Уж если какую группу и можно безо всякого стеснения назвать “классическими дизайнерами” техничного нью-йоркского death-metal и вдохновителями в той или иной степени половины существующей брутальной сцены в мире, то это американских пионеров-дэтстеров Suffocation. Ну, мало их было на тот момент – музыкальных коллективов (не только в насквозь хардкоровом Нью-Йорке, но и вообще в мире), столь виртуозно, гладко и безудержно воплотивших идеи, до сих пор характеризующие идеальный brutal-death-metal.
Группа блестяще и жанрообразующе стартовала, в начале 90-х её поддержал ряд влиятельных релизов американской мясоперерабатывающей сцены, возьмём хотя бы великолепный “Spiritual Healing” иконы death-metal жанра Death, уничтоженный критиками дебют Cannibal Corpse “Eaten Back To Life” или “The Ten Commandments” Malevolent Creation про между прочим. В не самую успешную для тяжмета вторую половину 90-х в творческой судьбе коллектива образовался досадный провал, после чего его совсем уж бюджетно колбасило по разным беспонтовым причинам и житейским обстоятельствам. Пока не вынесло в более благодарные и полные возможностей двухтысячные. С другой стороны, где Вы видели гламурных “мясников”? Практически все жалуются на скверное финансирование. Но в этом и парадокс, почему не нашлось вкладчиков в столь влиятельный коллектив? Ведь любой релиз Suffocation всегда вызывал ощутимый по меркам брутальной сцены спрос, не говоря уже о постоянном цитировании бешенного, сдобренного отбойным грайндкором супер-ритмичного дэта с филигранной гитарной секцией и интеллектуальным структурированием.
Разные товарищи начинают историю этого славного коллектива и с 89, и с 90, и с 91, в зависимости от лени. Есть даже сведения, что бэнд существовал с 1986 года под названием Social Disease, но есть ряд сомнительных нестыковок. Более правдоподобна версия, по которой первый состав Suffocation сформировался из нескольких школьных формаций, одна из которых называлась Mortuary. Так или иначе, дело было в нью-йоркском Лонг-Айленде, и в первоначальный состав, помимо Frank Mullin (жутко утробные вокалы), басиста Josh Barohn, темнокожего драммера Mike Smith и гитариста Terrance Hobbs (негр номер 2), входил ещё второй гитарист Guy Marchais. Это достоверно; Doug Cerrito сменил его только в 1990-м году, незадолго до записи новым коллективом своего первого 3-песенного демо “Reincremated”. Так что Гай с Suffocation тогда не записывался и не выступал. Репетировали до посинения два-три раза в неделю в доме у барабанщика, “продюсировали” всё сами в местной студии Sunset Studios, и для первого демо даже неплохо получилось. По-крайней мере, оставив в стороне перегрузы, отсутствие баса и другие мелочи, “Reincremated” производил отрезвляющее впечатление своим жестоким отношением к музыкальной материи, техническими амбициями и мощным гроулом. Вокалист Frank Mullin при довольно щуплой комплекции уже в самом начале карьеры звучал, как здоровый мужик со стальной глоткой, и заслуженно считается сегодня одним из самых заметных brutal-metal вокалистов.
В том же 90 году, в сентябре на другой нью-йоркской студии Recardamatt Studio была записана ещё одна программа из 5 песен, которая стала основой самого первого официального диска Suffocation – мини-альбома “Human Waste”. Качеством треки отличались в лучшую сторону, безусловно, но далеко не запредельно. Выпуск диска стал возможен после подписания скромного соглашения с американским экстремальным лейблом Relapse, для которого, в свою очередь, этот набор техничного андерграундного фарша стал самым первым выпущенным компакт-диском. Заглавный трек Suffocation даже не переигрывали, а взяли в исходном виде с демо-ленты “Reincremated” . Кстати, песня “Catatonia” на миньоне и, одновременно, самая первая сочинённая америкосами песня, лепилась ещё со старым гитаристом Guy Marchais. “Human Waste” негласно считают вторым демо, поскольку, во-первых, почти все песни с него американцы использовали на более поздних изданиях. А во-вторых, планка, задранная год спустя дебютным лонгплеем Suffocation, оставила далеко позади всё, что группа делала до этого. И кучу групп-конкурентов по жанру тоже.
