Итак, музыканты Nocturnus довольно подлым образом избавились от основателя коллектива, барабанщика Майка Браунинга. Конечно, им нужно было как-то оправдываться перед окружающими и говорить, что Майк не соответствовал неким необходимым высоким стандартам, и что его драмминг не подходит к их гениальной музыке и всё такое. “В целом, всё, что их интересовало – это возможность заработать на имени Nocturnus побольше денег, – говорит сам Майк. – Но когда меня вышвырнули из группы, то я был счастлив, что мне больше не нужно играть с этими людьми. Я был рад присоединиться к Acheron, которые были настоящей оккультной группой. Меня интересовал оккультизм, а не песенки про то, как десантники прыгают из своих самолётов и уничтожают военные базы, о чём, собственно, пелось на альбоме “Thresholds””.
Точка над I была поставлена, и на место Майка взят новый барабанщик James Marcinek. Узнав об уходе Майка, Earache Records срочно запросили образец нового материала. Группа быстренько записала демо из двух песен “Possess The Priest” и “Mummified”, причём, как утверждает бывший лидер коллектива, песня “Possess The Priest” была сочинена давным-давно им и первым бас-гитаристом Ричардом Бэйтманом и с небольшими изменениями практически полностью украдена новым составом. Только это совсем не помогло: лейбл Earache, послушав актуальный демо-материал, в категорической форме расторг с группой контракт. По мнению мечтавшего разбогатеть клавишника Лу, возлагавшего такие надежды на Nocturnus, рекорд-компания тогда просто не поняла их. “Мы были разочарованы тем, что Earache отказались от дальнейшего сотрудничества с нами. К тому моменту все участники как-то настолько перегорели и устали, что было решено распустить группу и выпустить эти две песни в качестве прощального подарка фэнам”. Оба демо-трека в виде 7-дюймового винила и компакт-диска под простеньким названием “Nocturnus” согласилась выпустить в 1993 году контора Moribund Records из Сиэтла. После этого новаторской команды не стало. Фактически, после увольнения из группы Майка, Nocturnus не просуществовал и полугода.
Лично мне кажется, что шеф Earache Records Дигби просто был рад избавиться от Nocturnus после того, как Майка в команде не стало. Всё-таки Майка двигала вперёд музыка, идея-первопричина, кроме того, материал успешного альбома “The Key” фактически целиком исходил от него. А змеюка Лу и остальные участники, видимо, настолько трепетно относились к возможности заработать на экстремальной музыке под вывеской Nocturnus, и настолько часто в переговорах поднимали тему денег и суетились по этому поводу, что это не могло понравиться шефу лейбла. Других причин я не вижу. Во-первых, потому что в 93 году death-metal, как американский, так и британский, и шведский, был на подъёме, и на Nocturnus ещё можно было заработать, не сильно ломая голову над изобретением новых маркетинговых фокусов. Во-вторых, материал, готовившийся для третьего лонгплея, судя по миньону “Nocturnus”, был вполне в рабочем состоянии, небезынтересным, даже с развитием в сторону олдскульного дэта и брутальщинки, особенно “Possess The Priest”.
“Mummified” – математический техно-дэтовый чёс, с весёленькими ближневосточными наигрышами и набором стилистических отклонений. Клавишная феерия уступила место сырой злобе, что дополнительно усиливалось грязным демо-саундом, вокалы Dan Izzo отличались от прежней записи в сторону агрессии классического дэта, ну и новый барабанщик Marcinek, соответственно, изменил своим техничным дабл-драммингом динамику группы. Парадокс в том, что Earache сами своими руками похерили успешную формулу Nocturnus и стали косвенной причиной развала коллектива.
Имя Nocturnus стало постепенно исчезать под слоем пыли. Бывшие участники занимались каждый своим делом, кто образованием, кто организовал своё дело. Кто-то, например Майк Браунинг и Майк Дэвис продолжали музицировать для души. Браунинг даже вернулся к своей прежней работе, которую когда-то бросил ради Nocturnus, и снова наладил свой бизнес и личную жизнь. Именно из-за этого он не задержался надолго в Acheron, потому что не хотел гастролировать и приносить очередную, ничем не оплачиваемую жертву. Эмо и Шон сначала мутили незначительный музыкальный проект, но потом разъехались в разные стороны. Главный пакостник Лу сначала стукнулся об религию и даже сжёг всё, что имело отношение к Nocturnus, включая сценический задник, с которым группа гастролировала после выхода “Thresholds”. Потом он занялся учёбой, работал в сфере программного обеспечения и на протяжении последующих лет тесно общался с гитаристом Шоном. С ним же записывал какие-то идеи на компьютер, и с ним же в 99 году пришёл к мысли возродить Nocturnus в качестве полноценной боевой единицы.
