“Один парень спросил меня недавно: “Так ваши песни о жизни?” OMFG!!! Наконец хоть кто-то, спустя двадцать три года понял, о чём мы поём”
C.Barnes
Мясо, мясо, много мяса – так и вспоминается мне в связи с подобными коллективами та жутко креативная вывеска расположенного в глубоком подвале мясного магазина в одном далёком северном городе. Возможно, даже повторно злоупотребляю этим воспоминанием. Там (не в магазине, конечно, а в городе) не только прошли мои школьные годы чудесные, но и случилось фатальное соприкосновение с чёрной меткой любви к музыке, таскающейся теперь со мной, порой, непосильным грузом, по всей жизни. И хотя ноги у всего тогдашнего увлечения роком росли из вполне безобидных AC/DC, Judas Priest, WASP и Accept, те бобины с “Effigy Of The Forgotten” Suffocation и “Butchered At Birth”/”Tomb Of The Mutilated” Cannibal Corpse и сотрясающие соседские стены колонки С-90 с усилком “Бриг” из памяти не стереть! Какого только экстремального тяжмета не слушалось нами в начале 90-х! Но Cannibal Corpse, благодаря своей непримиримой музыкальной эпатажности и визуальному и контентному попранию вкусов добропорядочных граждан, всегда оставались в авангарде. Утробный, неандертальский гроул вокалиста Криса Барнса являлся тогда вообще визитной карточкой целого жанра и вдохновлял массу подражателей. А как эффектно он со своей тогдашней командой на пару секунд вписался в первую часть фильма “Эйс Вентура”!!! Альбом 94 года “The Bleeding” рванул в опалённом рок-н-роллом сознании бомбой, и когда спустя год после его появления, в 1995 году Крис Барнс неожиданно покинул ряды Cannibal Corpse, это как-то даже искренне переживалось и бурно обсуждалось, впрочем, как и любая другая подобная новость. Тогда вообще к музыке было другое отношение, родственное что ли…
Помню, тогда частенько, после репетиций, за нехитрым ужином из Доширака, штатовских сосисок Bars (северяне, возможно, помнят, остальным – “ножки Буша”), корейского “Золотого майонеза” в качестве главной приправы и разведённого водой отворотного зелья под названием Спирт Royal мы гадали-представляли, где же такое выдающееся вокальное рычащее бульканье найдёт своё ближайшее применение. А ситуация была в следующем. В 1993 году не кто иной, как Allen West из Obituary задумал боковой грув-дэт-метал проект Six Feet Under, примерно, в процессе работы над альбомом “World Demise”. Проект был вялотекущим, не подразумевал бурного продолжения и вроде как ориентировался на исполнение кавер-версий. В 94 году, когда Cannibal Corpse вовсю записывали свой эпохальный “The Bleeding”, Уэст отправил их вокалисту Chris Barnes несколько записанных дома демо-треков собственного сочинения. “Я тогда подумал, что это убойный материал, – вспоминает вокалист. – Так что мы вскоре собрались вместе, добавили с помощью машины драм-треков, записали кое-какие басовые линии и всё такое. Уже после этого мы нашли нашего постоянного басиста Terry Butler (ex-Massacre, ex-Death) и барабанщика Greg Gall. С самого начала это была исключительно затея Аллена”. После этого, проект зашевелился быстрее. Не смотря на явный side-project характер происходящего, участники SFU отнеслись к затее серьёзно. Говорит Барнс: “Мы обязательно хотели записать новые песни, отправиться в турне и делать всё, что обычно делается в рамках полноценной группы. Мы хотели, чтобы у Six Feet Under было будущее”. Издатель нашёлся быстро, имя Metal Blade ни у кого удивления не вызвало, – эта рекорд-компания с первых минут поддерживала всё творчество Cannibal Corpse, и дружеские связи у Барнса с боссом лейбла имелись. Где записывать дебютный альбом – тоже долго не обсуждалось. Под тем же самым жарким флоридским солнцем, в Morrisound Studios у Скота Барнса. С самого начала предполагалось, что Six Feet Under не будут делать ставку на техничный дэт, – только простые, вязкие дэт-метал риффы а ля Obituary/Bolt Thrower, создающие монотонное месилово под среднетемповый дабл-бас и методичное заколачивание, и максимально возможный, массивный грув. Низкий гроул и gore/horror-лирика Барнса были призваны окончательно превратить музыку SFU в жирную, ползущую (то ускоряясь, то замедляясь) дэт-метал-гадину, изрыгающую плохо переваренные останки чего-то и безжалостно пожирающую всё новые и новые фрагменты плоти.
