“Мне кажется, что в музыке нынче много трусости. Я не возражаю, если что-то идёт не так, я просто принимаю ход вещей. Ведь, по сути, это большая возможность. Не хочу оглядываться назад и думать, что мне стоило быть более сдержанной.
Sophie Ellis-Bextor
Её кукольная внешность с обилием макияжа обманчива. Хрупкая англичанка топ-модельных форм отнюдь не так проста и легкомысленна, как может показаться на первый взгляд. И уж конечно, не так гламурна, как старается воплотить это в своём имидже. И дело даже не в оглушительном успехе в самом начале 2000-х, неожиданно свалившемся на её голову с ярко выраженными скулами. Вернее, не в том, какую шумиху и обилие внимания это за собой повлекло.
Исполнительнице Софи Эллис-Бэкстор, в отличие от некоторых её коллег, не свойственно открывать рот там, где ей скажут, и петь то, что хочет её “наставник”. Популярность Бэкстор в России также достойна внимания; похоже, что диско-музыка с ностальгией в качестве обязательного симптома будет на этой части суши всегда востребована. И Мадонну, и Кайли Миноуг и прочих див тут будут слушать до посинения, и то, что Бэкстор, не смотря на “всего тридцатку”, уже среди них, считаю достижением. Представляете, ведь Lady Gaga, Kesha, La Roux и прочие “вдруг откуда ни возьмись”-исполнители тоже скоро станут “классикой”. А если диско побыстрее вместить в рамки корпоратива или кабака, так всенародная любовь будет обеспечена “фанере” до самой пенсии. Собственно, на здоровье! Природных ресурсов в стране хватит на то, чтобы заставить выступить на нефтегазовых и прочих сытых корпоративах всех мега-звёзд в мире вместе взятых.
У жительницы Лондона Софи Эллис-Бэкстор 79 года рождения с самого начала всё было в порядке. Её родители делали на BBC детскую развлекательную передачу “Blue Peter”, предполагаю, что для обычных детей. Софи, будучи ребёнком, сама приняла участие в записи нескольких передач, причём, без указания того, что она дочь Робина Бэкстор и Джанет Эллис. Папик старался привить дочери музыкальный вкус, имел в одной коллекции Beatles, Doors и Pet Shop Boys. Когда девочке исполнилось четыре года, родители развелись. Ну, а потом понеслись школьные годы чудесные, стенгазеты, участие в школьном театре и прочее. “Я всегда любила музыку и с детства танцевала по своей комнате. Но в то время никогда не думала, что этим можно зарабатывать на жизнь”, – говорит Софи. В 16 лет её любовь к Мадонне и Майклу Джексону стала меркнуть на фоне брит-попа. Девица стала активно зависать по соответствующим клубам и тусоваться с единомышленниками. Постепенно певица пошире открыла для себя мир гитарной музыки, очень ей стали нравиться и Pretenders, и Blur с Pulp, и позднее Blondie. “Для меня вхождение в музыку оказалось очень простым, – делится воспоминаниями Софи. – Обычно я каждую пятницу проводила в инди-клубах. Как-то я познакомилась там с парнем, и он сказал, что друг его друга ищет вокалистку для своей группы. И я подумала: “Это должно быть здорово, ведь потом всегда можно будет рассказывать своим детям, что я играла в группе”. Было это в 1997 году, когда Софи вручила кассету с записью своего голоса другу друга по имени Билли Ривис. Он проникся, и так на ровном месте возник инди-поп коллектив “Theaudience”. Это было “правильное” время, когда менеджеры рекорд-компаний действительно ходили по клубам и присматривались к перспективным коллективам. После 8 выступлений у Theaudience уже было на руках 8 предложений, из которых выбрали лучший контракт. “Я как раз закончила мои a-levels, выпустилась и записала альбом, так что всё выглядело просто идеально”.
