“Жаль, что пиво нельзя трахнуть!”
T. Angelripper
Наверное, можно говорить о специфическом метал-продукте для немецкого рынка. Довольно узком сегменте музыки, в котором заправляют fun-metal группы, весельчаки, безбашенные стебари, глумливые юмористы, алкотрешеры и мало чего стесняющиеся попиратели эстрадного наследия родной страны и сомнительной европейской морали. Вряд ли широкому кругу интернациональных слушателей может быть интересно, сколь активно отдельные бюргеры поддерживают отечественных производителей пива и немецкую пивную культуру в целом. Но в этом и её художественная ценность, как бы крамольно это не звучало. Традиционная культура многогранна, и лошадиное потребление алкоголя на душу населения – её печально-неизбежная часть, и россияне в этом отношении не единственные попавшие.
Только в России, словами отдельных политиков, речь идёт о тотальном спаивании и геноциде страны, плюс “холостые парни на улицах Саратова” или более альтернативный и костровой Высоцкий. А в Германии, как и во многих других европейских странах у культуры потребления алкоголя, и в частности пива, совершенно другой исторический фэйс. И в итоге нашёлся уроженец Гельзенкирхена по имени Томас Штаух, который додумался совместить традиционные пивные, застольные и шлягерные сочинения с трешем, панком и спид-металлом. И эта комбинация вдруг стала передавать такой мощный немецкий колорит, что отдельным группам населения, имеющим национальные или исторические стереотипы, прослушивание записей Onkel Tom просто противопоказано.
Тексты на немецком языке можно встретить и в наследии Sodom (Ausgebombt, Bombenhagel, Die stumme Ursel”), но совершенно по другому поводу. Возможно, с кавера австрийского шансонье Удо Юргенса “Aber bitte mit Sahne”, записанного Sodom в 1993 году, потянулась наша красная ниточка. А ведь парню и без того было чем заниматься: хватало забот с основным, постоянно меняющимся составом Sodom. График выпуска пластинок и гастролей у Sodom по сей день каждый год пестрит событиями, но творческая зрелость привела лидера культовых немецких трешеров его к необходимости самовыражения в новом проекте. “Когда я занялся Onkel Tom, – говорит Том, – то основной идеей было создание метал-музыки для всех, потому что сцена слишком уж разделилась на всевозможные стили. При этом все любят пить пиво! Так что Onkel Tom это нечто специальное для каждого. Это не серьёзная концепция, знаете ли, это просто большая вечеринка”.
В первый состав Группы Тома Энжэлриппера, помимо самого Тома на орущем вокале и его любимом пиве Diebels Alt, вошли барабанщик Sascha Tilger, бас-гитарист Sascha “Motzki” Sattler и гитарист Alex Kraft. В перерывах между альбомом “Masquerade In Blood” и поиском практически нового состава Sodom для новой пластинки “‘Til Death Do Us Unite”, сольный проект Тома записал большую пачку метал-переработок популярнейших пивных немецких песен, маршей, фолковых мелодий и типично немецких шлягеров, многие из которых были сочинены ещё до второй мировой войны. Для начала GUN Records/Drakkar выпустил пробный четырёхпесенный сингл “Delirium”(95) под сольной вывеской Tom Angelripper. Мега-весёлые треки со спид-метальной основой, Motorhead в душе и кабацкой атмосферой, которые можно до утра горланить большой компанией, рыгательно-бухательный “Im tiefen Keller” и “Es gibt kein Bier auf Hawaii”, гениальный песняк, поющийся обычно на Октоберфесте, а также панк-рокеры “Delirium” (про бухло) и “Die Zigarette danach” (про покурить) произвели на тусовочную публику нужное впечатление.
