“Определённо, Pain – это постоянная битва.
В этом мире нет простой удачи, я должен делать всё сам,
и мне это нравится. Я всегда на грани,
– для меня это самое лучшее место”
P.Tagdgren
Неизлечимый трудоголик от музыки, швед Peter Tagdgren – личность, редко встречающаяся, не только в европейской рок-музыке. Он из тех, для кого музыка и всё, что с ней связано, всегда была выше остальных “нормально-человеческих” благ. Для него нет выбора – в пользу чего жертвовать. В этом плане ещё Бон Скотт был суровым мужиком, никакие жёны-блондинки его не брали. Искренне жаль, что такой реальный рок-стар мало пожил. Кстати, у Тагдгрена уже останавливалось сердце посреди рабочего дня, но видимо, остались ещё дела. “Музыка для меня – всё. Из-за неё я пережил уже два развода и огромную кучу всякой гадости, но она до сих пор для меня самая важная вещь в мире. Я предпочту музыку чему-либо ещё”.
Специальное радио уже рассказывало о некогда основном детище этого активного музыканта и продюсера, группе Hypocrisy, и, возможно, потребуется продолжение по поводу пары последних релизов death-metal-детища искомого шведа. Мысли о создании нового проекта у Петера появились в середине 90-х, когда ему стало казаться, что помимо Hypocrisy музыкально он можно достичь чего-то ещё. Появление дебютного одноимённого альбома Pain в 1996 году плюс-минус совпало с появлением весьма интересного в творческом и коммерческом отношении альбома Hypocrisy “Abducted” и заявлением шведского музыканта о том, что он собирается прикрыть death-metal-лавочку. Якобы, будущий альбом Hypocrisy “Final Chapter”(97) станет последним. Позже выяснилось, что заявление дядя сделал сгоряча, на всякий случай, возможно, в какой-то момент смертельно устав. Решение, с одной стороны казалось довольно смелым, солидный контракт у него тогда был с Nuclear Blast. С другой стороны, и не тот был Петер человек, чтобы бояться попробовать что-то новое. И он правильно сделал, проведя грань между своим злобным детищем Hypocrisy и всем остальным, не скрещивая сложившийся образ с желанием поэкспериментировать с электроникой и индустриальным звучанием. “Я понял, что хочу сочинять более хеви-метал-ориентированную музыку. При этом не хотел менять Hypocrisy, потому что не думал, что группа закончила развитие в своём собственном жанре. Я действительно хотел, чтобы это случилось, но я также хотел экспериментировать с другим саундом. Вот, почему я замутил Pain”. Швед признавался так же, что на создание подобной музыки его натолкнул релиз Fear Factory “Soul Of A New Machine”, не говоря уже про музыкальную коллекцию отца и его тягу к музыке Жан-Мишеля Жарра.
Итак, “Pain”(96) выпустил Nuclear Blast. Усилий на его создание музыканту потребовалось немало, тем более что весь материал он сочинял и записывал в одну лошадиную силу в стенах своей Abyss Studio, расположенной на севере Швеции в здании бывшей психушки. Петер всегда говорит, что Pain – группа, состоящая из одного человека, и ему очень нравится, когда никто не мешает и не жалуется, что хочет записывать только свою партию. Будем откровенны, на это раз Петер вряд ли достиг того, чего хотел. По крайней мере, “Pain” не создаёт ощущения индустриального альбома вообще, а большинство треков – скорее попытка адаптации материала Hypocrisy под новые нужды. Кажется, Петеру тогда ещё сложно было дифференцировать свой материал, мол, это для Hypocrisy, а это для Pain. “Первый альбом был конкретно гитарнориентированным. Тогда я ещё не знал, как достичь саунда, который представлял в своей голове. Думаю, что музыка Pain живее, чем чистый индастриэл с большим количеством электроники. В первую очередь потому, что я – барабанщик и долго работаю над драммингом. Не использую гитарные семплы, а всё, что идёт с компьютера – это клавишные и немного перкуссий. Я хотел живые барабаны, ведь когда их программируешь, то звучание получается стерильным”. Да, в “Learn How To Die” слышны звуки запускаемых станков и бульканье беллей и контроллеров, после чего прорывается топорный техно-рифф, но даже и он местами напоминает панковый вариант Hypocrisy (сюда же попадает трек “Rope Around My Neck”). Простые клавишные подклады и кислотные семплы задвинуты в миксе и в большинстве композиций не слышны. Нагружает безжизненная атмосфера в “Choke On Your Lies” и “Breathe”. По словам Тагдгрена, на дебютном альбоме был только один трек “Greed”, в котором он смог отразить будущую концепцию Pain. По сравнению с последующими работами Pain, первый альбом оставляет мрачное, вымученное впечатление; добавим и то, что альбом получился всего на 8 треков. Три бонуса были добавлены в позднее переиздание 2002 года под крышей Stockholm Records, и в них техногенная составляющая играет уже другую роль, особенно в “Hate Me”.
