rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Absentia anima как “украинский” косяк соцреализма: выставка “Век спорта” в ЦДХ

Несмотря на некрасивость здания, ЦДХ смотрится на своем месте как влитое, и значение его в культурной жизни столицы последних 50 лет очень велико – тут всегда что-то происходит, и всегда что-то интересное. Вот и проходящая сейчас выставка “Век спорта. К 100-летию московского спорта” удалась на славу – но только благодаря масштабу, и масштабу не самой выставки (хотя масштаб выставки выше всяких похвал), а благодаря осознанию масштаба урона, который был нанесен русской живописи и скульптуре последние 100 лет.

Дом Карбюзье – “шедевр” французской архитектуры в Москве

Сегодня ни для кого не секрет, что так называемый соцарт разрабатывался по французским лекалам под английским руководством – это касалось не только живописи, но и музыки и архитектуры. Выдавался импортный шаблон типа дома Карбюзье на Мясницкой – и говорилось – ваяйте. Все это сказки про то, что русские сами там что-то сочиняли несуразное по своей инициативе – любое искусство требует денег, а массовое искусство – огромных денег, и выставка в ЦДХ дает понять, что это было не культурное явление, а массированная атака по деградации уровня культуры в масштабах страны. Демонстрация всей этой первобытной живописи, которая по уровню ниже чем даже детское творчество – наглядное тому подтверждение. В таком культурном эксперименте не было бы ничего плохого, и это было бы простительно, если бы все это делалось на периферии цивилизации, но англо-французы навязали эту первобытную наскальную живопись в Европе с белым христианским народом, и еще из-за забора похихикивали над своим же “творением”. Упомянутое выше сравнение соцарта с детскими рисунками и поделками не случайно. Общеизвестно, что главной целью седативного воздействия на массы является их инфантилизация, или, проще говоря, понижение культурного уровня до детского, то есть максимально упрощенного.

Велик соблазн, комментируя все эти полотна и скульптуры, не скатываться до смешливого глумления, но веселого тут мало. Действительно, кураторы соцарта настаивали не столько на двусмысленности, сколько на отсутствии каких-либо смыслов или даже минимального интеллектуального движения в сюжетах и драматургии полотен, а бессмысленность, как известно, вызывает смех. Absentia anima (отсутствие душилат.) стало главным лейтмотивом всего соцарта, превратившего живопись в доинформационную эпоху, когда рисунок наряду с кино был главным образоформирующим источником мироощущения, в карикатуру на мир людей, где вместо узнаваемых человеческих символов люди видели мир роботов. Даже приставки “био” здесь не указать, поскольку взглянув на картины про спорт, которые по идее должны быть прославлением красоты мужских и женских тел, видишь пред собой галерею уродов. Собственно само название соцарта – соцреализм неверно, потому что не реализм это никакой, а примитивизм или, если совсем честно, обычное отсутствие владения техникой европейского рисования. Деревенские местечковые дядьки, описанные Булгаковым в “Золотом Теленке”, рисовавшие рожью портреты –  пришагали в наше искусство, а все вокруг сказали, что это искусство русское. Нее – так не пойдет: шагайте обратно, и мазню вашу заберите.

К слову сказать, большинство художников этого соцарта, как и большинство правителей соц-“лагеря” происходили с территории нынешней Украины, так что по хорошему, соцреализм – это украинское искусство (как говорится, лепили из того что было).  Нужно, однако сделать одно уточнение,  что именно понимается под словом “украинский”, а то у нас это понятие также размыто как и в остальном мире. Украина – не есть Малороссия и Новороссия, и никогда ей не была: Украину придумали в конце 19 века в Австро-венгерском генеральном штабе, и по сути Украина – это мечта австро-венгров о богатствах Европейской России. Отсюда, выставку правильнее было бы назвать австро-венгерской, а не русской, и даже не украинской. До сих пор искусствоведы бьются об этот “украинский” (сиречь австро-венгерский) дверной косяк, и никак не могут войти обратно в мир нормального искусства, называя все э т о соцреализмом, хотя на самом деле вся эта палеодеструктивная мазня – “украинское” псевдоискусство.

