rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Overkill. part 1


“Ты живёшь всего один раз. Живи свою жизнь, делай то, что приносит тебе счастье. И всегда добавляй немного хаоса”!
Бобби Эллсворт

Не сочтите за ценителя мужской красоты, поскольку неизменно предпочитаю только женщин, но те самые участники Overkill, упрямо стоящие начиная с 1981 года у руля своей проклепанной подводной лодки, действительно уже напоминают динозавров. Успешно выживающих и практически не поменявших свой рацион питания. Редкие в своём роде традиционалисты, никогда не покидавшие и не предававшие своих фэнов, прошедшие горнило смен составов, лейблов и тенденций, Overkill представляют собой одно из основополагающих явлений на американской и мировой треш-метал-сцене. Не без грешков, не без старения организма, само собой. Exodus, Testament, Slayer, Motorhead, Anthrax и пара тройка других, ныне ещё живущих, – именно та историческая категория, к которой относятся Overkill , уже более 30 лет исправно представляющие и защищающие интересы треш-металла с Восточного побережья США. Их не обязательно любить и затирать до дыр их многочисленные релизы. И нынешние продажи их дисков планетарно далеки от периода взятия карьерного Монблана. Но приятно осознавать, что есть те, кто всегда и неизменно где-то рядом.

На косухи пока не заработали

Началось всё в Нью-Джерси, примерно в 1980 году с голимой панковской группы The Lubricunts, в состав которой входил барабанщик Lee Kundrat по прозвищу “Rat Skates” и бас-гитарист Carlo D.D. Verni. Дуэт приобщил к свой тлетворной музыкальной деятельности бывшего вокалиста группы D.O.A. Bobby Ellsworth, получившего погоняло Blitz и бросившего ради группы университет, и двух гитаристов Rich Conte и Dan Spitz. Ещё в составе фигурировал гитарист Rob Pisarek, но его роль в качестве одного из основателей, видимо, была совсем незначительной. Вначале коллектив исполнял преимущественно ускоренные хеви-метальные кавер-версии, собственные треки сочинялись медленно и без особого рвения. Вспоминает Rat Scates: “Не то, чтобы мы это как-то обстоятельно планировали. Скорее, речь шла о совпадении подходящих жизненных установок, нужного времени и некоей магии.

Определились

Классно по прошествии лет осознавать, что мы того совершенно не знали, чем мы занимаемся, и мы понятия не имели, чем это может закончиться. Но мы знали, что это весело, и мы ДОЛЖНЫ этим заниматься. Мы были одержимы вдруг возникшей волной британских хеви-метал групп, и активно занимались обменом и продажей кассет. Эти группы – Iron Maiden, Accept, Saxon, Tank, Motorhead, Angelwitch вывели это на совершенно иной уровень. Но, как и все американские дети, мы хотели забраться ещё выше, играть быстрее, тяжелее, более предосудительно. Металл абсолютно контролировал наши жизни, и наша группа был данью этому движению”.

Почувствуй силу огня

Только к 83 году музыканты стали склоняться к авторскому творчеству. К тому времени оба гитариста разбежались (Дэн отправился за заработками в Anthrax), и в команде образовался новый гитарист Bobby Gustafson из The Dropouts. Отбор его напарника по струнной секции затянулся, пока сам Густафсон не предложил простое решение – лабать дальше вчетвером. Над названием формация думала недолго, несмываемая пивом любовь к Motorhead дала группе звучное и всех устраивающее название – Overkill. Одно время квартет репетировал в доме родителей Бобби в Staten Island. Примерно в то же время D.D. утвердил и свою идею с символическим персонажем группы – черепком с крыльями летучей мыши. Первую демо-ленту “Power In Black” команда записывала с марта по сентябрь 1983 года; в неё вошёл практически весь сколь-либо приемлемый материал, сочинённый Overkill с 81 года – пять песен.