Софи вносила в сценические выступления одетых в чёрное музыкантов свои гламурненькие яркие элементы, считая, что исполнители, всё-таки, должны быть немного больше, чем жизнь. Пару лет коллектив относительно заметно существовал, выпустил серию синглов, побывавших даже в британском Top-30 (песня “I Know Enough (I Don’t Get Enough)”, 25 место). Параллельно с этим личность Софи быстро стала существовать для шоу-бица отдельно от мух и котлет. Во-первых, её внешние данные с капелькой Одри Хёппберн постепенно продвигали певицу в списках “самых-самых секси в роке”. “Никогда не считала себя красоткой, – кокетничает Софи. – Когда я была подростком, то мальчики мной вообще не интересовались”. Во-вторых, её френч-воман харизма и запоминающийся нежный голос распространяли о себе хорошую славу. В 98 году Софи записала партии вокала на трек “Black Holes For The Young” группы Manic Street Preachers и участвовала в паре других малозаметных проектов. Но это было начало. В конце 98 года “мозг” Theaudience Билли по личным причинам ушёл из коллектива, что автоматически повлекло за собой роспуск группы. Софи оказалась у разбитого корыта с неопределёнными творческими планами.
Полгода ушло у Софи на то, чтобы решиться начать сольную карьеру и взяться за сочинение собственного материала. Её издатель прислал ей как-то инструментальный трек под названием “Groovejet” с EP “Mighty Miami ” итальянского ди-джея Cristiano Spiller и предложил поработать с текстом и вокалом к нему. Идея поначалу не вызвала у Софи никакого энтузиазма, но постепенно у неё начали вырисовываться строки, сложившиеся в знаменитый рефрен “If this ain’t love, why does it feel so good”. Вернее, оригинал Софи начинался с “And so it goes…”, эту строчку продюсер записи заменил на более подходящий хук “If this ain’t love…”. “Я сначала подумала – сделаю что-нибудь миленькое, будет свежо сделать танцевальный трек, – вспоминает певица. – В то время я всё ещё планировала делать традиционный, сонг-ориентированный материал. Софи даже не могла предположить, с каким энтузиазмом танцевальный мир встретит их совместную со Spiller вокальную версию “Groovejet”.
Трек рванул так, что не только занял 1 место в Британии, Австралии и многих других странах по всему миру, но и стал одним из наиболее успешных дэнс-треков 2000 года. Было продано более 2 миллионов копий этого сингла, потащившего за собой кучу наград, дополнительных ремиксов и переизданий. Спустя десять лет трек признали самым “закрученным” по радио. Песня “Groovejet” даже стала причиной злобного шипения со стороны Виктории Бекхем, которая после распада Spice Girls как раз за неделю до этого выпустила сольный сингл “Out of Your Mind”. Всего считанные дни он провёл на первом месте в хит-параде Британии, пока не появилась потрясающе воздушная и летняя песня “Groovejet”.
О голосе/специфическом британском произношении Софи и её винтажной внешности заговорили все и сразу, поэтому появление нового материала с её участием было лишь вопросом времени. В том же году англичанка вплотную занялась построением дальнейшей карьеры. По следам “дэнсового” успеха певица решила сделать совершенно верную ставку на утончённую синтетическую диско-поп музыку со слабо привязанным оттенком-ретро. Возможно, поэтому лидирующим синглом дебютника Софи стал кавер песни Шер 1979 года “Take Me Home”, выстреливший в августе 2001 года и преподавший публике новый диско-урок. Он, а также ещё один неоспоримый пост-диско мега-хит того времени “Murder On The Dancefloor” обеспечили сольному первенцу Софи под названием “Read My Lips”(2001) просто чумовой успех. Об сингла и сам альбом заняли вторые места в Англии. По следам “Groovejet” песня “Murder On The Dancefloor” стала наиболее часто ротируемой в эфире песней за 2002 год. Альбом “Read My Lips” является куда более продвинутой поп-записью в отличие от банальных одноразовых хэппи-диско смузис для приятного времяпрепровождения. Собственно, танцульки, может, и характеризуют ту или иную черту характера Софи, но её не-танцевальные треки дают другую перспективу.
Оставив в стороне текстовую часть материала, отметим дарк-грув и шлёпающий бит в синти-поп треке со “Lover”, “Move The Mountine” с хеви-синтами и катящейся басовой линией, не самые мэйнстримовые продюсерские пульсирующие эксперименты в “Sparkle” и “The Universe Is You”, мрачную меланхолию в “Leave The Others Alone”. Добавим пару других пёстрых танцевальных номеров: “Music Gets The Best Of Me” и ещё один успешный сингл “Get Over You” (как же можно забыть это айяйяйяй-вступление!). Наконец, ту породистую утончённость, которая ощутимо присутствует в большинстве песен Софи, на стыке гламура, гротеска, ретро-диско и индивидуального шарма. “Это действительно было замечательное время, – вспоминает певица. – Всё шло отлично, я встречала новых, фантастических людей, и со многими из них я работаю до сих пор. Думаю, это ещё был этап в моей жизни, когда я открывала в себе именно того артиста, которым хотела быть”.