Relapse не сильно спешили с изданием EP “Human Waste”. Он появился на рынке только в мае 91, и в местном метал-подполье был принят с большим воодушевлением. А Suffocation к тому времени уже сочиняли новые песни и вели переговоры с лейблом Roadrunner Records, предлагавшим вроде как условия покруче. Разговоры велись с ними и раньше, до появления “Human Waste”, но тогда молодые люди мало кого интересовали. Не акцентируя сейчас внимания на дальнейшем равнодушном отношении Roadrunner к пожеланиям музыкантов, поставлю им плюс за то, что направили Suffocation записываться к Скоту Барнсу в Morrisound Studio во Флориду. Общими усилиями на свет появилась супер-пластинка, без преувеличения и предпочтений. В подавляющем большинстве, саунд “техничный брутал-дэт-метал” зародился именно здесь. Конечно, сам жанр одни Suffocation не создали, всё-таки, Чак Шульдинер научился играть на гитаре раньше, хотя и избегал в своём творчестве грайндкоровых мотивов. Но одну из несущих стен death-metal нью-йоркцы соорудили, – диск “Effigy Of The Forgotten”.
Любопытный момент – в двух песнях здесь на вокале отметился небезызвестный George “Corpsegrinder” Fisher, ставший в 1996 году вокалистом Cannibal Corpse. Хотя родной горлодёр Suffocation Франк звучит не менее убедительно. Барнс, видимо, так гордился саундом записанных у него ранее двух альбомов Cannibal Corpse, что добился не менее эффектной глоточной глубины у Франка. “У нас был кое-какой студийный опыт, вспоминает вокалист. – Но записывать “Effigy…” было легко, веришь или нет. Я не знал, чего ожидать от работы со Скоттом в большой студии, но дело шло быстро к моему удивлению. Скотт всего пару раз высказывал своё мнение, но по большей части я прогнал все песни, как на репетициях, и записал все вокалы с одного дубля”. Начало трека “Mass Obliteration” очень напоминает Napalm Death, там же и в паре других мест есть перекличка с Massacre, шизоидные соло тоже ясно, откуда растут. Но таких ярких заимствований всё-таки немного. Музыка нью-йоркцев с непривычки вызывала замешательство своим качеством, давлением на мозг и технично оформленной злобой. Каждый трек был напичкан десятками быстро сменяющихся атональных риффов, при этом, за счёт отточенности и скоростной игры не создавалось ощущения каши. Резкая кода, и всё – тема закрыта. А уж столь любимые мной двухчетвертные пляски Святого Вита в “Liege Of Inveracity”, “Jesus Wept” или “Infecting The Crypts”! Дополнительно коллектив перезаписал треки “Reincremation” и “Involuntary Slaughter” из первого демо. Альбом “Effigy Of The Forgotten” быстро и вполне заслуженно превратился в сознании тусовки в жанровый монолит, в самостоятельное и образцовое brutal-death-metal произведение. Продюссеру Скоту Барнсу удалось создать такое передовое звучание, к которому брутальщики стремятся до сих пор. Майк: “Скотт Барнс, кажется, был единственным парнем, кто понимал, что такая музыка не является шумом, и что у каждого есть своё место, и всё можно записать разборчиво”. То же самое можно сказать и о качестве игры. “Мы записали “Effigy Of The Forgotten” всего за две недели и могли сыграть его во сне ещё в 89 году, – с досадой сказал в другом недавнем интервью Майк. – Этот альбом до сих пор на вершине качества по сегодняшним стандартам. А всё индустрия, которая помешала нам полностью расправить крылья… Мы бы бросили вызов миру ещё в 89, и будем делать это дальше, если будет возможность”.
