Конкурс “Specialradio-17” – 2 место июня 2017 года
Анатолий БЕЗНОЩЕНКО
Искусство должно обобщать, должно отражать наиболее характерное и типичное для нашей жизни.
Вано Ильич Мурадели.
Композитор, который написал музыку к всесоюзным шлягерам, и заодно высокопоставленный сотрудник уголовного розыска, еще любимец главы МВД СССР Николая Щелокова.
В этом году исполняется 90 лет со дня рождения удивительного человека Алексея Гургеновича Экимяна.
Днем он в звании генерал – майора милиции охранял мирный труд советских граждан в должности замначальника Московского областного УВД, а вечером сочинял музыку к песням. Казалось бы, что здесь удивительного; многие советские люди, пусть и в милицейской форме, имели хобби. Почему бы генералу милиции не сочинять музыку? Уникальность данной ситуации состоит в том, что песни Алексея Гургеновича мгновенно становились шлягерами.
В истории СССР больше не было композитора, который мог бы похвастаться тем, что его произведения исполняли: Л. Зыкина, Муслим Магомаев, Анна Герман, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Валентина Толкунова, Лев Лещенко, София Ротару, популярнейшие вокально – инструментальные ансамбли «Сябры», «Самоцветы», «Пламя», «Поющие гитары».
Читатели старшего поколения наверняка помнят мелодии этих песен, которые звучали изо всех радиоприемников страны: «Вся жизнь впереди»» Вот и весь разговор», «Снегопад», «Пожелание» и многие другие. Можно сказать, это был золотой фонд советской эстрады 1960 – 80 годов.
Слушая популярные песни, граждане Советского Союза даже не догадывались, что их автором является кадровый милиционер, возглавлявший подмосковный уголовный розыск.
ДВЕ СУДЬБЫ ОДНОЙ ЖИЗНИ
Именно так отзывался о своем жизненном пути сам «композитор в погонах».
Родился Алексей в Баку 10 мая 1927 года. Экимян – это фамилия матери. Когда мальчику было три года его отец (Гурген Алексанян, уроженец Карабаха) ушел из семьи. Мать с сыном переехали в Армению к ее брату – военному. С раннего детства мальчик проявлял склонность к музыке. В Ереване Алексей начал учиться в музыкальной школе по классу скрипки, однако продолжить специальное образование не удалось. Позже, став уже известным композитором, Алексей Гургенович иногда из-за этого комплексовал. Все ему казалось: недотягивает, не соответствует.
В 1941-ом 14-летний Алеша пошел работать на предприятие в системе железной дороги. Через два года комсомол направляет его в освобожденный от немцев Харьков – восстанавливать местную «железку». Здесь Экимян без отрыва от производства окончил общеобразовательную школу. Здесь чуть не умер от воспаления легких. Позже получил направление в школу милиции во Владимире. В конец 40-х милиционер Экимян возвращается в Армению. Служит в Ереване. В 1954 году его, как перспективного сотрудника, направляют на учебу в Москву, в Высшую школу милиции.
В Москве он вновь берет в руки скрипку и даже солирует в самодеятельном эстрадном оркестре при Школе. Поводом вспомнить игру на скрипке стала любовь. Будущая жена Алексея Гургеновича возглавляла оркестр самодеятельности в высшей школе милиции и преподавала там иностранный язык.
На девушку необходимо было произвести впечатление. Игра на скрипке оказалась ключом к сердцу возлюбленной.
Когда они поженились, у Валентины Михайловны было двое детей от первого брака. В браке с Алексеем Экимяном появились на свет еще двое мальчиков. Но это было позже, а тогда молодой лейтенант без отрыва от службы пробовал писать песни.
В 1957-м в Москве организовали конкурс самодеятельности, посвященный Всемирному фестивалю молодежи и студентов. На нем и прозвучало первое самостоятельное произведение Алексея Экимяна – «Фестивальный вальс». И молодой милиционер получил за него первую премию. Председатель жюри, композитор Вано Мурадели сказал тогда: «Не знаю, товарищ старший лейтенант, дослужитесь ли вы до генерала, но композитор из вас, думаю, получится неплохой».