Новые песни Софи обкатывала в двухгодичных гастролях по Британии и континентальной Европе, завершившихся за полгода до появления второго студийного альбома Бэкстор “Shoot From The Hip”(2003). Она записывала его в перерывах между гастролями и церемониями вручения многочисленных наград. В то время в жизни Софи, резко наполнившейся массой событий, случались не самые ободряющие изменения: расставание с Энди Бойдом, менеджером и бойфрендом в одном лице, превращение в блондинку и прочее. Появление “Shoot From The Hip” сопровождалось выпуском вполне содержательного DVD под названием “Watch My Lips”, законсервировавшего концерт Софи в Британии, некоторые подробности прошедшего турне, все клипы, интервью и прочие экстра-штуки. Релиз, конечно, поддержал интерес публики к исполнительнице, но не настолько хорошо, как ожидалось. Треки “Mixed Up The World” и “I Won’t Change You” попали в британскую десятку топовых синглов; присутствовало на диске ещё несколько потенциально долгоиграющих песен (“Another Day”, “I Won’t Dance With You”, “Party In My Head”). Но все дальнейшие планы по выпуску синглов были заморожены. По сравнению с кучей “платин” и “золота”, которые получил первый альбом, “Shoot From The Hip” пошёл с трудом и заработал всего одно “золото” в родной стране. Важной причиной этого, помимо общей дезориентации пластинки и полного отсутствия ВАУ-фактора, стал отказ певицы от гастролей из-за “неожиданно” возникшей беременности.
Дело обстояло так. Сессионным музыкантом в группе Софи подрабатывал некий рыжий бас-гитарист Ричард Джонс. Рассказывает виновница событий: “Он играл в группе пару лет, ещё до того, как мы стали с ним встречаться. Я всегда с ним хорошо ладила, но у меня никогда не возникало к нему никаких романтических чувств. Я была с кем-то, он был с кем-то, мы просто работали вместе. И вот, где-то начиная с третьего турне, мы стали чаще зависать вместе, и в какой-то момент я подумала: “Минуточку, а ведь он действительно классный парень!” И вот, когда я стала свободной от прежних отношений, мы стали ходить на свидания и делали это очень незаметно, чтобы не вызвать различных разговор вокруг. А потом, примерно через месяц выяснили, что у нас будет ребёнок, и тогда уже всем быстро об этом рассказали!”. Первенец Софи Sonny появился на свет в апреле 2004 года преждевременно, с помощью кесарева сечения, и в дальнейшем не раз подкидывал родителям повод для волнений за его здоровье. Софи однозначно решила взять серьёзный тайм-аут от музыкальной жизни, и вряд ли она сильно парилась по поводу скоромного успеха “Shoot From The Hip”. В 2005 году Софи и Ричард связали себя законными узами брака, так что момент становления семейного фундамента потребовал своего времени. До возникновения разговоров о новом студийном творении диско-дамы, в природе появилось всего два студийных трека с участием Софи – довольно приличная dancefloor-песня “Circles (Just My Good Time)” для сингла Busface, где госпожа Бэкстор именуется “Mademoiselle E.B.”, и трек “Dear Jimmy” для компиляции Popjustice. Обе работы не имели существенного успеха в хит-парадах, – народ больше интересовала способность Софи вновь громко заявить о себе. Она смогла.
В мае 2007 года, после ряда информационных впрыскиваний по поводу содержания записи появился диск “Trip The Light Fantastic”, подтвердив склонность Софи иметь семь пятниц на неделе. И трек-лист оказался другой, и записанные дуэты куда-то подевались, и на обложке обещала не появляться, и прочее. Ладно, всё это мелочи. “Trip The Light Fantastic” можно сравнить с бутылкой шампанского, только что хлопнувшей пробкой. Мощный заряд позитива, танцевальности, лёгкости и стремления to have fun, самый динамичный её продукт, в котором махровую стилизацию под ретро-диско заменили на nu-disco,искрящийся электро-поп и модерновый урбан-динамизм в духе последних релизов Pet Shop Boys. Не в последнюю очередь – сами песни, запоминающиеся без условностей, легко вливающиеся тебе в душу и открывающие поры повседневности. Оба ведущих сингла “Me And My Imagination” и “Catch You”, несомненно, демонстрируют повысившийся класс материала и подачи голоса, а великолепные “New York City Light”, “If I Can’t Dance” и оптимистичный диско-апофеоз “Only One” добавляют разнообразия и вдохновения альбому и живучести танцевальному жанру в целом. Пару бонусов c британской версии тоже пригодятся.