В ходе последовавших непродолжительных гастролей по Америке, в составе Suffocation нарисовался новый бас-гитарист Chris Richards. Следующий альбом Suffocation “Breeding The Spawn”(93) мог бы стать очередной ступенью в развитии коллектива, если бы не жадность Roadrunner. Само собой, после такого качественного прорыва, как на “Effigy Of The Forgotten”, группа снова хотела работать в Morrisound у Скотта Барнса, но лейбл отказался финансировать этот не самый дешёвый проект и вынудил музыкантов искать другое место для записи, умерить, так сказать, аппетиты. В итоге “Breeding The Spawn” записывался и сводился в нью-йоркской студии Noise Lab с неким Paul Bagin. В результате, группа лишилась практически всех достижений предыдущего альбома, потеряв в плотности звучания, цельности микса, эффектности саунда гитар, вокала и барабанов. Конечно, стало чётче слышно нехилую игру нового басиста, чего стоит виртуозное басовое бульканье в “Epitaph Of The Credulous” . Но для Suffocation это был шаг назад, в демо-прошлое. “К сожалению, производство оказалось не в тех руках. Скверный продюсинг нас тогда психологически сильно подкосил. С тех пор мы знаем, что должны записываться только с тем, кто нам нравится, давать лейблу то, что мы даём, и тогда, когда даём. В этот раз мы следовали указаниям лейбла, что дало неудовлетворительный результат. Этого больше никогда с Suffocation не повторится”. Фэнов и критиков утешил только сам материал техно-дэтстеров, ставший ещё сложнее, с сохранением абсолютно всех ловких фишек группы. Наиболее удачные сочинения с “Breeding The Spawn”, а именно заглавный трек, “Prelude to Repulsion”, “Anomalistic Offerings” и “Marital Decimation” в последующие годы были перезаписаны в достойном качестве и нашли своё место на регулярных и японских релизах бэнда.
Больше всех качеством записи “Breeding The Spawn” и последующими “успехами” в продажах был недоволен барабанщик Mike Smith. Да и какие тогда молодняк получал деньги? На момент появления в начале 94 года сплита “Live Death” (c участием Suffocation, Cancer, Exhorder и Malevolent Creation), для которого группа предоставила два концертных трека “Jesus Wept” и “Infecting the Crypts” (записаны на метал-фесте в Милуоки), в составе значился уже новый барабанщик Doug Bohn. “Индустрия не позволяла мне играть то, что мне нравится, и платить по счетам, – рассказывает Майк. – Лейбл вынудил нас принять неверное решение и помешал реализовать то, на чём мы в тот момент были сконцентрированы. Да и участники коллектива не были тогда лучшими друзьями, так что имело смысл слиться”. Майк отдалился от музыки, женился, стал вести нормальную жизнь плотника-семьянина, купил в кредит дом, и не огладывался назад. А его коллеги тем временем отрабатывали контрактные обязательства перед Roadrunner и сочиняли новые песни. По неизвестным причинам фирмачи снова выделили средства за запись Suffocation у Барнса во Флориде, и третья пластинка брутальщиков “Pierced From Within”(95) записывалась в Morrisound. Вот это был уже другой разговор! Стартовый одноимённый трек, всё-таки немного сумасшедший по композиции, но остальные – как на подбор – инфернальное веселье под конец “Thrones Of Blood”, качёвый death-thrash риффинг в “Depths Of Depravity”, конкретный фарш в “Suspended In Tribulation”, атмосферная интро-акустика в медленно разгоняющейся до дабл-басовой кондиции “Torn Into Enthrallment” и многое другое. И тут и там дэтовые риффы по миллиону долларов за штуку и безумные соляки, густой цельный звук. Чистейший метальный кайф! Вроде опять всё наладилось. Suffocation с убойной программой пару последующих лет не вылезали с гастролей, словно компенсируя прошлые простои. Помимо Штатов накрыло ещё Канаду, Мексику и Европу. По ходу этого изнуряющего тур-марафона в группе снова сменился барабанщик. Месить филигранные песняки нью-йоркцев был ненадолго призван Dave Culross (ex-Malevolent Creation).
