“Голландия совсем не гордится своими музыкальными группами”.
Maurice Swinlkels
Ещё одна реинкарнация классического трэша, бесхитростно-бескомпромиссного, монотонно-забойного, живущего не мелодией, но первобытной музыкальной энергией и слиянием ритма и гитарного”мяса” в русле Six Feet Under, Kreator, Obituary, Protector и подобным формациям, не без влияния стокгольмской death-metal волны начала 90-х.
До своего нынешнего, вполне комфортного состояния голландскому квартету Legion Of The Damned пришлось помыкаться и по загаженным клубам, и по кабинетам хитрых чувачков от метал-бизнеса, и подолбиться в непробиваемую стену маркетинговых и дистрибутивных трудностей. Были и угрозы физической расправы, особенно в раннюю пору, когда горели церкви, и пара идиотов смогла заставить людей ассоциировать это с tru-black-metal, а потом были и обвинение в “не-tru”… Не разочаровались, пробились, респект. Ламборджини и замков не имеют, но музыка звучит.
В нашем случае началось всё году в 1989, когда в Голландии существовала фактически единственная тру-блэк-метал группа Bestial Summoning. C корпспэйнтингом, первобытным инструментальным хаосом, побоищами во время редких концертов, ненавистью окружающих, несколькими демо и единственным альбомом. Барабанщиком в группе был некто Maurice Swinlkels. В 92 году чёрное дело развалилось, и вместо этого появилась олдскульная трешевая команда Occult. Идеологом проекта стал тот самый Маурис, вставший в новой группе за микрофонную стойку. Компанию ему составили барабанщик Erik Fleuren, гитарист Leon Pennings и бассист Sjors Tuithof. В 94 появился второй гитарист Richard Ebisch, а в 99 на роль басиста был взят Twan Fleuren. Голландца играли злобный thrash-death с монструозными риффами и не обещающей ничего чилаутного зубодробительной ритм-секцией. Играли довольно активно, – до 2003 года они нарубили пять лонгплеев, кое-какие редкости/синглы/демо – для андеграунда совсем неплохо. Но к 2005 году натянутая струна проблем лопнула под грузом необходимости перемен. Рекорд-компания Painkiller Records, которая и так на тот момент дышала на ладан, обанкротилась и была не только не в состоянии выпустить актуальный и очень удачный альбом Occult “Elegy For The Week”(2003), но никогда не могла отправить группу дальше Голландии/Бельгии на гастроли.
Музыканты Occult было обрадовались, что могут избавиться от старого контракта, и в январе подписали соглашение с Karmageddon Media, который после некоторой задержки и выпустил пластинку. Но повторилась история, когда неопытные, захлёбывающиеся от энтузиазма молодые музыканты подписывают предлагаемые им контракты, почти не читая, а даже если и читая, то, не понимая ни фига. Шеф Painkiller Records, узнав об уходе группы к другому издателю, не стал человеком и начал размахивать какими-то мутными пунктами в контракте и угрожать группе неустойками и прочими судебными издержками. “При этом мы никогда не соглашались по тем пунктам, которые нам вменяли, – вспоминают голландцы. – Кончилось всё тем, что пришлось тесно сотрудничать с адвокатами, чтобы с этим покончить. Это был очень дерьмовый период, что, в свою очередь, стало основной причиной смены названия”.
