rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Spiritual Beggars. part 1


“Я никогда не искал признания в том, чем я когда-либо занимался, поскольку всегда играл в своё удовольствие. Вы должны любить то, что вы делаете. Мы не пытаемся сделать со Spiritual Beggars карьеру, это абсолютная правда. И это даёт нам много свобод”.
M.Amott.

Забавно, что из такой экстремальной, успешной и многократно цитируемой группы, как Carcass, в итоге возникло два олдскульных стоун-роковых коллектива. Совсем неамбициозных, с разной судьбой и бюджетами, каждому, извините, своё. Плюс сами Carcass на финальной стадии своей деятельности в середине 90-х не гнушались стоун-роком и разными американскими штучками. Кому-то это пошло на пользу, для кого-то – оставшиеся позади, до сих пор тлеющие руины. О Firebird Била Стира мы уже рассказывали на страницах Специального радио – www.specialradio.ru/essay/?id=9. А вот о детище гитариста Майка Эмотта, шведского засланного казачка, первого сбежавшего из британской формации Carcass, читайте ниже.

Всё моё

Покинув Carcass на самом коммерческом пике, а именно после выпуска альбома “Heartwork” в 1993 году, гитарист Майк Эмотт недолго сидел без дела и в конце 93 года в шведском городе Хальмштадт уже сколотил первый состав Spiritual Beggars. По другой версии, проект существовал в качестве группы выходного дня ещё с 92 года. “После ухода из Carcass Spiritual Beggars стал моей основной группой на ближайшую пару лет, – рассказывает Майк. – Я никогда не планировал того, что стало потом, просто решил для себя, что раз уж ушёл из Carcass, то не впишусь во что-то похожее. Решил заняться другой музыкой, поскольку являюсь большим поклонником традиционного рока, раннего хеви и рока 70-х, всего того, что обычно и называют классическим или винтажным роком. То, что я этим занялся позднее связано с тем, что сначала я слушал Slayer, и только потом UFO. Тогда я полностью упустил момент и решил вернуться в обратном направлении. Когда я начал серьёзно увлекаться музыкой в 82 году, то начинал с панк-рока, хардкора, треш/дэт-металла, и когда стал играть в Carcass, стал больше интересоваться первоисточниками хард-рока и металла.

Не сильно парились

Я любил Black Sabbath, но потом кто-то дал мне кассеты с Cactus и Captain Beyond, что открыло мне сознание. Понятия не имел, что существует такая сцена вообще, такой ценный музыкальный клад. Вскоре я этим загорелся и сказал себе: “Вот то, чем я хочу заниматься!”. И занялся, чего скрывать. К работе в свежем проекте он привлёк барабанщика Ludwig Witt и вокалиста/басиста Christian Sjostrand с погонялом Spice, бывшего участника Aeon. Будучи довольно известной личностью в метальных кругах (благодаря участию в Carcass и Carnage), Эмотт быстро нашёл первого издателя в лице шведского лейбла Wrong Again Records, согласившегося выпустить в 94 году одноимённый дебют Spiritual Beggars. Тесто тоненько раскатывать не буду, скажу сразу, что в 2002 году дебютный ЕР шведов был переиздан фирмой Regain с четырьмя дополнительными песнями (они же японские бонус-треки) и обрёл формат лонгплея. В таком виде он, однозначно, привлекательнее, хоть коллекционеры и трясутся над первопрессом производства Wrong Again Records.

Покурили

Итак, дебют. Музло – не самое ожидаемое от шведского коллектива: вязкий олдскульный микс 70-х из Джими Хендрикса, Black Sabbath, Deep Purple, Mountain, архивного Alice Cooper, с типичным грувовым оттягом, джемовым настроением, психоделией и лёгким джазовым оттенком в драмминге. И хотя на “Spiritual Beggars” риффинг Эмотта не отличается чем-то убойным и выдающимся, новый проект позволил ему раскрыть себя и в качестве разнопланового соло-гитариста и дал простор для эмоционального выплеска. На мой неискушённый взгляд, материал на диске достаточно однородный, и должен хорошо качать на живых концертах.