С ним же записывался и следующий диск Suffocation, мини-альбом “Despise The Sun”(98). Музыкантов окружали уже другие обстоятельства, поскольку контракт с Roadrunner закончился, и группа оказалась предоставленной самой себе посреди затяжного рок-кризиса. Записывался альбом максимально качественно, с Барнсом, впрочем, не у него в Morrisound, а на Cove City Sound Studios в Нью-Йорке. Мне показалось, что прибавилось гитарной массы немного в ущерб общей бодрости. Хотя речь идёт о зрелом, мускулистом, разнотемповом материале с неизменной блестящей техникой и чётким следованием взятому десять лет назад курсу. Заметно, что перезаписанный с епишки “Human Waste” трек “Catatonia” по динамике отличается от поздних сочинений вроде “Bloodchurn” или “Devoid Of Truth”. Трек “Despise The Sun” кульный во всех отношениях. В конце 90-х за своего слушателя бились в кровь уже сотни death-metal коллективов, как в США, так и в Европе, возникших под влиянием Suffocation. Но первую версию “Despise The Sun”, к сожалению, услышало мало людей. СиДи был выпущен на микроскопическом частном лейбле Vulture Records, без особых надежд на приличную дистрибуцию. Вскоре после появления “Despise The Sun” группа прекратила существование. Комментирует вокалист Франк: “Знаете, это как в любых других отношениях. Ну, т.е. мы были вместе 10 лет, и это начало грузить, сцена начала вымирать, нас всё достало, моя ныне бывшая жена грызла меня, чтобы я стал семейным человеком, и всё в таком духе. Так что, я лично попытался пойти этим путём, и все мы пошли своими дорогами, делали раздельно друг от друга разные вещи. Это были всего-навсего другие улицы наших жизней”.
“Нормальной” жизни хватило ненадолго. Желание играть музло, оно ведь просто так не отпускает. В 2003 году вокалист Фрэнк Маллин, живший тогда в Вегасе, развёлся и, истосковавшись по творчеству, решил снова собрать Suffocation. “Да, это по большей части была моя инициатива. Когда семейная часть моей жизни распалась, я решил снова собрать парней и посмотреть, какие будут ощущения. Всё, что мне было нужно, чтобы они согласились, и дали мне возможность работать. Позвонил Майку, позвонил Терренсу, и они были готовы меня поддержать. Это всё, что мне было нужно знать: я уволился с работы, вернулся к себе домой, и мы снова собрались, что на самом деле офигительно!” В новый состав вошёл старый дружбан Guy Marchais, издающим лейблом коллектива тоже стал бывший партнёр – американский значок Relapse Records. Кстати, Relapse до этого успели переиздать “Despise The Sun”. Басиста Josh Barohn к тому времени отлучили от ожившего культового клана, поэтому на первом после 7-летнего перерыва студийном альбоме басили по очереди гитарист Терренс и барабанщик Майк. Настроены дэтстеры были серьёзно. “Группа для нас сейчас является полноценной работой, – заявил Майк. – Было много чего сделано, чтобы собрать вместе всё, что мы делали отдельно друг от друга. Я, Фрэнк и Терренс выросли вместе, так что наша дружба и любовь к тому, чем мы занимаемся, всегда останется. Но сейчас мы стали старше, и у всех есть семьи и обязательства, это значит, что мы рассматриваем группу и с коммерческой точки зрения, поскольку других работ у нас нет. Когда мы были помоложе, то делали музыку в основном веселья ради, а если что-то получалось, то и зашибись. Сейчас мы относимся к этому гораздо серьёзнее”. Рисковые парни, должен сказать. Не каждый пойдёт на такие жертвы и откажется от тёпленького местечка ради призрачного счастья музыканта, даже не имея никаких гарантий.
