Было искренне жаль, когда 7 марта 2004 года они объявили о завершении совместной карьеры. Только начал, можно сказать, входить во вкус, оценил влиятельность и нехилый качественный уровень, и тут “адьёос, амигос”. Если без всяких витиеватостей, то достало безденежье и несоизмеримые с ним статус и необходимость личных жизненных инвестиций (и уже потом слишком большое количество концертов и слишком низкий уровень организаторов), что в сочетании с заслугами и презентабельностью шведского коллектива лишний раз свидетельствует о маразме и абсурдных раскладах “устроителей” и “потребителей”. Но в тот самый момент, когда я планировал грустный финал для этой статьи с умиротворяющей эпитафией, The Crown объявили о своём возвращении, и судя по всему, с новыми силами. Обо всё по порядку.
Crown Of Thorns – те, что из Скандинавии – появились в шведском городе Trollhattan в 1990 году. Бушующие гормоны восьмиклассников Janne Saarenpaa и Magnus Olsfelt направили их деструктивные позывы на производство шума, который они называли металлом. Янне рассказывает: “Постепенно дело выросло в группу, которая пробовала сочинять песни с реальными структурами. К весне 90 года в группе значились вокалист Johan Lindstrand и гитарист Robert Остерберг. Через пару месяцев мы встретили Marko Tervonen, который стал вторым гитаристом и первым парнем в коллективе, который имел представление о настройке инструментов”. Группа рубила конкретно примитивный грязный гаражный треш-дэт с претензией на брутал, и к 92 году смогла привлечь достаточно внимания, чтобы войти в состав местного CD-сборника с песней “Last Rite” – со своей первой студийной записью. Дело понравилось; в 93 году энергии ребят хватило на запись первого демо “Forever Heaven Gone”, нарочито антирелигиозного, мятежного death-metal послания о 7 песнях. Звучал коллектив так же, как и многие начинающие шведские “мясники” без копейки денег; как ни банально звучит, искал своё лицо, компонуя кучи риффов с брутальностью ради неё же самой. Дарк-атмосфера присутствует только в “Beyond Where Darkness Dwells”; дешёвый синтезатор, в принципе, нагоняет хмури не сильно убедительно. Да и Йохан в то время уже мощно гроулил. Этого было для начала достаточно. Положительные реакции на демо и даже какие-то андерграундные продажи дали Crown Of Thorns возможность выступить на крупнейшем в то время шведском фесте Hultsfred Festival, на одной площадке с хэдлайнерами Ramones и Entombed. “Я думаю, мы хорошо поработали на этом демо, – говорит Янне. – Особенно учитывая, что мы начали играть на инструментах только в 90 году практически с нуля. Я рад, что мы стёрли наши первые студийные записи, сделанные в 92 году в Gorysound Studio, – вот это действительно барахло!” В дальнейшем имел место уход гитариста Остерберга, нахождение Marcus Sunesson и запись второго, 4-трекового демо “Forget The Light”(94), которое привело в итоге к подписанию контракта с новым шведским лейблом Black Sun Records. К счастью для начинающей команды лейбл во главе с боссом Рольфом оказался серьёзным и порядочным предприятием, развивающимся вместе со своими подопечными. Black Sun обеспечил команде и нормальные условия для записи, и посильное мировое промо.
Первый альбом уже на профессиональной основе шведы записывали в Berno Studio в 1995 году; шведы перетащили из демо пару треков в перезаписанном виде. На “The Burning” пока ещё не проявлялся весь потенциал коллектива, хотя желание играть быстро, аццко и “в морду” никогда музыкантов не покидало. Экстремально, трешево, задорно, можно выделить “Suicide Demon-Might”, “Neverending Dream”, “Godless” и “Earthborn”. Не технично-мудрёно, не без минора, но по большей части стандартно. Группе так же пробили участие в альбоме каверов Slayer “Slaytanic Slaughter”(95), для которого Crown Of Thorns перезаписали песню “Mandatory Suicide”. Второй альбом “Eternal Death”(97), быстро собранный после ряда европейских выступлений на разогреве, уже больше походил на альбом, по крайней мере, прослеживалось некое единство, инспирированное классическим thrash и death-metal 80-х, и желание круто замешивать околотрешевые жанры. Группа так же уважила музыкальное наследие Sepultura, записав в 98 году для сборника “Sepultural Feast” трек “Arise” (Black Sun Records). Угарно получилось, как раз в тему!
