А концерт в Мюнхене, завершающий немецкую часть очередного турне Paradise Lost оказался весьма дежурным. Дежурным был разогрев в виде бесцветных финнов Swallow The Sun, рутинно-механически в почти заполненном клубе Backstage отработали и сами Paradise Lost. Было ощущение “побыстрее бы закончить нахрен”, особенно со стороны вокалиста Ника Холмса, и так не отличающимся особым оживлением на сцене. Впрочем, дежурное выступление PL не значит, что это халтура, – грамотный сет-лист, кайфовый грув, скромная, но в то же время какая-то элитарная сценическая подача, горланящий песни зал, проверенные временем хиты, всё в тему. Обломало два момента. Во-первых, относительно короткий сет-лист, даже с учётом дополнения из 4 песен. Этот момент, весьма странный для турне, в котором на таком влиятельном рынке, как Германия, презентовался свежайший альбом и новая стрижка Холмса, вызывал немало недовольства на немецких фанатских форумах. Ладно бы 10 евро билет стоил, а то ведь все 28 + разбавленное пиво в одном из заходов в бар. Во-вторых, совсем не элитарным, и несолидным оказался стенд с мёрчем. Ух, я рассчитывал затариться если не компашками (промо-синглов, увы, и в помине не было, а всё лимитированное уже давно заказано на амазоне), то хотя бы туровой футболкой, а то и двумя, или подписанным плакатом, что-то в этом роде. Помимо всех(!) дисков и маек Swallow The Sun, в продаже у хэдлайнеров имелось только обычное “стекло” нового альбома за 15 евро, примитивная односторонняя(!) майка с альбомным кавер-сюжетом за 20 евро и что-то типа балахона с нашивкой PL за сорокет. Грабёж, вот что я скажу, не постесняюсь. Был искренне разочарован, думал, в растрёпанных чувствах, хоть на память на обратном пути плакат с перечислением немецких концертов сорву (их по всему Мюнхену висело достаточно), раз уж концерт в туре последний был… Куда там, – всё везде было намертво приклеено добротным фрицевским клеем. Даже с плакатом обломался. Но свой кайф от концерта я получил: и от вышеупомянутого, хорошо подобранного плей-листа, и от нескольких исполненных новых треков, ну, и вообще, от той самой стабильности на сцене. Paradise Lost были и остаются “монстрами”, и фанатеть по ним – одно удовольствие.
Забавно было пообщаться перед концертом с одной типа пробитой до мозга костей фанаткой PL, гордо трясшей на грудях VIP-пластиком и рассказывавшей, как она их всех любит и тп. Сообщение о том, что в уже имеющейся на рынке японской версии нового альбома “Tragic Idol” имеется аж 5 бонус-треков, её прямо таки потрясло, ведь она даже обычный альбом ещё не купила. Это похоже на одну маленькую историю, рассказанную в одном из недавних интервью гитаристом Аароном Эди, как раз по поводу актуального релиза. “Как то приехал на парковку один фэн и давай на полной громкости в открытой машине гонять новый альбом. При этом у него была VIP-проходка. Ник подошёл к нему и спросил, мол, что, у тебя уже есть альбом? Он ответил “Да!”, и мы тогда сказали ему, что альбом то выходит лишь через несколько дней. “Эээээ, упс, простите”, – таким был ответ. Мда уж, но с этим нужно нынче, к сожалению, жить”. Т.е. на випы и желание эксклюзивно потусоваться с музыкантами денег не жалко (потом же можно этим круто козырять в компании), а им за труд и приносимое тебе удовольствие заплатить – стремает. Это уже клиника, в каком-то смысле… Хотя бакстэйдж с музыкантами был бы интересен, не скрою.