По словам музыкантов, в первую очередь они стремились к тому, чтобы вывести Suffocation на уровень, которого группа не успела достичь. И ни на шаг не отступить от своего стиля. Сочинялась новая программа в кратчайшие по меркам Suffocation сроки, поскольку ситуация раскручивалась быстро, участники группы так долго были не у дел, и готовый материал тупо физически отсутствовал. Новость о реюнионе отцов brutal-death-metal вызвала неслабый ажиотаж, так что в интересах коллектива и Relapse было как можно быстрее оформить новый компактик и отправить квинтет стричь купоны в турне. Фактически от сообщения о возобновлении деятельности коллектива и до первого концерта с новой записью в кармане прошло чуть больше трёх месяцев. “Вообще-то, Suffocation так не работают, – признаётся чернокожий барабанщик. – Обычно у нас уходит год-два на сочинение альбома, и это даёт нам возможность проникнуться музыкой, полюбить её и так далее. Так что, на это раз всё было по быстрому, но я всё же думаю, что это достаточно хороший пример того, что мы можем сделать за короткий период времени. А если пипл увидит нас живьём, то поймёт, что мы ничего не растеряли”. Записывались новые треки с со-продюсером Joe Cincotta в Full Force Studio в Нью-Йорке. На этот раз делалось всё по правилам. Relapse выпустили пилотный сингл на песню “Surgery Of Impalement” (на 3-песенной пластинке присутствует перезаписанный номер “Funeral Inception” с последнего EP, не вошедший в основной альбом), и снял на неё же промо-видеоклип (www.youtube.com/watch?v=mCmuTAROzh0). В апреле 2004 лонгплей “Souls To Deny” добрался до своих слушателей и быстро вернул своих создателей в строй. Поклонникам нужны были одни и те же атрибуты Suffocation, что бэнд и продемонстрировал в “Immortally Condemned”, “Deceit” “Souls To Deny” или “Tomes Of Acrimony”. Мне кажется, что спонтанность и “работа на время”, наоборот, положительно отразилась на угарной энергетике всей записи.
По поводу турне в 2004 году не мелочились: мировое турне “Souls To Deny”, включая гастрольные дистанции Morbid Angel /Satyricon, Dying Fetus, Behemoth, Cryptopsy etc. по Северной Америке тур и серию фестивалей, растянулось на добрых пару лет. Одним из результатов гастролей был концертный альбом “The Close Of A Chapter”(2005), записанный в Квебеке. Группа выпустила его самопально, не редактируя, сделав мастеринг в Full Force Studio и всё. Звук для лайва терпимый, и можно послушать, насколько сыгран бэнд. В конце 2005 барабанщику Майку предложили участвовать в юбилейном All-Star проекте Roadrunner Records. “Мне неожиданно позвонил Monty Conner из Roadrunner и рассказал, что они, мол, работают над юбилейным проектом с участием бывших и нынешних музыкантов лейбла, и нет ли у меня желания поучаствовать. Я, конечно, согласился, слетал во Флориду на три дня, записал свою партию, потусовался с участниками проекта, и, в общем, остался доволен результатом. Думаю, Roadrunner Records относились не самым лучшим образом к раскрутке Suffocation. Потому что, скорее всего, даже не знали, что у них было в руках, когда мы были у них на контракте. Может, этим проектом они проявили к нам чуть больше уважения, чем в прошлом. Я надеюсь, что пара-тройка других людей заинтересуется нашим материалом и найдёт для себя пару пластинок из нашего бэк-каталога. О большем я и нее прошу”. Летом 2006 последовало американское турне “Sthress” и 11-дневный европейский тур. Пока своей очереди в сентябре не дождалась готовая студийная пластинка . По тому же сценарию, что и “Souls To Deny”, раскручивался одноимённый “Suffocation”(2006). Студия была та же, лейбл тот же, бас доверили Derek Boyer. Отличный полупостановочный клип был снят на трек “Abomination Reborn”, думаю, Suffocation не помешало бы чаще использовать такие хардкоровые риффы, – сносит башню и уносит в мошевое состояние.
