Простая и до сих пор эффективная комбинация – мэйнстримовый пост-гранж в сочетании с хард- и south-роком и солидным вокалом, обязательно с хрипотцой. Полированность звука уже из области личных предпочтений или бюджета записи, но в целом, всё очень достойно. Кому-то больше по кайфу стоун-рок, кто-то уже дальше радио-формата не заглядывает. Из наиболее успешных примеров прошлого и нашего века отметим, конечно, Lynard Skynard, Nickelback (не премину похвалить практически половину их актуального релиза!), Candlebox, 3 Doors Down, 12 Stones, Saliva, Hinder, Shinedown, Rev Theory и ещё смелый десяток других. Откровенный, прямолинейный гитарный музончик востребован, мультифункционален, мускулист, грязно-сексуален, мужествен и потенциален для больших концертных площадок. На содержании текстов акцентировать внимание не буду: кто-то зычно поёт о минете в кабриолете, кто-то со страданием в голосе вещает про американский патриотизм, кто-то – про родимую глубинку и старенькую маму. Плюс-минус темы вяло ротируются. Причём, за редким исключением именно за тексты эти коллективы получают самые объёмные ушаты грязи. Тех, кто предпочитает христианское направление в лирике, стараются не трогать. Поездки с выступлениями перед расквартированными вдали от американских берегов солдат – тоже не редкость, и все относятся к этому с большой серьёзностью и ответственностью. Мол, пацаны там сражаются за нас всех, на демократию и нашу свободу, их надо поддержать.
Saving Abel в этой характерно национальной звёздно-полосатой тусовке – одни из самых молодых. Костяк группы – вокалист Jared Weeks и гитарист Jason Null – собрался в городке Corinth (Миссиссиппи) с церквушкой на каждом углу. Оба тогда бренчали на гитарах, кто как умел, ведь, кроме бухать, ходить в церковь и играть музыку заняться было особо нечем. Некоторые выросли в подходящем семейном окружении и выбрали именно музыку. Воспитывались на Элвисе, AC/DC, Kiss, Johnny Cash, Lynard Skynard, потом перешли на сиэтльский гранж и постепенно дошли до земляков 3 Doors Down. Да, места там музыкальные, south-rock и rock’n’roll всегда в почёте. Джаред вспоминает, что в шестнадцать лет серьёзно заявил отцу, что хочет стать рок-звездой, на что папа так же серьёзно ответил: “Ты можешь делать всё что угодно, пока в состоянии сам оплачивать счета”. Разумеется, в городке все друг друга знали; Джейсон был на пять лет старше Джареда, у него была своя рок-группа, но однажды она развалилась, и оба молодых человека случайно пересеклись на тусовке в доме у приятеля. Джейсон сыграл песню из репертуара своей прежней группы, а Джаред что-то спел на неё. “Это было что-то вроде свидания, – вспоминает Джаред. – Не как у гомиков, конечно. Мы обменялись телефонами и уже на следующий вечер собрались у меня дома и начали сочинять песни на акустиках. Так что в этом что-то было с самого начала, что-то неизбежное”.
Шёл 2004 год. Молодые люди оплачивали свои счета, вкалывали как все нормальные люди с 9 до 5 вечера, а после работы сочиняли песни, строили планы, репетировали и давали акустические концерты, чтобы подзаработать на приличную демо-запись. В начале 2005 года энная сумма была накоплена, и молодёжь отправилась на студию 747 Studio в Мемфисе, где над сочинениями Джейсона и Джареда поработал довольно известный продюссер Skidd Mills, работавший прежде с ZZ Top. Рассказывает Миллз: «Меня сразу зацепила песня “18 Days”. Я когда её впервые услышал, то подумал, что в этих парнях что-то есть особенное, и их должно надолго хватить. Джейсон и Джаред всегда понимали, что наиболее важной частью музыкального бизнеса является хорошая песня». Чувак, ты просто открыл всем глаза на светлую сторону мира! Вспоминает вокалист: “Через 2 или 3 недели после нескольких записанных сессий Skidd Mills позвонил нам и сказал, что ему нравится материал, и он хочет подписать продюсерский контракт с группой”.
У группы появился продюсер! Круче этого предложения были только яйца в крутую, да вот беда – группы как таковой ещё не существовало. Впрочем, согласие было дано, и основатели коллектива начали постепенно подбирать музыкантов, параллельно мотаясь на ту же 747 Studio и записывая под руководством Скидда промо-альбом(2006). Состав укомплектовали вторым гитаристом Scott Bartlett, бассистом Eriс Taylor и барабанщиком Blake Dixon. Название для коллектива было придумано уже в самую последнюю очередь, когда уже был готов альбом, утверждён состав, и нужно было букировать выступления. Пригодилась запавшая в душу библейская строчка из истории про братьев Каина и Авеля. По версии музыкантов из Миссиссиппи, Авеля можно было спасти…
Первый концерт Saving Abel дали в родном городе, в маленьком клубе “Alley Galley” на 400 человек. С самого начала коллектив пользовался активной поддержкой местного населения (чуть не сказал односельчан). Примерно год коллектив жил обычной жизнью в глубинке, давал мелкие концерты, торговал своей инди-записью; иногда удавалось запульнуть промо-диск на сцену какой-нибудь более-менее известной команде, выступавшей в тех местах. И была на том демо одна угарная песня – качающая и неотразимо вовлекающая в происходящее “Addicted”, которую вокалист Джаред долго вынашивал, работая по ночам в госпитале и в итоге записав её текст на обрывке чьего-то рецепты. Короче говоря, эта песня достигла ушей менеджера Скотта Фрейзера, и он, впечатлённый, переправил её дальше – боссу Virgin Records Джейсону Флому. По цепочке торкнуло и его. Высокое начальство тут же снарядило гонца в лице Кима Стефенса (Collective Soul, Matchbox 20) взглянуть на подающую надежды группу на концерте в Джексоне (Теннеси).
