“Мёртвые плывут по течению, а я хочу, и буду плыть против течения. В этом есть жизнь”.
C.Barnes
Как бы там Крис Барнс не расхваливал своё болото, и не расписывал ширину прогрессивных шагов вверенного ему коллектива, привлекательные альбомы флоридские мясорубы по сей день выпускают в лучшем случае через раз, постоянно находя какие-то отговорки и объяснения, оправдывающие шляпный художественный уровень. Альбом “Bringer Of Blood”(2003) стал именно тем разом, когда на SFU было не жалко потраченного времени, и ощущения задавливающего качество количества не возникало. Вот этот альбомец качает достойно! “Bringer Of Blood” уже можно назвать хоть каким-то достижением, безо всякого стеснения, насколько вообще можно оценивать попытку в целом самопародийного коллектива изобразить из себя серьёзных брутал-метальных дядек на фоне адского веселья. Думаю, что его не стоит рассматривать, как традиционный brutal-death-metal релиз; в этом мне видится одна из проблем восприятия этого довольно долговечного коллектива, – где-то они не до конца объяснили публике, что будут делать то, что хотят, невзирая на каноны. При этом, пытаясь постоянно поигрывать на чувствах олдскульно взращённых хэдбенгеров. Где-то нечётко проведены необходимые грани между серьёзным творчеством, коммерческой дефекацией и маньяческим скоморошеством. А тут ещё некая первоначальная ставка на простейший риффинг, монотонность и вязкий грув, при которых малейший шаг вправо/влево воспринимается в штыки. Надо ли говорить, что чуткие слушатели и самаритяне-критики разгромили новый материал америкосов в пух и прах. А по мне, так дэт’н’ролльных хитов, способных быстро превратить публику в адский кипящий котёл, – половина альбома. После размытого саунда “True Carnage” гитары на “Bringer Of Blood” режут, словно горячий нож масло. Барнс разнообразил манеру своих воплей и не стал гнаться за самым низком гроулом в мире, зазвучал зычно и рельефно. Бодрит заглавный трек с гаденькими хрюшками-флажолетами и почти альтернативным грувом а ля поздняя Sepultura. А подпевки!!? Что-то новенькое! Здесь вам и один из самых запоминающихся и веселящих треков SFU “Murder In The Basement”. Не удивительно, что наши дэтстеры вполне сносно вписались в панковскую тусовку. Хорошо месят “Amerika The Brutal”, “When The Skin Turns Blue” и “My Hatred” с включениями скорости и хуковыми фразочками. Есть попытка создать некое подобие Death, а именно в треке “Escape From The Grave”, ну, на этом и остановимся.
SFU давно уже не нужно были ничего доказывать по поводу своей концертной состоятельности, так что концертный календарь был расписан. Хотя, по словам самого Барнса, он очень не любит мотаться по гастролям, предпочитает тусоваться недалеко от дома, долбить косячок и вообще не париться. Кстати, ещё до появления “Bringer Of Blood”, летом 2003 года на немецком метал-фестивале With Full Force бэнд записал программу для своего DVD релиза “Live With Full Force” в 2004. Для придания релизу дополнительной кровоточащей мясистости, к новому концертному материалу добавили DVD с изданным несколько лет назад “Maximum Video”, а также аудио-диск с пятью концертными треками и одной новой студийной, абсолютно тупой и бессмысленной песней “Dead And Buried (Living Live In The Grave)”, наскоряк записанной в марте 2004 года в студии Morrisound. Маманя, что с вокалом и миксом? Халтура!! Но до кучи – может и прокатывает. Куда больше гневных обличений и едкой вони критиков досталось студийной пластинке 2004 года “Graveyard Classic 2”, на котором америкосы полностью переиграли знаменитый альбом AC/DC 1980 года “Back In Black”. Диск просто стёрли в порошок. При том, что от кавера “TNT” публика была в восторге, а на концертах пипл под неё выпрыгивал из штанов.
