхода “Njord” началась работа и над новым сольником Лив “Skintight” (2010, последний “Enter My Religion” вышел в 2006), и над новым проектом Atrocity “After The Storm”(2010) c сестрой Алекса Yasmin Krull, и над новыми песнями Leaves’ Eyes. Случилось так, что от студийной сессии “Njord” осталось 5 ауттейков, припасённых для будущего лонгплея. Рассказывает Лив: “Да, мы их отложили с намереньем использовать на будущем альбоме. А когда стали сочинять песни для четвёртого диска, то те пять треков стали слишком отличаться от новых. Они были явно частью “Njord”, и связаны концептуально. Мы подумали, что было бы неплохо выпустить расширенное издание. Мы взяли три из тех пяти треков, их нужно было издать, было бы нечестно их утаивать”. Собственно, это special fan-edition под новой обложкой приурочено к нынешнему витку гастролей Leaves’ Eyes, включающих поиск на свои европейские задницы (снова вместе с Kamelot) новых приключений на американской земле в сентябре-октябре с заездом в Мексику, дебютное выступление в Индии и другие мероприятия в этом году. Неизданные заманухи с парой акустических версий и парой треков, уже появлявшихся ранее на EP (халтура!) и клипом на “My Destiny” оформились в новый EP “At Heaven’s End”(2010). Он то и стал бонус-приложением к дигипак-версии “Njord”(уже имеющей два аудио-бонуса: напористый метал-трек с долгим эфирно-театральным развитием “Landscape Of The Dead” и фолк-чилаут на французском языке “Les Champs De Lavande”). Ну-с, что у группы пылилось..Трек “At Heaven’s End” – грузный, медлительный композишн с тусклой мелодией. Надо же, Алекс ревёт тут целые строки. “Angus And The Swan” – приятный минезанг, прекрасно слушающийся без примоченных гитарёх, с обязательными хоралами. В терпимой акустической версии “Irish Rain” Лив подпевает младшая сестра Кармен Элис Эспенэс, вокалистка норвежской фолк-рок группы Midnattsol. “Nine Wave Maidens” – сильно оркестрованный акустический трек, который, если честно в рамках тематического изобилия драматических вокализов, католических хоров и слащаво-эпических фанфар, раздражает бесконечным воем. Скажем так, на любителя.
Вместе всё это богатство и составило искомое 2-х дисковое переиздание “Njord”, уже вышедшее в германоязычных странах Европы и ожидающее релиза в США/Канаде. Так что сейчас Leaves’ Eyes репетируют гастрольную программу и трудолюбиво пыхтят над очередным студийным творением. Скорее всего, новые симфо-бомбы будут шлифоваться и сводиться после возвращения группы из американского турне и появятся в начале 2011 года.