Итак, Occult превратились в Legion Of The Damned. Избавившись не в самой дружелюбной форме от Painkiller Records, группа стала искать издателя своей новой пластинки. Она сначала рассчитывала на Karmageddon Media, но те не смогли поддержать музыкантов из-за своевременно возникших финансовых трудностей. Выясняется, что вышедший в январе 2006 диск “Malevolent Rapture” уже больше года пролежал на полке. Голландцы записали его ещё осенью 2004 года, пока решались такие неприятные проблемы с шоу-бизнесом. Теоретически он должен был стать продолжением альбома “Elegy For The Week”, по следам которого и разгорелся сыр бор. А стал дебютным альбомом новой формации, подписавшей мультиальбомный контракт со значком Boomer Entertainment, принадлежащем работнику Nuclear Blast Andy Siry. Апокалиптичные темы, война и социальные кошмары получили соответствующее звуковое окружение, благодаря известному трешевому продюсеру Энди Классену в студии Stage One. Сочный, скоростной олдскульный thrash бьёт по морде, начиная с первого, именного трека “Legion Of The Damned”, а после “Death’s Head March” и “Werewolf Corpse” не оставляет никаких иллюзий на счёт экспериментов или малопонятных гениальных находок. Ритмическая монотонность в нашем жанровом случае только на пользу общей энергетики и ощущению очень агрессивного безостановочного движения хорошо смазанного стального механизма. Очень жирно получается у LOTD работа мясорубки на средних скоростях по образу и подобию Napalm Death (времена классики 90-92) и Kreator в “Into The Eye Of The Storm”, “Bleed For Me” и “Demonfist”. Финальная дабл-басовая “Killing For Recreation” – серьёзная заявочка на продолжение карьеры.
Группу отправили ковать метал на европейских фестах, в том числе в фестивале Rock Hard, выступление LOTD снималось для использования на DVD. Но основной концертный угар у группы начался после выхода второго альбома “Sons Of The Jackal”(2007). Этот диск записывали уже с новым бас-гитаристом Harold Gielen. “Иногда мы слишком мягкие, – признаётся Мариус. – Возьмём, например, случай с Тваном (Fleuren, прежний басист). Мы играли с ним 7 лет, он принимал таблетки и засыпал прямо на сцене; однажды он проснулся посреди выступления и говорит с удивлением: “Ооо! Так у меня сейчас концерт!” Мы не выгоняли его, потому что были друзьями. Но позднее мы поняли, что необходимо выполнять и деловую часть, и если что-то идёт не так – от этого нужно избавляться. И когда во время турне с Kataklysm и Cannibal Corpse (турне No Mercy, апрель 2006), прямо посреди гастролей что-то случилось с одним из его детей, и он просто сказал: “Ок, я поехал домой…”, мы сказали: “Ладно, если ты сейчас уедешь, то тебе не нужно возвращаться. Подумай о своей семье”. Вобщем, мы это уладили по-хорошему. Но иногда мы слишком вежливые, и это не есть гуд”. И касалось это только человеческих отношений. На сцене и в своей ядерной музыке голландцы никаких уступок и поблажек не делали. Это ощутили и посетители концертов в декабре/январе 2006/2007 в компании с Sodom и Finntroll и те, кто приобрели второй альбом Legion Of The Damned “Sons Of The Jackal” – злобный, инфернальный кусок музыки с простой и жирной риффовой основой, без каких-либо послаблений в мелодизме. Даже единственная короткая акустическо-атмосферная интерлюдия “Seven Heads They Slumber” – и та не отличалась изысканной, теребящей душу мелодией, как это принято, например, в американском треш-дэте.
Вспомнилось тут почти в тему лирическое отступление из прошлой жизни. Будучи студентом, меня с приятелем Лексом – по совместительству гитаристом моей первой метал-группы неосмотрительно посадили за микшерский пульт, – ставить фонограммы для выступлений на весьма популярном среди молодёжи в городе М. фестивале “Студенческая весна”. Дело было в забитом до потолка большом актовом зале местного Пединститута. В одном номере произошла заминка, – парень, который выступал с дрессированной собакой, куда-то задевал нужную кассету и попросил поставить что-нибудь мелодичное и красивое. У Лекса под рукой оказалась запись Brutality 93 года “Screams Of Anguish”, в трек-листе которого есть красивейший и очень печальный акустический гитарный инструментал “Sympathy” с синтами под классику. Её и поставили, как сейчас помню. Зал во время выступления бедняги с собакой практически рыдал, – всем было жалко животное…
Ок, второй диск LOTD “Sons Of The Jackal”. Кошмарики и суровые будни дровосеков от начала до конца. Наверняка такой материал кайфово исполнять на сцене – необузданно агрессивный заглавный трек, разгоняющий “Undead Stillborn”, олдскульные риффы в “Death Is My Master” или “Infernal Wrath” или “Avenging Archangel” в скоростной манере раннего Kreator быстро и незаметно втягивают в мошевое состояние. Не даром диск попал на 54 место в альбомный рок-чарт Германии. Кроме крупнейших фестивалей, включая Англию, Норвегию и Финляндию, после издания “Sons Of The Jackal” LOTD разогревали турне с Kreator и Celtic Frost, о чём ещё несколько лет назад могли только мечтать. Параллельно велась подготовка нового материала. В целом, дела квартета шли благополучно, и его упорство приносило свои плоды.