В июне 2007 году Софи появилась на публике в Англии и Ирландии в рамках мирового турне Джорджа Майкла “25 Live”, после чего в августе 2007 отказалась от своего собственного британского хэдлайн-турне в пользу участия в качестве “специального гостя” в европейской части мирового турне Take That. Мажорные мальчики стригли капустку, а Софи пообещала куче людей, купивших билеты на её концерты, что лишь переносит концерты и обязательно проведёт турне весной 2008 году. Мол, вы увидите такое турне, что круче только яйца. Потом гастроли были перенесены ещё пару раз до осени 2008, и в итоге, так и не случились, причём певица категорически отказывается это обсуждать в интервью. Мировое турне Софи также не состоялось. Спрашиваю – вернули ли людям деньги за билеты? Или всё ушло на новый контейнер с пудрой, губной помадой и тушью или на новых трансформеров с бакуганами для сынишки? Совершенно неожиданным для певицы оказалась востребованность её новой пластинки в России, куда Софи, по её же словам, летала на разные мероприятия раз восемь точно. Уверен, подзаработала. В наглухо пиратской стране новинка от Бэкстор получила “золото” и третье место в национальном хит-параде. Ок, кто его составляет, – тема склизкая, но сам факт любопытен. Певицу занесло даже во Владивосток: “Это было самое странное путешествие в моей жизни. Я провела во Владивостоке буквально 24 часа, что в принципе, чуть больше того, сколько занимает сама дорога туда”.
После того, как “Trip The Light Fantastic” был основательно раскручен и обласкан критиками и публикой в разных странах, в 2008 году закурсировали слухи о желании Бэкстор собрать компиляцию лучших треков на одном диске и дополнить его бонус-дисками с лучшими ремиксами и всеми клипами. Неплохая получилась бы корзинка для бабушки; аудиофилам и поклонникам хрупкой британки с идеальным макияжем есть, что поискать на её синглах и промо-винилах. Софи даже стала записывать несколько новых треков, чтобы лучше пилотировать первый в своей карьере “Best Of”. Однако в процессе студийных работ в её прелестной головке снова что-то щёлкнуло, и планы радикально поменялись. Весной 2008 года госпожа Бэкстор обмолвилась, что сначала выпустит ещё одну студийную пластинку, поскольку сочинение нового материала идёт в высшей степени продуктивно. Затем, певица второй раз забеременела и, её второй сын Kit так же, как и первый, преждевременно появился на свет в феврале 2009 года. Всё обошлось, мама счастлива и до сих пор замахивается ещё на парочку отпрысков. Софи быстро пришла в форму и продолжила запись новых треков и выступления. В 2010 году она поддержала британские гастроли Pet Shop Boys, чьи первые пластинки слушала в детстве.
Есть у Софи и другая жизнь по ту сторону соло-карьеры. Помимо участия в благотворительных компаниях по защите прав детей и животных, сохранении электроэнергии, лёгкого флирта с миром кинематографа и других проектов, певица в 2008 году приняла предложение стать лицом косметической компании Rimmel. Такая фанатка макияжа, как Софи, не могла отказаться. “Честно говоря, я была немного ошарашена, получив предложение от целого косметического брэнда. У меня нестандартная внешность, и я никогда не чувствовал себя одной из тех красавиц с обложек. Так что думаю, это определённый триумф для девушек со специфической внешностью”. Был у Софи с мужем и собственный ночной клуб “Modern Life” в Лондоне. “Увы, мы больше им не занимаемся, поскольку стало очень сложно совмещать материнство и всё остальное. Пару лет я и Ричард ди-джеили там, но нынче мы бываем по клубам только на правах гостей, на специальных вечеринках, или играем для друзей. Ди-джейство просто даёт возможность поиграть твои любимые пластинник на полной громкости!”