Классика жанра

Крепкие панковские корни, ещё не так лязгающий бас, адаптированные хеви-метальные риффы, желание играть быстро, с даббл-басом и как-то контролировать свою грязь, агрессивно поющий Бобби, унитазное качество записи и сведения. Впрочем, запись оказалась не лишней, равно, как и популярный в то время тэйп-трейдинг. Песня “Death Rider” не без влияния Judas Priest/Iron Maiden попала на компиляцию “New York Metal – 84”; в том же году группа подогнала ещё два демо: “Feel The Fire” с новой одноимённой песней и двумя концертными треками, и уже довольно хорошего качества ЕР “Overkill” из 4 треков. И снова успех – песню “Feel The Fire” берут на компиляцию “Metal Massacre V”, а ЕР группа втюхала маленькой рекорд-компании Azra/Metal Storm Records, выпустившей в итоге в 1985 году виниловый мини-альбом “Overkill”. Треки звучали по сегодняшним оверкиловским меркам уже вполне классически, гитарно-аккуратно, с традиционной сменой максимальной на тот момент скорости и вязких, ползучих фрагментов.

Берём власть в свои руки

Собственно, на мой взгляд, трешем это в чистом виде не являлось, всё-таки Overkill тогда интегрировали слишком много панка и британского хеви; с другой стороны, это придавало им самобытность, а их песням – индивидуальность. Молодёжь отважилась даже на почти девятиминутный, якобы прогрессивный трек “The Answer”, хотя заметно повысившееся качество игры не всегда выливалось в высокое качество композиций. На этот счёт могу заметить, что оверкилы даже сегодня не парятся на этот счёт, честно признавая, что так до сих пор и не сочинили своей идеальный альбом, и именно благодаря этому, а также панковскому пофигизму, по их мнению, группа до сих пор и существует.

Под воздействием

Не трудно предположить, что лучший материал первых демо-творений перекочевал в дебютный альбом Overkill. Произошло это благодаря энтузиазму Джона Зазулы и его жены Марши, владельцев лейбла Megaforce, открывших миру Metallica, Anthrax и Testament. Как- то раз они побывали на одном из концертов Overkill и Anvil и практически сразу предложили парням из Нью-Джерси первый серьёзный контракт. Стоит также упомянуть, что Джон фанател по Overkill ещё с момента появления демо “Power In Black” и даже продал порядка полутора тысяч кассет с этой демо-записью через известный в Нью-Джерси магазин “Rock’n’Roll Heaven”. В конце 1985 года музыканты смогли с гордостью представить свой полноформатный релиз “Feel The Fire”, спродюссированный бывшим барабанщиком панк-группы The Rods Карлом Канеди. Подобные альбомы сложно анализировать объективно, они вещи в себе, покрытые бронёй времени, культового почитания и романтикой становления жанра. Большую часть песен “Feel The Fire” Overkill уже отполировали на своих клубных концертах.

Пошли вы все

Запоминающаяся “Rotten To The Core”, угарная “Blood And Iron” и заглавная “Feel The Fire” – несомненные фавориты публики. В спидово-трешевую “There’s No Tomorrow” встроен тягучий дарк-хоррор кусок, приём, который с годами выльется в нечто большее. Неплохая сольная работа Густафсона, традиционно для записей того времени проваленные барабаны и нехватка низа, яркая басовая работа. Блиц иногда забавно напоминает Брюса Дикинсона, но это, право, мелочи. Его узнаваемая манера пения “Микки Мауса с лезвиями в горле” быстро обрёла свою самостоятельность. Кстати, прямо перед записью у Густафсона полетел комбарь, и ему пришлось пользоваться чужим аппаратом, поэтому звук на альбоме “не его”. Кавер Dead Boys “Sonic Reduсer” – дань хардкоровой музыке, из которой Overkill, собственно, вышли.

Золотое время

Американская спид/треш-метал-сцена цвела, пахла и кишела сотнями коллективов. Дебют Overkill попал в нужную среду и получил безоговорочную поддержку металхэдов. Группа сразу же отправилась по Америке разогревом Megadeth, как раз пиаривших альбом “Peace Sells…”, а затем впервые выехала в Европу, где стругала стружку с Anthrax и Agent Steel. Кстати, существует любопытный видео-документ того время в формате VHS, выпущенный при поддержке немецкого журнала Metal Hammer, – кассета “US Speed Metal Attack”(86). За первые европейскими гастролями последовали вторые, уже в поддержку Slayer. Короче говоря, завертелось. За записью второй студийной пластинки американцев нью-йоркской студии Pyramid Sound Studios следил уже метальный продюсер Алекс Периалас (Anthrax, S.O.D, Nuclear Assault). Что ни трек на “Taking Over”(87) – то классик жанра. Здесь всё умело сочетается – драмминг, риффинг и распиливающие вокалы. Риффы стали обретать трешевые формы и эффективнее прокачиваться (“Deny The Cross”, “Fear His Name”, ” Use Your Head”), хеви-метал отошёл на задний план и проявлялся за счёт мелодизмов и соло. Осталась только припанкованная прыть, а за структурным разнообразием группа не гналась, записав фактически только одну среднетемповую тему “In Union We Stand”.

