“Я не могу объяснить, почему людям нравится наша музыка. Нам-то она нравится, а те люди, видимо, такие же чокнутые, как и мы”.
Shaun Welgemoed
Из тех краёв у нас ещё никого не было. Редко какая музыкальная птица долетит с самого дальнего края Африки, да ещё и займёт с годами устойчивое место в мировой пост-гранжевой тусе. Южноафриканская сцена вряд ли кишит несметным количеством музыкальных коллективов, тем более исповедующих рок. Тем интереснее проследить движение наших героев по ухабам и адским безднам музыкального дерьмо-бизнеса.
Нынешние Seether собрались в ЮАР под спонтанным названием Saron Gas. Рынок рок-музыки на том краю света далёк от совершенства и по сей день, в основном это африканские народные мотивы, местная поп-музыка, кое-какой джаз. Но своя активная тусовка и несколько рок-клубов в столице имеются. В первоначальном составе группа собралась в мае 1999 года в Претории: вокалист/гитарист Shaun Welgemoed, басист Dale Stewart и барабанщик David Cohoe. Первое время ещё подпевала девушка-клавишница, но её быстро не стало. Источники вдохновения участников коллектива никогда не скрывались, и со всей очевидностью проявляются на каждом релизе коллектива. Вся начальная гранжевая сцена, начиная с Nirvana, Pearl Jam, Alice In Chains и Stone Temple Pilots, и заканчивая альтернативными металлюгами Deftones. Влияние Metallica в первые месяцы совместных репетиций тоже ощущалось. На всё это хозяйство накладывался модерн- и альтер-рок, и даже кое-где страшные вокалы и качающие грув-риффы, короче говоря, хеви-пост-гранж. В силу географических и коммерческих обстоятельств, позже добавился разномастный американский мэйнстрим а-ля Niсkelback/3 Doors Down/Staind и так далее. Голосом Шон весьма и весьма косит под Кобейна и Эдди Веддера, хотя и не так мямлит и не стесняется зычно и брутально поорать.
В 2000 году трио записало на локальной студии Sonovision Studios пару демо, 2 и 4 трека соответственно, которые распространялись во время студенческих и маленьких клубных концертов и акустических выступлений; за довольно короткое время у коллектива появился сплочённый круг южноафриканских поклонников из постколониального голландского населения. Демо-записи также заинтересовали местный рекорд-лейбл Musketeer Records, предложивший музыкантам контракт на запись дебютного альбома и подогнавший парням топового местного продюсера Brian O’Shea. На студии The Farm в Мидранде под Йоханнесбургом группа записала большую пачку песен, воплотив в них своё представление о современном гранже. Включая бонус-треки, на дебютный альбом “Fragile”(2000) попало 15 треков, плюс Шон упоминал как-то ещё о примерно 20 композициях из репертуара Saron Gus, которые так и остались нереализованными. Зато две песни “Fine Again” и “69 Tea” стали активно транслироваться по местным альтернативным радиостанциям, что привело в итоге к чумовым продажам рок-альбома по меркам Южной Африки – около 20 тысяч пластинок. Можно смело упомянуть ещё несколько крепких треков на первом релизе пост-гранжевиков – “Pride”, “Gasoline” и “Pig” – раздражительных, агрессивно-доходчивых, с упадническим налётом и явной сиэтльской школой. Короче говоря, Saron Gas уловили момент нужного времени и нужного содержимого. На счёт нужного места я бы поспорил…
Диск “Fragile” стал постепенно распространяться в Европе и Америке, и у Saron Gas вдруг появились заинтересованные издатели в других регионах. В Германии с контрактом не сложилось по какому-то национальному признаку, а вот американский лейбл Wind-Up оказался более покладистым и, подписав с группой мажорный контракт, стал обстоятельно готовить коллектив к появлению на американском рынке. Во-первых, группе настоятельно порекомендовали сменить название, поскольку нынешнее уж очень было созвучно с названием отравляющего газа зарин, который разрабатывали во время Второй мировой войны отличавшиеся особым “гуманизмом” фашисты. Так в истории современной альтернативной музыки появилось название Seether. Его позаимствовали из песни американской альтер-рок-группы Veruca Salt.
Во-вторых, пре-продакшн новой пластинки проходил ещё в Южной Африке под присмотром агента Wind Up Entertainment, после чего группа (сначала надолго, а потом и насовсем) переехала в Америцу, чтобы в Лос Анжелесе записать свой мировой дебют “Disclaimer”(2002). Наконец, Шон поменял свою с трудом выговариваемую фамилию на совершенно нейтральную Morgan. Вся канитель заняла в общей сложности год. “В конце 99 года мы уже решили, что хотим, и будем зарабатывать музыкой, – рассказывает фронтмен Шон. – В начале 2000 мы уже отправились в первые гастроли, и фактически до подписания контракта с Wind Up мы были постоянно в дороге и старались выступать как можно чаще”. Сначала южноафриканские поклонники коллектива расценили переезд, как предательство, но уже после первого забугорного релиза поняли, что круче Seether их родную страну в музыкальных кругах никто не представляет.