Первый альбом “Haunted”(95) таким и получился. All-star коллектив в компактной и доступной форме продемонстрировал своё представление о кайфовом дэт-металле. Известный матершинник Барнс вспоминает: “Бля, это было так бля вдохновляюще! Мы само собой хорошие друзья, у нас классные отношения, но при этом у нас у всех были идентичные идеи по поводу того, как должна звучать музыка. Так что мы хорошо поладили. Это было так здорово, наконец-то работать с людьми и не тратить время на постоянные личные разборки. Мне это очень нравится”. Любимыми треками публики быстро стали относительно скоростные “Suffering In Ecstasy” и “Enemy Inside”, в заглавной “Haunted” очень хорошо качает припевный рифец на первую доли, а ведущий рифф “Lycanthropy” явно был позднее заимствован греками Rotting Christ. В любом случае – эффективное топливо с простой формулой для раскачки дэт-метального концерта любой вместимости, напоминает медленно вращающийся, монотонно гудящий ротор. Многие пробитые фэны Каннибалов, которые соскучились по специфическому вокалу Барнса, жёстко обломались, получив на руки эту пластинку, – вокал, конечно, сохранился, но SFU исповедовали совсем другую динамику. С точки зрения дискографии коллектива – один из ТЕХ САМЫХ рулезных альбомов! Крис Барнс не только во второй раз вытащил счастливый билет, но и, как показала история, ещё и остался единственным уцелевшим в танке водилой.
В 1995 году SFU отправились в свои первые гастроли, и где-то посреди процесса Барнса уволили из Cannibal Corpse, при том, что ярчайшие представители музыкальной расчленёнки того времени уже вовсю работали над новым альбомом “Vile”, и вокал Барнса уже звучал на демо-записях новых песен. В разных материалах фигурируют разные, отдельные причины увольнения Барнса из Cannibal Corpse, хотя это явно был один наболевший, созревший фурункул из множества внутрисемейных проблем. Так что хватило бы любой, даже самой незначительной причины, чтобы он лопнул и всех забрызгал. А тут такое дело – Барнс пошёл на сторону, да ещё и в турне отправился. Мол, и так постоянно только к себе внимание привлекает. “Единственное, о чём я на тот момент точно знал, это то, что меня больше нет в Cannibal Corpse, – вспоминает Барнс. – Когда я был в турне с SFU, мне позвонил их агент и проинформировал, что они меня отпустили восвояси. Я был крайне удивлён, потому что не мог ничего такого предположить. До сих пор не знаю, почему они это сделали, может, они подумали, что я больше не предан их делу, или что-то в этом роде. Но, ладно, дерьмо случается”. В этой ситуации Six Feet Under автоматически стал основным коллективом Барнса. Собственно, после вполне ожидаемого успеха альбома “Haunted” (более 50 тысяч копий по всему миру) и успешного первого турне по Америке, коммерческая составляющая в SFU если и отрицалась, то только в самом начале. Барнс мог быть спокоен за свой хлеб с маслом. Одна мощная формация породила другую, не менее продаваемую. Это, кстати, по словам самого Барнса, тоже сильно напрягло его отношения с бывшими коллегами на стадии создания альбома “Vile”. Alex Webster и остальные отнеслись к коммерческому успеху альбома “The Bleeding” очень настороженно и решили за счёт усиления техничности придать Каннибалам ещё большей андеграундности, а Барнс, наоборот, хотел развивать “приподнявшийся” художественный уровень “The Bleeding”. Так что в последний год в стане Каннибалов было не очень весело. Увольнение гитариста Bob Rusay под предлогом его недостаточной технической подготовки – из той же оперы, хотя именно его манера сочинения и простенькая игра придали первым альбомом Cannibal Corpse тот очаровательный брутальный, людоедский примитивизм. “Я думаю, что Боб был тем музыкантом, который как бы создавал баланс между личностями в группе, и когда его не стало, группа многое потеряла. Я всегда хотел остаться с ним в дружеских отношениях, и единственное о чём сегодня жалею, что в тот момент не занял более жёсткую позицию”.