Годы тлена

Короче говоря, получился, скоростной и монолитный релиз, гарный образец американского спид-треша середины восьмидесятых. Ему бы выйти на пару-тройку лет раньше… Впрочем, в те бурные годы оверкилам на отсутствие внимания было грех жаловаться. Более того, возросшая востребованность и популярность коллектива побудила Atlantic Records заняться маркетингом и распространением второго альбома Overkill, о чём можно было на тот момент только мечтать. Пластинка даже попала на 191 место в Billboard 200. Вообще, в том, что касается продаж, группа сделал большой шаг вперёд, чему неслабо поспособствовал видеоклип на патетическую гимновую песню “In Union We Stand”, крутившийся на MTV, а также первое столкновение группы с цензурой. В поддержку гастрольной деятельности квартета Megaforce выпустил под соответствующей обложкой ныне культовый виниловый EP “Fuck You”. Overkill перезаписали для него песню канадских панков The Subhumans “Fuck You” и дополнили четырьмя концертными треками, записанными во время гастролей 87 года. Оригинальный кавер, конечно, забанили, прилепили стикер Parental Advisory и прочее, т.е. лишний раз привлекли внимание.

Бобби, тебя слили

После записи “Taking Over”, во время нового гастрольного витка группу покидает барабанщик-основатель Rat Skates. Вспоминает Густафсон: “Он просто захотел пожить обычной жизнью женатого, семейного человека, а то, чем группа на тот момент занималась, его не сильно интересовало. Он сказал, мол, чуваки, пришло время мне закончить с этим и уйти”. Через некоторое время в группе появился новый драммер Sid Falk. До него несколько шоу с группой отыграл Mark Archibole. Продолжает гитарист: “Раньше мы слышали о Сиде. У нас был светотехник, который работал с группой Пола ДиАнно Battlezone, где и он играл. Они как раз были соседями. В тот момент, когда Рэт нас покинул, Battlezone тоже перестали существовать. Во время отбора новых участников светотехник предложил нам попробовать Сида, и он нам подошёл”. С ним квартет уже в марте-апреле 88 года приступает к формированию следующей студийной пластинки, собиравшейся в определённой спешке и в коротких перерывах между концертами. За исключением барабанщика, в записи были задействованы всё те же личности, а вот микшировал “Under The Influence” уже Майкл Вагенер, сводивший Accept, Alice Cooper и Bonfire среди прочих. Релиз демонстрировал уже совершенно другой саунд и композиторский подход Overkill, с дополнительными художественными средствами и определённым дистанцированием от предыдущих двух лонгплеев. Холодно-монотонный, массивный, проклёпанный трешак, лязгающий бас, стремящийся заглушить обе потяжелевшие гитары, барабаны стали знатно греметь, добавились обработки на вокале. Вокал Блица для Overkill – и большой плюс, и такой же большой минус, это каждый для себя должен определить сам. Его высокое и вполне художественное гнусавое верещание – не на любой вкус, однозначно. Но убойно узнаваемо. Явных мелодий стало поменьше, хотя единственный хит альбома “Hello From Gutter” имеет как раз мелодичную, залихватскую панк-трешевую начинку. Британский хеви ещё слышно в “End Of The Line”, в остальном, Overkill прибавили серьёзности и композиционной сложности; в первых треках “Shred” и “Never Say Never” на это счёт много чего сказано. Прежние ползучие фрагменты стали оформляться в песни, например, “Drunken Wisdom”. Не смотря на значительную долю критики, которую этот альбом отгрёб за свою поспешность и угловатость, отмечу для себя, что на “Under The Influence” стала заметно выкристаллизовываться грувовая манера Overkill, которую они с ускорением или без, с добавлением блюза или модерна будут тянуть и развивать в последующие годы. Кстати, не все записанные тогда песни были изданы, кое-какой кавер-материал, появившийся во время записи “Under The Influence”, более чем десять лет остался в архивах группы.