Не все музыканты Seether, однако, захотели перебираться в США, барабанщик Дэвид предпочёл остаться дома.
У остальных там осталось всё: семьи, друзья, детства чистые глазёнки. Дэвида на пару лет заменил Nick Oshiro, а все соответствующие партии на “Disclaimer” записал сессионный барабанщик Josh Freeze. “Обычно, вы слышите от людей, что музыкальная индустрия – отстой, а для нас музыкальная индустрия в родных местах была полным отстоем, – говорит Шон. – Хотя, не знаю, много ли чего изменилось. Рекорд-компания, с которой у нас был контракт дома в ЮАР, по сути, состояла из моих друзей. Друзей с деньгами, которые хотели основать рекорд-компанию. Поэтому, мы могли делать всё, что хотели. Затем вы приезжаете в Америку, и всё радикально меняется. У тебя больше не возникает фраз, типа, “Ух ты, а давайте сделаем это!” или “Клёво! Надо продолжать в том же духе!”. У тебя на всё теперь должно быть согласие издающей компании и ещё семнадцать других одобрений.
Полностью меняется вайб происходящего, и я об этом на самом деле ничего не знаю. Прыжок из Южной Африки в Северную Америку: у нас не было ни бизнес-менеджеров, ни тур-менеджеров, ничего. Даже адвокатов, – мы наняли одного только чтобы подписать контракт, и всё. А теперь у тебя агентства, зарабатывающие на группе, адвокаты, зарабатывающие на группе, менеджмент, зарабатывающий на группе, и лейбл, зарабатывающий на группе. В конце концов, ты понимаешь, что заработаешь больше, если будешь играть сам для себя. Хотя, не смотря на все различия, это клёво. Рекорд-компании – это как музыкальные банки. Ты идёшь к ним, берёшь взаймы какую-то сумму и пытаешься построить карьеру. А затем тебе приходится возвращать деньги, но уже с учётом интересов других”.
Релиз-план у Wind Up был довольно активным. Не считая съёмок клипов и выпуска самого “Disclaimer” с несколькими разными обложками, в 2002-2003 года на рынок было выброшено три сингла, а до выхода полноформатного релиза было издано два промо-EP “5 Songs” и “Seether”, где ещё можно услышать игру первого барабанщика Дэвида. Все вошедшие туда препродакшн-версии были в дальнейшем перезаписаны; другие акустические и демо-дополнения к “Disclaimer” можно найти только на макси-синглах. Итак, чем же намеревались Wind Up с помощью Seether покорить заокеанскую публику? Главное, что никто бы не признал в них выходцев с африканского континента.
Подготовительные работы были проведены на “отлично”; даже если сами музыканты, вспоминая то время, считали себя ещё сопливыми пацанами, звучало всё стабильно и ровно. Seether перезаписали в мэйнстримовом качестве несколько своих ведущих треков из прошлого, включая грустноватую “Fine Again” – первый сингл коллектива на американской земле. Потенциал треков “Gasoline”, “69 Tea” и “Pride” проверили хорошим качеством. Я лично проникся меланхоличной песенкой “Driven Under”, в ней есть выдирающий заусенцы душевный надрыв. Конечно, сиэтльский гранж в музыке коллектива присутствовал в больших количествах, модернизированный Pearl Jam ещё не сильно лоснился и вполне передавал сырую колючесть и суицидальное отчаяние классического гранжа. Истеричную “Fuck It” с обманчивой спокойной куплетной частью, наверняка, выкрикивают с кровавыми лёгкими на каждом концерте. Отдельного внимания заслуживала акустическая баллада “Broken”, трепетная, жалобная и глубокая, насколько позволяли рамки жанра. Впрочем, тогда она не вызвала у публики особой любви и трепета, – ей была уготована совсем другая участь.