Свежий материал в виде самостоятельного диска дожидался выхода в свет почти год. По первым просачивавшимся трекам можно было говорить о том, что певица ещё не натанцевалась, – аплифт в разнообразных формах. В течение 2008-2010 годов публика получила несколько новых цифровых треков, включая концертный миньон “iTunes Live In London”(2009), которые затем оказались в трек-листе нового альбома “Make A Scene”(2011). С его названием певица долго определялась: сначала все думали, что это будет “Straight to The Heart”, но в начале 2011 года Софи тиснула окончательную версию названия в своём блоге в фэйсбуке. “Столь длительный перерыв между альбомами не планировался, – признаётся певица. – Так получилось. Он был готов ещё в начале 2010 года, а первый сингл вышел осенью. После этого процесс стал каким-то неустойчивым. Честно говоря, я бы хотела его ускорить, но последние 10 лет у меня всё так складывается”. С другой стороны, такая задержка дала возможность Софи поработать с разными авторами, и новый альбом добавил себе несколько новых граней.
Сингл “Bittersweet” отлично демонстрирует актуальный стиль Софи и идеально подходит её сценической амбициозности. Кстати, би-сайдом к синглу является итало-диско трек “Sophia Loren”, записанный в поддержку рекламной компании Rimmel. Ещё в ноябре 2008 года он должен был стать отдельным синглом, но задумка так и не материализовалась. Софи комментирует: “Не знаю, могу ли я считать себя человеком, который хорош в предсказании трендов. Я просто знаю, что я предпочитаю, и держусь за это. С одной стороны, я натура, живущая привычками, а с другой стороны страстно отношусь к вещам, которые мне нравятся. Забавно, но песни, которые мне нравились в четырёхлетнем возрасте, нравятся мне до сих пор. В моём гардеробе есть вещи, которые я покупала, когда мне было 18 лет, и сегодня я с удовольствием ношу подобное”. В “Dial My Number” движущей силой, например, является electro, трек “Not Giving Up On Love” создан при поддержке Армина Ван Буурена, и Софи волшебно звучит посреди притрансованного звукового ландшафта, в оригинале, а не в ремиксе. Впрочем, с одинаковым успехом рекомендую имеющиеся на голландских коммерческих синглах ремиксы этой песни производства Glenn Morrison, Micha Daniels, Jorn Van Deynhov и других. Записанный с Freemasons трек “Heartbreak (Make Me Dancer)” – классический диско-гимн марки Бэкстор, тюнингованный под период “Murder On The Dancefloor”. Французский евро-дэнс “Can’t Fight This Feeling” певице помог собрать ди-джей Junior Caldera ещё в 2009 году, хотя французик поспешил опубликовать песню под своим именем в феврале 2010. Ещё одним ласкающим слух треком является а-ля 80-е диско-номер “Starlight” с грустной мелодией и большим потенциалом для создания ремиксов. По словам Бэкстор, это наиболее танцевальный из всех её альбомов. Всего пару композиций на новом диске можно назвать условно медленными – невнятную, размазанную “Cut Straight To The Heart” и лирически-виниловую”Synchronised”. В общем и целом Софи снова соорудила альбом, который сложно назвать тотально модным. И в этом его прелесть и нестареющая универсальность. Впрочем, время покажет. В России диск дотянул до 12 места.
“Мне нравится осознание неизвестности за углом, – признаётся певица. – Так что у меня нет никаких особых планов, только делать то, что у меня лучше всего получается. У меня нет ничего такого, что можно было бы назвать карьерной структурой, и я не думаю, что смогла бы хорошо работать, если бы такая структура имелась”. О чём пока можно с уверенностью говорить, это о том, что в этом июне у Софи стартует саппорт-турне с Erasure, а в сентябре она выступит в Бейруте в рамках фестиваля Mix FM Summer. Конечно, если к тому времени там чего-нибудь не рванёт, и Софи не решиться сыграть с судьбой в поддавки. С относительной уверенностью можно погадать, к какой же музыке обратится Софи на своём будущем альбоме, который она начала сочинять сразу после завершения “Make A Scene”. Не смотря на её комфортное пребывание в дэнсфлор-мире, певица неоднократно подчёркивала, что хочет попробовать что-то новенькое. “Я действительно хочу попробовать что-то другое и дать моему голосу другие опции. Думаю, я готова к переменам”. Тут разброс мыслей может быть от брит-поп-рока и трип-хопа до транса и хауса. Впрочем, так же часто она упоминает и о своём непостоянстве. Серьёзнее об этом стоит говорить после завершения всех запланированных гастролей, во-первых, а во-вторых, что-то мне подсказывает, что “Best-Of” пластинка всё-таки появится раньше, скорее всего вместе с парой неизданных треков.
Ян Федяев
Сайт: www.sophieellisbextor.net