Отличный, густой спид-метал-саунд ближе к Гамбургу, на котором эффектно прокачиваются хеви и хард-рок темы. Любопытно, что эти специфические сочинения в такой упаковке реально обрели новое дыхание, и даже через 15 лет слушаются так, как доктор прописал. Не говоря уже о том времени, когда появились их оригиналы. Для сессионного подкрепления были вызваны не последние люди на павер-метальной сцене: вокалист Пиви Вагнер из Rage, гитарист Аксель Руди Пел и барабанщик Йорг Михаэль. Звук накручивал продюсер Ulli Posselt, собравший один из злейших на тот момент альбомов Sodom (“Masquerade In Blood”).
В том же 95 году последовал и первый лонгплей “Ein schöner Tag…” с такими “сливками” застольного фольклора, как “Kreuzberger Nächte”, “Trink, trink, Brüderlein trink” или “Caramba, Caracho, ein Whisky” и парой собственных сочинений. Пивной угар ощущается в шлягере “In München steht ein Hofbräuhaus”, посвящённой популярному пивняку в баварской столице. Бывал я в этом историческом заведении в центре Мюнхена неоднократно, и подобные песни, размахивая литровыми кружками, с увлечением орал вместе со своими приятелями-фрицами, правда, под традиционный фолк-квартет. Не говоря уже об упомянутом выше хите “Es gibt kein Bier auf Hawaii” и убойных шлягерах “Schnaps, das war sein letztes Wort” и “Der Teufel hat den Schnaps gemacht” в стиле AC/DC и Motorhead. Том рассчитал всё правильно, идея создания такого проекта в Германии была заранее обречена на популярность. Ну, как под такое не посидеть с друзьями и не обсудить плотские радости жизни?
Между треками мелькают нестройные пьяные голоса и подвывания, звенят бутылки, а в присутствующее в центре трек-листа попурри запаковано фрагментарно ещё шесть мелодий, из каждой можно было бы смело сделать самостоятельный и моментально воспламеняющий номер. Скорость, с которой жухают немцы, сливая воедино дисциплину thrash-metal, нестареющие застольные традиции и стрит-панк, так и подначивает тебя махнуть рукой на все важные дела и посвятить вечер хмельному напитку и всему, что с ним связано. Том: “Мы никого не призываем бухать, но нет ничего лучше, чем посидеть с друзьями и выпить выдержанного пивка!” Правильно говорит чувак! Пластинка “Ein schöner Tag…”, естественно, не имела широкой дистрибуции, но с успехом продавалась в германоязычных странах. А уж с каким угаром проходили живые выступления нового коллектива Энжелриппера! Мало с какой командой можно запросто побрататься на сцене, да ещё и получить халявного пива! Так что решение не оставлять эту первоначально разовую инициативу без дальнейшего внимание было принято с лёгким сердцем.
Второй альбом Ton Angelripper “Ein Tröpfchen voller Glück”(98) ваялся по той же схеме, с той лишь разницей, что время на его создание нашлось далеко не сразу, поскольку Том был плотно занят разруливанием своих содомовских заморочек и решал ряд логистических проблем с составом. Он никогда не скрывал, что пивные метал-песни – это его funny-project, а основным приоритетом всё таки является Sodom. Ощущения, что тему поставили на поток, не возникло, альбом ловко продолжил взятый “Одним прекрасным днём” курс на скоростной панк-бир-метал со слегка заплывшим брюшком, и явил миру новый набор увеселительных хмельных треков. На первый взгляд, панкуха стала переть Энжэлриппера сильнее. Как ещё расценить четырёхсекундный трек “Ein, zwei, drei, Bier”?