Оригинальное издание “Pain” прошло для широкой общественности незамеченным, после чего Петер провёл пару турбулентных лет за производством очередного альбома Hypocrisy и концертами в его поддержку. Про свой новый проект он, однако, не забывал: “Мне потребовалась пара лет, чтобы я смог записать свои идеи на компакт-диск в том виде, в котором их всё-таки представлял”. В 97-98 годах Петер активно рассылал по крупным звукозаписывающим компаниям новые демо-записи Pain, и мало кто ими интересовался, не взирая на личности. Наконец, отозвался лейбл Stockholm Records, который и предложил выгодные условия. “С ними я мог много достичь, – рассказывает Тагдгрен. – Это лучший лейбл для любой музыки в Швеции. Они знают бизнес, я часто бывал на телевидении, по радио звучали синглы, невероятное количество журналов просило интервью, так что свою работу они очень хорошо делают”. Петер оказался прав, фирмачи практически вдохнули жизнь в новое детище Петера. Появившийся в 99 году диск “Rebirth” был представлен общественности на порядок круче дебютника. То, что Петер провёл огромную подготовительную работу, как инструментальную, так и вокальную, – слышно невооружёнными органами слуха. В материале появилась коммерческая кокетливость, индустриальные элементы обрели единство с гитарной массой, а в самих мелодиях возникла апокалиптичная техно-танцевальность, как в открывающей “Sypersonic Bitch” и “Parallel To Ecstasy”. От “Rebirth” отделилось два сингла “End Of The Line”(индастриэл-павер с радио-форматным припевом, стал “золотым”) и “On And On” (удобоваримые идеи шведской клаб-музыки 90-х с кислотным призвуком на гитарах). Меня впечатлил трек “Dark Fields Of Pain”, тёмный, гипнотизирующий, с фатально-гимновым припевом и торкающей ключевой фразой “Am I, Am I, Am I Dying”. Когда узнаёшь, что через несколько лет Тагдгрен побывает по ту сторону жизни, то стадо мурашек отправляется в путь по спине в центр мозга. Ещё увлекательно-монтонно качает номер “Suicide Machine”. “С тех пор, как я записал “Rebirth” я выяснил для себя, что death- и black-metal альбомы становятся лучше с производственной точки зрения. Можно рассматривать негативно то, чем я занимаюсь в рамках Pain, если музыка не нравится. Но есть и хорошая сторона: альбомы Old Man’s Child, Destruction и другие, которые я продюсировал после этого звучат гораздо лучше. С другой стороны, мне плевать, что другие по этому поводу думают”.