Но вернёмся к нашим “Шести футам под землёй”. Руки у Барнса были теперь развязаны, и, не считая полоскания грязного белья в прессе, всё шло очень даже замечтательно. SFU начали окучивать Европу, и вскоре публике был предложен сомнительной необходимости релиз “Alive And Dead”(96). Это студийно-концертный EP, состоящий из трёх студийных и четырёх концертных треков, записанных во время выступлений в Европе. По качеству звучания и художественной ценности новые песни “Insect” и “Drowning” еле-еле дотягивают до уровня би-сайдов, явно сколоченные на скорую руку из пары завалявшихся риффов, оставшихся от дебютника. Единственная вещь, которая этот релиз спасает от тотального критического дестроя, не считая адекватных концертных треков, это кавер Judas Priest “Grinder”. Cам факт того, что дэт-метал команда решилась на кавер-версию Judas Priest, достоин внимания: звучит старый песняк, скажем так, по-новому. Вообще, на всём протяжении карьеры отношения SFU с кавер-версиями складывались весьма неоднозначно. По крайней мере, самим музыкантам нравилось. C этого момента SFU стали записываться в небольшой, но уютной студии Criteria Studios в Майами. Ок, EP свою задачу выполнил, интерес до ближайшего студийного релиза “Warpath”(97) был подогрет, новый “старый” коллектив был очень быстро принят публикой. Что характерно, история с разгромной критикой альбомов Six Feet Under практически один в один повторяет историю с первыми дисками Cannibal Corpse, распылёнными на атомы всевозможными рецензентами в крупнейших метальных журналах. Безвкусно, скучно, бездарно, примитивно, бессмысленно кровожадно и прочее. Но это только усиливало эффективность и влияние группы.
Продюссировал новинку Brian Slagel, работавший в паре со Скотом Барнсом над альбомом “Haunted” и по совместительству являвшийся главой лейбла Metal Blade. Не смотря на культовый статус альбома “Warpath” и наличие нескольких основополагающих треков, в нём имеются слабые места – жидкий, незлобный саунд и совсем уж простые композиции, из-за чего SFU тут же обвинили в выборе коммерческого курса. “Мы не сильно думали над тем, как именно сейчас должны звучать SFU, – говорит Крис Барнс. – Всё получилось совершенно естественно, и к коммерции я не стремился. Тем более что “Warpath” из всех наших альбомов продавался хуже всех. Мне он по-своему нравится. Всё, что я для него написал, является частью меня и значит для меня многое”. Но что есть – то есть, – в миксе коллектива, уделяющего такое пристальное внимание груву, странным образом почти не выражен бас. Кроме того, вокальный перформанс Барнса вызывает кое-где кривую усмешку, например, в “4.20”. Может не стоит так строить из себя такого убедительного злобного перца? Хочешь реветь ниже и протяжнее, чем можешь, – используй гармонизатор. Думаю, никто не осудит; зато не звучит, как натужное пердение. А вот использование тошнотного скриминга в “Animal Instinct”, пробирающие до костей мантры в “War Is Coming” и “Burning Blood”, цепляющие вокальные хуки в “Manipulation”, а также аццкий панк-дэт “Revenge Of The Zombie” и удачный кавер группы Holocaust “Death Or Glory” ещё держат безкофеиновый альбом на плаву. Говоря об этом, уточню, что речь идёт исключительно о студийном продукте. Группа выдаёт мощнейший лайв, за который можно простить многое. Остальные недостатки, касающиеся уже самого творчества SFU, остаются практические неизменными на протяжении уже двадцати с гаком лет, и всякий раз их перечислять – смысла нет. Но тогда ларчик открывался просто. Гитаристу и основному композитору Аллен Уэсту наскучило играть в SFU, и он решил снова полностью занять себя делами Obituary. Его просто не пёрло, и это наложило свой отпечаток на энергетику “Warpath”. Корректировка состава была неизбежна.