Постепенно к ним подтянулись второй гитарист Майк Дэвис и бас-гитарист Эмо Мовери. Прежнего вокалиста Дэна это возрождение не заинтересовало, и Эмо спонтанно предложил свои дополнительные вокальные услуги. Новичком в группе стал барабанщик Rick Bizzaro; вскоре воссоединившаяся группа записала новое демо из двух песен и начала традиционную рассылку дисков по офисам и менеджерам рекорд-компаний. Вспоминает Эмо: “Некоторые сразу предлагали подписать с нами контракт, некоторые отказывались. Как-то раз я говорил по телефону со своим приятелем Odin Thompson (Moribund Records) и он упомянул о Michael Berbarian из конторы Season Of Myst. Мы связались с ним, а всё остальное уже известно. Ещё до того, как мы подписали контракт, мы знали, что нам обеспечена надёжная промоция и дистрибуция”.
В 2000 году американский бэнд представил на суд зрителей свой третий полноформатный альбом “Ethereal Tomb” с 8 новыми треками и новым лого на обложке. Nocturnus не стали индустриальной командой, и на этом диске лучше всего соответствуют определению “техничный death-metal”. Сложные риффы с оттенком прогрессивности, филигранная гитарная работа, в том числе, соло, не поливающие по всему альбому, а имеющие свои очерченные границы, чёткие структуры, низкий гроул, иногда дополняемый разговорным жанром, монотонно-холодная, околокосмическая атмосфера. Первые два трека “Orbital Decay” и “Apostle Of Evil” производят впечатление добротной, качественной работы, впрочем, без особых заявок на причудливость или гениальную новизну. Прикольно слушается мрачный трек “Edge Of Darkness” с катящимся риффом в духе Bolt Thrower, акустическими вставками и сочетанием гроула и наговоров, и прогрессив-дэт трек “Search For The Trident”. Тем не менее, таким материалом было сложно взорвать массовое сознание.
Стоит упомянуть, что в приватных разговорах Майк и Эмо выражали крайнее недовольство продакшеном пластинки, уж не знаю, что им было особенно нужно. Вполне прозрачный звук, практически всё слышно, живой звук барабанов. Можно было бы, конечно, сделать помассивнее бас и погуще ритм-гитары, но это частности, на вкус и цвет. Альбом “Ethereal Tomb” получил умеренно позитивное признание, как среди поклонников ранних альбомов Nocturnus, так и среди нового поколения слушателей. Этого, однако, не хватило, чтобы зажечь огонь энтузиазма надолго, – в 2002 году коллектив во второй раз перестал существовать. Не смотря на то, что некоторые официальные биографии указывают, что все четыре музыканта из прежнего состава (Майк Д., Лу, Шон и Эмо) играли до 2002 года, это не так. Сначала изгнали Лу (по некоторым данным, ещё в августе 2000), наверное, опять за свои смутьянские разговоры. Поскольку с гитаристом Шоном они являлись большими дружбанами, то вскоре за ним последовал и Шон. Деятельность драммера Рика также ограничилась 2000-м годом, поэтому оставшиеся Майк и Эмо некоторое время продолжали играть с сессионным барабанщиком. Потом в 2002 году решил завязать Майк, а у Эмо никаких прав на имя Nocturnus не было, и быть не могло. Адьёс амигос.