О своём прошлом музыканты предпочли забыть как можно скорее. Ещё перед появлением пластинки “Malevolent Rapture” мемберы LOTD клялись, что старый материал Occult будет полностью исключён из концертного репертуара коллектива. Однако не говори гоп… Как только марка Legion Of The Damned стала не только хорошо продаваться, но и иметь большой вес среди устроителей метальных фестов, потребовалось активное накопление материала. Не говоря уже про коммерческий элемент и необходимость оставаться всегда с новым продуктом наперевес. Для поддержки стремительной, сметающей всё на своём пути карьеры, в 2008 году на рынке появляется обновлённая версия альбома “Elegy For The Week”, записанного ещё под вывеской Occult. Диск получил новое название – “Feel The Blade”, новую обложку, новую последовательность песен, лимитированное издание с бонус-DVD (127 минут материала: видео с фестов 2007 года, клип “Sepulchral Ghoul”, фан-секция и студийные репортажи) и три новых трека. В принципе, больших расхождений старый материал с новым звучанием голландцев не имел, поскольку тоже был записан Энди Классеном, разве только гитарки жужжат подэтовее, и плотность микса субъективно больше подходит именно death/melodic-death группам.
Что касается музыки, то при неизменных ингредиентах – мегаэнергичного драмминга, бестиального блевания Мауриса, отупляющей атональности и жестокого гитарного распиливания с аццкими флажолетами, в песнях периода агонии Occult слышно меньше влияния Kreator (ну, фрагментарно, например, в треках “Slut Of Sodom” и “Slaughtering The Pigs”) и вообще меньше классического треша. По поводу актуальных бонус-треков скажу, что “Last Command” и “Mask Of Terror” – по большей части среднетемповое молотилово, без выдающихся музыкальных находок. Кавер Pestilence “Chronic Infeсtion” – более интересная добавка. В его записи принял участие бывший вокалист Pestilence и участник кучи других метал-коллективов Martin van Drunen. Самый большой фэн культовой голландской death-metal формации в Legion Of The Damned – гитарист Рихард Эбиш. Рассказывает вокалист LOTD: “В конце 80-начале девяностых это была одна из самых влиятельных групп в Голландии, и вообще, заметная death-metal группа. Затем мы выступали с новым коллективом их бывшего вокалиста Мартина Death By Down. И когда лейбл сказал, что нам следует сделать кавер-версию немецкой thrash-metal команды, мы ответили: “Нет, Pestilence – вот клёвая команда”. Мы не хотели переигрывать типичную их песню, которую играют многие группы; к тому же для нас было честью, что Мартин согласился отправиться с нами в студию”. Ну, ещё бы он отказался, – побывать на релизе Nuclear Blast (да по лицензии ещё и в Северной Америке, в Японии и в Скандинавии), да ещё активно раскручиваемой формации, – совсем неплохо.
Обилие видеоматериалов в качестве приложения к каждому альбому LOTD объясняется просто. У вокалиста Мауриса своя видео-компания, что значительно облегчает техническую сторону дела. Кроме того, коллектив не стремается использовать непрофессиональные съёмки. “Я всегда ношу с собой камеру и прошу людей снимать нас, – рассказывает “фильммейкер”. – И когда 18-летний парень пишет мне и спрашивает: “Парни, у меня есть камера, я могу поснимать вас всего за 50 евро”, то я отвечаю ему: “Конечно, давай запись!”. Мне это действительно нравится, у меня дома тонна такого материала, – вот почему нас на двд так много материала. Даже если он дерьмово выглядит или звучит, – это андеграунд, мне нравится, когда снимается не 10 камерами. Это так, как люди видят нас на сцене, когда они в толпе. Например, три сонга на фестивале Туска снимал мой друг, и можно увидеть, как он упал, и как его толкают… Конечно, есть те, которые купили DVD и жалуются… Людям вообще свойственно жаловаться. Но я не могу поверить, которые жалуются, получив DVD с двумя часами съёмок почти бесплатно. Мы вложили в диск много труда, и это стоит всего на 1 евро больше…Ок, у нас будет большое шоу на фестивале Party San в этом году (2008), и оно будет сниматься несколькими камерами. Вот тогда мы сделаем кое-что профессиональное”. Произошло это не сразу.
