Интересно, насколько бы изменилась музыка этих неожиданно оживших представителей почти умершего в массовом сознании людей жанра, если бы через несколько бодро напиленных альбомов они вдруг не впали в апатию и, как следствие, в продолжительную медиа-кОму? А ведь в саааамом начале нашего века у The Forsaken были все данные если не заменить, то, по крайней мере, далеко вперёд продвинуть эстетику At The Gates и совместить угар The Haunted с техничной злобой первых релизов Sinister/Dissection, мраком Morbid Angel и примитивной брутальностью ранних Grave. Напомним же о мастерах мелодичного трэш/дэта made in Sweden. Они возникли весьма своевременно, поймали волну однозначно и без особых потерь и потрясений украсили своим творчеством самое начало 2000-х. Как они обошлись со своими достижениями потом, – это уже их личное дело, хотя и странно наблюдать, как люди порой обращаются с подвалившим счастьем. Ох уж эта благополучная, сыто-социальная Скандинавия…
Зародился коллектив ещё во второй половине 1997 года в шведском городишке Ландскрона на юге страны. Группа выходного дня тогда называлась Septic Breed и состояла из Pascal Poulsen (вокал), Roine Strandberg (бас), Niсke Grabowski (барабаны) и гитаристов Stefan Holm и Patrick Persson. Коллектив кое-как организовался и записал в 1998 году самое первое демо “Patterns Of Delusive Design”, не очень техничный трэш/дэт подростковой закваски. Всю эту метальную инициативу шатало во все стороны, и самопожертвованием отличались не все участники проекта. На концертах в шведской округе группу часто выручал вокалист Anders Sjoholm, параллельно певший в группе Omnious из города Мальмё. В конце концов, он стал постоянным участником Septic Breed. Коллектив вскоре потерял ещё одного “оригинального” мембера – бассиста Ройне, быстро утратившего интерес к музыкальным делам. В этом случае его также заменил музыкант уже относительно известной на шведской метал-сцене группы Embrace – Michael Hakansson. Появление новых музыкантов вдохновило группу на смену названия и художественного, так сказать, направления. Поменяв название на The Forsaken, с более серьёзными планами бэнд махнул на своё предыдущее демо, которое, кстати, имело неплохие отзывы в местной тусе, и собрал с чистого листа несколько новых песен, отличавшихся повышенной скоростью и филигранным совмещением мощного трэш/дэтового риффинга и гётеборгского мелодизма. Парни верно решили достичь на этом этапе максимума, – новое демо “Reaper”(99) записывалось не на заднем дворе двоюродного деда Карлсона, посреди хреновин для гриля, лопат и газонокосилок, а в студии Б небезызвестной Abyss Studio, у брата продюсера Питера Тагдгрена – Томми. Дело в том, что чуть ранее там же записывала свой альбом группа Omnious, и у вокалиста Андерса, до сих пор находившегося на тот момент на контракте у Holy Records, остались кое-какие контакты. Ну, пришлось копейку заплатить, зато три записанных трека дробили зубы с такой скорострельностью и тягой, что Томми (видимо по пьяной лавочке) поклялся бросить заниматься звукорежиссурой, если The Forsaken с таким материалом не найдут в ближайшее время издателя. Так и случилось, демка привлекла достаточно много внимания, и вскоре коллектив получил порядка 6-7 серьёзных предложений. Предпочтение было отдано Century Media, ни хера себе, вот так сразу. Причём, шведам были предложены довольно сносные условия, никаких семь альбомов за семь лет и прочих рабских моментов, с которыми некоторые мелодик-дэтовые шведские группы уже успели столкнуться. The Forsaken учли опыт коллег.