В “Redemption” имеем красивое гитарное вступление, разрываемое на ошмётки брутальной машиной, есть ловкие, веселящие моменты в “Misconcieved” и “The End Of Ends”, интересные технические приёмы в “Regret” и “Bind, Torture, Kill” (), а также многотонные плиты грува в большинстве треков. В целом на пластинке выполнены все показательные упражнения, которыми знаменит этот краеугольный американский коллектив, но не без отклонений. Запись не техничнее или скоростнее, скажем, того же “Pierced From Within”. Можно даже пожаловаться на излишнюю математичность композиций и отсутствие запоминающихся скоростных пассажей. Фанатичная преданность нью-йоркцев своей формуле успеха всё-таки искала возможности расширения горизонтов. С успехом или нет – вопрос второй. “Suffocation” переиздали в Японии с бонус-треком – перезаписью песни “Anomalistic Offerings”.
Музыканты Suffocation чего хотели – то и получили, а именно полную занятость. В октябре 2006 уже крутилось-вертелось американское турне с Fear Factory и Hypocrisy, в 2007 – то же самое, но уже с Immolation и Skinless. В 2008 году Roadrunner Records выпустили голимую компиляцию Suffocation, составленную из треков первых трёх альбомов. Ничего не поделаешь, правообладателями на всё своё творчество группа, увы, не является. Ладно, в сентябре 2008 Suffocation уже подписали новый контракт, с Nuclear Blast и зимой 2009 приступили к записи альбома “Blood Oath”. Вещица получилась по звучанию довольно массивной и олдскульной, с хорошей коллекцией изобретательных гитарных риффов, первобытной агрессией и бесконечным “ЗЛОМ”, штукой, в общем, универсальной, что для 91 года, что для 2009. Треки “Dismal Dream”, “Mental Hemorrhage”, “Cataclysmic Purification” и классная перезапись трека “Marital Decimation” – подходящие инструменты для борьбы с инаковерцами. Смайл! В первую же неделю продаж новая нарезка от Suffocation заняла 135 место в двухсотке Billboard; усилия группы в достижении небывалых для себя высот приносили свои плоды. До “Blood Oath” в дискографии Suffocation не было альбома с таким огромным количеством разных версий и упаковок. Такое разнообразие себе не всегда позволяют даже хорошо подмазанные мажоры. Впрочем, как лаконично сказал по этому поводу вокалер Фрэнк: “У группы всего одна версия альбома – те песни, которые записаны в студии. Всё остальное – дело рекорд-компании”. Тут Nuclear Blast сэкономили: для подогрева интереса к айтюнс-версии, американской версии, мэйлордер-версии, лимитированному сиди в джувеле красного цвета, двухцветному винилу, паку с сумкой и плакатом, российской лицензии и прочему использовались инструментальные и сырые немастерённые версии песен с самого же “Blood Oath”. И никто не упрекнёт в отсутствии “дополнительного” материала.
Relapse ещё раз дали о себе знать, лейбл переиздал в октябре 2009 года тот самый квебекский концертник 2005 года “The Close Of A Chapter”. Похоже, для них это действительно стало завершением второй главы сотрудничества с Suffocation. Чего не скажешь о самой группе, до сих пор продолжающей после фестивального турне “Summer Slaughter” в 2009 вести активную гастрольную и фестивальную жизнь по обе стороны Атлантики. С нетерпением жду возможности посмотреть долгожданный документальный фильм “Legacy Of Violence” на DVD, посвящённый творческому пути легендарного коллектива. Это должно быть отличное зрелище, с массой стёба, неконцертных съёмок и интервью (даже с дочерью Маллина). Пока есть только трейлер www.youtube.com/watch?v=3XyyPHpACgM, но, очень может быть, что DVD подоспеет по времени к затариванию новогодними подарками.
21 февраля, 2012
Спасибо за историю, жаль, что группа распалась.