Согласен, мясники покусились на святое. “Back In Black” – классика в каком-то смысле неприкасаемая, и даже сама по себе оригинальная не только для жанра death-metal идея – переиграть альбом целиком – и знакомая доля кичливой самоиронии SFU, возможно, не являются поводом для такого кроссовер-эксперимента. Но, если сравнивать с сочнейшей подачей “TNT”, то, на мой взгляд, на “Graveyard Classic 2” кайфовых номеров не меньше. Ну, чем хуже по энергетике те же самые “What Do You Do For Money Honey?”, “Shoot To Thrill” или “Have A Drink On Me” с расплющивающим басом? И какой смысл персонализировать эти классические треки, добавлять в них отсебятины? Это как раз одна из претензий к альбому – отсутствие своих идей и тупое копирование, оскорбление бла бла бла. С продакшеном согласен, денег вложено явно немного, но, опять же, крамольно выскажусь, для актуальной цели саунд вполне подходит. Ну, вокал Барнса это отдельная тема. Пропевать таким бульканьем плотные строки в “Back In Black” или с чувством исполнять “Rock’n’Roll Ain’t Noise Pollution” – заранее проигрышно. Не без греха, тем более что речь идёт о SFU. Ну, посмеялись или не оценили шутку, махнули рукой, мол, чего с них взять. Но нет! Чмырить – так до последнего! Я сам вырос на музыке AC/DC, даже дворовую стенгазету про них выпускал, но оскорблённым себя этими перепевками почему-то не почувствовал. Предпочту послушать ещё один подобный альбом от SFU, чем их следующий альбом “13”(2005), который без слёз слушать невозможно.
Идейный спектр коллектива не расширился дальше желания вернуться к формам альбома “True Carnage”, с таким же минимальным вдохновением и отстойным звуком. Барнс и раньше скрывал своей преданной любви к марихуане, а нынче так преподнёс “13” чуть ли не как результат его обдолбанного креатива. Кроме того, он же и продюсировал альбом, так что всплеск потусторонней художественной активности уничтожил надежду на появление убойно звучащего альбома SFU. Да, диск агрессивно-сырой и записывался в спешке, в результате имеем глухомань и по сравнению с остальными альбомами очень тихий уровень. Да, группа после критики подавляюще среднетемпового “Bringer Of Blood” чуть-чуть прибавила кровожадности и газку, но это, с одной стороны, из-за слабого звука не сказалось лучшим образом на общем настроении нового студийника, а с другой стороны, размыло характерный грув SFU. Материал кое-где вытягивается неплохими соляками Свансона, можно зарубиться под “Rest In Peace”,“The Art Of Headhunting” или классическую дэзню в “Shadow Of The Reaper”, но в остальном еле дотягивающий до 36 минут альбом воспринимается посредственно и поспешно. А вот из зловещих и беспощадных риффов в “Deathklaat” и “The Poison Hand” можно было бы сделать весьма аппетитный и смачный дэт-треш с распиливанием зомбарей. В лимитированном издании “13” имеется бонус-диск с живым концертом SFU в Сан-Франциско, записанный ещё в 2002 году. Ладно, осенью 2005 года, в процессе нового гастрольного чёса преданные фэны смогли снова удовлетворить свой аппетит физическими носителями под маркой Six Feet Under. Лейбл Metal Blade выпустил юбилейный коллекционный бокс “A Decade In The Grave”, в котором пытливый дэтстер может отыскать для себя лучшее/новое/редкое из архивов флоридских металлургов. Ценности у этого добра поменьше, чем, например, в боксе Cannibal Corpse “15 Years Spree”, но диски 3 и 4 с раритетами и архаичными демо-записями стоит рассмотреть поближе. На “Rarities” стоит отметить демо, сделанные при подготовке альбомов “Haunted” и “Bringer Of Blood”, а также остаток от сессии “True Carnage” – песня “Burned At The Stake” и две неизданные песни с жирным грувом, видимо не вошедшие в альбом “13” – “A Knife Fight To The Death” и “From Flesh To Bone”. Они, а также четвёртый диск “Leviathan Demos” – лучшая часть этой компиляции. Собирателей редкостей и поклонников Cannibal Corpse/SFU ждёт на нём оба демо проекта Leviathan, записанных Крисом Барнсом в 85-87 годах, записанных, когда ещё Cannibal Corpse не было даже в планах. Весьма интересный исторический аудио-документ с участием кое-кого из Malevolent Creation – первобытно-агрессивный спид-треш-метал. Возможно, кому-то будет по кайфу заполучить и 5-й диск – DVD с видеоклипами и парой концертных нарезок.
