“Каждый шорох, даже тишина, могут стать музыкой”.
L.Einaudi
Зарядившись энергией живых выступлений, представив восторженной публике нео-классический альбом “Uno Mattina” и от души попутешествовав, Людовико Эйнауди создал, бесспорно, один из шедевров своей дискографии. Его следующий студийный альбом “Divenire”(2006), записанный с участием музыкантов Королевского филармонического оркестра Ливерпуля, можно уже считать прорывом на международном уровне, поскольку диск был выпущен в нескольких европейских странах и впервые издан в США. На создание альбома для пиано и струнных Эйнауди вдохновили три картины итальянского художника 19 столетия Джованни Сегантини, посвящённые Природе, Жизни и Смерти. Заглавный трек “Divenire” , “Primavera” с ярко выраженной оркестровой экспрессией и “Oltremare” с пиано-переборами, выражающими то, что невозможно выразить словами, – несомненно, одни из лучших произведений композитора. Эта смена настроений, тесное переплетение возвышенной классики и земных чувств, мягкая подача и чётко выдержанные, лишённые посторонних примесей мелодии… Не оторваться! Альбом надо слушать целиком, переживая каждый пассаж в живущей беспокойством вступительной теме “Uno”, в бередящей воспоминания “Monday” или в парящей в бесконечном пространстве “Fly”. У альбома имеется региональный бонус-трек “Lucy”, напоминающий вечерние размышления с ностальгической горчинкой. За выходом диска, ставшего “золотым”, последовали весьма продолжительные европейские гастроли, в рамках которых Эйнауди дал больше 80 концертов, включая хитовое выступление в Королевском Альберт-Холле в Лондоне перед 4-тысячной аудиторией. В поддержку гастролей в 2007 году компания Decca также переиздала “Divenire” в двухдисковой версии, куда вошли три ремикса от Mercan Dede, Robert Lippok и Carsten Nicolai. По сей день это один из самых продаваемых дисков Эйнауди.
В 2006 году итальянский пианист записал в свой актив ещё один фильм со своей музыкой – “This Is England” режиссёра Шэйна Мидоуса. Помимо ранее уже опубликованных мелодий, в саундтреке присутствует грустный пиано-трек “Ritornare” – эксклюзивный номер почти на девять минут. Музыка Эйнауди использовалась во время рождественской речи Британской королевы в Букингемском дворце, в различных рекламных роликах и трейлерах (Мазерати, например, делал три ролика с музыкой Эйнауди). И всякий раз это вызывало умиление и всплеск интереса к музыке пианиста. Количество проданных пластинок нашего автора перевалило за 750 тысяч, что для подобного жанра достижение во всех отношениях примечательное. Ненавязчиво и методично музыкант расширял свою аудиторию, сохраняя в своей музыке высочайший уровень душевного участия. Если честно, было, с одной стороны, неожиданно услышать фортепиано Эйнауди на альбоме титана итальянской поп-музыки Адриано Челентано “Dormi Amore La Situazione Non E Buona”(2007), а именно в песне “Hai Bucato La Mia Vita”. С другой стороны, этому матерому актёру, певцу и просто символическому человеку настолько к лицу пиано-оркестровый композиторский гений Эйнауди, что сожалеешь о кратковременности подобного сотрудничества. В 2008 году пополнением в коллекции компакт-дисков композитора-минималиста Эйнауди стал двойной релиз “Live In Berlin”. Концертная программа, исполненная на сцене Берлинской Филармонии, состоит большей частью из треков с актуального диска “Divenire”, но на втором диске содержит несколько треков с первых студийных работ Эйнауди.
В 2009 году аудиофилов ждал ещё один подобный релиз, только записанный в Праге (слушать прелестную “Nuvole Bianche” здесь – www.youtube.com/watch?v=YPy1Y_G1qT4). Весь 2008 год с перерывами пианист продолжает гастролировать по Европе, даёт концерты в США, впервые выступает в Японии и Индии, отыграв в общей сложности за год более ста концертов. В мае 2009 года публика смогла оценить плоды совместной деятельности музыкально многоликого Эйнауди и электронщиков-экспериментаторов, братьев Роберта (гитара, синты) и Рональда (барабаны, эффекты) Липпок, собравшихся вместе под вывеской Whitetree и записавших альбом “Cloudland”. Вот уж где разгулялись идеи, знакомые по рваному ремиксу на трек “Divenire” ручонок Липпок, изданному двумя годами ранее. Микс современной классики, техно-минимализма, потока сознания и полёта мысли. Фортепиано Эйнауди здесь волшебно, не нужно сомневаться, зафиксируйте себя хотя бы на “Other Nature” или “Mercury Sands”. И вообще, вполне привлекательный проект, звучит на порядок осмысленнее самого качественного ремикса.