Недочёты нового альбома никак не затормозили активность Overkill. Клип на “Hello From Gutter” бодро ротировался по MTV, свежий винил оставил группу в концертной обойме самых горячих метальных турне того времени и в центре внимания метал-тусовки, а также помог сохранить это внимание вплоть до появления в дискографии олдскульных трешеров знаковой работы “The Years Of Decay”(89). В этот раз группа доверилась продюсеру Terry Date, больше известному в тот период работой с Metal Church и Sanctuary. Работа была проделана огромная, и с точки зрения композиторства, и с точки зрения вокальной работы (Блиц проявил себя во всём ему доступном многообразии). То, что музыканты, возможно, хотели воплотить на прошлогоднем альбоме, в массивной и многогранной форме реализовалось на “The Years Of Decay”, который имел безоговорочный успех в широких тогда ещё метальных кругах, даже не смотря на наличие балладного материала в заглавном треке. Осмелюсь предположить, что на момент проникновения в Россию всего самого идеологически враждебного с Запада двадцать с лишним лет назад, это был самый распространённый альбом Overkill, ну, или самый популярный на тот момент. По крайней мере, все мои ровесники, которые в то время уже интересовались чем-то тяжелее Accept и WASP, начинали знакомство с Overkill именно с альбома “The Years Of Decay”, а за ним уже тянулись все остальные. Альбом был сочинён Густафсоном чуть ли не в одиночку, за довольно короткое время – несколько “окон” между гастролями в течение шести месяцев перед очередной студийной работой. Агрессивный, техничный, тёмный, без заигрываний, неумолимо стремящийся вперёд треками “Elimination” “I Hate You”, “Nothing To die For” и “Birth Of Tension” и монструозно оттягивающийся назад десятиминутной песней с низким строем “Playing With Spiders/Skullkrusher”, напоминающей шлёпающего по болоту жирного вурдалака. Всё-таки, в то время Густафсона, как ритм-гитариста, можно было смело ставить на один уровень и с Хетфилдом, и со Скотом Иеном. Да и соло он умел поливать как следует. Поддержу мнение многих на счёт того, что этот альбом является для Overkill одним из наивысших достижений. Многое из того, что они позднее играли в 90-х и нулевых по сути является трансформацией идей “The Years Of Decay”. Издатели альбома Megaforce и Atlantic не могли нарадоваться – всего было продано порядка 4 миллионов копий, рекордный показатель нью-йоркской команды. Аншлаги для группы были не такой уж редкостью.