В паре ранних материалов на Специальном радио мы уже освещали деятельность этого влиятельного британского коллектива, здесь и здесь. К моей нескончаемой радости, PL, не смотря на стареющие организмы, седину и межрёберных бесов, продолжают когда-то начатое дело, удивляя прытью и надёжностью. C момента появления в 2007 году альбома “In Requiem” они дали уже немало поводов для разговоров и обсуждений. Общепринято, что с этого диска Paradise Lost начали уверенное движение в сторону своих сильных готик-думовых сторон первой половины 90-х, собственно они были одними из тех, кто первый и применил к себе термин “готик” в первоначальной идее, с могильной атмосферой на стыке с doom, леденящим трагизмом и музыкальной жёсткостью, олицетворяющей безжалостность жизни. То, что сейчас молодые парубки называют готикой (прости Господи, Evanescence, Nightwish, Within Temptation, Marilyn Manson и прочее), зачастую эту первоначальную идею просто оскорбляет. Уже и до Lacrimosa и Sisters Of Mercy приходится глубоко копать…Но мы в эту зыбкую тему углубляться не будем. Отмечу, что с альбома “In Requiem” PL действительно стали возвращаться в ряды достойнейших с точки зрения коммерческой обласканности, хоть и страдают, как и большинство музыкантов от кражи музыки. При этом каждый релиз сам по себе возвращением в прошлое не является; кому-то что-то напоминает – ок. Группа давно уже развивается и динамически, и композиционно, а за создание вайба прошлого можно винить характерные соло Макинтоша и его болезненно-трагические мелодизмы. И вообще, зачем обязательно нужно ловить эти интонации двадцатилетней давности? Они что – помогают лучше усваивать новые песни? В случае с PL эти надоевшие до блевотины попытки сравнения с пластинками “Icon” и “Draconian Times” в последние годы зачастую заполняют всё пространство вокруг очередного и вполне самодостаточного релиза. Ну, какой в этом смысл? Больше музыканта не о чем спросить? Или “Васёк Трубачёв и его товарищи” стала последней прочитанной вами в пятом классе книгой?
Первым делом сообщу, что, увы, из затеи с книгой “No Celebration” ничего пока путного не вышло. “Всё началось с одной идеи, а потом стало превращаться в совсем другой книжный проект, – говорит Аарон. – Думаю, что дела с книгой пока в состоянии неопределённости”. В начале 2009 года Парадайзы переехали на студию Fascination Street к шведскому продюсеру Jens Bogren, где и вёлся процесс создания альбома “Faith Divides Us – Death Unites Us”(2009). Причём, ситуация с барабанщиком после ухода Jeff Singer оставалась для общественности неясной: имя человека, с которым группа работала сессионно, я лично узнал только из буклета к альбому. Шведского барабанщика Peter Damin, записавшего все партии на альбоме, особо не афишировали, особенно когда уже под конец записи приняли в состав неслабого драммера Adrian Erlandsson (ex-Cradle Of Filth, ex-At The Gates). Шведское местечко Örebro даже любящим уединение британцам показалось забытым Богом уголком. Говорит гитарист Грэг Макинтош: “Определённая степень изоляции, несомненно, помогает сфокусироваться на процессе, но запись в Швеции, на мой вкус, напоминала атмосферу фильма “Сияние”. Я чувствовал, что я там постепенно теряюсь”. Готовя публику к будущему релизу, Century Media выпустила на CD “Drown In Darkness – The Early Demos”(2009) ремастированные ранние демо-записи PL 88-89-х годов. Сырой doom-death с традиционным гроулом, отличный подарок застрявшим во времени металхэдам, уже затёршим раритетные кассеты и спилившим сиди-бутлеги с первыми демо-записями британцев. Чёрный дигипак, старое лого, неизданные официально концертные версии, кое-как вытянутые из бутлега, – прослушать и гордо втиснуть на полку, где-нибудь между редко доставаемым концертом на BBC и вынужденной компиляцией “Reflection”.