А там дошло дело и до новой студийной работы “Nightbook”(2009), взломавшей практически все европейские классические чарты. Новые композиции, связывающие по замыслу автора свет с тьмой, записывались в Милане и Берлине. Музыкант не стал себя ограничивать ни в аранжировках, ни в глубине эмоционального погружения. С продюсерской точки зрения, это уже более трудоёмкая работа. Помимо фортепиано Эйнауди использует синтезаторы и перкуссии, в записи также приняли участие его коллеги по ранним проектам – скрипач Антони Леофредди, виолончелист Марко Дечимо и тот самый Роберт Липпок, вместе с которым Эйнауди немало экспериментировал при поиске общего саунда. “Мне этот проект открыл новые перспективы в собственной музыке, – рассказывает композитор и пианист. – Я люблю меняться, открывать новые двери в своей деятельности. Пару лет назад я выступал в Милане в одном очень странном месте – в большом индустриальном пространстве под названием Bicocca Hangar, использующемся в качестве художественной галереи. Я играл на фортепиано посреди инсталляции под названием “The Seven Heavenly Palaces” Ансельма Кифера. В этом окружении у моего фортепиано был такой звук, будто я играю в очень странном соборе; была невероятная реверберация, создававшая вместе с образами огромных башен вокруг меня некие апокалиптические ощущения. Что-то было одухотворённое во всём этом. И когда я репетировал и пробовал саунд, то понял, что не могу играть музыку, которая у меня уже сочинена, и что я должен сочинить что-то специфическое для этого мероприятия. Так что я отправился домой, и из-за того, что у меня совсем не было времени на подготовку, я решил использовать несколько имевшихся фортепианных набросков и во время перформанса, уже на месте играл импровизации на тему этих набросков. А когда затем слушал записанное выступление, то понял, что в этом есть что-то новое. Я увидел этот новый, неясный свет; что-то было мистическое в этой музыке, что мне очень понравилось. Ну, для меня это была непривычная идея, – отправиться во тьму, в это специфическое приключение; я уже тогда знал, что оно станет моим новым альбомом. Разумеется, я решил наполнить эти тёмные пещеры моментами света”.
Так и есть, лучи света мелькают тут и там в треках “Nightbook”, в разрывах между не самыми комфортными ночными размышлениями, невесёлыми воспоминаниями, смакованием своего одиночества и воплощёнными в нежные прикосновения к клавишам криками души. Дискомфорт в “The Tower” и “In Principio”, потерянность в “The Planets”, капли слёз в “The Crane Dance”, проблески счастья в “Reverie” и “Bye Bye Mon Amour“, – Эйнауди прав, музыка в “Nightbook” рождает не самые ожидаемые от него душевные состояния. В родной Италии диск быстро достиг золотого статуса, превысив продажи в 35 тысяч единиц, в классических чартах i-Tunes альбом “Nightbook” уверенно лидировал в Италии, Франции, Германии и Великобритании. Он достиг Топ 10 в классическом кроссовер-чарте Биллборда и, наконец, занял 78 строчку в поп-чарте i-Tunes. Наверное, последнее достижение перевешивает все остальные. Кстати, в одно из европейских переизданий “Nightbook” вошёл скрытый бонус-трек, почти девятиминутный номер “Solo”, также известный под названием “Piste Sans Titre 13”. Cобственно, это медитативная пиано-вариация на заглавную тему “Nightbook” – без грува, перкуссий и напряжённой энергетики альбомной версии, в традиционной соло-манере Эйнауди. Мелочь, а приятно. Говорит автор: “Так или иначе, я экспериментирую всю свою жизнь. Альбом „Le Onde“ был экспериментом в качестве соло-пианиста. „Divenire“ стал экспериментом с оркестром и электроникой. На „Nightbook“ я осмелился двинуться дальше в этом направлении. Но мои интересы варьируются так же, как и места моих выступлений. Иногда я выступаю в театре, иногда в церкви. Но тот, кто играет на фортепиано – всё ещё я”.