Светить всегда и везде

В некоторых риффах, например, в “Pelekas”, “Blind Montain” и “If This Is All” слышны параллели с материалом Carcass периода альбома “Swansong” и Blaсkstar. С большой разницей в манере игре Людвига Витта и Кена Оуэна, разумеется. Как сказал один из героев третьей части киноэпопеи “Resident Evil”, какой сочненький попался! Это и про “Under Silence”, и про “If You Should Leave”, сдобренные хард-роковыми соляками, хриплым, совсем не изысканным вокалом Спайса и неотразимым грувом. Девятиминутный джем “Magnificent Obsession” с меланхоличными отступлениями – для любителей жанра.

Олдовый угар

Кроме некоторых концертов в Скандинавии и сторонней деятельности Майка и Людвига, 95-й год ничем особенным в биографии шведского стоун-рок коллектива ничем особенным не отмечен. Кроме того обстоятельства, что в феврале и марте 95 года в небезызвестной студии Berno в Мальмё трио уже записало программу следующей пластинки. Да вот незадача, – лейбл Wrong Again не удержался на поверхности рынка, и, пуская не очень большие пузыри, затонул. Так что готовому альбому пришлось долго вялиться в столе. Первоначально предполагалось, что новый альбом “Another Way To Shine”(96) выйдет на другом шведском лейбле Megarock Records, но в результате делами Spiritual Beggars занялась компания Music For Nation. В 1996 году Майку было некогда скучать. Сначала с братом Кристофером он поставил на ноги мелодик-дэт-метальную группу Arch Enemy, выпустив дебютный альбом.

Астральные мантры

А затем последовал и релиз “Another Way To Shine”. Машина времени, правда, даёт в случае с этим релизом сбой, поскольку в трек-листе “Another Way To Shine” имеются три песни, оказавшиеся на позднем переиздании дебюта “Spiritual Beggars”. Ну, издатель новый, сами понимаете, покрупнее, всё-таки выпускал на тот момент Paradise Lost , Anathema, Candlemass и Cradle Of Filth. Либо студийные мастер-диски принадлежали группе, либо новый лейбл выкупил все права у Wrong Again. А поскольку переизданием дебюта спустя годы снова занималась новая компания, то на целостность остальных релизов никто внимания не обращал…или не собирался этого делать вообще. Это, право, не суть, у фэнов всё равно есть и то и другое. Что касается переиздания “Another Way To Shine” через десять лет, то в него добавили демо-версию песни из будущего “Broken Morning”, датируемую 1996 годом и реализованную в студийной версии пару лет спустя.

О качестве материала говорит тот факт, что альбом был номинирован на шведскую премию Grammy. Энергетика здесь представлена в более сконцентрированной форме, добавились новые аранжировочные мелочи. В любом случае, диск продемонстрировал, что Майк быстро освоился на новых территориях и ему не чуждо наследие Trouble. Черпак дёгтя с моей стороны – раздражающая тягомотина песен вроде “Nowhere To Go” с искажённым вокалом и “Past The Sound Of Whispers”. Они сбивают с трудом набранные в начале пластинки обороты и через несколько прослушиваний просто выбешивают. Ведь незадолго до своего краха, Music For Nations поверили в потенциал Spiritual Beggars и инициировали запись третьего альбома “Mantra III”(98). Она то и доказала, что группа может давать отличного байкер-стоун-рока! После неё первые два релиза шведов кажутся ленивой пивной самодеятельностью, хотя и считаются знатными стоун-роковыми пластинками из Швеции. На “Mantra III” музыка Spiritual Beggars приобрела дух южного американского рока 70-х (Lynyrd Skynard), с одной стороны, и условную метальную жёсткость и повторяемость риффов, с другой стороны. Это накачало новые треки шведов мощью и солидностью. Более того, в некоторых треках появилась запоминаемость: песня “Euphoria” недаром появилась на нескольких журнальных компиляциях-приложениях.