Осень 2005 года Крис Барнс посвятил работе с финской группой Torture Killer, остальное время SFU мотались с концертами по двум континентам. И так нагастролировались, что под конец 2006 года устали, отменили все новогодние фестивали в Европе и занялись производством нового студийника “Commandment”(2007). По привычной схеме SFU забронировали пару-тройку недель студийного времени (на этот раз в небольшой флоридской студии Mana) для сочинения в режиме повышенной концентрации новых песен (замечу, не для записи), и потом за две недели наваяли десять новых песен. “Я не думаю, что мы как-то оглядываемся на звучание старого материала, – говорит вокалист. – Это наш следующий альбом, следующий этап развития группы, и я это рассматриваю именно так. Когда мы садимся сочинять новый альбом, то не оглядываемся на прошлое, а стараемся что-то обновить и действительно относимся к каждой записи, словно она первая. Делаем её песню за песней; я наслаждаюсь каждой из них, в противном случае её бы не оказалось на пластинке. Мы не поместим на диск то, что нам самим не нравится”. Все свои вокалы Крис Барнс записывает исключительно в студии The Hit Factory в Майами с продюсером Chris Carroll, и никак иначе. Звучит “Commandment” презентабельнее, чем предыдущее нечто, возможно потому, что инженерил и микшировал альбом Eric Rutan из Morbid Angel. Материал становится интереснее с третьего трека “Zombie Executioner”, когда появляется действительно цепляющий вязкий грув, благодаря которому банда рулит в концертном воплощении, в сочетании с забойными партиями. Угарная пляска смерти в “The Edge Of The Hachet”, разогнавшийся неуправляемый каток “Resurrection Of The Rotten”, тяжёлая дэт-трешевая поступь в “The Evil Eye” и “Ghosts Of The Undead”, традиционная дэтовая атональность в “In A Vacant Grave”, острые соляки, надежда на улучшение и никаких болезненных экспериментов. По словам самого Барнса, продажи новинки по всему миру остались примерно на уровне альбома “13”, так что лейбл был вполне счастлив продолжению сотрудничества.
Следующий студийник “Death Rituals”(2008) появился стабильно спустя год, никто не успел заметить отсутствия группы на рынке. Он пользовался ещё больше благосклонностью, чем предыдущие опусы американского мяс-квартета, и было за что. В музыкальном описании источающей зловоние кишащей и гниющей белковой массы и способов умерщвления появилась даже какая-то эпичность и завершённость (понимаю, насколько это абсурдно звучит). И снова смена микшера; наверняка имя Toby Wright (работал с Sevendust и Korn), вызовет удивление в определённых кругах. Впрочем, неважно как заработанный статус SFU позволяет им не придерживаться моральных привязанностей к тру-культуре. Первый сингл “Seed Of Filth” создаёт ощущение солидности, чётко работающей, мощной метал-машины; имеются приятные сюрпризы в виде массивного вступления с акустическим перебором в бензопильной “Death By Machete”, кавера Motley Crue “Bastards”, читающего на автоответчик устрашающую телегу Игги Попа в “Shot In The Head” и басового допинга в скоростной песне “Into The Crematorium”. Атмосферная интерлюдия “Crossroads To Armageddon” с накуренным Барнсом и синти-битами, конечно, тоже назовём в числе новинок. Игги Поп – отдельная история. Рассказывает фронтмен Барнс: “За последние годы я несколько раз встречался с Игги, и уже давно являюсь его фэном, и его деятельностью в Stooges, и его актёрской карьерой. Крис Кэрролл, наш инженер уже неоднократно с ним работал, так что здесь просто всё совпало и немного сдвинулось с места. Мне давно хотелось, чтобы Игги Поп как-то поучаствовал на нашем альбоме, а он, в свою очередь, не отказался. На последних двух релизах никак не сложилось, а в этот раз получилось. То, что Игги наговорил слова на альбоме, для меня многое значит. И у него чертовски здорово получилось, звучит реально зловеще”. В целом, опять не соглашусь с множеством рецензентов, и назову “Death Rituals” в дискографии SFU планкой выше среднего. Не думаю, что с имевшимся на тот момент довольно долго неизменным составом что-то существенно поменялось в процессе производства песен, но набор новых треков и местный грув показались мне вполне приятственнымы. В диги-пак версию “Death Rituals” вошло три дополнительных концертных трека, мега-восторга не вызывающих, однако.