Далее коллективу пришлось пережить неприятность со сменой названия. “Все началось в 1996 году, – рассказывает барабанщик Янне. – Американская AOR-группа с таким же именем прислала нам письмо по поводу наших альбомов, доступных там по почте. Они сказали, мол, это мешает их “огромной” дистрибьюции во всём мире. Мы тогда и внимания не обратили на пару каких-то напомаженных подкрашенных сосунков. Но в 1997 году нам пришлось это сделать, когда они написали, что некоторые из их альбомов со-продюссировали Джин Симмонс и Пол Стенли из Великих Кисс, и что адвокаты этих парней уж точно не пропустят мимо недоразумение с одинаковыми названиями. Поскольку мы были беднейшей группой на земле, у нас не было денег, чтобы нанять приличного адвоката. Поэтому мы решили не доводить дело до суда и в январе 98 года сменили имя. При этом, отправились в тур с Sacrilege (тогда с ними выступал Thomas Lindberg (ex-At The Gates), будучи до сих пор на нашем прежнем лейбле Black Sun Records. После самого последнего концерта этих гастролей, в Страсбурге во Франции мы перешли на Metal Blade Records”. Да, возможности и влияние у этого значка были привлекательнее, хотя, как стало выясняться в гораздо более поздних интервью, денег музыкантам они на нормальную жизни всё равно не давали. Всё-таки утопически предположим, что солидность лейбла должна складываться из нескольких составляющих. Ладно, в истории коллектива начался новый этап. После европейского турне уже The Crown озадачились материалом новой студийной пластинки. “Мы впервые чувствовали, что собираемся записывать альбом, который будет звучать именно так, как мы хотим, – вспоминает Янне. – Как технически, так и композиторски. Помню, что было очень сложно записывать по темпу “Death By My Side”. И ещё “The Devil And The Darkness”, которая реально высосала столько энергии из моего бедного тела”. Это точно, на альбоме “Hell Is Here”(99) группа заиграла ещё быстрее и техничнее, словно пытаясь убежать от прошлого со старым названием. “Конечно, люди могут считать первые наши альбомы лучшим из того, что мы сделали, – продолжает Янне. Мы черпали вдохновение в классическом дэт-металле 80-х и начале 90-х. Но я думаю, что “Hell Is Here” надирает задницу обоим первым альбомам!”. Барабанщик отчасти прав: уровень и слаженность игры The Crown, подкреплённая гастрольным опытом вылилась на “Hell Is Here” в ряд ярких и зубодробительных метал-сочинений, вроде “The Poison”, “1999-Revolution 666″ или упомянутых выше”Death By My Side” и “The Devil And The Darkness”. Коллектив снова замелькал по европейским клубам, выдавая килотонны мощнейшего зубодробительного треш-дэта высшей пробы. В августе 99 имело место выступление The Crown на фесте Wacken в Германии, а свежезаписанная, ультра-быстрая кавер-версия Bathory “Burnin’ Leather” вошла вместе с треками The Haunted, In Flames, Entombed, Hammerfall и другими в компиляцию актуального шведского металла “Power From The North: Sweden Rocks The Rock”. К 2000 году был напилен новый альбом “Deathrace King”(2000).
Редкой интенсивности и напруги запись, вот что хочется отметить. Само понятие “death-metal” нагонялось в нём не за счёт атональности и кровожадности, скорее, за счёт скорости барабанщика и дэт-трешевых рифов, сыгранных с хардкоровым безумием. В хорошо рифлёном дэт-треше The Crown находилось место для мелодичных фрагментов и осознанных, чуть ли не хард-роковых, сыгранных на большой скорости соляков, а так же для рок-н-ролльной лёгкости при высоком качестве игры, что на мой скромный взгляд, – один из успехов популярности шведского коллектива у большего круга слушателей. По большому счёту, брутальность здесь “домашняя”, не сравнимая, скажем с Suffocation или Vomitory. Гонка начинается с первого же взрывного трека “Deathexplosion”, который следом подгоняет злобно-весёлый “Executioner: Slayer Of The Light”, ещё более быстрый “Back From The Grave”, с эпической хорус-частью, и смесь треш-панк-удали с агрессивным грайндкоровым драммингом. Грувовый трек “Vengeance” даёт немного передышки, после чего следует новая обойма из убойного и мелодичного брутал-хита “Rebel Angel”, критически-скоростного “I Won’t Follow” и мощной воинственной песни “Blitzkrieg Witchkraft”. Затем ещё один тяжеляк, не слишком богатый идеями, монотонный “Dead Man’s Song” и гоночный, истеричный номер “Total Satan”. В финале имеется некая попытка расширения своих же собственных музыкальных рамок – восьмиминутный трек “Killing Star” с дарк-атмосферным интро и аутро, хеви-метальным героизмом и неизменным скоростным евро-трешем в основе. В насыщенной и стремительно пролетающей для слушателя программе отметились голосами фронтмен безумных алко-фиников Impaled Nazarene Мика Луттинен (он здесь реально ко двору – в “Total Satan”) и бывший вокалист At The Gates Томас “Тампа” Линдберг.