Итак, ближе к делу. На повестке дня – неизменно ожидаемая студийная новинка “Faith Divides Us – Death Unites Us”. Тьма и депрессия, никакого просвета, запах тлена и откровение неизбежного конца. Очень калорийная запись, куча каналов, масса бэк-гитар и бэк-вокалов, сложный микс. Говорит Грэг: “Что касается манерности, то альбом даже идёт в сторону “Shades Of God” и “Gothic”. Это выражается также в саунде, органичном и динамичном. Никто из нас не любит этот сжатый звук, присущий многим американским бандам. Некоторым он подходит, но большинство моментально вызывает скуку. Эту установку мы сразу дали продюсеру Йенсу Богрену, и он великолепно справился с заданием. Хотя производство было довольно напряжённым, поскольку Йенс относится к трудоголикам и всегда работал с нами над альбомом с 8 утра до 6 вечера. Я что хочу сказать, – мы метальная команда, обычно мы раскачиваемся где-то к обеду и работаем до глубокой ночи. Так что для нас это стало серьёзной перестановкой в расписании. Но когда я услышал результат, то понял, что оно того стоило, и что я бы ещё раз от такого не отказался”. С первого же трека – вот вам массивный, эпический олдскульный готик-дум-метал “As Horizons End”. В той же старомодной манере следует “I Remains” с вкраплениями распевных, защемляющих душу лирических отступлений и выписывающей отдельные рисунки, высокой гитарой Макинтоша. Медлительная “First Light” – современный PL-дум, слегка замороженный и бесформенный, с выплывающим из-за кустов роялем. “Frailty” медленно раскачивается, но переходит в мош на первую долю, затем привычный по динамике PL-замес, снова мош и далее нахлобучивающая смена темпа, то ненадолго распахивающаяся в припевной части трагизмом, то опять набирающая озлобленности и тьмы. Эпик-хит – заглавный трек “Faith Divides Us – Death Unites Us” – просто офигенно прокатывает в живом исполнении, мурашки просто сжирают тебя живьём. Моя любимая, фирменная пилостовская печаль в прозрачном, с налётом старины куплете и мощнейший припев, заставляющий умыться невидимыми слезами. “The Rise Of Denial” и “Living With Scares” обладают плюс-минус похожими характеристиками с вязкими рифами, постоянно развивающейся мелодикой, сменами сольных партий и прочим. “Last Regret” – шикарный похоронный трек с протяжными гитарными лайнами, простой мелодией проникающий тебе в самую душу. После второго припева композиция развивается до павер-фрагмента, переходящего в соло-гитару, и снова роняет тебе на плечи скорбь по тем, кого уже не вернуть. Относительно скоростной композишн “Universal Dream” по духу мне напомнил шустрый би-сайд “The Fear” с сингла “Forever Failure”, только, разумеется, с тесной аранжировочной привязкой к актуальному музыкальному контенту и вязкой динамике. “In Truth” – довольно экспериментальный, медленно катящийся трек, играющий на пустоте и ощущении пугающего беспокойства, требующий времени, чтобы прорасти внутри слушателя.
Релиз мною был моментально приобретён в лимитированной двухдисковой диги-бук версии в формате DVD, в виде книги с гравюрами, что ещё больше подчёркивает выбор артворка на основе гравюры на дереве “Danse Macabre – The Abbot” Ганса Хольбайна младшего 1538 года. Возможно, есть некая маркетинговая необходимость выделять целый бонус-диск под оркестровые ремиксы всего двух песен “Faith Divides Us – Death Unites Us” и “Last Regret” с участием Lost In Prague Orchestra. Они бы там смотрелись гораздо уместнее, если бы к ним прилагалась ещё хотя бы пара студийных бонус-треков или те же самые видеозаписи, сделанные во время работы с оркестром. На худой конец, переиграли бы полностью альбом в таком симфоническом ключе, хотя песни для этой цели из всего альбома выбраны самые правильные. Ну, хоть что-то, чтобы не возникало ощущения впаренной пустышки. Что касается “нормальных” бонусов, то я весь дисбаланс готов простить за песню “Back On Disaster”, которую получила японская версия “Faith Divides Us…”. Стилистически она больше подходит для периода альбомов “Symbol Of Life” и “Paradise Lost”, хотя осталась после студийной сессии к “In Requiem”, и отличается от всего материала 2009 года более прозрачной, печальной романтикой и отличной линейной рОковой динамикой в куплетно-припевной части (хитовость на пять баллов!). Если бы не затяжной бридж с немного непривычными переливами электроники и синтетического пиано, то получился бы отличный дарк-рок хит. И кстати, вокальные линии, которые здесь нащупывает Ник, удачно и на радость многим раскрылись на следующем диске. Бонус для всех остальных, прилагаемый к основной программе основного диска, – массивная, пост-блэксаббатовская тема “Cardinal Zero” – явно продукт своего времени, и без претензии на лидерство. Есть в нём, как и во всём остальном альбоме вайб раннего PL, но не более. В итоге, японский 12-трековый релиз выглядит полноценно и стоит своих нехилых денег за коллекционный импорт.