Никак не обойти внимание и третью, завершающую часть трилогии “Graveyard Classics”, появившуюся в 2010 году. Унизительной процедуре деформации подверглась пачка не самых последних в рок-музыке коллективов, начиная с Anvil и Merciful Fate, и заканчивая Metallica и Slayer. Выбор коллективов не всегда понятен, тем, возможно, и интересен. Но против кавера слейеровской “At Dawn They Sleep” и “Psychotherapy” Ramones ничего не имею. Записывалось всё в левой студии, там же в Тампе, но подача вполне массивная. Приём у публики оказался терпимее, чем в случае с Graveyard classics vol.2”. По крайней мере, по словам Барнса, дерьма в свой адрес на этот раз музыканты услышали гораздо меньше. “Будет ли продолжение”, с содроганием могут спросить некоторые? “Я не знаю, – говорит Барнс. – Если вдруг так сложится, и мы это захотим, то посмотрим. Но я думаю, что мы вряд ли сделаем ещё одну часть. Я бы предпочёл записать какой-нибудь концертный кавер-сюрприз, или что-то в этом роде. Это было бы веселее. Что-то, что мы до этого никогда не делали, понимаете?” Понимаем, конечно.
В конце января 2011 года, сразу после выхода нового DVD “Wake The Night! Live In Germany” бас-гитарист Терри Батлер и барабанщик Грег Гэлл уволились из Six Feet Under. Сначала Грег, а затем и Батлер – он переметнулся в лагерь Obituary, которым в последние годы помогал дружески-сессионно. Комментирует Барнс: “Терри и Грегу стало всё не по кайфу, они чувствовали, что не в состоянии осуществить то, что я очень хотел осуществить на новом альбоме”. В итоге в работе над новым студийным диском Барнсу и Свансону стал помогать гитарист Rob Arnold из группы Chimaira. SFU уже пересекались с Chimaira в 2005 году, во время совместного турне, и уже тогда, по словам Барнса, они обсуждали возможность создания какого-нибудь совместного безумного проекта. Кстати, после этого турне SFU несколько лет практические не гастролировали, отмечаясь большей частью лишь на метальных фестах. “Когда оба коллеги покинули SFU, мы с Робом уже работали над четырьмя песнями для нового альбома. Я уже давно подумывал о том, что изменения в составе назрели. Я уже каждую секунду смотрел вперёд и хотел двинуть группу на следующий уровень. Роб добавил щепотку свежих специй не только в группу, но и в написание песен. Он необычайно талантливый, интеллигентный и сознательный сочинитель и гитарист. Кроме того, я давно чувствовал, что Свансону в каком-то смысле одиноко в качестве единственного гитариста в группе”. В ноябре 2011 года Rob Arnold и басист Matt Devries объявили, что уходят из Chimaira и переходят на полную ставку в Six Feet Under. Впрочем, в 2012 году новому басисту Матту коврижки в Fear Factory показались вкуснее, и его быстро освободившееся место занял рубящий на 7-струнном басу бородач Jeff Hughell из Brain Drill. В записи нового альбома “Undead” ни тот ни другой участия не принимали (первый не успел, второй пришёл позже), а басовые партии записал Арнольд. Барабанить штатно стал Kevin Talley из Daath. Обновлённая шестифутовая компания собрала 21 новый демо-трек; участие в сочинительстве сторонних музыкантов не могло не сказаться положительно на взрыхляющей мозг энергетике нового диска. Быстро, разнообразно…Кстати, в написании песен приняли также участие Jari Laine из Torture Killer и Ben Savage из Whitechapel, а Крис Барнс принял умное решение не продюсировать диск самостоятельно – этим занимались Mark Lewis (Devil Driver Deicide) и Jason Suecof (Whitechapel, Job For A Cowboy). В саунде на этот раз упор был сделан не на увесистость, не на массу ради массы, чтобы внимание не сильно обращалось на примитивность риффов. Наоборот, чтобы все гитарки и аццкие мелодизмы читались, а вся конструкция стремительно, злобно огрызаясь, неслась вперёд, притормаживая на поворотах.