На следующий же день группа подписала свой первый мажорный контракт. Рассказывает Джаред: “Мы чуть не сошли с ума, думали, что выиграли в лотерею. Но прошло ещё много времени, пока не были улажены все бумажные дела и другие формальности. Почти на полгода мы оказались в патовой ситуации, поскольку ждали решения всех вопросов. Приходилось фактически выживать, поскольку мы поувольнялись с основных работ, подрабатывали где могли и неделями питались лапшой. Никто не мог поверить, что мы подписали контракт с Virgin, и нужно было пройти кучу всех этих людей, адвокатов и бухгалтеров. Но ты всегда делаешь то, что можешь с тем, что у тебя есть. Потому что не хочешь прожить остаток жизни в сомнениях”.
И вот настал тот долгожданный для Saving Abel момент, когда кровопийцы-бюрократы успокоились, и в 2008 году лейбл опубликовал первый одноимённый альбом “Saving Abel”, усвоивший почти весь ранее записанный материал и несколько новых треков. Первый сингл “Addicted” с секси-вайбом и мощным хуком имел впечатляющий успех; только в США с полок ушло более 800 тысяч копий сингла. Фактически благодаря нему сам альбом достиг золотого статуса в США, будучи проданным тиражом более 500 тысяч штук. В 2008 году этот хит звучал в Америки из каждого утюга. «В общем и целом альбом отражает нашу жизненную позицию и наш образ жизни, – говорят участники группы. – Конечно, у каждого бывают плохие дни, уходят члены семьи, и вещи происходят далеко не так, как планировалось. Но в итоге всё будет хорошо, и это наш жизненный принцип». Чего группа никак не ожидала, так это того, что её быстро приобщили к военно-патриотической тематике. Виной тому стал второй сингл “18 Days”, в оригинале лирическая песенка без звёздно-полосатого пафоса. Когда бэнд выложил песняк в своём Майспейс-профиле, один из фэнов использовал её для озвучки фото-галереи, в которой сменялись фотки возвращавшихся с войны американских солдат и рыдающих от счастья родственников, различные батальные сцены, патриотические сюжеты, и отправил музыкантам. От результата у самих Saving Abel, как говорится, в зобу дыханье спёрло – так это было круто и по-американски! Кроме того, идея приглянулась издающей рекорд-компании, что, скорее всего, стало решающим обстоятельством. А потом клип к песне “18 Days” снимали на палубе авианосца, посреди таких классных, настоящих военных самолётов. Собственно, с этого и началась милитари-тема по отношению к Saving Abel. Наконец, группа узнала совершенно случайно, что солдат, возвращающихся со службы в Ираке, Афганистане и других стратегически важных местах, на родной земле отпускают в увалу на 18 дней. Забавное совпадение. После этого продолжилась официальная поддержка военной темы с поездками в театры боевых действий или около того, с выступлениями перед военнослужащими и насыщенной проамериканской символикой.
Но и о приличных песнях группа не забывала. Обязательно отмечу мужицкий рок в “New Tattoo” и “In God’s Eyes”, а также поскрёбывающую в определённом расположении духа рок-балладу “Sailed Away”. Альбому есть чем привлечь внимание, и парни не зря потратили предыдущие три года жизни. Зато сейчас новая гастрольная жизнь коллектива приобрела другие масштабы. Сначала была пара разогревочных турне с Buckcherry и Puddle Of Mud, а в 2009 году аудитория Saving Abel значительно расширилась после успешных гастролей на разогреве у Niсkelback. Чтобы подмазать набирающую обороты концертную машину, Virgin издал цифровой EP “18 Days Tour”(2009), в который, помимо акустической версии “18 Days”, вошли две неизданные полновесные композиции: довольно стандартная и вялая “Goodbye” и интенсивная “Trying To Clear My Head” с похожим на “Addicted” грувом. Чуть ранее на свет появилось канадское туровое переиздание дебютного альбома Saving Abel с бонус-диском и альтернативной обложкой, как раз снятой на палубе авианосца. Коллекционеры и глубоко копающие найдут там две акустические версии первых синглов и эксклюзивный трек “Only Human” – выдержанный рок-мэйнстрим, мощный припев, натянуто сыгранный соляк под Слэша, свои американские парни. В тот же урожайный 2009 год кавер Боба Дилана “After All” в исполнении Saving Abel вписали в официальный двухдисковый саундтрек NCIS.
