“Ты должен пробовать различные вещи, экспериментировать. Иногда ты делаешь ошибки, иногда люди тебя не понимают, но ты можешь учиться на своих неудачах. Так же, как и на своих успехах. Вероятно, поражения учат лучше всего”.
Robert Flynn
Итак, со второй половины 2002 года Machine Head оказались без поддержки со стороны рекорд-компании. Трагизм этой ситуации для группы, всё ещё имеющей большое число фэнов во всём остальном цивилизованном мире и гигантский концертный спрос, могу объяснить лишь имперскими амбициями и результатом зажратости после победных шествий первых пластинок. Что-то же позволяло некоторым участникам коллектива считать MH лучше 95 процентов всех остальных тяжёлых групп. А тут пришлось вдруг встать на один уровень с большинством, задавать себе вопросы типа “зачем мы это делаем” и “почему хотим из этой ситуации выбраться”. Видимо потому, что иначе пришлось бы искать постоянную работу, вести нормальный образ жизни, далёкий от разгулов и всеобщего обожания. По самолюбию такие вещи, наверняка, бьют болезненно. Вспоминает Адам: “Это был период, когда мы занимались всякой ерундой и, можно сказать, были растеряны и не знали, что делать дальше.
Я тогда сказал парням: “Послушайте, мы же метальная команда. И если это последнее, что мы когда-либо будем делать, давайте, хотя бы, будем метальной группой”. После посещения одного из концертов Judas Priest и общения с Гленом Типтоном и КК Даунингом, музыканты получили нужную мотивацию и занялись сочинением нового материала. Для начала коллектив записал демо из четырёх новых песен, смастерил электронный пресс-кит и начал подобно сотням тысяч андерграундных коллективов рассылать промо-пакеты по десяткам рекорд-компаний. По мере того, как приходили отказы от лейблов (по не которым данным было всего 33 отказа), происходили личные трагедии: у гитариста Фила умер отец, у барабанщика Дэйва – мать, а Робб начал проходить реабилитационный курс лечения, подорвав себя алкоголем и наркотой. В процессе этого Робб даже подумывал покончить с Machine Head и стать вокалистом группы Drowning Pool, но вовремя одумался и сосредоточился на своей группе.
В начале 2003 года группа предложила поклонникам новинку – выбрать голосованием на сайте кавер-версии, которые бы они хотели услышать в исполнении Machine Head. В итоге коллектив записал для цифрового распространения кавера Metallica “Battery”, Exodus “Toxic Waltz” и Faith No More “Jizzlobber”. Собственные новые песни создавались без какой-либо оглядки на лейбл или текущую ситуацию, в свободном полёте. Никто не требовал сделать то или это для радио-эфира или сингла. Композиции группы усложнились, стали длиннее и утратили жёсткие коммерческие формы. “Ты должен делать то, что ты делаешь, – говорит Флинн. – Когда мы сочиняли “Through The Ashes Of Empires”, то не сильно заботились о том, что наши фэны подумают о нём в этот момент времени. Мы написали музыку по своим личным причинам. Хотелось сделать что-то, что нам нравится и бросает нам вызов, как музыкантам. Когда ты начинаешь думать об ожиданиях других, то тогда тебе придётся думать о фэнах, о рекорд-компании, о промоутерах и так далее. Одни покупают твои альбомы, другие дают денег на запись, третьи дают деньги, чтобы провести турне. И тогда возникает вопрос: “А где эта зависимость заканчивается?” И получается, что, в конце концов, ты должен всем сказать “НЕТ” и сделать то, что ты сам хочешь сделать”.
Записи велись летом; на момент сочинения новых треков Фил не входил в официальный состав MN и присоединился к коллективу только перед самим началом записи “Through The Ashes Of Empires”(2003). Текущие студийные работы велись с инженером Andy Sneap в качестве со-продюсера; для альбома было сочинено 24 песни, усохшие в итоге до 10. Связи с Roadrunner Records оставались, тем более что в марте 2003 года был издан концертный альбом “Hellalive”, и дела worldwide (кроме США) через Roadrunner International худо-бедно, но велись. В итоге группа переподписала соглашение с европейским отделением Roadrunner. Робб рассказал, что сначала американский хэд-офис тоже проявил интерес к возвращению Machine Head, изъявив даже желание послушать свежие поделки. “Мы отправили им новые песни и сказали, что они по 6-8 минут длиной, и что вокал в основном начинается только с трётьей минуты. Они ответили, что не знают, что с этим можно сделать. Вернее, сначала не знали”.