У флоридской группы была в те годы и параллельная история. Майк Браунинг, покинув Acheron, без особого фанатизма продвигал пару проходных проектов, и в середине 99 году захотел обратиться к прошлому и восстановить старую группу в том оккультном качестве, в котором всегда хотел. На свет появляется ещё один проект Nocturnus, куда вошли участники самого первого состава – на правах вокалиста/барабанщика сам Майк, гитарист Джино Марино, басист Ричард Бэйтман, а также новый гитарист Mike Walkowski. На тот момент Майк понятия не имел, что бывшие коллеги, турнувшие его из собственной группы, практически в то же самое время собрались под той же вывеской Nocturnus, с той существенной разницей, что им принадлежало право на это имя территории США. Nocturnus стали по старой схеме сочинять материал – Майк отвечал за тексты, а Джино с Бэйтманом реанимировали кое-какой старый материал и сочиняли новый. Но вскоре барабанщику пришло письмо от бывшего коллеги, клавишника Лу с требованием прекратить использовать название Nocturnus, в противном случае он подаст в суд. Дело было в 2000 году; тогда Майк добавил к Nocturnus сокращение A.D. (After Death) и продолжил записывать с нынешними единомышленниками демки. Джино вскоре опять нажил себе криминальных неприятностей, и его сменил Scott Wallin. А затем название коллектива превратилось в After Death, поскольку Скотт притащил с собой в коллектив много сочинённого им материала, и Майку показалось разумнее не держаться за старое и переформатировать коллектив.
К сожалению, из всех последующих студийных затей ничего официально так и не было издано. Сначала After Death по предварительному согласованию с Guido – боссом лейбла Hammerheart – начали запись четырёх треков, среди которых имелась никогда не издававшаяся на компакт-дисках песня “Nocturnus” из самого первого демо коллектива (собственно, с её восстановления и началась история Nocturnus A.D.). Предполагалось, что это будет полноценный миньон с разными интро, новыми песнями и, возможно, злющими ремиксами. Майк вспоминает: “Мы хотели сначала выпустить мини-альбом, чтобы избавиться как бы от олдскульного материала и освободить пространство для новых идей”. Подыскали студию в Тампе, записали большинство инструментальных треков, но когда Майк приступил к записи вокала, то хозяин студии выгнал группу из-за сатанинского содержания текстов Браунинга. Всё барахло After Death в спешке было отдано группе на 10 неподписанных дисках, сваленное в кучу: разные версии, хорошие дубли, плохие, пробники, короче говоря, всё. Музыкантам пришлось арендовать другую студию, чтобы всё снова привести в порядок и дописать песни. Guido обещал за готовый ЕР 1500 долларов, но из-за смены студии стоимость записи выросла вдвое, и Майку с остальными пришлось баксовать из своего кармана за все студийные издержки. На этом всё и закончилось; релиза не случилось, а вскоре в направлении Gardy Loo и позднее Lowbrow ушёл Бэйтман, и его заменил Todd Williams. В 2002 году последовали другие изменения в составе, но для истории Nocturnus они уже не представляли какой-либо важности. Окончательно доделывался этот EP уже с новой клавишницей Lisa Lombardo, хотя запись всё равно легла на полку. “Да, Бэйтман играл на басу на этом ЕР, и поэтому после его ухода материал уже не демонстрирует актуального звучания группы, – продолжает Майк. – Фактически, мы доделали запись, спустя два года после её начала. Я давал её послушать некоторым людям, но уже не связывал её с нынешней ситуацией, предупреждал всегда, что песням уже два года”. Потом стали появляться другие демо от After Death, стабильно каждый год – через год, менялся состав, и даже велась концертная деятельность. При желании можно найти это самое демо с перезаписанной песней Nocturnus – не столько в составе так и неизданного ЕР под названием “Vibrations”, сколько в составе CD-компиляции “Retronomicon”(2007), вобравшей в себя несколько первых демо записей и тот самый искомый ЕР.
Это случилось не сразу. Чуть раньше, в 2004 году Майк принял участие в создании буклета к переизданию на компакт-диске первых двух демо-записей – “Nocturnus” и “Science Of Horror”. Сие произведение именовалось “The Nocturnus Demos”, и его выпуском занимался голландский лейбл Hammerheart (позднее Karmageddon). “Я не хотел снова вмешиваться в это дерьмо с правами на имя, – вспоминает Майк. – Поэтому я сказал Karmageddon, что мне будет достаточно денег только за буклет и текст, который я написал. Кроме того, я потратил много времени на поиск и обработку всего материала. Это заняло несколько недель, пока мы с дизайнером не скомпилировали вместе буклет и не отправили его в офис Hammerheart”. Кроме этих редких архивных фотографий обладатели палено оцифрованных кассетных демо ничего нового на этом диске не найдут. Интереснее в этом отношении изданный в том же 2004 году DVD-диск “A Farewell To Planet Earth”. Вещица практически без какого-либо творческого участия – просто составленные вместе подряд три шоу Nocturnus разных лет, начиная с 1991 года, снятых исключительно поклонниками и существовавшими до этого только в качестве концертных бутлегов. Некому было уже творчеством заниматься.