Во второй половине 2009 года Saving Abel уже выступали хэдлайнерами в Америке и созревали для новой пластинки. Тогда же одном из интервью вокалист Джаред упомянул о существовании акустического альбома из пяти-шести песен и пообещал его скорое появление. «Мы переделали песню “In God’s Eyes” и придали ей саунд а ля Stone Temple Pilots. Мы также записали кавер Credence Clearwater. Что-то наподобие акустического чёрного хода». Ход так пока и закрыт, и эти записи никто так и не услышал. Большая часть песен для будущей пластинки создавалась в дороге, в результате активного обмена имеющимися идеями музыкантов и корректировок/поправок продюсера Миллза. Музыканты креативили что-то на своих Маках, на несколько дней выбрались к Миллзу «на ковёр» в Нэшвилл. По пути было записано несколько демо, и в июне 2009 года до конца сентября было взят перерыв уже непосредственно для записи сформировавшихся треков. Говорит бас-гитарист Эрик Тейлор: «Как поговаривают люди, нам потребовалось двадцать лет на запись первого альбома и шесть месяцев на запись второго. Определённо, это правда. И хотя у нас получился удачным первый альбом, песни “Addicted”, “18 Days” и всё такое, мы не испытывали давления. Мы просто хотели сочинить песни, которые фэны могли бы полюбить не меньше дебютных. Я всё же думаю, что второй альбом получился немного лучше первого».
Второй диск Saving Abel назвали “Miss America”(2010). Патриотическая фишка cработала безотказно, но у нас за это сердце не болит. Обратимся лучше к музыке. Уже по первому же пилотному синглу “Stupid Girl (Only In Hollywood)” в апреле 2010 было понятно, во-первых, что парни не зря проводят столько времени на гастролях, а во-вторых, что предпочитают более жёсткий саунд. South-rock и рокнролльной свободы в миксе стало определённо больше, потому как на дебютнике “Saving Abel” скованность, обусловленная саунд-требованиями рынка, со временем начинает проявляться. Музыка приобрела авторскую непринуждённость, с сохранением arena-rock энергии и ориентированности на массовость. Собственно, а кто ждёт от Saving Abel чего-то другого? Это же Америка! Вперёд, энергично к американской мечте, иначе дело с мёртвой точки будешь сдвигать очень долго. Everything’s gonna be alright!
В голосе Джареда добавилось рокерской зычности. Забористая вещица, на многие случаи жизни! Блистают хмельной динамикой композиции “Tape Out” и “Mississippi Moonshine”, трек “I Need You” явно был сочинён после турне с Nickelback – очень уже похоже на канадских бабло-рокеров. Интересное акустическое решение выбрано для игривой “The Sex Is Good” – она звучит словно акустическая версия гипотетически более массивного оригинала, так и представляются там жирные ритм-гитары и полную барабанную кухню. “I’m Still Alive” пропитана душевной болью, а из песен-качалок понравилась финальная “Hell Of A Ride” и “Miss America”. Впечатления от альбома остались вполне позитивные.
После релиза “Miss America” коллектив продолжил активно гастролировать по родной стране, в том числе с Buckcherry, American Bang и We Are The Fallen, а также посетил с концертами базу Гуантанамо на Кубе и дал несколько благотворительных концертов. Где-то в процессе вокалист Джаред Викс загремел в больницу с диабетом, и группа была вынуждена отменить несколько выступлений. Но по последней информации вроде всё с ним в порядке. Гитарист Джейсон для отдыха от активной гастрольной деятельности завёл себе новый проект A New Rebel, куда сбегает, когда участники основной группы всё ещё не могут прийти в себя от очередного месяца-двух на колёсах. «После гастролей я уже буквально через месяц начинаю с утра до вечера сочинять в голове музыку. С первой минуты, как просыпаюсь, и пока не усну, – говорит один из основателей коллектива. – Колёсики всегда крутятся, и для меня полезнее всего продолжать работу. Иногда нужно заняться чем-то другим, не обязательно связанным с основной группой». В работу над A New Rebel вовлечены бывший вокалист Day Of Fire/Full Devil Джош Браун, бывший гитарист Saliva Джонатан Монтойя, барабанщик Кейт Фостер и бассист из группы Full Devil Jacket Кевин Бебаут. Новые песни уже с осени 2010 года не спеша создаются на студии Sound Kitchen уже известного нам продюсера Скидда Миллза во Франклине.
По поводу каких-то новинок от Saving Abel пока можно сказать только то, что третий альбом в работе, и она подзатянулась. Вряд ли он появится раньше весны будущего года. Можно не сомневаться, что своей очереди дожидается честный рокерский альбом. «Это радио-саунд. Он тёплый, в нём есть немного рок-н-ролла, и мы думаем, что люди могут легко к нему приобщиться. Это музыка, понимаете? Хорошая музыка, и мы рады, что до сих пор есть люди, которые слушают хорошую музыку». Понимаем.
Ян Федяев
Сайт: www.savingabel.com