В новом десятилетии имя Людовико Эйнауди, и без того одного из самых востребованных современных авторов музыки к фильмам и популярных пианистов, приобрело ещё больший вес. Этому поспособствовало несколько крупных проектов с его участием. В первую очередь, его представительное сольное турне 2010 года. В том же году лейбл Decca выпустил в стандартной версии (2 CD) и расширенной версии (2 CD +DVD) эксклюзивный концерт пианиста и оркестра, записанный в Королевском Альберт-Холле в Лондоне 2 марта 2010 года. Кстати, это первый официальный DVD-релиз Эйнауди, здесь можно просто утонуть в эмоциях и восторгах, наблюдая за тем, как люди на сцене звук за звуком рождают настоящее волшебство. После насыщенных гастролей пианист явно захотел сделать паузу: “Мне нужно сбалансировать два моих мира. Конечно, будет ещё больше фортепианной музыки, я уже сочиняю кое-что новое. Но пока не знаю, где или когда я окончательно решу, что же это в итоге будет. Это пока ещё не ясно, не очевидно. Сейчас я понимаю, как это было у Пикассо… например, его Голубой период. Предполагаю, что со временем он попробовал все возможные оттенки/вариации того периода, и только тогда перешёл к другому цвету, другому периоду”.
Однако его ближайшие саундтрековые проекты с лихвой компенсировали период студийного отсутствия. Не будем задерживаться на нескольких относительно малоизвестных кинопроектах той поры и отметим два “тяжеловеса”. Во-первых, композиция “Eros” была использована режиссёром Дарреном Аронофски в рекламном трейлере его фильма “Чёрный лебедь” с Натали Портман. Ну, фильм типа нашумел и т.д и т.д. хотя трейлер, сами понимаете, ещё не фильм. А во-вторых, и на мой вкус, в-третьих и во всех остальных далее по счёту, это французская комедийная драма со счастливым концом “Неприкасаемые” режиссёров Эрика Толедано и Оливера Накаше, известная в российском прокате, как “1+1”. Эйнауди не сочинял для фильма эксклюзивные треки, в нём использованы такие известные сочинения пианиста, как “Fly”, “Una Mattina” и “Writing Poems” из “Доктора Живаго”, кое-что в новых аранжировках. И если мы выдернем саундтрек из контекста, то сочетание нью-эйдж-классики итальянца с треками Earth Wind & Fire или Nina Simon создаёт причудливый диссонанс, если не сказать больше. Но с видеорядом – блестящая работа! Уверен, что удивительно тонко передающая эмоциональность отдельно взятого мимолётного момента музыка Эйнауди, идеально подчеркнувшая в фильме самые трогательные эпизоды, привлекла к творчеству итальянского пианиста массу новых слушателей, включая вашего покорного слугу. Кассовые сборы фильма по всему миру составили более 370 миллионов долларов, что сделало его самым успешным французским фильмом всех времён. “Я впервые работал над комедией, – рассказывает пианист. – И я счастлив, что внёс свой вклад в фильм с таким изысканным и элегантным юмором, который ни разу не позволил фильму оказаться слишком слащавым. Мне очень нравится, как контрастируют между собой два главных героя […]. Этот фильм позволяет увидеть, как могут соприкасаться между собой два противоположных мира, увидеть интеграцию, которая может ждать наше общество в будущем”. Оптимист, однако!
В 2011 году издающая компания пианиста подсуетилась и выпустила одно- и двухдисковую компиляцию “Islands. Essential Einaudi” с лучшими и несколькими новыми треками. Второй вариант, конечно, пожирнее, с неизданными ремиксами на треки “Eros” (ремикс от Peter Mauder) и “Lady Labyrinth” (ремикс от Robert Lippok). В сети также можно найти ещё один неизданный трек в исполнении Эйнауди, пока не вошедший ни в один релиз – концертный кавер Bruno Mars “Grenade” – www.youtube.com/watch?v=ENd3tK5dAMI. В том же году пианист впервые выступил во Вьетнаме, Бангкоке и Сингапуре. А 6 и 7 апреля 2012 года, в рамках очередного мирового турне Людовико Эйнауди впервые выступил в Москве и Санкт-Петербурге. Музыка Эйнауди появилась в фильме Клинта Иствуда “J.Edgar” и в пилотном эпизоде “Derek” английского режиссёра Рики Джервейса. Фрагмент “Divenire” мелькнул в одной рекламе, приуроченной к Олимпийским играм 2012. Так что наш пострел везде успевает.