То, что “Undead” местами вообще не напоминает традиционную грувовую манеру SFU, демонстрирует скорострел в открывающем треке “Frozen At The Moment Of Death”. Как раз своим атональным мелодизмом, гитарной игрой и стрёкотом он больше напоминает Cannibal Corpse. C барабанной техникой Кевина в SFU пришли дэтовая техничность и злобный напор – прямая противоположность медлительному, укуренному риффингу большинства альбомов прежнего состава. Тот же трек “Formaldehyde” – ну когда вы в творчестве флоридских шестифутовых трупоедов слышали подобное? Никогда! Предполагаю, что поэтому в актуальных концертных трек-листах SFU вдруг появился ранний хит Cannibal Corpse “Hammer Smashed Face”, -с новым составом он прокатывает в самый раз. Вдохновлённый Крис Барнс не скрывал в интервью своего вновь обретённого энтузиазма, налегая на превосходную степень и похвалы своим новым коллегам и соавторам. Однако, в день выхода “Undead” было неожиданно объявлено о замене Роба Арнольда шведским гитаристом Ola Englund (ex- Feared и Scarpoint). Было обещано, что Роб продолжит участвовать в сочинении будущего материала SFU, но такая быстрая рокировка показалась стремноватой. Что было причиной на этот раз, пока не афишируется. Судя по позициям в различных рок-чартах, в новинке от SFU действительно что-то есть. 5-е место в биллбордовском чарте горячих новинок, 22-е место в Top Hard Music Albums Chart, 30-е место в биллбордовском топе независимых альбомов и даже 183-е место в биллбордовской двухсотке. В iTunes Metal Chart флоридские жухальщики заняли третье место, а у немцев в трендовом чарте Media Control– 40-е место. Новые месячно-мясные продукты в 2012 году были представлены в совместном турне по Америке с Dying Fetus и Revocation (“18 Nights Of Blood Tour”), на летних фестах в Европе, а потом ещё осенью во время американского турне “Fall Tour” с Castle Decapitation/Wretched и в рождественском турне по Германии “Christmas In Hell Tour”.
А затем, как выражается один построссийский ультимативный персонаж, “Херррррак”, и пошла инфа о новой пластинке “Unborn”(2013). Ну, с ней всё просто. Коллективу потребовалось зафиксировать на записи очередное обновление в составе и реализовать идеи, оставшиеся после подготовки альбома “Undead”, ну и добавить кое-какие новые треки. Судя по новинке “Zombie Blood Curse” (www.youtube.com/watch?v=gxeFmLXcXpw), это будет вполне кофеиновый музыкальный материал, ещё на какое-то время зафиксирующий SFU в числе нестареющих культовых коллективов death-metal сцены. Как ни крути, Крис Барнс – фигура знаковая, и призма времени и спорные художественные достижения его коллектива эту знаковость с годами не сильно искажают.
Ян Федяев
Сайт: www.sfu420.com