Ближайшие годы активности Seether, несомненно, были периодом становления. В 2003 году Seether разогревали в американском турне Our Lady Peace, затем новые песни Seether “Hang On” и “Out Of My Way” попали в саундтреки фильмов “Daredevil” и “Freddy vs. Jason”, соответственно, а всё та же “Fine Again” вписалась в звуковую дорожку спортивной видео-игры Madden NFL 2003. На североамериканском рынке Seether успешно занимали свою нишу. Трудность пока состояла в европейском рынке, где Wind Up не вели особо бурной промоутерской деятельности. Там синглы группы падали на дно чартов моментально. Помогли связи и случаи. Для закрепления успеха, в 2004 году бывших южноафриканцев отправили гастролировать с коллегами по лейблу, мега-популярным на тот момент коллективом Evanescence с пухляшкой Эми Ли на вокале. К тому времени в Seether уже играл второй гитарист Pat Callahan, а в 2004 году подтянулся и новый барабанщик John Humphrey (ex-Nixons). Общение на этом уровне, а также возникшие между Шоном и Эми неплатонические чувства привели к перезаписи “Broken” в лучшей nu-metal манере Evanescence – с трагедией, тяжёлыми гитарами, пафосными оркестровками и бесконечными стенаниями. Эмоциональный эффект от песни усиливался за счёт её участия в саундтреке к фильму “Punisher”, а также присутствия специально записанного для фильма песняка Seether “Sold Me”, – бодрого альт-рокового трека с мелодичным рефреном. Только после этого в массовом европейском эфире зазвучали произведения Seether. Если вдруг Вас миновал сей минорный набор звуков, есть возможность послушать здесь http://www.myspace.com/seether
Шон: “Определённо участие Эми Ли открыло перед нами множество возможностей. Она, всё-таки более заметная личность. “Broken” стала нашей первой и единственной песней, которая крутилась на поп-радио. Мы получили признание по всему миру, продажи значительно увеличились и прочее. В обычной ситуации мы бы этого не достигли. До этого в куче стран никто не был заинтересован в издании наших альбомов, пока мы не сделали песню с Эми. А тут вдруг все резко не могут дождаться момента, когда мы выпустим новый альбом”. В горячей сотне Billboard песня достигла 20 места, 9 места в Mainstream Rock chart и получила “золото”. Более того, сам трек и его популярность стали одной из весомых причин переиздания американского дебюта южноафриканцев, уже с интернациональным прицелом. ” Disclaimer II” появился в июне 2004 в разных вариантах для США и Европы.
Грубо говоря, пересвели с дополнительными аранжировками и гитарными лидами песни из ” Disclaimer”, добавили в трек-листы накопившиеся саундтреки, пару песен периода Saron Gas (“Cigarettes” и “Love Her”) и другие раритеты. Плюс перезаписали в тяжести “Broken” без Эми, поместив на переиздание обе записи. Хороший, всё-таки, песняк, проникновенный…Для себя ещё отмечу размеренную “Got It Made” с рифлёным баском и монотонным течением, на минуту просто уносящим тебя из повседневности. А поколбаситься можно под массивную “Hang On” и “Cigarettes”, в которой пылает огонёк беззаботного южноафриканского андерграунда времён Saron Gas. Америкосам досталась версия “Disclaimer II” из 20 песен, а поскольку в Европе альбомы Seether вообще ещё не издавались, то там ограничились 16-трековой версией. К пластинке также прилагался DVD со всеми текущими клипами (четыре штуки), небольшим фильмом о производстве клипа “Broken”, и 30-минутный концертный нарез лучших треков Seether. В коммерческом отношении релиз стал наиболее успешным в дискографии наших мОлодцев, получив мировую платину и 53 место в сотне Billboard.
Важно отметить, что спустя некоторое время группа, переоценив происходившие потом события и совсем по-другому заговорила о роли Эми Ли в судьбе Seether. С годами это стало уже маркетинговым бременем, особенно после того, как Шон и Эми расстались, и с подачи вокалистки Evanescence на поверхность стала выкладываться куча грязного белья. Там было, конечно, в чём покопаться, чего стоит пьянство Шона. В 2006 году он был вынужден лечь в клинику, избавляться от пристрастия к зелёному змию. Эми Ли проявила себя порядочной сукой, и помимо грязи, которую вылила на бывшего бойфренда, посвятила ему песню “Call Me When You’re Sober” на очередном альбоме Evanescence. Шон предпочёл не распространяться об их совместной жизни, хотя и с горечью отзывался о сложившейся ситуации. А эту совместную гламурную афёру журналисты припоминают музыкантам до сих пор. Ходили даже слухи о каком-то продолжении совместного творчества. “Не знаю, что можно сказать по этому поводу, – говорит вокалист. – Мы сделали ошибку, связавшись в качестве “золотой” группы с бэндом, имеющим мультиплатиновый статус. Это была большая ошибка. Нам нужно было сотрудничать с кем-то, кто был бы на нашем уровне, поэтому мы получили столько дерьма по поводу того, как мы использовали мегастарс, чтобы прославиться и обогатиться”. Сложнее всего Seether потом было доказывать всем, что, во-первых, группу не стоит ассоциировать с одной единственной песне, а во-вторых, что они могут гораздо больше, и что содержание “Broken” не отражает творческой сути команды. По-крайней мере, целиком. Но это было потом, а пока перед группой открывались новые рынки, актуальный диск активно промотировался в Европе, лейбл напрягал насчёт нового материала, и на лаврах почивать было ещё рано.
Ян Федяев
Сайт: www.seether.com