И Экимян продолжал писать и служить в милиции Подмосковья. Как отмечали коллеги, человек он был принципиальный, порядок на участках наводить умел, поэтому стремительно продвигался по службе. При этом коллеги в погонах даже не представляли, что по вечерам он пишет музыку. Когда узнавали – был шок. Уголовный розыск, надо отметить, не очень располагает к сочинительскому творчеству
Но главный, можно сказать, роковой случай в жизни молодого композитора произошел в 1957 году во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов. На конкурс самодеятельности, организованном в честь приближающегося фестиваля, Экимян представил на суд публики свое первое собственное произведение «Фестивальный вальс». И не прогадал!
Председатель жюри Вано Мурадели настолько проникся музыкальной композицией молодого лейтенанта милиции, что не только вручил ему первую премию, но и предрек судьбу выдающегося композитора. В то же время карьера милиционера у Алексея Гургеновича складывалась не менее благополучно. Он быстро поднимался по служебной лестнице, получая новые звания и звезды на погоны благодаря редкой работоспособности и самодисциплине. Коллеги по службе первое время и представить себе не могли, что по вечерам Экимян сочиняет шлягеры, которые они затем слышат по радио в исполнении популярных певцов.
Нани Брегвадзе рассказывала о том, как однажды ее попросили не отказывать генералу композитору-самоучке в исполнении его песни. Она спела без особого желания. А песня на всю жизнь стала ее «визитной карточкой». До сих пор на всех концертах поклонники ее таланта обязательно просят исполнить «Снегопад».
Похожая история произошла и с Вахтангом Кикабидзе, которому тоже неудобно было отказать молодому амбициозному генералу. «Однажды мне позвонили из Тбилиси, из УВД. – рассказывал певец в одном из интервью. – Сказали, что приехал какой-то московский генерал, который в свободное время пишет песни и хочет, чтобы я их исполнил…
Отбояриться не получилось – уже минут через 20 ко мне домой явились высокопоставленные чиновники, среди них Экимян в генеральской форме. Нехотя поехал с ними на студию. Но потом послушал песни, штук четырнадцать, и понял – то, что надо! Я записал их с ходу, на следующий же день. Даже не репетировал, настолько они оказались мелодичными: просто брал текст, слушал музыку – и пел… Утром зашел в студию с бутылкой коньяка, вечером вышел – коньяка не было, песни были!.. Экимян остался очень доволен. Позвонил мне, сказал, что хочет вместе сфотографироваться для диска. Я ответил: «Конечно! Только надень белый костюм. Как зачем?! Расписываться на твоем костюме стану, автографы давать!» Диск имел огромный успех. Назвали мы его «Пожелание» – по одноименной песне: «Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал».
С Робертом Рождественским.
Скромный в быту, Алексей Гургенович не любил афишировать свое композиторское мастерство. Так, многие знакомые Экимяна только после его смерти узнали о его огромной славе в Армении. Еще в начале 70-х, создав несколько армянских циклов – около 80 песен на слова армянских поэтов, – он стал в Армении национальным героем. Тогда же, в начале 70-х, Алексей Гургенович получил звание заслуженного деятеля искусств Армении.
МУЗЫКА СЛУЖБЕ НЕ ПОМЕХА
Об успехах Экимяна на службе может говорить награждение его орденом Красной Звезды в ноябре1967 года за внедрение новых действенных методов оперативно – розыскной работы и борьбы с преступностью в Московской области. Благодаря работе Алексея Гургеновича в 1967 году общая раскрываемость преступлений по Управлению составила 97%. Цифры, можно сказать, фантастические, особенно если посмотреть на них с позиций сегодняшнего дня.