Нынешний 2013-й год уже полон событий. В первую очередь – выход долгожданного студийного альбома “In A Time Lapse” и его сетевая, очень атмосферная презентация/трансляция прямо из дома музыканта (http://www.youtube.com/watch?v=4ImZTkeCHgA). Сам альбом записывался в монастыре под Вероной. Когда слушаешь результат, то думаешь, что для этой цели более подходящее место было бы трудно подобрать. Для записи “In A Time Lapse” Эйнауди призвал своих проверенных музыкантов из струнного оркестра I Virtuosi Italiani, а также пригласил скрипача-виртуоза Daniel Hope со старинной скрипкой, что, несомненно, внесло в альбом дополнительное очарование эпохи романтизма. Музыкант возвращается к классическому стилю, со сдержанными оркестровками и подчёркнутым минимализмом на стыке консерваторской классики, поп-музыки, нью-эйдж и world-music. По сравнению с дождливой и зябкой атмосферой альбома “Nightbook” в новых мелодиях обитает ностальгия, светлая грусть и согревающие фантазии. “Во время сочинения я испытываю свои самые лучшие чувства так сильно, как никогда в обычной обстановке. Музыка это то, что помогает мне всякий раз по-другому смотреть на жизнь”, – эти слова Эйнауди вполне увязываются и с его новой работой.
Зрелый альбом, с обязательным градусом драматизма, достоин внимательнейшего прослушивания и затирания до дыр, даже выделять отдельные треки не буду. Свежий релиз Эйнауди, имеющий в делюксовой версии 19 треков вместо 14, уже побил рекорд падкой на цифры и сравнения звукозаписывающей индустрии. Альбом “In A Time Lapse” стал первым среди классических альбомов, цифровые продажи которого в первые недели превысили физические, не смотря на одновременную доступность онлайн и в магазинах – 72% копий от общего числа. Предыдущая компиляция “Islands” также наделала шума в сфере цифровых продажах классики, – в первую неделю было продано одинаковое количество физических носителей и цифровых копий сборника лучших и неизданных треков. В принципе, впервые официальное превосходство цифровых продаж над физическими носителями в музыкальной индустрии было зафиксировано ещё в мае прошлого года, но, похоже, стараниями Людовико Эйнауди к общей тенденции подтянулась и современная классическая музыка.
Далее всё согласно концертному графику – турне “In Time Lapse Tour”. Оно уже расписано до конца весны и накрывает десяток европейский стран, после чего, с конца мая Эйнауди выступает в Северной Америке. В апреле музыкант даст два сольных концерта в лондонском культурном центре Барбикан. Ходят разговоры о том, что во второй половине 2013 года Эйнауди снова приедет с концертами в Россию, – после прошлогоднего успеха у российской публики это весьма недурственная новость. Кроме того, на 5 июня этого года запланирована мировая премьера нового оркестрового произведения Эйнауди “Wetlands”, которая должна состояться в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине с участием местного симфонического оркестра. И очень жаль, что к официальному сайту пианиста давным-давно никто не притрагивался. Ну ооочень скромно.
Ян Федяев
Сайт: www.einaudiwebsite.com
www.facebook.com/ludovicoeinaudi
5 апреля, 2013
Огромная благодарность автору статьи за столь обширный и подробный обзор творчества этого, не побоюсь пафоса, гениальнейшего композитора и пианиста! Совсем недавно знакома с музыкой Людовико Эйнауди, но процесс “затирания до дыр” уже пошел:))) Эта музыка и его эмоциональный посыл околдовывает, погружает в другой мир, рождает прекрасные образы, мысли и эмоции, очищает и делает лучше. Ох, даже слова подходящие сложно подобрать…Очень радует его предстоящие гастрои в России и Украине. Еще раз спасибо!!!