Или “Immer wenn ich traurig bin”, где едва научившаяся говорить дочка Тома Лорена старательно лепечет в конце рефрен: “Когда мне грустно, я выпиваю рюмашку хлебной водки (так ещё пару раз), а когда мне совсем грустно, то я начинаю снова!”. “Я хотел её приобщить к сцене, возможно, у неё бы сложилась продолжительная карьера, – говорит Том. – Но никакого успеха в музыке она не добилась, и она не фанатка Sodom”. Под дружный хор в “Komm gib mir deine Hand” так и представляются пока ещё бравые и весёлые покорители Европы со свастиками в 41 году, шагающие по пыльным дорогам Беларуси или Смоленской области, ещё не ведающие, какой их впереди ожидает пи….ц. Очень хорошо прокатывает аццко-весёлый панк с жёсткой метальной окантовкой “Ein Tröpfchen voller Glück”. Удачный набор поднимающих настроение и кружки народных мотивов под скоростное молотилово отмечу в первом из двух попурри на пластинке, особенно застольный хит “Am 30.Mai ist der Weltuntergang”. Мол, 30 мая ожидается конец света, и нам больше не жить, но никто не знает, в каком году. И это прекрасно, так выпьем за это!!! Присоединяюсь.
В записи “Ein Strauß bunter Melodien”(99) Тому помогал барабанщик Sodom Bobby Schottkowski. Фронтмен немного обновил формулу слабоалкогольного успеха, о чём свидетельствует сразу же первый панк-эстрадный трек “Freundschaftsbund”! Как и на предыдущих альбомах, Том поместил в трек-лист между ещё неиспользованными настольными песнями современных германцев пару собственных сочинений, но разбавил всё эстрадными номерами и мало метальными номерами, например, дворово-акустическим посвящением крепкому Johnny Walker и акустическим размышлением “Einer ist immer…”. В “Blau Blueht Der Enzien” слышно тирольское пение-йодльн, в микс добавился аккордеон, особенно фактурно в “Die kleine Kneipe” с лёгким шармом французского шансона или в “An der Nordseeküste”. Народный хит “Alles hat ein Ende, nur die Wurst hat zwei” превратился в горластую кантри-бар вещицу с пьяным тапёром за роялем в кустах. Хит Boney M “Brown Girl In The Ring” стараниями команды Тома превратился в “Wir machen heut´ne Sause” про бухание пива и яблочного шнапса пока не упадёшь под стол.
Памятуя о начальной концепции Tom Angelripper, диск “Ein Strauß bunter Melodien” явно выдаётся вперёд своей разносторонностью, и стилистически, и эмоционально. В том же году последовала угарнейшая компиляция “Das blaueste Album der Welt”(1999), переизданная в 2001 году с четырьмя бонус-треками. Добавились: увесистый риффовый замес под фолк с мелодичным припевом “Griechischer Wein”, экспериментальная гитарно-электронная хрень “Manner sind Schweine” с электронным драммингом и феями на подпевках (кавер немецкой панковой команды Die Arzte), пьяная блюзовая песенка “Wenn das Wasser im Rhein goldener Wein wäre”, пародирующая знаменитый хит AC/DC про трепак “Jack”, и панковская демо-версия с народной мудростью “Kein Schwanz ist so hart wie das Leben”.
А год спустя, на Адвент 2000 поклонники Onkel Tom получили лучший фанатский подарок – новый альбом “Ich glaub’ nicht an den Weihnachtsmann”. За исключением двух собственных композиций он полностью составлении из перепевок знаменитых рождественских песен. Идея, может, не супер какая уникальная, но для проекта фронтмена Sodom ещё какая подходящая! Надо было поменьше ваять попурри на первых трёх пластинках, тогда бы народных горлопанских хитов ещё надолго хватило! Но и эта рождественская пластинка 2000 года доставляет массу позитивных метал-эмоций, и праздничных, и ностальгических. Она отличается местами сырым трешевым саундом и скоростными характеристиками, поскольку стучал на этом альбоме всё тот же коллега Тома по группе Sodom Бобби Шоттковски. Впрочем, дух пародий на отечественный панк, Motorhead и AC/DC не смыть никакой Балтикой-девяткой. Тут дошло дело и до англоязычных треков, конечно же, в попурри на американский рождественский фольклор и в панккоровой версии “Jingle Bells”. В обязательном порядке хорал “Stille Nacht, heilige Nacht”, и понеслась! Таким должен быть рок-н-ролльный Новый год! Веселье в полный рост, от идиотского постановочного вступления “Zuhause bei Onkel Tom”, где под звон церковных колоколов семейка ждёт домой бухого папу-гоблина, чтобы исполнить ему рождественскую песенку, до олдсукльного треша в немецком рождественском хорале 19 столетия “Kling Glöckchen” и акустического бренчания “Leise rieselt der Schnee” с нестройной свирелью, ругающимся дедом между делом и пожеланиями весёлыми Рождества от самого Тома в конце.
