Конкурс “Specialradio-17” – 2 место июля 2017 года
Ирина Бакке
В 1937 году в Уфе на воротах парка имени Луначарского появилось необычное объявление, приглашающее всех желающих записаться в хор.
Конец 30-х годов 20 века: Башкирия уже в течение ряда лет готовит свою национальную оперу. Кадры для будущей оперы проходят подготовку в Москве при Государственной консерватории, в Ленинграде – при Ленинградской балетной школе, а также в музыкальном училище и театральном техникуме в Уфе. Однако набранных кадров еще недостаточно. Создание такого огромного дела как национальная опера требует особенно внимательного и тщательного отбора лучших из лучших певцов, музыкантов, танцоров, художников. Башкирский областной комитет партии предлагает лично проверить работу районного отдела образования по выявлению и отбору наиболее способных для обучения и участия в Башкирской национальной опере товарищей, проявивших себя в районе своим участием в кружках самодеятельности или на районных олимпиадах. Характеристики и адреса таких товарищей необходимо прислать в Управление искусств и в культпросветотдел Обкома ВКП (б). Об исполнении сообщить к 1 апреля 1937 года (Из пояснительной записки в Башкирский Областной комитет партии в Особый сектор от 25 февраля 1937 года, записка составлена секретарем Башобкома Исанчуриным).
В 1937 году в Уфе был сформирован хор, руководителем которого был хормейстер Анатолий Георгиевич Тихомиров. Он же и отбирал состав будущих хористов из числа собравшихся желающих петь. В состав хора попадает семнадцатилетняя школьница Людмила Андреева.
Член Союза театральных деятелей (в момент образования Всероссийское театральное общество) Людмила Гавриловна Русинова (в девичестве Андреева) делится своими воспоминаниями: «Нам с мамой жилось нелегко. Я работала в Главной Пожарной части Уфы (угол улиц Октябрьской революции и Цюрупа) инспектором по технике пожарной безопасности, училась в десятилетней школе № 5 (сейчас на месте школы располагается корпус Башкирского Государственного Педагогического Университета имени М.Акмуллы) и параллельно пела в хоре Пожарной части».
В 15 лет Люда лишилась отца и вынуждена была работать. Школьнице приходилось пропускать уроки, чтобы заработать какие-то деньги себе и своей маме на жизнь. Пожарники смеялись над маленькой «толстушкой», одетой в большие не по росту брезентовые штаны, но почтительно замолкали, когда эта «толстушка» запевала песню. Руководитель хора Пожарной части Федор Иванович Максимов посоветовал Людмиле пройти прослушивание во вновь образуемом хоре, который открылся при Летнем театре. Летний театр располагался в парке имени Луначарского. Директором парка был некто Бронский. Симпатичный, но невысокий по росту человек, довольно щупленький, как вспоминает Людмила Гавриловна, но очень ответственный и хозяйственный директор, делал все возможное и невозможное, чтобы музыка не затихала в парке. В составе труппы театра находилось 17 солистов: тенор, баритон, сопрано, бас, меццо. Оркестр театра насчитывал 12 человек, 12 же человек составляли хор. После прослушивания Людмила была принята в хор. Хор при театре начал свою деятельность с разучивания песен. Репетиции хора проходили по субботам и воскресеньям в Летнем театре вечером по два часа. Хор выступал самостоятельно со своей концертной песенной программой перед публикой в парке, на избирательных участках. Постепенно участники хора приступили к изучению хоровых партий будущих оперных постановок. Они учили партии из опер «Евгений Онегин», «Паяцы», «Фауст» и ждали возвращения из Москвы первых выпускников Башкирского отделения Московской консерватории.
Сильным толчком в развитии хоровой деятельности послужил, как ни странно, Куйбышевский театр музыкальной комедии. Он гастролировал в Уфе с 1 июня по 10 августа 1937 года. Жители Уфы могли посмотреть известные оперетты «Последний чардаш» Кальмана, «Герцогиня Герольштейнская « Оффенбаха и другие оперетты в исполнении артистов Куйбышевского театра в Летнем театре. За эти гастроли Куйбышевский театр осуществил 70 постановок. Труппа театра насчитывала 19 солистов мужчин, 21 солистку женского пола, 30 артистов хора, 26 артистов оркестра. За выступлениями театра живо следили участники Уфимского хора и музыкальная общественность города.
В 1937 году вопрос об открытии Государственного Оперного театра, пожалуй, стал актуальнейшим. Недостаток кадров театральных работников, в особенности для национального театра, задерживал развитие театрального дела в республике. В планы 1937 года были включены годичные курсы для руководителей по музыкально-хоровой работе, краткосрочные курсы для руководителей театральных кружков, собирателей фольклора. Существующие театральные коллективы, отдельные мастера искусства ощущали на себе постоянную шефскую помощь и негласную поддержку. Сектор самодеятельного искусства Башкирского Областного комитета партии «торопил» формирование театрального коллектива Башкирского Государственного театра оперы.
Любовь к музыке привела Людмилу Гавриловну Андрееву в театр. В 1938 году Башкирский Государственный оперный театр начнет свою историю, хотя она уже началась с момента формирования хора при Летнем театре в парке имени Луначарского. Людмила Гавриловна вспоминает, что репетиции хора в открытой в 1938 году Башкирской оперной студии стали проходить уже в здании современного театра. Участники хора из парка влились в хоровой состав оперной студии. На репетициях хора звучали отрывки из опер в концертном исполнении. В декабре 1938 года Башкирская оперная студия официально получила статус Башкирского Государственного театра оперы.