После подписания кучи юридических бумажек, The Forsaken озадачились дебютным альбомом, для которого были перезаписаны треки из демо “Reaper” – не пропадать же добру – и собраны новые треки, благо идей за полтора года накопилось. О том, где записывать дебютник “Manifest Of Hate”(2001) даже разговоров не заходило, – группу уже ждали в Abyss Studio. Соответственно, публика получила на руки чистейший шведский продукт, сносящий стремительно несущейся вперёд стеной скоростного death-metal с плавающими тут и там размерами и долями, спринтерскими трэшевыми проходами, подгоняемыми гроул-скриминг вокалами и яростно запиливающими соло-гитарами. Японский вариант альбома имеет бонус-трек “Project: The New Breed 666”, т.е. демо использовали полностью. К дебюту шведов имеется куча нареканий: и по поводу кашеобразности гитар, и по поводу слишком задвинутого вокала, и по поводу заимствований, и по поводу массового однообразия. Но, при ближайшем рассмотрении и внимательном разборе песен, количество аккуратно сменяющихся риффов, создающая движение вперёд сыгранность и уровень драмминга впечатляют, так же, как и довольно чистый саунд барабанов. А если вспомнить вдруг, что речь идёт о дебютном альбоме, то эпитет “киллер” будет вполне заслуженным. В треках “Dehumanized Perspective” и “Seers Hatred” мелькают заимствования из Death. В “Demon Bread” имеются запоминающиеся традиционно жужжащие пассажи с приятными на слух короткими гармоническими ходами. Не знаю, кому как, но меня убедила именно эта веселящая трэш-метальная тяга в “Collector Of Thoughts”, “Seers Hatred” или “Truth Of God” пересыпающаяся замороченными техно-дэт партиями с визгливыми хрюшками-флажолетами, утрамбовывающая бласт-битами или вдруг расцветающая мелодичными соло. Согласен, не везде это сделано изящно и с должным чувством меры, к последним трекам “Incinerate” и “Inseminated By The Beast” – достаточно интенсивным и сложным/нагромождённым композициям, сознание начинает лишаться фокуса.
Группу сразу взяли в оборот. Забегая вперёд, скажу, что “Manifest Of Hate”неплохо продавался, можно говорить примерно о 20 тысячах дисков. В феврале 2001 года, через неделю после релиза The Forsaken отправились в трёхнедельное турне по Европе в мощнейшем пакете с Nile, The Haunted и Carnal Forge. Не успел коллектив вернуться домой, а Century Media предложили группе отправиться разогревом Marduk. Фирмачей, разумеется, не сильно парило, что все музыканты The Forsaken в свободное от занятий музыкой время работали как все нормальные люди, чтобы оплачивать банальные счета и жрачку. Вспоминает барабанщик Ник: “Турне как раз проходило по тем странам, в которых мы не были во время гастролей с Nile. Но мы были вынуждены отказаться из-за ситуации с нашими работами. Кто сказал, что быть дэт-метал-музыкантами легко?”. Да никто и не говорил. Вот и басист Michael Hakansson не справился с управлением, и в 2001 году, незадолго до записи нового альбома “Arts Of Desolation”(2002) ушёл из The Forsaken в более интересный, на его взгляд, прог-метал коллектив Evergrey. Он периодически поигрывал в нём с 1999 года, но после первого дэт-метального турне вдруг решил, что его место именно там. Штатного басиста группе искать было особо некогда, поэтому гитарист Патрик Перссон сэкономил кучу нервов, денег и времени, сыграв на новом альбоме все партии баса. Полностью проблему это не решило, но на тот момент сроки поджимали. 1 декабря 2001 года оставшийся квартет уже сидел в Abyss Studio, нарезая первые тэйки.
При всех сохранившихся внешних атрибутах – высокой, техничности, удерживаемой педали газа, частящих, адски атональных гитарах, частых сменах тем и прочих характеристиках предыдущей записи, музыка шведов немного упростилась. Виной тому, по признанию музыкантов, стал недостаток времени на подготовку нового материала. Говорит Патрик: “Над песнями для дебюта мы работали практически два года, а здесь у нас было всего полгода времени, чтобы сделать “Arts Of Desolation” не хуже по качеству. Естественно, песни получились проще, хотя сам альбом не менее техничен. Структуры и идеи более фундаментальны, не так много риффов в каждой песне и не так много смен ритма. На “Manifest Of Hate” песни стилистически довольно похожи друг на друга, а на “Arts Of Desolation” каждый трек обладает более выраженной стилистикой”. Хотя, по мне так прежняя трэш-дэтовая гибридность сохранилась, просто песни стали более стабильными по динамике, в них стало меньше суеты, а жанровые переходы более устойчивыми. Качественный трэшняк переплетается с таким же осмысленным, традиционным дэтом в “Hatebreeder”, “Scars Cold Flesh”, “Human Сhapter X” и “Scars” – очень и очень бодрят и размазывают по поверхности. Почти все треки накачаны злобой, за исключением, может, медлительного, бронированного инструментала “Second Manifest”. И ещё, гроулинг Андерса стал всё чаще сменяться трэш/хардкоровыми выкриками, вроде в тему. The Forsaken никогда не числились музыкальными первопроходцами или каким-то супер-экспериментаторами, и о таких амбициях ни разу не заявляли. Наоборот, на фоне сокращающего интереса к подобной музыке, проявляли себя хранителями самых качественных музыкальных клише. Добротный середнячок. Благодаря Century Media, альбомы The Forsaken имели региональное хождение, чем может похвастать далеко не каждый коллектив, исповедующий такой кровожадно-апокалиптичный мозончик. Для японской версии “Arts Of Desolation” шведы записали кавер Металлики “Creeping Death”, а появившееся чуть позже американское переиздание содержало ещё одну неизданную песню “Human Prey”.