JB собственной персоной

Характерные ретро-синтезаторы в исполнении Per Wiberg, медвежий рокерский вокал Спайса и гитары вдруг сплотились и начали качать. Людвиг частично избавил слушателя от вяжущего и утомляющего со временем грува, и добавил ровных ритмов с чёткой печатью. “Monster Astronauts”, “Bad Karma”, “Homage To The Betrayed” и “Sad Queen Boogie” – материал для качественного угара. В “Cosmic Romance” даже приподнимается бровь – нифига себе перцы устроили стоун-бугивуги! Любители джем-рока, возможно, лишись своего кайфа (хотя у них есть “Mushrooms Tea Girl” и “Send Me A Smile”), зато поклонники “метального” Эмотта теперь могли найти на “Mantra III” пару приятных вещей. С этого диска Spiritual Beggars действительно стали хороши и широкоформатны. Вот этим первопрессом сам горжусь. Позднее альбом был переиздан с тремя бонус-треками – сомнительной важности альтернативной версией “Euphoria” и песнями поважнее: жёстко-блюзовой “The Band Is Playing” и грязной, серьёзно настроенной “Redwood Blues”. Можно до кучи упомянуть и десятидюймовый винил “Violet Karma”(98) с неизданными на тот момент треками “Euphoria” (Alternative Version) и “If You Should Leave”, а также удлинённой джемовой версией “Mushroom Tea Gir”.

В огне

С новым альбомом шведы удачно прокатились по Европе, в том числе разогревая Fu Manchu. В 1999 году шведы предоставили кавер-версию Trouble “Mr.White” для соответствующего трибьютного издания. Эмотт вовсю зажигал с Arch Enemy, драммер Витт в 2000 году скооперировался с бывшим каркасовцем Билом Стиром и Лео из Cathedral – они основали хиппи-стоун-роковую группу Firebird. А вокалист Спайс записал новый альбом с группой The Mushroom River Band. Клавишник Пер Виберг был принят в штат и плавно оказался на обложке следующей пластинки Spiritual Beggars “Ad Astra”(2000), продемонстрировавшей ещё более впечатляющий stone/southern rock, самоуверенный и самодостаточный. Агрессивно хард-роковые, с чувством прокаченные и грохочущие треки с запильными олдовыми клавишными и гитарами: “Left Brain Ambassadors”, “Save Your Soul”, “Angel Of Betrayal”, “On Dark Rivers” и другие содержат понемногу от Deep Purple, Kyuss и даже, как мне показалось, The Doors (“Per Aspera Ad Astra”).

Демоны! Живьём брать!

Их никак не назовёшь монотонными и унылыми, наоборот, грязный драйв, тяга вперёд, всё такое хромированное и с полными баками. Даже обкуренный медляк “Mantra” вдруг набирает веса и начинает под занавес программы серьёзно джемовать. Разные версии “Ad Astra” содержат один-два бонуса – это песни “Let The Magic Talk” и “It’s Over”. Балладу “It’s Over” ещё можно найти на коллекционном одноимённом сплите с Grand Magus, вышедшем на постороннем лейбле в 2001 году. Увы, Спайс далеко после этой дозаправки не уехал и в 2001 году покинул коллектив, предпочтя полную занятость в The Mushroom River Band. Полагаю, история пованивает, поскольку отдельные личности из Spiritual Beggars с ним с тех пор так и не общаются.

Худо, конечно, но так бывает. После ухода Спайса, ещё и басившего, состав Spiritual Beggars обновился на две персоны. Басил теперь Roger Nilsson из The Quill, а за ответственную роль вокалиста взялся вокалист всё тех же Grand Magus Janne Christoffersson, в простонародье JB. “У него классный голос, – говорит Майк. – Он из Стокгольма, я его впервые встретил там в 2000 году, во время гастролей Spiritual Beggars. Затем он отправил мне демо своей группы, и меня впечатлил его вокал. А когда мы чуть позднее взялись за поиски нового певца, я вспомнил о нём и позвонил. И всё сразу сложилось, он настоящая находка для группы!” Янне привнёс в новый диск “On Fire”(2002) сексуальную волну Whitesnake и желаемую гибкость, что идеально вписалось в современный вариант американского стоун/южного рока, пропагандируемого шведами. Разительных стилистических перемен никто не ожидал, поскольку Эмотт строго контролировал этот болезненный для некоторых вопрос. Видимо, поэтому в Spiritual Beggars никогда не было второго штатного гитариста. Тем не менее, “On Fire” динамически и мелодически большей частью представляет собой именно классический рок-релиз. Гитарной массы прибавилось по сравнению с винтажными клавишными, а нахрапистость “Ad Astra” уступила место более изысканным классическим формам в “Street Fighting Saviours”, “Killing Time”, “Beneath The Skin” и “Fool’s Gold” с великолепным меланхоличным припевам. И вообще на этом альбоме нет песен, которые бы захотелось убрать из трек-листа. Даже оба джапанских бонуса “Burden Of Dreams” и “Blood Of The Sun”, смотрящих, скорее, назад, чем вперёд. Весной 2003 года коллектив стал участником европейских гастролей вместе с Dozer, Spiritu и Clutch, с последними шведы поехали вкусить народной любви в Японию. Затем участники коллектива снова разбежались по своим основным коллективам-работодателям и собрались в известной студии Fredman только в июле 2004 года.