Страшилки

Вскоре после релиза квартет приступил к активным гастролям, и в 90-м отправился с Testament в американское турне под названием “Dawn Of The Decade”. На волне успеха коллектива Megaforce переиздали на компакт-диске хулиганский EP “Fuck You”, добавив в него концертную версию заглавного трека. В тот период на поверхность вдруг стали просачиваться сообщения о критических разногласиях между гитаристом и басистом. Якобы, из-за него группа отменяла кое-какие концерты и прочее. Во многих интервью вокалист Блиц и бас-гитарист Ди Ди Верни отмечали, что Густафсон – единственный из всех бывших участников Overkill, кого попросили покинуть группу. Он якобы перестал уживаться с Ди Ди, на его сторону встал Блиц, и это в итоге привело к тому, что после турне с Testament Густафсону был выдвинут ультиматум. И в этом смысле было бы несправедливым не привести мнение другой стороны, а именно гитариста Бобби Густафсона, основного композитора всего классического материала Overkill. У него имеется своя версия своего ухода и сложившейся на тот момент ситуации. “Начнём с того, что меня никто не просил уходить из группы. Не было такого, что они пришли ко мне и сказали: “Так, ты уволен!”. Большей частью это были вербальные разборки между мной и Ди Ди Верни. Она касалась того, что они хотели сделать одно шоу исключительно ради денег, не смотря на то, что у нас только что был аншлаг в Studio 54 в Нью-Йорке, наше крупнейшее шоу. А они хотели ещё сделать Хеллоуин-шоу, что выглядело довольно глупо. Они хотели зарядить полную цену, которая на тот момент составляла 15 или 20 долларов. Я посчитал это неправильным и сказал, что либо надо вообще не устраивать концерт, либо проводить его хотя бы за полцены, ведь это не было полноценным концертом Overkill. Одно за другое, и Ди Ди Верни заявил, что уходит, но потом решил вернуться, и мы его снова приняли. Потом мы с ним не разговаривали пару недель, и я почувствовал, что что-то происходит. Позднее я узнал, что он мутил дела за моей спиной с менеджментом, пытаясь вытурить меня из группы. Они меня вызвали, и у нас состоялась беседа. Мол, они хотят сделать то и это, хотят двух гитаристов, и начали высказывать претензии по поводу моей музыки, поскольку мы уже начали сочинять следующий альбом. Я сказал: “Чуваки, я до этого сочинил четыре альбома приличного материала, и никто ничего не сказал против! Не забывайте, что наш самый продаваемый альбом (“The Years Of Decay”) был полностью сочинён мной. Я до сих пор считаю, что во всём замешаны деньги, поскольку мы планировали получить приличные чеки с роялтиз от нашей мерчендайз-компании. Вот, что хотел Ди Ди. Его меньше всего интересовало, сколько группа после этого просуществует. Что меня больше всего дёргает, так это то, что я позволил себя обойти бас-гитаристу – какому-то сраному бас-гитаристу! А когда Бобби Блиц вернулся после своего медового месяца, я ему сказал, что больше не буду играть с этим парнем, и что ему надо принять решение. Но Блиц сказал, что он играет с Верни дольше, и останется на его стороне. Тогда я сказал, что ухожу, и всё”. Может, так и было на самом деле.

Само собой, часть фэнов стала заламывать руки и предрекать Overkill не очень светлое будущее. А Блиц и ДиДи решили в пику всем рекрутировать сразу двух гитаристов – своего бывшего гитарного техника Rob Cannavino и бывшего музыканта Faith Of Fear Merrit Gant. Теперь нужно было доказать свою творческую состоятельность и независимость от Густафсона. На сочинение нового материала ушёл почти год. Инженерить на записи “Horrorscope”(91) призвали зарекомендовавшего себя Терри Дейта, и он не подвёл. Не облегчая саунд, он придал новым трекам более комфортное, лёгкое восприятие, что с учётом большого количества лязга и режущих кромок в музыке Overkill сделать непросто. Нагоняющийся в интро к “Coma” саспенс взрывается стремительным плотным трешем, тут же ускоряющемся в “Infectious” и подхлёстываемым в “Blood Money” и “Thanx For Nothin'”. И за ними нагоняющее оцепенение вступление к марафонской “Bare Bones”. Так забойно Overkill ещё не месили! После воинственного мрака в заглавной “Horrorscope”, грувовой возни “New Machine” и неожиданной инструментальной кавер-версии Эдгара Винтера “Frankenstein” (далёкой от творчества Overkill, в целом), альбом ещё раз ускоряется за счёт “Live Young, Die Free”. На десерт группа предложила душещипательную балладу “Soulitude” с мощными развитиями и эпическим духом. Убеждён, что в музыкальной шкатулке драгоценностей Overkill с возникновением “Horrorscope” появился ещё один брильянт.

Теперь квинтет

В том же 91 году у “Horrorscope” появилось видеодополнение “Videoscope”, включавшее в себя четыре промо-клипа, съёмки с репетиций, с записи и несколько интервью. Релиз стал последней записью в составе Overkill драммера Сида Фалька. В самый подходящий момент, посреди актуальных гастролей он решил окончательно посвятить себя другой музыке. В штат был зачислен выходец из группы M.O.D Tim Mallare. Не склонен думать, что именно новый барабанщик стал причиной столь разительных стилистических и динамических перемен, которые оверкилы продемонстрировали в своём следующем студийном опусе “I Hear Black”(93). Скорее, постарался продюсер Алекс Периалас, уже трудившийся с группой в студии пару релизов назад. Overkill полностью перешли под крыло Atlantic, и от этого мажорного сотрудничества вполне законно ожидался новый метал-шедевр.

ЧАСТЬ 2 >>>

Ян Федяев


Сайт: http://wreckingcrew.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.