http://www.metalinjection.net/tv/view/898/the-forsaken—cold-flesh-colony-(live)
Новое европейское турне в раскрутку “Arts Of Desolation” было не самым удачным, со слов самих музыкантов. Условия у саппорт-коллективов не всегда бывают приятными, хотя продажи нового альбома остались на прежнем уровне. Более вдохновляющими, как правило, оказывались выступления на метал-фестивалях. Между делом, в группу был принят новый бас-гитарист Stefan Berg, поучаствовавший в новой студийной записи. С записью третьего альбома для Сentury Media решалось всё довольно быстро, те же сроки, тот же Томми Тагдгрен в Abyss Studio, там же мастеринг (немецкая студия DMS). На тот момент программа “Traces Of The Past”(2003) имела самое сбалансированное, ровное и, неизменно скоростное звучание. Традиционно серьёзные, стартовые “A Time To Die” и “One More Kill” с плотным гитарным наполнением, “Acid With Acid – Piece By Pieсe” мелодичными заливистыми соло, чумовые трэшевые гонки в “The Empire”, “First Weapon Of Choice”, напоминающий творчество Arch Enemy трек “God Of Demise”, качественный шведиш-метал замес в заглавном треке и угарный трэш-дэт-метальный вариант Метловской песни “Blaсkened” на европейскую закуску – зрелое завершение трилогии. По маркетинговой подаче “Traces Of The Past” впечатляет больше всего. Вместо Майка Бохача живописный кавер рисовал Никлас Сандин из Dark Tranquillity. Японцам досталось сразу два студийных бонус-трека “Shredding My Skin” и “Counteract The Dead”, а американских покупателей, которые смогли приобрести местный релиз “Traces Of The Past” лишь спустя год, осчастливили два прежних японских бонуса “Project: The New Breed 666” и “Creeping Death”, а также два эксклюзивных кавера “Spirit In Black” (Slayer) и “You’ll Never See” (Grave), мощного, сочного исполнения. Т.е. шведы были представлены на всех важнейших рынках мира, не смотря на скромно гремящее имя. На Grave, кстати, The Forsaken на новом альбоме стали походить по энергетике всё больше.
Концертная деятельность в 2004 году проходила с переменным успехом, в том числе со своими земляками, шведами-южанами Soilwork. С группой даже какое-то время выступал в роли сессионного басиста лидер Nightrage, гитарист Мариос Илиопулос (у Стефана что-то не срослось). Ничто не предвещало длительного перерыва в деятельности коллектива, даже активно обсуждался и уверенно предполагался в интервью выпуск в 2005 году нового альбома. Его не случилось; дело дошло только до малоизвестного демо из двух песен в 2006 году. Вспоминает Патрик: “Мы никогда не заявляли его нашим официальным демо, обе песни записаны с перерывом в год и не имеют между собой особой связи. Мы просто выложили их на нашем сайте, и в другом формате они не распространялись”. В общем и целом, The Forsaken понадобилось почти восемь лет на выпуск новой студийной работы. Не то, чтобы мир с придыханием ждал этого момента и заряжал фейерверки, но для такого жанра перерыв самоубийственный. Рассказывает вокалист Андерс: “Верите или нет, но группа всё это время оставалась активной, в том смысле, что мы никогда официально не распадались, хотя и был большой период без репетиций и сочинительства. А почему так долго? Произошло несколько мелких событий, которые в сумме дали такой длительный перерыв. В первую очередь, мы разъехались географически. Я переехал в другой город из-за учёбы, что, естественно, сказалось на сочинительстве. Весь материал, который создавался до этого, мы делали так или иначе вместе, на репетициях, и новый расклад потребовал от нас поиска новых путей совместной деятельности на расстоянии. Честно говоря, это не очень хорошо получилось. Мы сочиняли много материала, но он не дотягивал до предыдущих альбом, песни просто не проходили наш собственный контроль качества. В тот же период Century Media известили нас о том, что наше сотрудничество подошло к концу (А чего вы, блин, ожидали, сидя ровно на своих волосатых шведских задах? Прим. ред.). Так что мы были вольны искать нового партнёра, хотя никаких промо не рассылалось, потому что мы чувствовали, что у нас нет достаточно хорошего материала. Разочарование от такого медленного написания песен и происшествия в личных жизнях, работа, семьи и прочее привели к тому, что группа становилась всё менее приоритетной, риффов сочинялось всё меньше, а интерес терялся всё быстрее”. Продолжает гитарист Патрик: “Году так в 2009 нам показалось, что мы достаточно отсутствовали, и начали целенаправленно сочинять песни для нового альбома. Мы всегда медленно работали, но, по крайней мере, песни нравились нам самим. Чуть позже мы записали демо из четырёх песен; да, после всех этих лет The Forsaken снова были в статусе демо-группы, и делали то же, что и все остальные – рассылали демо. В итоге нам предложил контракт лейбл Massacre Records, который мы и подписали летом 2011 года”.