После такого мощного сольного задела можно было бы и передохнуть. Для Дяди Тома, отличающегося неуёмной энергией и нескончаемым потоком музыкального сознания, перерыв в деятельности Onkel Tom означал всего лишь переключение на потребности Sodom и создание вместе с гитаристом Алексом Крафтом нового кантри-метал проекта Desperados. Впрочем, на последний проект у него тогда времени было немного, поскольку оно пожиралось гастрольной жизнью с Sodom. В феврале 2003 года Том приехал с Sodom в Россию и в рамках концерта в ДК Горбунова исполнил кое-что из репертуара Onkel Tom. Зато полностью воплотил пивную концепцию своего бокового проекта на вечеринке после концерта. Наших-то долго уговаривать не надо! В 2003 году Drakkar переиздал первые три оригинальные пластинки проекта в виде бокса “Die volle Dröhnung”, за полцены вполне сойдёт. В 2004 году замученных жаждой поклонников Onkel Tom ждал CD/DVD-EP, в основу которого вошёл новый трек авторства Тома Энжелриппера “Bon Scott hab ich noch live gesehen”. Хард-панковый боевичок, посвящённый концерту AC/DC в Германии в 1979 году, на котором Том в первый и, к сожалению, последний раз увидел живьём Бона Скота.
Событие оставило в душе подрастающего металлиста неизгладимое впечатление. В аудио-часть к небу были добавлены кое-какие концертные треки, а визаульно можно было посмотреть видеоклип на эту автобиографическую композицию, а также увидеть массу – на два с лишним часа – закулисных съёмок и фрагментов различных теле- и фестивальных выступлений Onkel Tom. Не менее существенным приобретение стал первый и пока единственный официальный DVD коллектива под названием “Lieder die das Leben schreibte”(2004). Тем, кто уже имел на руках сингл Bon Scott hab ich noch Live gesehen” с DVD-приложением, было наверняка обидно повторно платить за часть уже изданного материала… Увы, GUN Records/Drakkar в тот период отличались довольно похабной коммерческой политикой подстригания капусты за счёт фэнов. Неавторизованно переиздавали материал и всё такое… Но на этом DVD есть чем себя потешить, начиная с оригинального оформления DVD-бокса в виде холодильника и заканчивая интервью и бонус-фичами.
В ноябре 2005 года последовал новый приезд Тома в Россию; уже полноценно в сольном качестве, в составе Onkel Tom он дал весёлый концерт в “Точке”. В 2006 году последовала ещё одна гастроль в Рашу, в Москве Том выступал сразу в трёх группах – Sodom, Onkel Tom и Dezperradoz (то, что стало с Desperados). И ведь не надорвался! Однако о дальнейших студийных проектах под вывеской Onkel Tom речи не шло. В 2007 году немец организовал ещё один боковой проект Die Knappen, с которым выпустил уже сингл и лонгплей. В 2009 году Том со своими коллегами снова приехали в Москву – отпраздновать Oktoberfest и дать концерт в “Точке”. У большого перерыва в студийной деятельности Onkel Tom были и другие причины помимо занятости в Sodom. Рассказывает Том: “Проблема была в том, что музыканты, помогавшие мне тогда с Onkel Tom, жили в южной части Германии, а я живу гораздо севернее. Естественно, было сложно собираться вместе, репетировать и выступать. Затем у меня ушло время на составление нового состава с музыкантами из моего региона. Только тогда всё снова закрутилось с репетициями, концертами и так далее. И как только получили новый контракт, то решили, не откладывая, мутить всё заново и начинать работы над записью нового альбома. Я очень рад, что мы вернулись после такого большого перерыва”. Где-то в Южной Германии Тому встретилась на неопознанном пивном ящике надпись на латинском языке “Nunc Est Bibendum” (мой вольный перевод “Так давайте ж все бухать!”), которая и стала названием новой пластинки Onkel Tom.