Такой успешный для PL год и подготовка к назревшей “перезагрузке” альбома “Draconian Times” для гитариста Грэга Макинтоша был омрачён в конце 2009 года смертью отца, который всегда поддерживал сына, и, раз уж на то пошло, был водителем группы на самых первых концертах в 1988 году. Потрясённый смертью близкого человека музыкант начал выплёскивать свою боль в текстах и олдскульном death-meatl материале. В какой-то момент, когда было уже много чего сочинено, далёкого от нынешнего творчества самих PL, а скорбь достигла критической отметки, Грэг решил не держать это в себе и обратить личную трагедию во что-то позитивное. Он собрал боковой проект Vallenfyre, в котором однозначно решил наяривать death-metal образца 90-93 года. Голимая старая школа под влиянием шведской эпохи Nihilist, Carnage, штатовских формаций Autopsy, Massacre, ранних Morbid Angel и Death, а также хардкора и краста в духе Antisect, Discharge и Amebix, на котором вырос основной зачинщик Vallenfyre. Грэг упоминает ещё Hellhammer, Celtic Frost, ранних Napalm Death, Terrorizer и Repulsion. Гроулить Грэг решил сам; состав группы он укомплектовал своими давними друзьями – гитаристом Hamish Hamilton Glencross из My Dying Bride, басистом Scott из Alehammer, Doom и Extinction Of Mankind, вторым гитаристом Mully и, наконец, небезызвестным барабанщиком Adrian Erlandsson, не случайно играющим в Paradise Lost. С продакшеном долго не мудрили. Рассказывает Грэг: “В основном всё записывали дома у приятеля-звукоинженера, используя целый ряд различных гитар. […] к ним ещё различные усилители и множество старых педалей. Думаю, что смесь из этих педалей и наша установка стали ключевыми для гитарного звучания альбома. Мы получили огромное удовольствие в процессе работы, записывали всё с первого-второго дубля, почти не использовали обработок. Всё делалось абсолютно самостоятельно, как и в 1988 году. Результат мы отправили на микширование нашему старому знакомому Рассу Расселу и сказали: “Сделай так, как ты это делал 20 лет назад, и саунд – по-грязнее!”
Сначала свет увидел лимитированный 7-дюймовый 2-трековый винил “Desecration” с не-альбомным би-сайдом “Iconoclast”. “Во-первых, я никогда не выпускал семидюймовки, и давно хотел это сделать, – говорит Грэг о причинах выпуска. – Во-вторых, и это основная причина, мы сначала хотели сделать анонимный релиз, чтобы люди, которым не нравятся наши основные коллективы, смогли, тем не менее, оценить материал. И это было великолепно – узнать реакцию слушателей без ожиданий и предубеждений”. Основой программы стал полноформатник “A Fragile King”, смело и без особых вопросов выпущенный Century Media в 2011 году, в разгар мероприятий связанных с турне и переизданием ключевого альбома PL “Draconian Times”. Смесь скоростного грязного death-metal с вязким, малоразборчивым гитарным звуком я-ля Dismember и Grave в “Ravenous Whore” и “As The World Collapses”, брутального панккора “Humanity Wept” и “The Divine Have Fled”, болотного дэт-дума в “All Will Suffer” и “Seeds”, атмосферного грув-дэта в “My Black Siberia” и других ингредиентов. Поклонникам нынешних PL и тех же My Dying Bridge эта пластинка едва ли приглянется. Разве только тем, кого до сих пор штырит от ранних, промозгло-сырых британских демо-записей конца 80-х и дэтовой кухни начала 90-х. Естественно, для коллекции берём дигипак с ураганным бонус-треком “Majesty Dethroned”.