Не прошло и полгода

На тот момент у Spiritual Beggars завёлся новый мультиальбомный контракт с InsideOut Music, а на басу стал играть музыкант из Arch Enemy Sharlee D’Angelo. В музыкальном отношении “Demons”(2005) создавался по тому же принципу, что и “On Fire”: материал строился максимально гармонично вокруг вокальных возможностей JB, хард-роковые мелодии и конструкции превалируют, мелькают терциевые расклады и грубые стоун-роковые риффы. Рассказывает басист Чарли: “Запись заняла у нас всего десять дней, и мы в восторге от результатов. С самого начала было решено записывать на аналоговую ленту. Знаете, мы большие любители звучания, которое было у групп в 70-х годах. Т.е. вполне физический и “тёплый” саунд. Мы олдскульные парни, и не высокого мнения о Pro Tools, Cubase и прочем дерьме. Они делают музыку холодной и лишают эмоций. Знаете, copy/paste и компьютер для сочинения музыки – это не наш путь”. Для Spiritual Beggars это, пожалуй, самый традиционный хард-роковый альбом из всех. Конечно, его можно препарировать; у вещей “Salt In Your Wounds”, “One Man Army” или “Treading Water” явно не хипповый колор, имеются и очень спортивные треки типа “Throwing Your Life Away”, “Elusive” и “Dying Every Day” или дум-роковые “In My Blood” и “Through The Halls”. Но вот этот неизменный хаммонд и рок-н-ролльная энергетика, переваливающая в 80-е, объединяют их в цельный, разнообразный классический рок-альбом. Обращают на себя внимание соляки Эмотта, чаще всего сыгранные в той же манере, что и в Arch Enemy.
Альбом “Demons” пришлось пересводить в январе 2005 года в студии Slaughterhouse, через несколько месяцев после якобы финального микса, – боссу что-то не понравилось.

Скучали?

Пластинка сначала вышла в Японии в марте 2005, поскольку коллектив уже давно связывали тёплые отношения и с местными издателями, и с публикой. Чтобы расшевелить её покупательскую способность, японский “Demons” с маской местного демона вышел в двухдисковом варианте с концертной бонус-программой, которая была записана ещё во время японских гастролей 2003 года ещё со старым бас-гитаристом, но уже с новым вокалером, так что интересно послушать, как JB интонирует старые треки группы, вроде “Monster Astronauts” или “Blind Mountain”. А в мае Spiritual Beggars снова стояли на японской земле, приехав разогревом Dio. Можно было ставить в своей биографии жирную галочку! Стоит отметить, что с “Demons” группа выступала крайне мало – только эти три концерта с Dio и одно хэдлайн-шоу в Лондоне. Занятость музыкантов в других проектах быстро закрыла эту тему. Для создания определённой видимости деятельности коллектива и компенсации за отсутствие, в 2005 году, уже после появления европейского релиза “Demons” на свет вылупился DVD “Live Fire”, снятый ещё два года назад в лондонском клубе Mean Fiddler.

