В первый, ретро-трешевый состав Pestilence (“Бубонная чума”) в середине 86 года вошли барабанщик Marco Foddis и два гитариста Patrick Mameli и Randy Meinhard. Какое-то время им было хорошо и без бас-гитариста, а на первой демозаписи “Dysentery” в начале 87 года Мамели записал партии баса и вокала. Однако необходимость ведения маломальской концертной деятельности сделала своё дело – в группу приняли басиста и вокалиста в одном лице Martin Van Drunen. Первый свой сипло-болезненный голос он подал на второй демо-ленте “The Penance”. Этот 4-трековый шмат первобытно-истеричного грязного треша голландцы так же записали в 87 году, после чего стали активно рассылать кассету по рекорд-компаниям. “Когда мы собрались в 86 году, – вспоминает Мамели, – мы активно занимались тейп-трейдингом. Мы слушали всё это дерьмо и сходили с ума от того, как у кого-то звучит бас-бочка или гитара. В то время мы много слушали Mantas, Venom и Possessed, и, наконец, дошли до такого состояние, когда стали слушать самих себя. И тогда началось движение к моменту, когда никто из нас уже не слушал больше death-metal, потому что нам требовались новые и свежие идеи”. Но это было потом. А вначале америкосы из Roadrunner Records, нащупав у голландцев интересный и техничный сплав американского и европейского треша, скоренько предложили Pestilence контракт. Группа быстро мобилизовалась для записи дебютного альбома, которым стал треш-ориентированный “Malleus Maleficarum”(88). На скорую руку его можно охарактеризовать сплавом ранних Death, Distruction и Sodom, атональных гармоний, мелодических зародышей и ультрабыстрого треша а ля Sodom “Persecution Mania” или Sepultura “Schizophrenia”. К классике европейского треша такие номера, как “Commandments”, “Antropomorphia”, “Cycle of Existence” или “Chemo Therapy” относятся категорически. Мрачный акустический и синтезаторный ледяной инструментал “Osculum Infame”, как выясняется, инициировал продюсер альбома, небезызвестный в то время Kalle Trapp. Вскоре после выхода пластинки в группе возник творческий конфликт, и гитарист Рэнди Мэйнхард ушёл из группы и сформировал свою музыкальную ячейку Sacrosanct. Его заменой стал Patrick Uterwijk.
Коммерческие дела и продажи у группы шли неплохо. Для записи следующего студийного альбома группа отправилась уже во Флориду, в знаменитую Morrisound к Скотту Барнсу. Альбом “Testimony Of The Ancients”(91) – оттуда родом.
Все басовые партии тогда записал хороший приятель Tony Choy из местной банды Cynic. Постоянным участником группы он так и не стал, но позже не раз пересекался дорожками с участниками Pestilence. “Testimony Of The Ancient” был в целом позитивно принят публикой и прессой, посудачившей, впрочем, о собственной кроссовер-интерпретации Pestilence такого чувствительного на изменения жанра. Но просчитанность записи, присутствующая безжизненность по сравнению хотя бы с таким шедевром, как “Human” коллег по жанру и изысканиям Death, большого ходу пластинке не дала. Хоть в треках “Twisted Truth” и “Land Of Tears” и вырываются наружу такие красивые прогрессивные соляки, что забываешь, что до этого бэнд выдал образцово-показательный саундтрек для прозекторской “Consuming Impulse”. Инструментальные/нойзовые интерлюдии между песнями, философская концептуальность и нехарактерные мелодические и ритмические инъекции укладывались в голове не сразу. Но остальной материал был на хорошем техно-дэт-метал уровне, с качественным риффингом, этого не отнять. “The Secrecies Of Horror”, “Land Of Tears”, “Prophetic Revelations” и “Lost Souls” вполне сойдут для изготовления каверов начинающими “мясниками”. Квартет после выпуска альбома дал серию успешных концертов, в том числе в Мексике с Cannibal Corpse. Гастрольная деятельность Pestilence в 92 году не обошлась без неприятностей. Во время гастролей с Death, Чак Шульдинер порамсовал с тогдашним басистом голландцев. Мамели: “Ситуация была такова, что для нас в результате конфликта стала невозможным работа на профессиональном уровне. В конце концов, по совершенной глупой причине нас выкинули из турне, и мы так и не смогли отыграть много концертов”. Вернувшись домой, музыканты стали работать над новой пластинкой.