Вышеозначенное переиздание альбома “Draconian Times” (который, кстати, музыканты PL хоть и считают самым популярным, но далеко не самым своим лучшим творением) под названием “Draconian Times MMXI”(2011) получило новый мастеринг (в фанере добавилось “мяса”, и стал более выражен саунд ударных) и обогатилось пачкой бонус-треков. Два студийных демо – на трек “Enchantment” и на так и не пошедшую в дело песню “Last Desire” вполне уместно дополняют юбилейный релиз. “Демо всегда были сырыми, не только у нас, но и у всех групп, – рассказывает Холмс. – Это сейчас мы можем делать демо, звучащие не хуже альбома. Если честно, я с трудом помню процесс написания тех песен. В тот период мы постоянно были в разъездах. Думаю, мы использовали старую 4-канальную студию, и я помню, что всегда думал, как же дерьмово всё звучит. Очевидно, когда мы приходили в студию и через большие колонки слушали мощно звучащие гитары, это сносило нам крышу, и мы были в восторге. В то время мы как раз искали нового барабанщика и во время сочинительства использовали кошмарную драм-машину из 70-х, как раз перед тем, как Lee Morris присоединился к группе. Большую часть времени меня беспокоило, что у нас нет барабанщика, а не то, что нужно сочинять песни!” Ничего хорошего, однако, не могу сказать о шести концертных бонусах, прилагающихся к аудио-переизданию. Вокалист Холмс настолько кошмарно давит из себя подобие голоса, что моментально хочется выключить это красочно выполненное юбилейное издание. Ок, парень и спустя 25 лет далеко не всегда попадает во время живых выступлений, но предложенные концертные версии даже под архивным соусом невыносимы. В этом смысле куда больше впечатляет DVD-релиз “Draconian Times MMXI” того же года, в максимальной версии уместившийся на 2DVD/CD. Первый диск – записанный в апреле 2011 года в лондонском Форуме концерт, где PL исполнили “Draconian Times” целиком и добавили ещё шесть хитов из прошлого и настоящего. Много близких планов, хорошо слышно вокал, конфетка вобщем. Второй DVD не менее интересен, документальный фильм “On The Draconian Road”, интервью, пара клипов – для бонуса самое то. Ну, и 32-страничный буклет не забудем.
Теперь – к неизменно приятному, а именно к новому материалу – альбому “Tragiс Idol”(2012), оправдавшего большинство лично моих ожиданий. Его сочинением Макинтош и Холмс занялись в апреле 2011 года, сразу, как только Грэг завершил необходимые дела с Vallenfyre. Записывали “Tragiс Idol” снова в британской студии The Chapel Studios, но для этих целей выписали шведа Йенса Богрена, сводившего “Faith Divides Us – Death Unites Us”. Группа решила, что раз он с таким блестящим результатом отработал на предыдущем студийнике, то и нынешний результат будет хорош. Говорит Грэг: “В музыкальном плане на “Tragic Idol” в значительной степени повлиял классический металл и дум-метал – Black Sabbath, Saint Vitus, Candlemass и Trouble, т.е. те группы, которые привели нас в подростковом возрасте к музыке. Связь с ними никогда не теряется. Так что большую роль играет то обстоятельство, что участникам коллектива уже за 40. Возможно, это объясняют жилки ностальгии в альбоме”. Хотя Ник, например, – большой противник ностальгии. У новой пластинки много хороших качеств, и в первую очередь, само песенное творчество. “Мой death-metal проект Vallenfyre помог мне рассортировать определённые идеи и сконцентрироваться на квинтэссенции Paradise Lost, – продолжает Грэг Макинтош. – В конечном счёт, речь идёт не только о том, чтобы как можно жёстче звучать, но и, возможно, в первую очередь, о том, чтобы писать хорошие песни. Думаю, искусством сочинять песни мы в действительности начали владеть, начиная с альбомов “One Second” и “Host””. Тот же Макинтош, неизменный автор музыки в PL считает, что, если бы не рождение Vallenfyre, на которое потребовалось определённое количество свежих идей, то “Tragic Idol” получился бы менее мелодичным, более гневным, и отнюдь не в позитивном смысле. “У меня до этого никогда не было бокового проекта. Так что всё случилось в очень подходящий момент и помогло понять, какая именно музыка хороша для PL, а какая – нет”.