Мнение босса Roadrunner Монте Коннера по поводу того, достойны ли Machine Head пиариться на американской земле, изменилось только после выхода “Through The Ashes Of Empires” в Европе и Австралии. Там диск был принят с большим воодушевлением и отвоевал утраченные недавно позиции в чартах. Не будем горячиться насчёт возврата MH к трешу и канонам диска “Burn My Eyes”. Мне кажется, что на новом диске группа создала себя заново, используя привычные трешевые, панковские, металкоровые, альт-роковые и грув-метальные элементы. Успех пластинке обеспечил именно новый формат агрессии, с минорной грустью в треках “Left Unfinished”, “Elegy” и “Descend The Shades Of Night”, с короткими и эффективными скоростными фрагментами в “Imperium”, “Vim”, “Wipe The Tears”, снова “Left Unfinished”, с от всей души прокаченной пантеровской массой в “Bite The Bullet” и “In The Presence Of My Enemies”. Уверен, что за мелодик-трешевый проход в “Imperium” фэны первой волны группе многое простили. Музыканты стали смелее смешивать жанры, не парясь насчёт альтернативы в “All Falls Down”, и поняли для себя, что способны сочинять длинные песни со сложным развитием, которые реально интересно слушать.
Фэнам, например, не помешало изменение формата песен MH. А фирмачи вдруг почувствовали запах денег! Монте Коннер – личность весьма неприятная внешне, ну, а о том, какой он внутри, говорит один примечательный факт, о котором знаю не понаслышке. Одной из российских групп, отправивших на Roadrunner свой промо-пакет, он написал в ответ “Fuck Off, Russians!” Вот такой мудак. Новый диск американцев вышел в США лишь через полгода – в апреле 2004 года, дополненный эксклюзивной песней “Seasons Wither”, мускулистым пост-трешем со скромной mallcore-секцией. В лимитированном издании также присутствовал бонус-диск с пятью демо-треками, клипом и репортом о записи альбома. Трек “Seasons Wither” также имелся в составе британского сингла “Days Turn Blue To Gray”(2004), распространявшегося на концертах MH и по почте из Британии. Вполне привлекательный набор.
Группа быстро вернулась в привычный режим, отыграв на крупных европейских фестивалях, и в августе отправившись в турне по Америке с Chimaira и Trivium. Всего с этим альбомом MH провели два европейских и три американских турне, так что для музыкантов угроза пойти работать на бензоколонке миновала. Имел место и десятилетний юбилей группы, в рамках которого MH полностью исполняли альбом “Burn My Eyes”. Немецкий Metal Hammer опять признал релиз Machine Head альбомом месяца, а очередное выступление группы в лондонском Brixton Academy лейбл отснял для DVD “Elegies”(2005). Вполне себе такой DVD, не далее, чем на прошлой неделе отлично прокатил под Джим Бим и полуночные разговоры о превратностях шоу-бизнеса. В 2005 году Робба Флинна подписали ещё на одно дело в честь Roadrunner Records, а именно на роль одного из четырёх “капитанов”, которым было поручено собрать свою супер-команду из музыкантов Roadrunner Records и замутить юбилейную пластинку в честь 25-летия лейбла.
CD/DVD-проект “Roadrunner United – The All-Star Sessions” оказался грандиозной задумкой, достойной, кстати, в иной ситуации более тщательного рассмотрения. Вкратце история такова. Четыре кэпа – барабанщик Slipknot Джои Джордисон, гитарист Fear Factory Дино Казарес, вокалист/гитарист Trivium Мэтью Хифи и наш парень Робб Флинн – должны были собрать 4 полноценные команды, каждая из которых должна сыграть по четыре сочинённых капитанами трека с разными вокалистами. Всего в проекте приняли участие 57 музыкантов из 45 коллективов, представившие на “The All-Star Sessions” целую линейку метальной музыки, от олдскульных жанров, до новомодностей. Нас интересует вклад лидера MH, разумеется. Написанная им песня “Army Of The Sun” с вокалами Тима Уильямса из Vision Of Disorder бередит мою больную душу с тех пор с неослабевающей силой.