Уже тот факт, что, пока ещё в незначительных количествах, но гитару стали подменять синтезаторы, свидетельствует о плановости действий шведского музик-фанатика. “Когда делаешь всё сам, дело длится в три раза дольше. С другой стороны, я очень целеустремлённый, знаю, чего хочу и ради этого работаю и работаю, – пока результат не будет соответствовать моим представлениям. Я никогда не сдаюсь; когда начинаю работать над песней, то у меня есть её видение, которое и стремлюсь получить в итоге. Я весьма упрям и ещё никогда не опускал руки”. Их и не нужно было опускать, шоу продолжалось с новым размахом. После издания “Rebirth” в 2000-2001 в рамках Pain потребовалась концертная деятельность. Петер рассказывает, что очень некомфортно ощущал себя, когда выходил на сцену без гитары, стараясь сконцентрироваться на вокале. Попадать в ноты и чётко интонировать было для него в новинку. Но со временем метания улеглись, когда Тагдгрен научился совмещать гитару и относительно качественное пение. Головну. Боль всегда вызывала необходимость всякий раз собирать для турне людей, впрочем, это уже издержки производства. Nuclear Blast продлили контракт с Hypocrisy, обеспечив Тагдгрена работой и производством год-через год до 2005 года свежих альбомов. Проект Pain вдруг стал приносить ощутимые деньги, а поддержка лейбла позволила сделать следующий релиз “Nothing Remains The Same”(2002) ещё привлекательнее. Петер как никогда приблизился к той версии своей индастриэл-метал идеи, которая стала “завоёвывать мир”.
Музыкант галопом набирался опыта электронного программинга и создания собственных семплов. В аранжировках появилось яркое изящество, утончающее медленные пассажи, например, в “Injected Paradise” и почти полностью синтезированной “Fade Away”. Песни стали сильнее впиваться в память, из первого сингла “Shut Your Mouth” можно делать забойный рингтон. Отдельного упоминания заслуживает хит “Just Hate Me”, на который был снят милый грустный пластилиново-мультяшный клип о забытом роботе с интеллектом, которого в итоге начинает разбирать по частям собственный создатель, чтобы соорудить более совершенного робота (www.youtube.com/watch?v=ak-AM9ZFwJU). Этот трек – один из немногих случаев, где автором выступил не сам Петер, а посторонний человек, – продюсер Бритни Спирз Max Martin. “Для меня было привилегией поработать с таким известным продюсером. Это был также интересный опыт, когда мне пришлось стоять по другую сторону микшерского пульта и слушать в свой адрес: “Сделай то или сделай это”. Некоторые пассажи мне было сложно спеть, но в итоге всё было здорово”. У Тагдгрена даже стал получаться Rammstein, с запечатывающим отбойником и минималистичными мелодиями из риффов. Не голимый конечно Rammstein, я без наездов, знатно разбавленный электронными техно-дэнс штуковинами. Хороший пример – трек “The Game”. Движение синтезаторной мысли Петере прослеживается и в кавер-версии битловской “Eleanor Rigby”, которая стараниями Тагдгрена приобрела другую энергетику и перестала быть лав-сонгом напрочь.
Следующей студийной пластинки публике пришлось ждать три года. Сначала Тагдгрен 3анимался делами Hypocrisy, потом гастролировал в обоих составах, в том числе с In Flames и Soilwork. Во время европейского турне в конце 2004 года с Tiamat, Theater Of Tragedy и Sirenia на концертах Pain зазвучало несколько новых треков, получивших живейших отклик сторонников проекта. Центральной темой диска “Dancing With The Dead”(2005) стала смерть, ненадолго навестившая Петера во время записи новых песен. У музыканта на несколько секунд остановилось сердце; он сам особо не распространяется о причинах, но можно представить, что стресса в жизни такого трудоголика хватает. Этот мрачный случай сподвиг шведа на написание песни “Dancing With The Dead”. От ключевого сингла “Same Old Song” пахнуло жирным мэйнстримом. Так попсово-аккуратненько, с чистыми голосами, – отличный продукт, напоминающий Оззи времён “Ozzmosis”. В финском чарте песня дошла до 5 места, и вообще в Скандинавии песня активно крутилась по радио. Можно сказать, что из музыки Pain боль почти ушла, гитары звучат дружелюбно, накачка звука умеренная, много синти-лирических отступлений. Есть варианты позлее, взять хотя бы стартовый трек “Don’t Count Me Out” или “Good Day To Die”, но в целом даёшь Музыку Для Масс в хорошем смысле!
