“Я надеялся, что музыка станет моей карьерой, но это зашло настолько далеко, что я даже о таком не мечтал”
Samu Huber
Как ни крути, в мире больше всего знают именно финский металл: Nightwish, Sentenced, Children Of Bodom, Amorphis, The 69 Eyes и многие другие. Самого широкого профиля и поджанров – от симфо до готики, от хеви до апокалиптичного дума. Как водится, эмоциональный окрас у большей части финского тяжёлого рока скорее депрессивный, чем пропагандирующий светлые стороны или здоровый образ нашей странной и парадоксальной жизни. В этот раз зафиксируем наше внимание именно на музыке, с которой финны меньше всего ассоциируются – жизнерадостным, бодрым поп-роком, с лёгким налётом стадионности Bon Jovi и такой же степени тяжести. Весельчаков Leningrad Cowboys попрошу сюда не приплетать – парни стебутся и преданы рокабилли. Их фотки вряд ли бы когда-нибудь появились в журналах уровня Bravo. Это, скорее, относится к HIM, Lordi или The Rasmus. Вот, с большой долей фантазии, на одну рок-полку с нашими коммерчески ориентированными героями можно поставить тех самых земляков The Rasmus и даже новое детище продюссера Anssi Kippo – группу ROCK. В их случае, правда, речь идёт о куда более техничной музыкальной выправке, более увесистом звучании, всё-таки чуточку металлическом, и более рок-н-ролльном образе жизни.
Sunrise Avenue – хороший пример того, как малыми средствами, простейшими текстами и с абсолютно миролюбивым имиджем преодолеваются недосягаемые для подавляющего большинства рок-коллективов расстояния в сфере коммерческой музыки. Как легко оккупируются желанные просторы (хотя бы) немецких хит-парадов. Как с дебютным альбомом можно накатать 350 концертов даже в наши кризисные годы. И как потом некайфово значиться в списке групп one-hit-wonder. В общем, всё срослось. Другое дело, что не все особо стремятся к этому Олимпу, иначе все бы, наверное, клепали песенные конструкторы и тупо ждали своего часа, сидя на попе ровно. Именно убеждённость в том, что именно твоя музыка может достичь успеха, какой бы сложной или простой она ни была, и питает энтузиазм, необходимый для хорошего разгона. То, чего финны смогли добиться за пару-тройку лет, остаётся пределом мечтаний многих команд, имеющих за плечами куда больший опыт в освоении шоу-бизнеса. Sunrise Avenue в очередной раз доказали, что можно с успехом исполнять позитивный рок, не принимая его ооочень серьёзно, давая вашим и нашим и прекрасно себя при этом чувствуя, просто живя музыкой. Впрочем, у всего было своё начало, и свои моменты истины.
Первой на свет в Хельсинки появилась группа Sunrise. Было это в середине 90-х. Шестнадцатилетний парень Samu Haber, юный гитарист, объединил свои творческие силы с таким же юным певцом Jan Hohenthal. Оба пробовали себя в написании песен, и получалось довольно неплохо. Группа выступала на соответствующих площадках и мероприятиях, обкатывая первые сочинения. Далее Хабер на несколько лет уехал жить в Испанию, а после возвращения решил собрать полноценную группу. Так случилось, что имевшиеся в наличие музыканты вокалист Ян и первый бас-гитарист Sami Heinänen надолго не задержались, но Сами перед уходом познакомил Хабера с надёжным гитаристом Janne Kärkkäinen. Он и стал на ближайшее время соратником белобрысого Хабера, взявшего на себя из-за недостатка людских резервов ещё и функции вокалиста. К 2005 году в составе утвердились бас-гитарист Raul Ruutu и барабанщик Sami Osala (ранее барабанил Tejo Jamsa, который, судя по более поздним интервью, стучал не достаточно быстро). Коллектив выступал по клубам, записывал демо, а Хабер, уволившись с работы, занялся нелёгким и крайне неприятным занятием – просовыванием демо-записей нужным людям. Парень упёрся реально, по его собственным словам он лично обошёл и объездил 102 конторы и агента в Финке и Швеции, предлагая материал группы, ставшей уже тогда Sunrise Avenue.