Эмоциональная бомба, видимо, рванула в нужный момент. Что-то есть в ней такое, обезоруживающе простое и метально-лирическое, что никогда не передаст ни одна попсовая песня. Чётко выдержанный радио-формат, простая мелодия и чистый куплет, переходящий в десятибалльный припев. Тот случай, когда жалеешь, что не ты сочинил такую песню. Другие сочинения Флинна “Independent (Voice Of The Voiceless)” и “The Dagger” порадуют поровну и трешера, и металкорщика. А вот собранный за полминуты, мутный трек “The Rich Man” с документальными начитками про трату американских денег на войну, враждебной индустриальной атмосферой и причитаниями “Какого х…!”представляет собой с музыкальной точки зрения бессмысленную потерю времени.
С учётом связанных с проектом съёмок, выступлений и собственных гастролей, 2005-й выдался для MH весьма насыщенным. В тот же период группа приняла участие в трибьютном проекте британского рок-журнала Kerrang, посвящённого юбилею альбома Metallica “Master Of Puppets”. Целиком вся байда именуется “Kerrang Presents Remastered – Metallica’s Master Of Puppets Revisted”; для неё в числе восьми других команд MH записали кавер “Battery”. Этот кавер через год плавно перекочевал в бонус-программу следующей студийной работы квартета под названием “The Blackening”(2007). Ещё до его выхода, в январе 2007 Roadrunner Records переиздали дебютный диск MH “Burn My Eyes”, а затем уже покатили синглы с нового студийника “Now I Lay Three Down” и “Halo”. Синглы, надо сказать, выбирались осторожно, тяготеющие к грувовому и металкоровому материалу, в брутальной и усложнённой форме. Впрочем, из сингл-версий было убрано всё лишнее, время звучания доведено до максимально безболезненной глотабельности, поскольку девятиминутный трек “Halo” с абсолютно выигрышным мелодичным припевом по своей продолжительности к синглу сложно причислить. Стоит слушать, конечно, сам “The Blackening”, мега-продукт метал-индустрии. В своей прогрессивности и сложности композиторской мысли Machine Head достигли своего пика. В самые длинные треки “Clenching The Fists Of Dissent” и “A Farewell To Arms” втиснуто столько материала, сколько иной группе хватило бы на целый релиз. Акустические интро и партии напоминают “Master Of Puppets” и “…and Justice For All”, не без этого. Любовь участников коллектива к творчеству некогда славных трешеров из Сан-Франциско сложно скрыть. Также в новых треках есть что-то от Arch Enemy (и Pantera, само собой), но это отнесём к неким общим источникам вдохновения. Убойнейшие трешевые риффы в “Wolves” и “Aesthetics Of Hate” – как напоминание о том, как рулила в своё время скоростная музыка в районе Bay Area.
К радости коллекционеров “The Blackening”, подаривший группе на тот момент самое высокое место в Billboard (54), вышел в нескольких отличных друг от друга региональных и форматных версиях. В 2008 году на свет появилось 3-дисковое издание с обстоятельным DVD и аудиодиском со всеми выходившими до этого редкостями и каверами, а также тремя неизданными демо-версиями. К тому времени MH успели поучаствовать в ещё одном проекте журнала Kerrang и записали кавер Iron Maiden “Hollowed Be Thy Name”, так что, он здесь тоже присутствует. Робб начал брать уроки вокала, и кавер получился не стрёмным. Достойное приобретение! Далее группу ждала череда только хороших новостей и чумовых гастролей по всему миру, со Slipknot, Metallica, Megadeth, Heaven And Hell и кучей других, а также номинация Grammy, ряд мелких промо-релизов, дружная работа метальных СМИ, вобщем, круть по нарастающей. 2.7.2008 группа отыграла первый сет в Москве; всего для раскрутки “The Blackening” группа дала по миру более 380 концертов.