Биографы легендарного милиционера – композитора подчеркивают, что только список его поощрений и наград занимает пять листов. И это отнюдь не «юбилейные» награды. Так, в 1969 году Экимян был награжден Почетной грамотой МВД СССР за разоблачение особо опасной группы преступников, ограбившей объединенную кассу Дедовского торга в городе Истра. Неудивительно, что звание генерал – майора милиции Алексей Гургенович получил в 43 года, оказавшись одним из самых молодых милицейских генералов в истории СССР. Моложе его оказался только Юрий Чурбанов, всесильный зять Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.
Кроме того, Алексей Гургенович был награжден медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «За отличную службу по охране общественного порядка», «50 лет советской милиции», «За безупречную службу»: 1-й, 2-й и 3-й степеней.
Экимян – заслуженный работник МВД СССР. Его имя занесли в Книгу почета Министерства внутренних дел страны. Но эти регалии, обычно, вызывают большое удивление у тех, кто знает и помнит песни композитора Алексея Экимяна.
ТРУДНЫЙ ВЫБОР
К сожалению, со временем совмещать службу в милиции и творческую деятельность стало все сложней, мешала популярность и зависть коллег. Если в начале своей творческой и профессиональной карьеры Экимян еще мог двигаться параллельными путями, то с течением лет стало очевидно, что рано или поздно придется сделать нелегкий выбор. Когда песни композитора зазвучали по всей стране, а сам он стал частым гостем многочисленных творческих вечеров, активным участником светской жизни столицы, личным другом выдающихся артистов и звезд эстрады, это пришлось не по нраву многим коллегам по службе.
В 1973 году Алексея Гургеновича, музыканта – самоучку, чьи песни пела вся страна, приняли в Союз композиторов ССР. Неизвестно, что сыграло решающую роль в выборе Экимяна, но он предпочел музыку службе, выйдя в отставку « по состоянию здоровья».
ГЕНЕРАЛЬСКИЕ ГАСТРОЛИ
Оказавшись на заслуженном отдыхе, Алексей Гургенович создал творческий коллектив, с которым отправился на гастроли по стране. Принимали автора популярнейших песен тех лет с большим восторгом. Появились новые песни, которые, как и произведения Экимяна прошлых лет, неизменно звучали на конкурсе «Песня года», «Голубой огонек».
Тем, не менее, сказывался возраст, да и гастролировать по стране без служебной генеральской №волги» и прочих атрибутов большого начальника оказалось совсем не просто. Здоровье народного композитора пошатнулось, но он упорно продолжал работать. Из – под его талантливой руки выходили все новые и новые шлягеры. Одним из самых запоминающихся, исполняемых и по сей день, стал хит 1975 года на стихи Роберта Рождественского «Вся жизнь впереди». Действительно, песню впереди ждала долгая жизнь, чего, к сожалению, нельзя было сказать об авторе ее музыки.
В начале апреля 1982 года Алексей Экимян лег на профилактическое лечение в Центральный госпиталь МВД СССР. Как рассказала после журналистам сестра композитора, в последний вечер пребывания в стационаре (на следующее утро Экимян должен был выписаться) он по просьбе медперсонала дал небольшой концерт. По его окончании где-то около 23 часов ночи он позвонил жене и сообщил, что завтра прибудет домой.
Во время их беседы в палату зашла медсестра сделать последнюю инъекцию. «Валя, не вешай трубку, обожди минутку, – сказал жене Алеша, – сейчас укол сделают и продолжим разговор»… Валентина Михайловна подождала пять, десять минут, но никакого «продолжения» не последовало. Посреди ночи она приехала в госпиталь и застала мужа мертвым. За ночь до выписки. Это было 24 апреля 1982 года.
До 55 лет Алексей Экимян не дожил всего несколько дней.
Он часто повторял, что прожил две судьбы одной жизни. В одной судьбе – 27 лет службы в милиции, звания, должности, награды, жена, двое сыновей. Рафаэль – стал милиционером, дослужившись до полковника. Михаил – успешным композитором.
В другой судьбе – радость творчества, концерты, пластинки и около 300 песен, которые исполняли лучшие певцы и которые звучат до сих пор…