Последовало несколько лет затмения, пока в 2008 году Майк Браунинг неожиданно не устроил европейское турне “The Lost Key” под вывеской Nocturnus. Для законного использования им этого имени нашлась юридическая лазейка: название Nocturnus зарегистрировано только в США, а в Европе требовалась его регистрация чуть ли не в каждой отдельной стране, и никто этим никогда не занимался. Поэтому он мог спокойно колесить по Старому Свету с любым составом и называть его на полном основании Nocturnus. Из 13 запланированных концертов за 14 дней состоялось 12 – в Голландии, Англии, Италии, Чехии и Германии. Одно шоу в Австрии отменилось из-за полного пофигизма промоутера, но в целом гастроли можно назвать успешным в той части, касающейся приёма публики. На некоторых концертах Nocturnus выходили на бис по 4-5 раз. Собственно, а кто выходил на сцену? Майк Браунинг был единственным оригинальным “ноктюрновцем”, остальные – актуальные участники проекта After Death. Причём Майк нынче делил партии вокала с фронтменом After Death, подавая голос из-за своей установки. Он был бы и рад приобщить к гастролям гитариста Майка Дэвиса, с которым сохранил человеческие отношения, но тот к тому времени забросил музыкальную карьеру и счастливо занимался своим бизнесом. Зато отнёсся к планам своего бывшего коллеги с энтузиазмом. Рассказывает Браунинг: “Я даже общался на эту тему с прежним вокалистом Дэном Иззо, и он тоже поддержал меня в моей задумке. Он сказал: “Чувак, ты определённо должен провести это турне, надеюсь, Лу и Шон уписаются кипятком от злости”. У него тоже с теми двумя уже давно разлад”. Команда Майка исполняла песни с альбома ”The Key”, а также несколько песен Morbid Angel с альбома ”Abominations Of Desolation”, в сочинении которых барабанщик/вокалист когда-то на заре своей юности принимал участие. По его словам, Nocturnus и After Death представляют для него две части одной группы. “Я хотел напомнить всем, что песни Nocturnus до сих пор исполняются, и что я могу предложить гораздо больше, чем просто старые ноктюрнусовские треки. Потому что ты должен двигаться вперёд. К тому же имя After Death так и не получило никакой хорошей поддержки, ни со стороны рекорд-компаний, ни со стороны музыкальных изданий. Люди практически не знают про After Death, и я надеялся, что они поймут, что это логическое продолжение Nocturnus, поэтому мы на концертах исполняли кое-что из репертуара After Death. Так что в целом всё было здорово!”
После этих гастролей основатель Nocturnus высказывался о большом желании повторить европейские гастроли на следующий год, но уже совсем с другим материалом. Обсуждалось также участие в некоторых европейских фестивалях, впрочем, кроме некоторой демо-активности в 2009 году со стороны After Death (www.myspace.com/afterdeath), новостей под баннером Nocturnus не появлялось. Знаете ли, когда музыка делается исключительно для души, без каких-либо обязательств, то не всем есть, куда спешить. А понятия вроде успех, удача или судьба воспринимаются совсем по-другому. “Всё зависит от того, что Вы подразумеваете под словом удача, – говорит Майк. – Я мог бы и дальше играть в тех группах, с людьми, которых я ненавижу, и которые тебе могут в любой момент воткнуть нож в спину. Я мог бы, и именно это сейчас со мной происходит, иметь собственный дом, три машины и фантастическую подругу, с которой мы вместе играем музыку и занимаемся каждую ночь сексом. Ничего бы этого не было, если бы всё не случилось именно так, как случилось. Сейчас я зарабатываю денег гораздо больше, чем все те мои бывшие коллеги, а дом у меня гораздо лучше, например, чем у ребят из Morbid Angel”. Майк сделал свой выбор.
Ян Федяев