Полетели годы. C тех пор Arch Enemy и Opeth превратились в туровых и студийных монстров, поэтому Майк Эмотт и Пер Виберг могли даже не дёргаться в сторону Spiritual Beggars. “Кроме того, у меня не было достаточно хорошего материала, – признаётся Эмотт. – Я думаю, если у тебя нет достаточно хороших песен, ты не должен всякий раз что-то записывать. Мне очень не хотелось принимать в этом отношении полумеры, хотелось сделать что-то действительно хорошее, крепкое”. А потом пришлось и нового вокалиста искать. “JB захотел больше внимания уделять Grand Magus, и это решение мы целиком и полностью приняли, – рассказывает клавишник Пер Виберг. – Он с Grand Magus подписал контракт с Roadrunner Records, из-за чего ему пришлось гораздо больше бывать в дороге, чем раньше. У нас до сих пор отличные дружеские отношения, и нет никаких негативных эмоций по поводу его ухода”. Свою роль сыграл и затянувшийся процесс совмещения расписаний участников Spiritual Beggars. “Из-за этого образовался такой перерыв между альбомами, – дополняет коллегу бывший каркасовец. – JB всегда был за то, чтобы записать новый альбом. Но, когда мы, наконец, нашли на это время, он был настолько занят в Grand Magus, что нам стало ясно, что ему лучше сконцентрироваться на одной группе”. В результате, в начале 2010 года Spiritual Beggars оказались без вокалиста, без лейбла, без менеджмента и вообще без какой-либо поддержки со стороны, знающей, что группа собралась что-то записывать. Ну, ещё бы лет десять подождали… Ладно, всё недостающее было быстро восстановлено, не будем забывать о том, что Майк Эмотт – чувак не самый последний на мировой метал-сцене.

Японские каникулы

Замена нашлась в лице Apollo Papathanasio, вокалиста павер-метальной команды Firewind, собранной когда-то виртуозным гитаристом Gus. G. После того, как его задействовали в коллектив Оззи Осборна, Аполло остался с большим количеством свободного времени на руках, и принял предложение Spiritual Beggars с большим удовольствием. “Я знаю Аполло уже несколько лет, он живёт буквально за углом от меня и уже как-то раз записывал бэк-вокалы для Arch Enemy, – говорит Майк. – Он нам идеально подходит, поскольку мы и дружим, и он сам по себе хороший, очень эмоциональный певец нашего возраста. Кроме того, на него оказали влияние 70-80-е, также как и на нас”. По словам гитариста, ему прежде сильно не хватало возможности поджемовать в процессе сочинения нового материала, поскольку JB жил далековато от всех остальных музыкантов и не мог спонтанно приехать поработать над песней. С Аполло другая история – он сам по себе не дурак поимпровизировать, живёт рядом и практически сразу принял участие в сочинении вокальных линий для альбома “Return To Zero”(2010). Я бы лично охарактеризовал “Return To Zero” как комбинацию Whitesnake, Deep Purple и Black Sabbath времён “Heaven And Hell” c некоторой примесью металла и блюза (впрочем, блюз в указанные коллективы и так первоначально зашит). Вот вам “The Chaos Of Rebirth” – почти метальный трек. С метальной подачей открывается “A New Dawn Rising”, для Оззика хорошо бы подошли треки “Star Born” и “Dead Weight” с налётом модерн-рока, “Road Less Travelled” – классическая пиано-рок баллада, никак не напоминающая, о Spiritual Beggars времён “Mantra III”. Легла на сердце ведущая тема в полуакустической “Spirit Of The Wind” с совершенно уникальным по отношению к остальным песням характером. В качестве японского бонуса фигурирует вполне выразительный кавер Uriah Heep “Time To Live”. Общий саунд разительно отличается от всего, что шведы записывали раньше: модерновые барабаны, гитары поплотнее, яркий вокал, в целом на пользу читабельности. Кстати, вокалистка Arch Enemy Анжела Госсоу написала текст для одной из песен “Return To Zero”, которая по признанию Майка осталась у него ещё со времён альбома “Demons”.

Подождём

Группа постаралась заявить о себе и о новом альбоме непродолжительной серией европейских концертов, включая Грецию, где гостила уже в третий раз. А в октябре 2010 года приняла участие в японском фестивале Loud Park; это выступление записывалось и через год воплотилось в получасовой концертный альбом “Return To Live: Loud Park 2010″(2011). Потратится на такое только большой поклонник. И вроде не так давно это было. Откровенничает господин Эмотт: „В этой группе мы не чувствуем себя привязанными к чему-либо. Мы играем в ней для души, поэтому время ожидания между альбомами может оказаться продолжительным. Но надеюсь, что в будущем у нас будет оставаться больше времени на Spiritual Beggars“. Официальный сайт группы (http://home.swipnet.se) последний раз апдейтился в 2001 году, с тех пор руки так и не доходят. Чтобы лишний раз не вселять надежды и ничего не обещать.

ЧАСТЬ 2 >>>

Ян Федяев


 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.

Скопировано!