Кстати, о названии группы. Как только участники осознали, что в одной только Европе есть 11 групп с именем Sunrise, они стали рыться в Интернете и выяснили, что до сих пор свободно доменное имя sunriseavenue.com. Вопрос был решён: “Мне кажется, имя классное, – говорит Саму. – Звучит по-американски… Америка – страна, откуда берётся то, что оказало влияние на нашу музыку. Кроме того, восход солнца – это так позитивно!”. Вскоре Хаберу стал помогать заинтересовавшийся деятельностью коллектива молодой продюсер Jukka Backlund. Он убедил коллектив в необходимости записать максимально качественный альбом. И где бы нынче был Хабер и его подельники, если бы не парень по имени Mikko Virtala, который настолько верил в успех группы, что продал свой дом, а вырученные от продажи деньги отдал группе на запись. Представляю степень личной ответственности музыкантов и психологический стимул проявить себя в студии с лучшей стороны. Запись продюссировал Юкка, по наитию или большому знанию соорудив потенциально успешный музыкальный продукт, раздвигающий границы Суоми.
И ведь добились своего! Оценив результаты студийной работы группы, руку “дружбы и сотрудничества” мыкающимся бесхозным финнам в 2005 году предложил лейбл Bonnier Amigo Music Group. Он начал представлять интересы группы в Финляндии, а затем к раскрутке команды на международном рынке подключился мэйджор EMI. Разумеется, не сразу. Сначала на финском рынке появилась пара синглов к новому альбому “On The Way To Wonderland”(2006) – “All Because Of You” и “Romeo”, соответственно. Честно говоря, они мало чем друг от друга отличаются: ставка в обоих случаях сделана на мелодичные софт-роковые номера с проваленной долей в лирических куплетах и смачным рокерским драммингом в рассчитанных на массовость припевах. Затем национальную топ-десятку пробил лонгплей “On The Way To Wonderland”. Первые месяцы все дышали ровно, пока не вышел новый сингл “Fairytale Gone Bad”, занявший в хит-параде Финляндии пятое место. Коллектив поддержали поляки, взгромоздив у себя трек на седьмое место. И пошло-поехало, – Sunrise Avenue вдруг резко оказались востребованными, а их статус быстро вырос до звёздного. Значительный успех Sunrise Avenue в Скандинавии, получение кучи призов и региональных “Грэмми” не мог не толкнуть квартет в направление крупнейшего близлежащего музыкального рынка. Альбом “On The Way To Wonderland” силами EMI потребовалось переиздать в Германии и остальной Европе, разумеется, в более привлекательном виде. Европейская версия дебютника обзавелась новой обложкой и четырьмя бонусами.
Публикация третьего сингла “Fairytale Gone Bad” (его в Европе уже переиздал EMI) по времени как раз пришлась на первые концерты Sunrise Avenue в Германии, где подрастающий пипл глубоко заглотнул скандинавскую наживку. Динамичный бесхитростный рок финнов с лёгкой меланхолией и рядом действительно удачных и добротных мелодий и цепляющих хуков, без оглушительного дабл-бассового пробойника и распиливания мозга скоростными соло пришёлся ко двору. Для себя отмечу треки “Only”, “Wonderland”, “Sunny Day” и “Fight ‘Till Dying”. Есть в них свобода, ощущение полёта и радость простой музыки. Саунд Sunrise Avenue одинаково привлекательно звучит в клубах и на фестивальных площадках, что финской группе скоро пришлось неоднократно подтверждать на практике. “Платина” в Германии дала Sunrise Avenue возможность выступить практически на любой европейской сцене средних размеров. А парень, продавший свой собственный дом ради этой записи, купил себе дом в два раза больше.
Во время первых гастрольных виражей фирмачи подсуетились и выложили на рынок первый DVD “Live In Wonderland”(2007), снятый на концертах в Германии. Это не считая того, что “On The Way To Wonderland” в том же году был дополнительно выпущен в специальной версии с бонус DVD (концертные съёмки и интервью). Для группы, имеющей один единственный альбом, это явный признак попадалова в жёсткие условия конвейера. Ну, а для эйфорически настроенных фэнов – насыщенный релиз со стандартным содержанием – 15 треков, потрековое интервью с Саму и Юккой, фото-галерея и съёмки on the road. Концертов было огромное количество и на любой вкус. Кого только не приходилось Sunrise Avenue разогревать по всей Европе – от Tokio Hotel до Bon Jovi и Gotthard! У музыкантов только глаза округлялись, когда они узнавали об очередном драгоценном статусе их первенца. “On The Way To Wonderland” разошёлся по всему миру тиражом более 500 тысяч экземпляров, – и это гитарный простенький поп-рок, с ничем не примечательной техникой игры, текстами из учебника по английскому языку и песнями, написанными почти 15 лет назад 16-летним пацаном. Синглы с качественными танцевальными ремиксами на популярные треки “Fairytale Gone Bad” и “Heal Me” в 2007 году закрепили позиции Sunrise Avenue в своём коммерческом сегменте в Европе. Под хит “Fairytale Gone Bad” даже сам Николай Валуев в 2007 году в Швейцарии вышел чистить рыло за свой чемпионский титул Джамилю Маклайну.