Конвейер по имени Peter Tagdgren продолжал свою работу. На следующий же день после появления альбома “Dancing With The Dead” Pain в новом концертном составе отправился в турне по Швеции, в белой рубашке с галстуком. В последующих выступлениях для фактурки были ещё задействованы две немецкие дамочки на подпевках. По следам актуальных выступлений польский лейбл Metal Mind выпустил первый официальный DVD Pain “Live Is Overrated”(2005), в который вошли фрагменты трёх различных концертов и все видеоклипы. После гастролей были продюсерские дела, подготовка нового диска Hypocrisy, и, что самое неприятное, решение контрактных проблем. Из рук вон плохая раскрутка альбомов Pain за пределами Швеции, наконец, вывела из себя Тагдгрена. “Universal практически ничего не делали для поддержки релизов, люди не могли найти диски Pain в Европе. Я далёк от лидеров в списке приоритетных направлений Universal. К тому же у меня был менеджмент, который нихрена не делал. Просто ничего не хотел делать”. Пришлось начинать поиски нового партнёра. И снова Петеру удалось сделать качественный шаг вперёд, как в производстве, так и в презентации worldwide.
Новым издателем пластинок Pain стал Roadrunner. Петер: “Мне надо было заключать с ними соглашение ещё в 2000 году. В любом случае это крупный лейбл, так что начинаем всё заново, с новым менеджментом и новым концертным агентством”. Ну и без нового релиза никак. На студийнике 2007 года “Psalms Of Extinction” в задачу Петера входило создание более динамичного альбома. “Обычно альбом Pain представляет собой стену звука, поэтому я хотел добавить в неё воздуха, иногда прибрать гитары, чтобы было пространство для вздоха. Быстро, медленно, интенсивно и снова мягко, для того чтобы сделать музыку интереснее. Тоже самое и с вокалами. Я потратил массу времени на то, чтобы записать различные вокальные стили в разных песнях или разных частях песен, чтобы было интересно мне, в первую очередь. Ведь это скучно – петь одинаково во всех песнях”. Новые треки Pain украсило участие гостей. Угарный злобно-рокнролльный боевик “Zombie Slam” почтил своим драммингом Mikkey Dee из Motorhead , пару басовых партий записал Peter Iwers из In Flames, а гитарист Alexi Laiho из Children Of Bodom напилил в одном треке соло. “Идея пригласить гостевых музыкантов никак не связана с желанием продать побольше дисков, – говорит Петер. – Если бы я этого захотел, у меня бы в каждой песне был гость, а то и два-три. Мне просто хотелось сделать что-то другое, чтобы гости действительно помогли. Возьмём, например, Алекси. Песня с его участием (“Just Think Again”) требовала запильного гитар-хиро соло, а не моего больше блюзового. Соответственно, мне нужен был кто-то, кто знал, как это сыграть. А я лично знаю только одного гитарного героя – Алекси. Это определённо тот чел, который нужен для соло и всего такого”. Тагдгрен не постеснялся опять сделать неожиданный альтернативный кавер. Его представление о песне Bjork “Play Dead” приятно удивляет ещё и отличным пением. Эпическое настроение “Just Think Again” соседствует с хлёсткой мошевой “Bitch”, а метал-кислота с кайфовым риффом в “Walking On Glass” (ну никак не мог Петер не слышать старичка Оззи) с завершённостью трека “Psalms Of Extinction”. Альбом был отлично прокатан на концертах в Европе, в ноябре 2007 Pain заехали в Россию.
2008-й год отметился в жизни Петера несколькими яркими событиями. Одно из них – нападение в Лейпциге на музыкантов Pain. Дело было во время европейского турне в поддержку Nightwish. Петер тогда набрал новый концертный состав, в который вошли земляки-шведы басист Johan Husgafvel и барабанщик David Wallin. У всех групп был в Лейпциге выходной перед субботним концертом, и троица из Pain во главе с Петером прохлаждалась в местных барах. “Мы оказали не теми люди, не в том месте, не в то время, – рассказывает Петер. – После бара мы просто шли по улице в поисках такси, как вдруг совершенно неожиданно на нас сзади напало трое человек. Иногда такие вещи происходят. Понятия не имею, кто это были такие, но это было подло”. Нападавшие, очевидно, действовали умело и многое успели. Йохана избили и сломали ему нос, Дэвид получил по голове бутылкой, – сотрясение и несколько швов на голове, Петеру тоже пришлось накладывать десять швов. К счастью, прохожий помог им быстро добраться до ближайшей больницы, где музыкантов быстро заштопали. Группа была вынуждена отменить субботний концерт, но собралась силами и уже в воскресенье вышла на сцену и продолжила турне. Сессионный гитарист Pain Marcus Jidell в момент нападения тусовался в туровом автобусе и не пострадал. Он то и опубликовал сообщение об отмене лейпцигского концерта.