Времени на большое число выступлений у Legion Of The Damned в 2008 году не было – только несколько фестивалей в Европе. Вторая часть года прошла в работе и реализации нового студийного альбома голландцев “Cult Of The Dead”. Лейбл Nuclear Blast вложил в издании побольше деньжат и организовал появление трёх разных форматов новой пластинки, не считая альтернативной обложки и винила (напечатан по лицензии War Anthem Records). В самой объёмной версии имеется бонус-сиди с практически полновесным концертным альбом, записанным на немецком фесте Rock Hard двумя годами ранее. Звучок так себе, в смысле естественный, сырой/глухой, с одной гитарой, с косяками, данке шён и отзывчивой публикой.
На бонус-дивиди квартет поместил интервью и прогон всего альбома “Cult Of The Dead” перед камерой на своей репточке. В звуке же основной студийной программы порылся всё тот же неизменный Энди Классен, что, что конечно, сливает большую часть свежих треков с остальными. Говорят, в специальное издание “Cult Of The Dead” имело при себе абсолютно уникальный бонус – головку голландского сыра, украшенную логотипом команды. Не знаю, не пробовал…Но согласитесь, идея оригинальная и достойна продолжения. Whitesnake и Queensryche вон вовсю выпускаю под своими логотипами вино. Почему бы не появиться, например, салями Suffocation или чипсам Grave? Однако вернёмся к музыке. На новом диске LOTD она сваезабойна, паталогоанатомична и имеет все признаки примитивного треш/дэта с современными влияниями, чем гордятся сами музыканты. Впечатляющие номера имеются и на этом издании хорошо вписавшихся в бизнес голландцев. Бэнд одинаково хорошо работает и с хорошими скоростями в “Black Wings Of Yog-Sothoth”, “Necrosophic Blessing”, “Black Templar”, и вкусно преподносит старую школу в “Cult Of The Dead”, “House Of Possession” или “Solar Overlord”. И уж совсем “дико” услышать в финале “The Final Godsend” джазовое пианино с красивой (!) ностальгической мелодией.
Почти весь следующий год коллектив провёл в активной промо-деятельности. В этот период стоит отметить приятную щедрость издающей компании Legion Of The Damned. Специально к фестивалю “Full Of Hate” Nuclear Blast выпустил небольшую эксклюзивную компиляцию, которую бесплатно получал на руки каждый купивший билет на фест. Среди семи треков под живописной обложкой, так или иначе представляющих все предыдущие студийные произведения группы, имеется один неизданный трек “Until The Battle” – программный, вобщем, замес из наковальни на сильную долю и пары “весёленьких” трешевых скакалок. Не сидят, сложа руки, трудолюбивые голландцы и в этом году. Первым делом особо рьяные поборники качественного концертного видео смогли приобрести неслабый DVD пэкедж под названием “Slaughtering…”(2010). Как всегда, на выбор три варианта издания, включая симпатихный бокс формата А4 с двумя DVD (5 часов видео), концертным CD и майкой/открыткой. Для фэна 100% обязательное приобретение, с массой закулисных и дорожных съёмок, студийными рассказами и всеми официальными и неофициальными клипами. И, наконец, сейчас любители сыра и кафе-шопов корпят над очередным студийным творением, который, теоретически, увидит свет в 2011 году. Сама студийная сессия начнётся осенью этого года. Ожидается качественное отличие будущей пластинки от всех предшественников. Работать с Legion Of The Damned вызвался великолепный Питер Тагдгрен в своей Abyss Studio, который в последние годы очень избранно берётся за новые продюсерские проекты.