Для того и нужны такие выставки – чтобы не забывать, насколько ужасным было нападение на русскую культуру в 20 веке. Посмотрите на все эти “лё шедевры” и ответьте сами себе на вопрос  – хотите ли вы обратно в это украинское счастье – в мир Absentia anima?

 

 

Александр Монин – Физкультура – залог здоровья – 1929

Физкультура для художника явно вещь круглая – круглый таз и неправильно расположенные круглые груди страшной женщины, круглый баскетбольный мяч (зачем он ей?), круглые набалдашники гантелей (лежат на столе, застеленной газетой), памятник лошади с круглой жопой и круглым животом, с мужиком с круглой головой, который то ли навоз собирает за лошадью, то ли кует ее круглыми подковами, громадные круглые пионы. Ну и две биты – как без них. Искусство, словом.

Александр Русаков – Дискоболка – 1930

Героиня полотна больше, конечно, похожа на конькоболку, но художнику виднее, что он там нарисовал. Ну и вопрос, куда она этот свой диск “бОлит” (бросает по-нашему) – что это за голубая грязь? Видимо все происходит на пересеченной местности. Особо художнику удались четыре пальца (там, где диск).

Виктор Прошкин – Приземлился – 1936

 

Виктор Прошкин – В воздухе – 1937

 

Самуил Адливанкин – Состязание моделистов – 1931

 

Сергей Лучишкин – Спартакиада народов СССР – 1932

 

Иван Шадр – Девушка с веслом – 1935

Вы часто встречали голых теток с палками? Это шедевр издевательства над здравым смыслом, который стал символом эпохи.  Все знают про бабу с веслом, но никто никогда не задумывался, откуда взялся сюжет. А ниоткуда – это хохма, а не сюжет, вот в чем все дело.

Павел Кузнецов – Пушбол – 1931

 

Павел Кузнецов – Пушбол (фрагмент) – 1931

 

Александр Дейнека – Футболисты – 1950

Три мужика в юбках.

Александр Дейнека – Футболисты – 1948-1955

Три мужика танцуют.

Юрий Пименов – Футбол – 1926

Голубая невесомость.

Леонид Берлин – Футбол – 1979

Чё эт там у тебя?

Николай Григорьев – Футбол – 1920

 

Александр Дейнека – Вратарь- 1934

Гулливер играет с лилипутами.

Геннадий Брусенцов – Футболист – 1955

 

Владимир Лебедев – Иллюстрация к стихотворения С.Маршака “Мяч” – 1932

 

Рамаз Манджгаладзе – Футболист – 1983

Это не просто футболист – это грузинский футболист. Гоги в кепке и “фирме”. Тут главное – игра “фирмой” – во что герой одет. Это дураки в трусах бегают, а настоящий футбол вот кем делается.

Сергей Григорьев – Вратарь – 1949

 

Иосиф Гурвич – На стадионе – 1947

 

Александр Дейнека – Баскетбол – 1964

Картина называется – “Грезы потрошителя”. Женщины изображены в той же стилистике, что изображают корову на плакате “разделка туши” в мясном цеху.

Александр Дейнека – Хокей – 1961

 

Александр Молев – Хокеист – 2001

 

Пятрас Илгунас – Защита (из серии “Хоккеисты”) – 1979

 

Пятрас Илгунас – Атака (из серии “Хоккеисты”) – 1979

 

Пятрас Илгунас – Победа (из серии “Хоккеисты”) – 1979

Радостные литовские лица. Номер 13 поехал бухать.

Рейн Таммик – Мальчик с хоккейной клюшкой и шлемом – 1979

Неполное название картины – кроме шлема и клюшки тут: шайбы, тряпки, деревянные поделки неизвестного назначения (видимо призы), стол с непонятной скатеркой, у мальчика на шее веревка (видимо был привязан),  и все действие происходит в чулане. Деревенское эстонское кино.

Николай Метонидзе – На вираже – 1967

Синий – однорукий. И у всех что-то с головами.

Петр Оссовский – Велосипедисты – 1959

Все есть на полотне – и коровы на лугу, и русская древня, и золотая осень, и журавлиный косяк, и селяне, нет только одного – смысла во всем этом.