В первых интервью по поводу новой записи шла речь о подготовке 20 песен, из которых в итоге на студии было доведено до ума 18, а для пластинки отобрано 15. Комментарий Тома: “Вас ждёт сюрприз, поскольку этот альбом не сравнить с прежним Onkel Tom. У меня теперь в группе второй гитарист, новый барабанщик, новый басист, и музыка получилась классная! Это панк, это метал, это дэт-метал, это шлягер, всё вместе. Продюсером записи стал Andy Brings (ex-Sodom), я попросил его стать частью проекта, потому что он отличный вокалист и гитарист, знающий, что он делает. Это будет ещё большим взрывом, чем новый альбом Sodom!” Не сравнить – это точно. В первую очередь, потому, что “Nunc Est Bibendum”(2011) почти полностью состоит из собственных сочинений. Разнообразие и здесь царит во всех формах; Энжэлриппер явно не сдерживал себя какими-то стилистическими рамками. Барабанщик стучит ещё в death-metal команде “Eat My Body”, басист лабает с трешерами “The Very End”, второй гитарист – с металлерами “Crossplane”. Тут можно и педальку притопить! “Разумеется, а не рассматриваю Onkel Tom как чисто сольный проект, – говорит Том. – Бывает, я принимаю то или иное решение в одиночку, но музыку мы делаем вместе, и я всегда даю своим музыкантом простор для креативности”.
То же самое касается и содержания текстов: нынче Том обращается к другим темам и признаётся в любви не только любимому тёмному пиву Diebels. Братская олдскульная “Auf immer und ewig” посвящается фанатам коллектива, без которых, по мнению лидера, не было бы вообще ничего. В “Lemmy macht mir Mut” однозначно чествуется ещё один кумир Тома – Motorhead-главарь, господин Лемми Килмистер, способный даже в его возрасте наперчить свою примечательную бородавку. Пати-метал трек “Auf der Wacken” фактически представляет собой гимн известному метал-фестивалю. Ещё один гимн “Bier” в стиле Bolt Thrower адресуется пиву, всемогущему, объединяющему и неискоренимому. Тему ещё шире, и я бы сказал, с неожиданного ракурса раскрывает вещица “Schade, dass man Bier nicht ficken kann” (Жаль, что пиво нельзя трахнуть). Эволюция творит чудеса, всяко может быть… Выделю для себя ещё один композишн на основе старой школы “Wenn der Zapfhahn kräht”, имеющий в своём составе знатный коллективный припев и фрагмент олдскульного немецкого треша. Песенка “Bon Scott hab ich noch live gesehen” обрела здесь второе дыхание в перезаписанном виде. Том: “Тот концерт с ним, в 1979 году – из тех событий, которые ты никогда не забудешь, и расскажешь о них ещё своим внукам “.
Альбому “Nunc Est Bibendum” ещё предстоит повариться в кутерьме гастролей. Выступления на крупных летних фестивалях в 2011 году, включая Wacken (где группе запретили раздавать халявное пиво публике), подтвердили негаснущий интерес публики к подобному пивному творчеству и востребованности такой музыки для весёлого времяпровождения в компании надёжных друзей. Ну, что, осталось записать альбом перепевок русских застольных шедевров, нестареющих и не стирающихся в памяти народной на условно российских просторах. А потом переключиться на Ирландию, а то и вовсе сделать альбом из самых популярных алкогольных гимнов планеты. Пока этого не сделал кто-то ещё.
Ян Федяев
Сайт: www.myspace.com/onkeltom