В творческом отношении 2008-й год тоже был заметен. Это и возврат Pain под крыло Nuclear Blast, и появление нового альбом “Cynic Paradise”. Кибер-дэнс-метал – вот как я назову конечный продукт Pain. Всеми возможными способами Петер додавил до впечатляющего результата своё желание создавать хитовую музыку с простыми барабанами как у AC/DC, гитарной мощью как у Pantera, и мелодической всеприемлемостью поп-музыки. Ритмически новые песни большей частью упростились и представляли собой прямолинейные павер-метал-болванки. В расширенном издании “Cynic Paradise” есть и просто деликатесный евродэнсовый ремикс на прошлогодний песняк “Clouds Of Ecstasy”. Такими произведениями можно взрывать танцполы и зарабатывать хорошие тугрики, на абгрейт студии, например, или на покупку ещё одной деревни (одна у Тагдгрена есть, – деревушка Pärlby на восемь домов на северо-востоке от Стокгольма). Гастроли с Nightwish не прошли бесследно, отношения с группой завязались тесные. Впрочем, Тагдгрен не самый незаметный человек на сцене. Популярный сингл альбома – “Follow Me” был спет с нынешней вокалисткой финских любимцев Anette Olzon (есть бонус-версия без неё и ещё один номер с её участием, побледнее – “Feed Us”), пружинисто, задорно, для коллективного подпевания, с большим потенциалом для запоминания. Интересен и бонус-диск, куда вошли две кавер-версии Depeche Mode “Behind The Wheel”(народно!) и Electric Light Orchestra “Here Is The News”(скорее, эклектично). Что до остальных чудо-поделок, то Петер вернул в свои опыты с чистым вокалом истеричный скриминг, привычный по альбомам Hypocrisy; гитары гладкие, на припевах обязательное усиление. Есть эксперименты вроде кантри-слайд трека “Have A Drink On Me”, типа Оззи запел придорожный блюз. Стоит отметить два динамичных и созвучных местами трека “Reach Out” и “Live Fast – Die Young” с безнадёжной драмой в гармонии и Тагдгреном, испытывающим свои связки на прочность.
По всем правилам рыночного развода, в 2009 года фэнам снова пришлось нырять в кошельки, чтобы приобрести делюксовое переиздание “Cynic Paradise”. Nuclear Blast и так славится своими спешл-изданиями, чему я, большой любитель эксклюзива, очень рад. Но по карману иногда лупит, не то сейчас время. А тут надо было ещё косвенно поддержать появление нового альбома Hypocrisy “A Taste Of Extreme Divinity”. Ок, аудио-часть переиздания по сравнению с оригиналом ничего нового не содержит (а могла бы), а DVD интересен любителям концертных видео. Тем более что на нём собраны треки, снятые на 8 разных площадках, включая фестиваль в Пушкине под Питером. На диск также попали четыре промо-клипа, накопившихся с выхода “Psalms Of Extinction”(рекомендую клип на “Zombie Slam”). Если такой вариант не катит, то можно потерпеть немного и дождаться нового альбома Pain, работа над которым уже ведётся. Её приходится прерывать обширными гастрольными поездками Петера с Hypocrisy (Европа, США, Россия), поэтому самые оптимистичные сроки появления свеже-наэлектризованных композиций Pain – конец 2010-начало 2011. Петер: “Люди, которые меня знают, привыкли к тому, что я немного непредсказуемый чел, и невозможно сказать, что я сделаю в следующий раз. Чем больше я всего пробую, тем лучше становятся мои записи”.