Забегу вперёд и скажу, что через два года для выхода Валуева, уже к другому сопернику Дэвиду Хэю, была выбрана ещё одна песня Sunrise Avenue – сингл “Not Again”. Коля тогда проиграл, но маркетинговый ход для финнов получился интересный! Более того, в 2008 году финнов занесло в Москву, где квартет легко и непринуждённо отыграл концерт в клубе Б-1 Maximum. А ещё в 2008 году фэны, заждавшиеся от своих ненаглядных новой студийной работы, получили последний макси-сингл с дебютного альбома, на этот раз трек “Choose To Be Me”. Добротная вещица, с ремастерингом альбомной версии, забойным ремиксом L.A.O.S. Smile On Mix и демо-версией неизданной песни “Fail Again” – спокойной акустическо-фортепьянной баллады. Сингл появился не просто так, ведь эта тема в Германии была выбрана для идиотского обрыгайл-шоу “Большой брат”. “Это всего-навсего песня, – говорит Саму. – А негативные ассоциации с телешоу – это, мне кажется, слишком. Наоборот, такие вещи являются для нас бесплатной рекламой, и не важно, в какой связи песня играет. Главное, что играет!”
Наконец, на горизонте забрезжил второй альбом, названный “Popgasm”(2009). С этому моменту с пластинки “On The Way To Wonderland” из 15 песен (стандартная версия) состригли семь синглов (!). Пусть они вышли в разных странах, но сегодняшняя недолговечная радио-поп-рок сцена такими достижениями редко может похвастать. Для сравнения, с диска “Thriller” покойного Майкла Джексона вышло столько же синглов, хотя альбом и состоял всего из 9 композиций. “Разумеется, каждый новый альбом – это своего рода новая нагрузка, – говорит барабанщик Сами. – Но я думаю, что больше всех тряслась именно звукозаписывающая компания. Мы записали около 40 песен; лейбл постоянно хотел какие-то новые микширования, изменить то и это. Но когда делаешь музыку, то она должна идти от сердца, а не являться результатом мыслей о гарантиях”. Добавляет фронтмен Саму: “Собственно, на альбом ушло два года, притом, что он должен был быть готов ещё полгода назад. Но лейбл сказал, что, мол, мы не можем делать то, не можем другое, это слишком рискованно. Потом в процесс были вовлечены люди, которые затем были уволены, и получился полный бардак. Кроме того, у нас практически не было свободного времени. Были изменения в группе, некоторое время ушло на поиск нового гитариста и клавишника. После выхода первого альбома мы дали 350 концертов в 28 странах, потом понадобилось время, чтобы вернуться в студию. Кроме того, никто не записывает за два месяца альбом (Что ты говоришь, мой дорогой офигевший поп-финн! Прим. авт.).
Так что у всего было своё время, ведь три года – лучше, чем четыре”. Да, смена в составе случились. Не каждый может на личностном и психологическом уровне выдержать такое резкое увеличение нагрузки. По этим причинам из группы ушёл гитарист Janne Kärkkäinen, вскоре основавший собственный коллектив Phoenix Effect. Саму неохотно говорит на эту тему, но, судя по всему, именно ему пришлось принимать решение об увольнении Янне: “Это было тяжелейшим решением в моей жизни, во время принятия, и особенно после. История почти на год разбила мне сердце, и я благодарен людям, которые были в этот момент со мной и с группой. Но сейчас в команде с точки зрения коллектива и музыки стало гораздо лучше”.
Помимо продюсера Юкки для второго альбома была ангажирована шведская команда Macho Psycho Team, у которой в портфолио значатся такие имена, как Pink, Sting и Natalie Imbruglia. По словам фронтмена, на новом альбоме он решил улучшить две вещи. Прежде всего, качественный уровень лирики, которая отдаёт начальной школой. Кроме того, Саму захотел добавить в музыку юмора, чтобы уж не быть железобетонно серьёзным. “Я не думаю о том, чтобы быть специально весёлым, мы лишь стараемся развлечь сами себя и наших фэнов”. Обе эти задумки были осуществлены, как и некоторые другие изменения. Хабер поработал над бросающейся в глаза топорностью композиций и придал некоторым песням утончённость марки A-HA, насколько позволяли рамки формата. Например, в первом сингле и славной песенке “The Whole Story”, пост-рок балладе с рваным соляком “Bad” или ажурной попсовой теме “Welcome To My Life”. В большинстве случаев качественнее зазвучали и тексты Есть, конечно, спорные отклонения, вроде трека “6-0” со струнным оркестровым инструменталом, и идиотское, на мой взгляд, “комическое” решение в песне “Birds And Bees”. Без такого “волшебного” сочинения альбом мог точно обойтись. В остальном – плюс-минус качественный материал подросших в творческом и техническом плане Sunrise Avenue, с расширившимся арсеналом аранжировок и парочкой слабых сочинение (взять хотя бы “My Girl Is Mine” – ну ведь откровенная шляпа). Внимание удерживают именно песни уровня “Monk Bay”, “Sail Away With Me” или сладкой баллады “Something Sweet”. Стоят внимания и композиции, которые прилагались в качестве даунлод-бонусов в Германии и Финляндии – динамичный “Runaway” и лёгкий поп-рок с фанкующей гитаркой “Somebody Will Find You Someday”, а также жизнерадостный трек “Happiness”, всплывший вместе с 4 другими бонусами на японском переиздании “Popgasm”.