За изданием “Deathrace King” последовал мощный концертный заезд по Европе и первые гастроли шведов в США. На такой оптимистической ноте – уход вокалера Йохана. Рассказывает гитарист Марко: “После выпуска “Deathrace King”, мы стали начали весьма активно работать в качестве как концертного, так и студийного коллектива. Вобщем-то всё шло довольно гладко, но раскручивая последний альбом, мы дали почти 70 шоу, что для группы вроде нас очень много. Нам не заплатили НИ ЗА ОДНО выступление, и это стало экономической катастрофой по возвращению домой. Нам нужно было оплачивать счета, экономическое положение Йохана очень сильно пострадало. Предполагаю, что у него было выяснение отношений с семьёй, и ему пришлось выбирать. Так что опций других не было. Он не хотел уходить из группы, но чувствовал, что должен. Потом он нам рассказал, что в тот же вечер пожалел об уходе, поскольку это то, чем он любил заниматься”.
Делать было нечего, остальные пока ещё делали выбор в пользу музыки. На пост вокалиста заступил тот самый Томас Линдберг, тусовавшийся после развала At The Gates со всеми подряд, не считая собственных проектов. С ним коллектив выступил на нескольких летних фестивалях в 2001 году и начал подготовку к записи нового опуса “Crowned In Terror”(2002). По словам барабанщика Янне, на материал этого альбома в значительной степени оказали влияние гастроли с такими группами, как Morbid Angel, Krisiun, Cannibal Corpse и Nile, группы довольно быстрые. Скорости здесь и правда, – не каждому догнать. В этом смысле здесь никаких компромиссов не найти. Осознанно или нет, в музыке The Crown прибавилось гётеборгских мелодик-дэтовых ходов и размеров, на фоне которых вокал Линдберга слушался ностальгически и после скоропостижной кончины At The Gates даже желанно. Общее звучание пластинки рафинировалось в сторону устоявшегося к тому времени скандинавского/евро-дэта, стало меньше напористой “грязи” и гитарного “шума”. Акуятненько, иными словами, с чётко отмеренными порциями мелодий и нервным стрекотом барабанов. Пример можно привести любой, хоть “Out For Blood”, хоть “Under The Weep”, хоть “I Am Hell” или “Satanist”. Текстуарии злые и раздражительные: религиозный бардак, оболванивание масс, манипуляции сознанием, жадность властьимущих и психологические бездны.
Параллельно с появлением “Crowned In Terror”, другая звукозаписывающая компания Century Media переиздала первые два альбома шведов, выкупив права у Black Sun Records. Так что загруз публики музыкой и живым присутствием The Crown был полный. Между прочим, “Crowned In Terror” даже попал в национальные шведские чарты на 8 место, а его продажи перекрыли все предыдущие издания The Crown. Группа снова отправилась в американские гастроли с Darkest Hour. Однако вскоре, после возвращения на родину и одного из концертов в Стокгольме коллектив по обоюдному согласию расстался с вокалистом Томасом. “Мы выяснили, что ему нельзя доверять. Поэтому он не мог больше быть членом группы”, – коротко прокомментировал ситуацию Магнус Ольсфельт. Даже визуальное сравнение концертных съёмок коллектива того времени выявляло тот факт, что “Томпа” не совсем вписывался в состав The Crown. Но неизвестно, что стало бы с группой, если бы не содействие этого не самого последнего в экстремальном металле человека. Удачным решением для группы стало быстрое возвращение в строй прежнего горлодёра Йохана. Группа была должна выступить на нескольких фестах (на финском Tuska, например), а кандидатура на срочную замену была только одна – бывший вокалист Йохан. Сначала его попросили выступить временно, пока не будет найден постоянный участник коллектива. Йохан быстро вник в программу “Crowned In Terror” и с блеском продемонстрировал это на фестивале Wacken.
Сайт: http://www.thecrownofficial.com