Робб помимо вокала стал дополнительно брать уроки классической гитары, чтобы блеснуть на новом студийном творении. По большому счёту, целенаправленно заниматься сочинением новых треков MH начали осенью 2009 года, отыграв очередной круг фестивалей. Процесс растянулся и сначала не пошёл. Музыканты оставили на кое-то время заготовки и вернулись к ним позже. Первым треком, сочинённым для нового диска “Unto The Locust”(2011) ещё во время новозеландских концертов со Slipknot, стал скоростной трешак “This Is The End”, в 2008 году возникли и некоторые фрагменты “I Am Hell”. Флинн вспоминает, что их самих от этой песни поправило – для MH это определённо было новым направлением, не в пользу любителей грувового болота. А непосредственно к студийным сессиям квартет приступил только в апреле 2011 года.
Рассказывает Дэйв: ” Мы никогда всерьёз не сочиняем в дороге, поэтому приступили к работе только после завершения почти трёхлетних гастролей. Определённо, к созданию “Unto The Locust” мы подошли с осознанием того, что не собираемся делать ещё один “The Blackening”. Развитие, происходящее от альбома к альбому, – для нас естественный процесс. Мы хотели двинуть песни в различные направления, у нас нет определённых норм, как должны звучать наши песни”. Робб дополняет коллегу: “При этом хотелось сохранить основу звучания Machine Head – трешовость, низкий гитарный строй, психоделические звуки и печальные мелодии – и расширить его, сделать более эпическим.
Основное правило таково – если от музыки бегут мурашки по коже, значит, мы это оставляем”. Как и в случае с предыдущими двумя альбомами, продюсированием новинки занимался сам шеф коллектива, в оклендской студии Jingle Town, принадлежащей группе Green Day. Готовый материал должен был микшировать старый приятель Колин Ричардсон, но у него в семье в тот момент случилась трагедия, и с MH отработал Juan Urteaga. A&R-шеф Roadrunner Монте Коннер поперхнулся, когда узнал, что у группы готово всего семь новых песен, но пришёл в себя, выяснив, что альбом тянет на 50 минут. “Unto The Locust” – самый скоростной, модерн-трешевый диск американцев. Сочный риффинг в духе The Haunted, не прерывающийся через квадрат якобы интересными и увлекательными сменами ритма; думаю, на эту простую трешевую игру в треке “I Am Hell”, состоящем из трёх слитых воедино частей, и в “This Is The End” нацелена основная критика тех, кто разносит альбом в пух и прах. Мол, примитивно и не инспиративно. Акустические фрагменты и распевки, знакомые по “The Blackening” вносят ажурность и добавляют драмы. Фэнам “Supercharger” здесь вообще нечего ловить, ну, только если они не заложники строгих форм. К эпическим произведениям смело отнесём песни “Darkness Within” и “Be Still And Know”.
Нестройный детский хор, нелепо поющий “This Is Who We Are” в среднетемповом и по сравнению с остальными треками скромном произведении “Who We Are”, состоит из детей музыкантов. Плюсов в новой работе Machine Head куда больше, чем минусов. Если честно, именно “Unto The Locust” подтолкнул меня тщательно покопаться в дискографии коллектива.
Лимитированное издание “Unto The Locust” выше всяких похвал – три бонуса (кавера Judas Priest и Rush + акустическая версия “Darkness Within”) и документальный фильм о создании альбома. Региональные и фан-издания дополнены только концертными треками. Но будет неудивительно, если через год выйдет расширенное переиздание “Unto The Locust”, поскольку, по признанию музыкантов, не весь готовый студийный материал попал на пластинку. Виниловые фрики наверняка раздобыли себе раритетный 10-дюймовый винил MH “Black Procession”(2011), выпущенный в честь ежегодной акции Record Store Day. Три концертных трека, записанных в 2010 году во время Black Procession Tour, на мой взгляд, довольно посредственны, но с коллекционной точки зрения сам релиз, как и многие винилы серии Record Store Day представляет собой определённый интерес. Кроме того, уже несколько лет ведутся разговоры о новом концертно-биографическом DVD, для которого отсняты все последние турне. Январь 2012 года отмечен в календаре MH, как первое североамериканское хэдлайн-турне группы за последние четыре года. С мая по август – Европа и все крупнейшие фесты, которые уже вовсю анонсируются на сайте коллектива. Статус одной из лучших концертных метал-групп планеты требует максимальной самоотдачи.
Ян Федяев
Сайт: http://machinehead1.com