Половина нового альбома была более-менее готова для студийных работ, начиная с 2006 года участники The Forsaken всё-таки смогли согласовать некоторые идеи. Остальные песни доделывались за несколько месяцев уже после подписания контракта. Запись последней песни для альбома – “Force Fed Repentance” – закончили за два дня до микширования. “Это волнующий момент, – чего ты можешь достичь, когда у тебя жёсткий дэдлайн, – говорит Патрик. – Мы работаем эффективнее всего, когда у нас уже зажжённый паяльник в заднице”. Эстеты, однако. Состав немного обновился: место ритм-гитариста Стефана Хольма занял Calle Faldt. Сменилось и место записи, дружбе с Abyss Studio шведы изменили с Fascination Street Studios. Итак, новый альбом “Beyond Redemption”(2012), возвращение живых мертвецов под обложкой руки Gustavo Sazes. По словам музыкантов, это первая запись, которую они действительно активно обсуждали, дискутировали и размышляли на тему своего актуального звучания. Массы, конечно, шведы прибавили, и злобы (даже с намёками на Cannibal Corpse) сохранилось предостаточно. Доказывает измельчающая в труху звуковая жестокость в “Force Fed Repentance” и “Foul Messianic Grace”, утюжащая стальная скорость в “Beyond Redemption”, эхо Morbid Angel в “Blessed With Wrath” и “No Dawn Awaits” с кучей элементов и нюансов. В музыке The Forsaken появился эпический мелодизм, больше присущий Amon Amarth, например, перезаписанный со старого демо трек “As We Burn”, а “Only Hell Remains” не побоюсь заявить небольшим дэт-метальным хитом. Добавилось и сходного с коммерцией последних релизов Amon Amarth дэт-метального грува в “The Light Divine” и “Reaps As We Haw Sown”. НО, в целом, это увесистый как железобетонная свая death-metal, приправленный отдельными мелодическими моментами и обращениями к смежным жанрам для расширения аудитории. Простота песенных структур и на этом диске является одним из ключевых моментов, ну, и солидности появилось, как ни крути.
Думаю, для возвращения во второй эшелон экстремальных команд The Forsaken проделали хорошую работу. Учитывая, что с новым сайтом коллектива особо никто не суетится, даже имея новый альбом, дела у The Forsaken, если и будут идти дальше, то нифига не быстро. Предполагаю, что контракт с Massacre у группы пока имеется, хотя это, конечно, не Century Media, бюджеты не те, да и времена изменились. “Надеюсь, это не будут следующие восемь лет, – говорит Патрик. – Мы уже начали сочинение новых песен, кроме того, осталась куча идей, которые мы не смогли реализовать на “Beyond Redemption”. Нам нужно сначала стряхнуть иней с наших тел, ведь мы давно не играли. Мы активно репетируем и надеемся на хорошие выступления”. Кроме того, шведы грозились заняться массой накопившегося видеоматериала и смонтировать пару видеоклипов, так сказать, чисто для души. Кстати, за процессом записи последнего альбома можно понаблюдать здесь – http://www.youtube.com/user/theforsakenofficial
Ян Федяев
Сайт: www.theforsaken.net