Отвечая на многочисленные вопросы по поводу ощутимого вайба альбомов 93-95 годов, музыканты ссылались на тот факт, что работы по созданию “Tragiс Idol” проходили на фоне репетиций и концертов, связанных с раскруткой проекта “Draconian Times MMXI”. Ну, ощущается, да. В конце концов, мы ведь говорим об одной и той же группе, о тех же неизменных основных креативщиках в составе. Хотя подход к аранжировкам с тех пор претерпел неизбежные изменения, суть осталась прежней, и что немаловажно, PL большую часть карьеры старались звучать нарочито непохоже на исторгающие тысяч альбомов ежегодно метал-группы вокруг. В последние годы это особенно ощущается. “Tragic Idol” (сразу говорим о двухдисковой версии) выдался не такой массивный и смертельно мрачный, как “Faith Divides Us – Death Unites Us”, его сила, скорее, в ностальгической тёмной романтике, обнажённой, даже трепетной, как в песнях “Fear Of Impending Hell” и “Ending Through Changes”. Нервный накал в середине альбома – песни “Theories From Another World” и “In This We Dwell”. К ним смело добавляю трек “The Last Fallen Saviour”; его на альбоме искать бесполезно, – он эксклюзивно попал на флекси-диск, прилагающийся к британскому журналу “Decibels”. “У нас в группе демократия, – говорит Грэг. – Будь моя воля, весь альбом состоял бы из жёстких песен. Впрочем, жёсткость никогда не компенсирует композиторские умения”. Барабанщику Эрландсону, молотившему раньше в основном в скоростных коллективах, есть здесь, где продемонстрировать свою технику. Особое ощущение возникает от песни “Honesty In Death”; сама по себе она вполне для PL традиционная, но клип на этот трек считаю одним из лучших в карьере британского коллектива. Он оставляет в душе следы. Торжественный “The Glorious End” с атмосферой обречённости вполне соответствует своему названию – медленная музыкальная процессия в один конец. В заглавной композиции “Tragic Idol” группа обращается к ритмичной, пост-готик-метал эстетике своих альбомов 2002-2005. Кавер-версия “Never Take Me Alive” малоизвестной британской группы Spear Of Destiny, скорее, чтобы подчеркнуть чистый вокал Холмса и продемонстрировать причудливый вкус, как это было с выбором каверов на “Symbol Of Life” и “In Requiem”. Японский вариант новинки уложился в один диск (который и так стоит, как 2 диска в Европе) и помимо двух бонусов со второго диска из делюкс-версии получил ещё три великолепных концертных номера.
Что у нас на горизонте…Концерты, в обязательном порядке. За летними европейскими фестивалями, включая Wacken, группа в сентябре отправляется в США, поддерживать Katatonia и Davin Townsend Project в туре “Epic Kings & Idols Tour”. Насколько я понимаю, компания Century Media Records в будущем планирует переиздать шесть других альбомов PL, и даже в ознаменование этого выпустила ограниченным количеством бесплатных скачиваний халявную цифровую компиляцию “Lost In Time” из 13 песен, однако внятной инфы пока не имеется. Макинтош, кстати, не зарекался и по поводу Vallenfyre. Он вполне серьёзно относится к своему новому детищу и по возможности вписывается в большинство летних фестов. Определяющими для рождения нового альбома станут лишь текущее удовольствие и удовлетворение происходящим.
Ян Федяев
Сайт: www. paradiselost.co.uk