Юрий Нерода – Трек (вид сзади)- 1989

 

Юрий Нерода – Трек (вид спереди)- 1989
Юрий Нерода – Трек (вид сбоку)- 1989

Скульптура-ребус: догадаться о сюжете можно только изучив “всесторонне”.

Сергей Шестрюк – Аркадия – 1985

Аркадия – видимо название местности, а не дядьки (хотя, кто знает). Непонятно, что у него за “уши” – волкмен или что-то другое, но перчаточки прямо указывают на завсегдатая загранкомандировок. Эту картину в то время назвали бы “Хорошо устроился”.

Борис Власов – Цветные велосипедисты – 1971

Хочется, конечно, пошутить, что видимо речь идет о неграх, но судя по цвету – это какие-то индейцы. Но я бы назвал картину “Выпавший с велосипедами из окна 9-этажки”.

Константин Вялов – Мотоциклетный пробег – 1925
Константин Вялов – Мотоциклетный пробег (фрагмент) – 1925
Константин Вялов – Мотоциклетный пробег (фрагмент) – 1925
Константин Вялов – Мотоциклетный пробег (фрагмент) – 1925

 

Александр Самохвалов – Теннис – 1968-1971

Вот чтобы было понятно – три года человек это рисовал, вот чтобы не говорили, что плохо нарисовано – раз долго – значит сойдет.

Вера Мыльникова – Теннисистка – 1979

Опять какая-то советская антигравитация.

Ашот Багдасарян – Борец дзюдо – 1982

 

София Вейверите – Фехтовальщики – 1971

Это в Литве, видимо, такие фехтовальщики… Хотя кажется, что это она одного и того же нарисовала.

Сергей Базилев – Тир ДОСААФ – 1983
Сергей Базилев – Тир ДОСААФ (фрагмент) – 1983

 

А вот и они – украинские шахматы

 

Ирина Шевандронова – За шахматами – 1965

 

Борис Петров – Портер Анатолия Карпова

Плохо так говорить, но больше на посмертную маску похоже, чем на портрет.

 

Татьяна Насипова – Спортивный натюрморт – 1983

Да этж Ворхол Малевичевич Дали! Приз в студию!

Василий Сварог – Шахматистки – 1931
Василий Сварог – Шахматистки (фрагмент) – 1931

 

Виктор Попков – Бригада отдыхает – 1962-1965

Ноу комменс

Герман Черемушкин – Игра в пинг-понг (из серии “Москва спортивная”) – 1965

 

Василий Герман Черемушкин – Шахматисты на бульваре (из серии “Москва спортивная”) – 1966

 

Василий Герман Черемушкин – Бассейн “Москва” (из серии “Москва спортивная”) – 1962

 

Александр Рукавишников – Инструктор карате В.Пак – 1977

 

Анатолий Кущ – На вышке В.Цырульникова – 1979

 

Дмитрий Жилинский – Гимнасты СССР – 1964-65
Дмитрий Жилинский – Гимнасты СССР (фрагмент) – 1964-65

 

Рузы Чарыев – Гимнастки – 1971

 

Рузы Чарыев – Гимнастки (фрагмент) – 1971

 

Рузы Чарыев – Гимнастки (фрагмент) – 1971

 

Елена Янсон-Мазинер – Баскетболистка – 1926

 

Борис Тальберг – Спорт (триптих) – 1979
Борис Тальберг – Спорт (триптих) – 1979
Борис Тальберг – Спорт (триптих) – 1979
Борис Тальберг – Спорт (триптих) – 1979

 

Иосиф Чайков – Прыжок с шестом – 1952

 

Сергей Лучишкин – Впереди “Старты надежд” – 1977

 

Борис Тальберг – Пять гимнасток на красном фоне – 1971

 

Муриват Бекназаров – Тренер -1978

 

Фуад Бакиханов – Борьба – 1970

 

Лео Кокле – Мастер спорта Эдгар Эрманис – 1963

Вот оказывается с кого лепили Империю Зла – с латышей!