Говорит Барнс: “После “Warpath” я хотел пойти в другом направлении. Идеи, с которыми приходил Аллен, меня просто вообще перестали вдохновлять, а сама группа страдала из-за его ставшей минимальной мотивации и креативности. Поэтому мне и захотелось поиграть с новым гитаристом, который бы на 100% был уверен в группе и отдавал для неё всё. Тогда мы нашли Steven Swanson, которого другие парни уже знали по группе Massacre. Именно Стивен во многом ответственен за то, что альбом “Maximum Violence” звучит так, как он звучит, и что мы далеко ушли в сторону от стиля “Warpath””. Прав старина Крис. Записав в составе Six Feet Under их третий полноформатный альбом “Maximum Violence”(99), новый гитарист вдохнул в SFU именно дух полноценной группы, придав на ближайшие годы определённое коммерческое и творческое ускорение. Короче говоря, с точки зрения наличия энтузиазма с такой пластинки стоило вообще начинать карьеру. В гитарах вдруг появилась железобетонная brutal-death масса, добавилось соло-гитар (само собой, в первую очередь в каверах), в драмминге образовалась грузная солидность (“Torture Killer”), песни перестали усыплять одним и тем же монотонным ритмом, скорости прибавилось на порядок. Образцово-показательным можно считать первый же трек “Feasting On The Blood Of The Insane”. В мускулистом “Bonesaw” и в перемалывающем “No Warning Shot” вообще имеем забойный дэт-метальный скоростняк с гаденькими мантрами “die, die motherfucker”. Гроул Барнса стал таки ниже и лучше контролируем. SFU снова втиснули в основной трек-лист кавер – песню Kiss “War Machine”; если честно, маркетинговый ход довольно странный, поскольку чаще всего даёт повод рецензентам и слушателям сравнить нестареющий, классический материал с остальным фоном – пока ещё никак не проверенным временем композиторским “гением”, не в пользу последнего, как вы понимаете. Возможно, Барнс и остальные подсознательно хотели добавить в свою музыку чуток мелодизма и таким макаром убивали трёх зайцев. Что тут скажешь… Кавера у Шестифутовых получаются прикольные, мне лично они нравятся куда больше, чем 90 процентов их собственных песен. Есть в них и пародийность, и мясистость, и просто for fun. Для концертной программы – то, что Франкенштейн не доел. Слушатель отплатил за душевные инвестиции – продажи “Maximum Violence” превысили сто тысяч экземпляров, и это в пору, когда death-metal как жанр пребывал в агонии по обе стороны Атлантики! Альбом существует в нескольких версиях, включая дигипак с двумя пятибалльными каверами “Wrathchild” (Iron Maiden) и “Jailbreak” (Thin Lizzy), “японца” с дополнительным концертным треком “War Is Coming”, а также переиздание 2000 года с бонус-диском, – 6 треками, надёрганными с разных концертов в Америке.
Новый гитареро Свансон вместе с SFU вкусил тёплый приём публики во время фестивалей и гастролей в Европе и США, продолжавшихся почти год. Летом 2000 года осуществилось то, о чём уже некоторое время ходили разговоры, мол, когда уже Шестифутовые выпустят целый альбом кавер-версий. Напросились на “Graveyard Classics”(2000)! Причём, группа не собрала все записанные ранее кавера, а выдала двенадцать новых перепевок от лучших производителей рока и металла. Лишь в лимитированное издание были включены все три кавера из предыдущего альбома. Согласен, делать тысячный кавер на “Smoke On The Water” и “Purple Haze” – та ещё освежающая идея. Но в исполнении SFU они так стёбно-жирно звучат, что открывают в себе новую, извращённую грань развлекательности. Свансон вкладывает в риффинг всю душу, чего скрывать. Ну, никто до этого так не прокачивал кавера “TNT” всемогущих AC/DC, “Son Of A Bitch” пера Accept или “Confused” Angel Witch. Или возьмём ведущий рифф первой песни “Holocaust”, исполняемой в оригинале далёкими от экcтремальной музыки Savatage. А вот такого развесёлого треша с запильными соляками, как в эксодусовской “Piranha” группе бы не мешало добавить и в свои композиции, для разнообразия хотя бы. Кстати, звучит “Graveyard Classics” выше всяких похвал, жаль мяс-квартет не стал на таком саунде задерживаться. Да, не все “художественные находки” живописны, например, от якобы рок-вокала в кавере Scorpions “Blackout” аж пломбы из зубов вылетают. Ну, и за “Purple Haze” Джими Хендрикс их наверняка и заслуженно проклял. Да, я понимаю, почему SFU смешивают с грязью и считают жутко переоценённой группой, частенько цепляясь при этом за кавер-версии. Но вот в отношении каверов лично ничего не могу с собой поделать – мультяшно глумятся и качают. Не нужно к ним серьёзно относиться, и тогда можно получить свой fun.