Само собой, последовала серия точечных сингл-ударов, из которых ценю за содержание на песню “The Whole Story” с ловким ремиксом Heikki L’s Arena Mix и EP “Happiness”, поводом для которого послужил тот самый японский бонус-трек. Штучка для коллекционеров, – в неё вошли все актуальные региональные бонус-треки и альтернативная версия песни “Bad”. Пять синглов с пластинки – тоже неплохо, да ещё в течение одного года. С таким размахом даже скрип телеги попадёт в хит-парады. Sunrise Avenue продолжали неустанно гастролировать и в 2010 году порадовали поклонников релизом под названием “Acoustic Tour 2010”. По сути, это полноценный концертный альбом. И отличный, надо сказать! Прозрачный акустический саунд с Юккой за синтезаторами, если не ошибаюсь, дружелюбная концертная атмосфера, забавная не напрягающая болтовня гиперактивного Саму, отзывчивая аудитория, состоящая преимущественно из девушек-подростков, безумная рок-н-ролльная версия трека “Nasty”, имевшегося раньше только в акустике, с прикольным попурри на знаменитые риффы. Есть даже приблюзованный кавер Майкла Джексона “The Way You Make Me Feel”! Хорошее easy-listening, во-первых, а во-вторых, проникаешься уважением к работоспособности и лёгкой энергетике коллектива. Безо всяких оговорок.
Финские парни не стали долго тянуть с третьим альбомом, – условия рынка такого уровня нынче требуют постоянной новизны и безостановочного движения. Лонгплей “Out Of Style”(2011) добавил весенних красок в души поклонников. И пусть вас не вводит в заблуждение вызывающее название. Группа удержалась в своём клише-сегменте, представив свой стиль и саунд убедительно, уверенно и с чётким пониманием того, что может зацепить слушателя. Понравилась песня “Damn Silence” – не удивлюсь, если трек станет очередным евро-радио-хитом финнов – ударная припевная часть, дарк-мелодия и скандинавская меланхолия. Рокерский оттяг в “I Gotta Go” и “Sex & Cigarettes”, романтИк в рок-балладах “The Right On” и “Angels On A Rampage”, качественный американа-рок в “Kiss Goodbye”. Добротный дорожный набор. “Out Of Style” уже достиг “золота” в Финляндии, если такое случится и в Германии, то ещё не скоро. Даже не смотря на то, что первый сингл “Hollywood Hills” в хит-параде здесь достиг третьего места. Через годик может, пока Sunrise Avenue будут отыгрывать европейские концерты и летние фесты, – до конца года уже расписано порядка 40 концертов.
По поводу бонус-треков – нынче Sunrise Avenue выглядят бюджетненько. Один единственный не-альбомный трек, пружинистый гитарный поп “What I Like About You” шёл би-сайдом к синглу “Hollywood Hills”. Смею предположить, что если новый гастрольный чёс пойдёт хорошо, то вполне возможно появление туровой версии нового диска. Ещё одного сингла – однозначно, может к нему прилепят инструментальную или акустическую версию. В первом случае, видимо, издатели оптимистично думают, что публика только и делает, что тренируется перед концертами и голосит во все лёгкие под караоке-версии. Ну, у ремиксов и прочих би-сайд-изобретений свои маркетинговые цели, не будем умничать. А в остальном всё выглядит так, будто группа, уже став “именем”, до сих пор остаётся в состоянии набора высоты. Пожалуй, на этой оптимистичной ноте пока и остановимся.
Ян Федяев
Сайт: www.sunriseave.com
1 июня, 2011
Из всего ,что я про них читала (САНОВ) самое лучшее …
1 июня, 2011
очень хорошая статья. и к первому синглу уже было дополнение в конце апреля, в виде ремикса от Heikki L.
да и сингл Hollywood Hills в Германии в первых числах мая стал золотым.
и как еще одно дополнение в Европейской версии 3 альбом был бонус трек под названием What’s the story 😉