Герман Кононов – Спортивные состязания – 1950

 

Владимир Кашкин – На водном стадионе – 1930е

 

Все по стандартам: сказали – надо везде бабу с веслом лепить – вот и лепили.

Владимир Кашкин – На водном стадионе (фрагмент) – 1930е

А че – лица тоже надо было рисовать?

Бирута Баумане – В плавательном бассейне – 1971
Бирута Баумане – В плавательном бассейне (фрагмент) – 1971
Бирута Баумане – В плавательном бассейне (фрагмент) – 1971

 

Аделаида Пологова – Пловчиха – 1973

 

В трусы пункула.

 

Иосиф Чайков – Пловчиха – 1959

Голая женщина в грязи.

 

Елена Ясон-Мазинер – Старт в воду- 1926

Ну, вообще она ее так нюхает своим носом, что как будто в коньяк собралась нырять.

 

Анатолий Мельников – Ватерполисты, Острый момент – 1982-83
Анатолий Мельников – Ватерполисты, Острый момент (фрагмент) – 1982-83
Анатолий Мельников – Ватерполисты, Острый момент (фрагмент) – 1982-83

 

Михаил Родионов – Подводят лошадей – 1932

 

Дмитрий Ширяев – Москва, Вид на Лужники – 1968

 

Дмитрий Ширяев – Москва, Вид на Лужники (фрагмент) – 1968

 

Ну, Брейхель, в натуре.

 

Виктор Преображенский – На ледяной дорожке – 1950е

 

Петр Оссовский – Каток – 1957

 

Александр Дейнека – Лыжники – 1931

 

Александр Дейнека – Лыжники (фрагмент) – 1931

Проблемы у тетки явно.

Александр Дейнека – Лыжники – 1950
Александр Дейнека – Лыжники (фрагмент) – 1950
Александр Дейнека – Лыжники (фрагмент) – 1950
Александр Дейнека – Лыжники (фрагмент) – 1950

 

Лица зомби. Я художник, я так вижу.

Виктор Мидлер – Хоккей на катке ЦДКА – 193е
Виктор Мидлер – Хоккей на катке ЦДКА (фрагмент) – 1930е

Сзади – нквдшники стоят, ждут расстрелять проигравшую команду.

Алексей Пахомов – Мальчик на коньках – 1927

 

Николай Дормидонтов – Лыжница – 1931
Николай Дормидонтов – Лыжница (фрагмент) – 1931
Николай Дормидонтов – Лыжница (фрагмент) – 1931
Николай Дормидонтов – Лыжница (фрагмент) – 1931
Николай Дормидонтов – Лыжница (фрагмент) – 1931

Ну вот опять Брейгель Бейгелевич Брейгелев. Кайф…

Анатолий Никич – Молодожены – 1977
Анатолий Никич – Молодожены (фрагмент) – 1977
Анатолий Никич – Молодожены – 1977
Анатолий Никич – Молодожены (фрагмент) – 1977

Художник прописывает каких-то муравьев на заднем плане, а на правой руке у молодоженки – мало того, что кольца нет, так и еще и три пальца не дописаны, и судя по оставшимся двум пальцам – она старообрядка.

Борис Домашников – стадион вечером – 1954
Борис Домашников – стадион вечером (фрагмент) – 1954
Борис Домашников – стадион вечером (фрагмент) – 1954

Лучше всего ограда прописана.

Николай Силис – Конькобежцы – 1969

 

Александр Дейнека – Бег – 1932

 

Александр Дейнека – Эстафета – 1945

 

Александр Дейнека – Кросс красноармейцев – 1937

 

Александр Дейнека – Стометровка – 1947

Стометровка – это ее имя, видимо.

Алексей Почтенный – Легкоатлетическое соревнование – 1930е

Чувак с пистолетом – кого-то напоминает.

Михаил Переяславец – Марафон – 1980

У Вадима Шефнера в “Лачуге должника” есть такие метаморфанты – ходячие болезни – вот именно так они, похоже, и выглядят.

 

Михаил Переяславец – Эстафета – 1978

 

Михаил Переяславец – Эстафета (фрагмент) – 1978

Ну а этих бегунов узнать несложно.