После традиционной гастрольной мешанины в 2001 году стали появляться новые официальные свидетельства деяний флоридского грув-дэт квартета. Во-первых, концертный DVD “Maximum Video” с редким и неизданным материалом, записанный во время турне Maximum Violence. А затем, немного отдохнув и поковыряв три с половиной месяца новые песенки, SFU смачно плюнули в лицо блюстителям чистоты жанра, выпустив альбом “True Carnage”. Скачком в музыкальной эволюции, думаю, ни у кого язык не повернётся его назвать, но в определённом смысле группа модернизировала своё представление о грув-дэте массового потребления и двинулась в сторону sludge. Низкий строй гитар, кашеобразный саунд, монотонное топтание на месте, бессмысленный набор примитивных риффов, которые можно легко менять местами. Трупно-червячные, с примесью социалки и политики тексты Барнса сохранились, однако характер метальной тяги изменился. Вернее, по сравнению с альбомом “Maximum Violence” её стало минимально. Конечно, есть флоридские дэтовые жужжалки и тупое переставление трёх квинт в “The Day The Dead Walked”, “Waiting For Decay” и “Cadaver Mutilator”. Закрыв глаза на звучание, они накачивают после нескольких прослушиваний первобытной злобой. Но остальной материал, хотя бы “Impulse To Disembowel”, “It Never Dies” и “Knife Gun Axe” из-за своего абсолютно неинспиративного содержания какую-то чёткую музыкальную мысль не выражает, хотя мог бы получиться сносный death’n’roll. Как Свансон на такое подписался? Брутально? Не смешите картонного Микки Мауса. Такое ощущение, что новый альбом записан на репточке в питерском Красном Треугольнике на первых попавшихся комбарях. “Мне нравится новый альбом, мы вложили в него много времени и сил, и довольны конечным результатом, – не то в серьёз, не то по приколу говорит Барнс. – Наш уровень сочинительства значительно улучшился, и альбом получился брутальным, а мой вокал стал ещё ниже”. C последним согласен: гроул вокалиста стал больше напоминать горгулий язык времён альбома “Tomb Of The Mutilated”, что даже очень приемлемо, но всё портят его предсмертные поросячьи визги. А вот насчёт композиторских достижений готов поспорить. “Мы просто обращаем внимание на наши личные предпочтения, – продолжает вокалист. – Наша музыка должна цеплять людей на концертах, поэтому мы хотим играть тяжёлые биты и грувить. За последние годы мы выяснили, что такая музыка людей торкает больше, чем музыка техничных команд, играющих супер-быстрые риффы. То есть, у них всё красиво и хорошо, а когда доходит до тяжёлых, грувовых партий, то им и предложить нечего. Нам хочется, чтобы люди кайфово себя чувствовали на наших шоу, не стояли тупо, неподвижно наблюдая, как мы быстро и технично играем. Это бред. Люди хотят экшена, а мы как раз своими битами это им и даём”.
Участие матерящегося рэппера Ice-T в относительно популярном треке “One Bullet Left” и мерзотный саунд (это в 2001-м то году и у группы с таким бэк-граундом) по мнению трушных дэтстеров вообще бросало тень на всю флоридскую экстремальную сцену. Стоит ещё упомянуть гостевой вокал Karyn Crisis (сейчас вокалистка в Ephel Duath) в песне “Sick And Twisted”. Заявлено, что это первый в истории музыки дэт-метальный дуэт мужика и бабы. Ну, внешне и по вокальным данным Крис и Карин друг друга стоят. Забегая в недалёкое будущее, добавлю ещё немного отсебятины по поводу death’n’roll. Мне кажется, что с “True Carnage” группа просто поспешила и слепила фуфло из первых попавшихся, скучнейших риффов уровня школьного бэнда. Музон не идёт ни в какое сравнение с появившимся в 2003 году, действительно качёвым, вразумительно звучащим дэт’н’ролльным диском “Bringer Of Blood”. Нужно было подкопить идей и хоть как-то обкатать сырые болванки. Может контракт поджимал? “Я считаю, что на “True Carnage” мы сделали шаг вперёд в том, что касается тяжести, – апеллирует Барнс. – Раньше тоже всё было зашибись, но на этот раз мы двинулись дальше и продемонстрировали людям своими текстами и оформлением альбома вещи, о которых они предпочитают не думать, потому что они вызывают в них страх”. Понятно? Всем бояться!
Но, не смотря на всё чаще звучавшие вопросы “Нафига козе баян” и “Кто и как такое вообще покупает”, рекорд-компания Metal Blade продолжала поддерживать коллектив, а актуальную программу опять продюссировал шеф лейбла Brian Slagel. Диск “True Carnage” достиг в горячем чарте Биллборда 18 места; после выхода альбома последовало продолжительное американское турне, прерываемое европейскими фестивалями. Коллекция музыкальных “отбивных” от SFU также стабильно пополнялась каждый год. Как раз во время тура 2002 года сугубо для интересующейся публики и коллекционеров реликвий от SFU (если такие в природе вообще имеются) был накручен фарш для концертного пакета CD “Double Dead Redux”/DVD “Double Dead” (как бонус DVD и отдельное издание). Впрочем, студийной свежатины ждать пришлось недолго.
Ян Федяев
Сайт: www.sfu420.com