Шаг за шагом, ведущая троица Мамели-Утервийк-Фоддис окончательно потеряла интерес к фарш-эстетике стандартного кровавого death-metal и решила соорудить нечто особенное. Камнем преткновения в дискографии Pestilence стал студийный опус “Spheres”(93). Записывался диск в Голландии; группа долго мудрствовала насчёт нетипичного продюсера, и выбрала в итоге Steve Fontano, с которым гитарист Марти Фридман записывал свои сольные джазово-нью-эйджевые диски. К коллективу присоединился новый бас-гитарист Jeroen Paul Thesseling. “Мы действительно попытались изменить нашу музыку, – рассказывает Патрик Мамели. – Она по прежнему брутальна, но это больше не чистый death-metal. Надеюсь, что наши фэны поймут нас, ведь мы всегда хотели прогрессировать, и для нас неприемлемо играть одну и ту же музыку”. Фэны не поняли, но ещё раньше не поняло руководство Roadrunner, и даже в процессе записи всячески демонстрировало своё недовольство. Альбом совершенно не вкатил в их маркетинговые цели, и лейбл отказался от дальнейшей поддержки коллектива. А чего, собственно, голландцы хотели? В таких случаях задаешься вопросом. Если вы хотите продемонстрировать, насколько вы крутые музыканты и можете свободно оперировать метал-материей, при этом имея кормящую руку, налаженный бизнес и устоявшуюся фан-базу, – ну организуйте разовый проект и позиционируйте его соответствующе. А записывать такое контрактное самоубийство, как “Spheres”, да ещё в 1993 году на излёте коммерческого успеха death-metal, всё равно, что прийти в хэд-офис всем коллективом и наложить у всех на виду под дверь шефу компании. Не поймите неправильно, “Spheres” по всем статьям музыкально сложный техно-дэт гибрид, перепрыгнувший, как в таких случаях часто бывает, своё время. Однако вливания фьюжн и джаза слишком отдалили конечный результат от того же “Testimony Of The Ancient”. Роковый драйв гитар, космические синтезаторные звуки, ломанные размеры, шизоидные мелодии, – восторженному дэтстеру, с определённо настроенным источником потребления музыкальной энергии здесь ловить нечего. Требовать от обычного метал-потребителя такого же расширения музыкального сознания – на мой взгляд, утопично. Но разве что только в рамках отдельно взятого амстердамского кофешопа, где треки вроде “Multiple Beings”, “The Level Of Perseption”, “Demise Of Time” или “Changing Perspectives” со звуком ситара определённо помогут страждущим сдвинуть планку.
После такого художественного облома разочарованный Мамели по завершению гастролей с Cynic в конце 93 года распустил Pestilence и ушёл в подполье. Roadrunner не могли не пройти мимо возможности погреть потливые ручонки, и выпустили в 94 году компиляцию “Mind Reflections” (переиздали в 2007 году с видео-бонусом), которая, впрочем, оказалась больше, чем тупой сборник “лучших песен”. В трек-листе дополнительно оказались шесть концертных треков, записанных Pestilence на фестивале Dynamo в 1992 году и студийная песня “Hatred Within”, ранее выходившая только в составе второй части компиляции “Teutonic Invasion”. Трек почти на 7 минут хромает записью барабанов – потенциальная маршевая часть и затем скоростной чёс с гитарными запиливаниями, еле выговариваемыми скороговорками и несколькими рульными риффами, которые, впрочем без качественных драмсов не качают. В 2000-х годах имя техничного голландского коллектива периодически всплывало на поверхность, либо в виде проектов бывших участников (о чём стоит рассказать отдельно), либо в виде переизданий или публикаций неизданного материала. Здесь есть о чём упомянуть. Конечно, это переиздание в 2006 году дебютника “Maleus Maleficarum”, куда попали оба первых демо коллектива (“Dysentery” и “The Penance”). Правда, издатель Displeased Records там неприятно напутали с названиями. Затем, переиздание в 2007 году альбома “Spheres” с двумя ремиксами и двумя концертными треками (немало потребовалось времени, чтобы осознать прогрессивность “Spheres” в оригинале). Наконец, ценным приобретением для поклонников “классического” Pestilence в любое время станет релиз “Chronicles Of The Scourge”(2006). Его выпустил лейбл Metal War Production, по имеющейся информации при содействии бывшего участника группы Мартина Ван Друнена. Имеем дело с двухдисковым архивным изданием: на первом присутствует два концертных выступления, записанных в 88 в Германии и в 89 в Голландии (“Kix Festival”) и неизданный трек “Consuming Impulse”. Второй диск – щедрое бонус-приложение “The Consuming Rehearsals” с 11 репетиционными записями, датируемыми 89 годом.
Ян Федяев
Сайт www.pestilence.nl