В Центральном доме художника в последний раз я была в 2001г. также на ярмарке «Арт-Москва». Культурно и художественно расти перестала, лень, актуальное искусство приелось, чувствую не мне одной. В этом году посетителей было не так много, как семь лет назад, объелись все современным искусством, широкой аудитории оно не понятно, чуждо, многим сейчас не до актуальностей и уникальностей, на хлеб да квас бы хватало. Вот в 2001г. было много ярких, положительных эмоций, открытий, дерзостей, странностей, правда, как не пытаюсь, ничего не могу вспомнить.
Хотя, пожалуй, в тот год открыла для себя много видеоинсталляций, проекторы лупили на каждом шагу: на экраны, на стены, на другие отдельные предметы, 8 мониторов, 28 мониторов, 108 мониторов. Сейчас же всё усохло до микроконструкций, из 3-5 загонов с видеопушками. Количество потребителей закольцованного видеотеатра усохло, допускаю, нет спроса, то, что было когда-то оригинально, стало банально.
Ярмарка «Арт-Москва» – это рычаг по изучению спроса, «…подбегай, не ленись, покупай живопись…» – как кричал Вицин в историческом фильме.
Специалисты-коллекционеры слетаются со всех углов страны и ближайших подбрюший, позёров-резанёров-непрофессионалов тоже хватает, старух-пенсионеров с гидролью, малолетних мажорных бездельниц, студентов-ботаников-арт-сектантов, манерно дефилирующих по залам.
Баба с нунчаками (Художник Рудьев) |
На этой традиционной площадке искусства в этот исторический день можно не только поглазеть, наяривая круги между стендами, но и потереть с консультантами-продавцами – хозяевами галерей как импортными, так и нашими, подёргать за крашенную козлиную бороду какого-нибудь запирсингованного художника, преклонено взять автограф, по-тихому обсудить спрос, сбыт, обвес. Слышна речь на немецком, чешском, итальянском, латышском, китайском и т.д. и т.п.
Купить, если есть на что, можно легко, использование кредитных карточек приветствуется, но допускаю, не брезговали и простым банальным кэшем в сумках, рюкзочках, целлофановых пакетах, бронированных рундуках.
То тут, то там попадались иностранные галерейщики, нетерпеливо ждущие эти сумки, баулы, кстати это очень бросалось в глаза. Цены на произведения искусств от десятка тысяч до миллионов у.ё. Галереи, галереи, бесконечные галереи на трёх этажах, не считала, но говорят в прошлом году их было в 10 раз больше, вот это я понимаю, «черкизовский рынок». В этом году для повышения понта и значимости мероприятия был устроен строгий дресскод, отобрали самых лучших, самых интересных, у кого качество налицо или ещё какое место.
В жюри сидели галерейщики Селина, Гельман, Салахова – главные консьержи от искусства Москвы, России.
Прошлась, пофотографировала, выкладываю, предлагаю заполнить пробел всем, кто не был, кто не посетил данное мероприятие. Хожу, впечатляюсь по залам, мотаю головой, иногда останавливаюсь, сосредоточенно всматриваюсь.
Увидела наконец американского художника, скульптура Роберта Лонго, он работает с углём, графитом, его линии точны, микроскопичны, что делает картины чуть ли не трёхмерными, он также известен как режиссер, в середине 90-ых снял культовый кибер-панк-боевик «Джонни Мнемоник», где снимались голливудские звезды Киану Ривз, Дельф Лунгрен, Такеша Кетано. Его картины на различных арт-ярмарках оцениваются в сотни тысяч долларов.
НЕравный брак (Арт-группа Четвертая высота) |
Также ознакомилась, потрогала ламинатные шлемы Иржи Черницки (работы были представлены галереей, где владелец Иржи Светска, Прага), демонстрировались впервые. Помимо их стены украшали узнаваемые полотна Кабакова, Пивоварова, Энди Уорхала, цены на произведения искусств варьировались от 15 до 170 тысяч у.ё. Лично я очень живо отреагировала на горшки-черепа, обтянутые шёлком под лак. С виду череп черепом или писуар, а на пояснительной записке, что это, видите ли, так художник представляет шизофрению – психическую хроническую болезнь, передающуюся по наследству.
В зависимости от формы шизофрении наблюдаются различные проявления расстройств психики, бред, галлюцинации, возбуждение, обездвиженность. Первые симптомы не вполне специфичны, но в последующем крыша у людей едет на бок, отваливается, падает на пол. Человек становится необщительным, замкнутым в себя, теряет интерес к жизни, делам, близким. Больным овладевает тяга к таким областям знаний как философия, математика, религия, музыка, конструирование, живопись.
Одни больные перестают уделять внимание внешнему виду, ходят неопрятными вялыми, сонными, другие наоборот напряженны, суетливы, манерны, что-то постоянно сосредоточенно делают, о чём-то думают, нередко на задаваемые вопросы отвечают длинными, запутанными рассуждениями, лишёнными конкретности. Изменение психики у одних больных наступает стремительно, к другим эта зараза доходит исподволь, незаметно. Шизофрения разнообразна по форме проявления, своевременная постановка диагноза необходима для дальнейшего правильного, успешного лечения при обязательном создании щадящих условий труда и быта. Несмотря на то, что причина болезни неизвестна, она поддаётся лечению:
Современная психотерапия обладает широким выбором лечебных методов, позволяющих воздействовать на этот псевдо-элитарный недуг. Больные шизофренией вне обострений сохраняют трудоспособность, могут применять свои умение и талант на ниве искусства, рисовать, петь, играть в шахматы-шашки, лепить, фотографировать, писать заметки в журналы и газеты и т.д. и т.п.
Трансы (Арт-группа Четвертая высота) |
Распространены предрассудки в оценке происхождения болезни, особенно если она обнаружилась в молодые годы. Её причиной считают половое воздержание и избыточные умственные занятия. Самолечение домашними средствами – выпить-закусить, выкурить косячину или сделать простую очистительную клизьму из ромашки часто ведут к обострению процесса.
При уклонении от лечения вероятность импульсивных поступков и действий под влиянием галлюцинаторных переживаний или бредовых убеждений учащаются, степень опасности больного для самого себя и окружающих увеличивается.
Как все психические болезни шизофрения связана с ограничением выбора профессий, вопросы выбора и смены специальности, работы должны решаться совместно с психиатором, в интересах больного, общества в целом. Дрючить холсты в кладбищенской тишине и одиночестве во имя искусства и человечества – основная рекомендация любого специалиста.
А вот некоторые современные врачи утверждают обратное, что шизофрения – это подвид пассионарности и чуть ли не основное звено в эволюции гомосапиенс…
…долго ходила по залам с гигантскими полотнами Д. Врубеля и В. Тимофеевой, коллекция работ озаглавлена «Евангельский проект». Художники переносят на полотна сюжеты из реальной современной жизни, хари на их картинах смачные, вон мужик из моего подъезда, а вон бабка на лавке, часто её вижу, а вон те по рынку ходят, а вон те уже по кладбищу, тот – Володька Трынкин, тот – Колька Щербатый.
Иногда кажется, словно на паузу нажали на телевизоре, а застывший кадр скопировали. Такую уёбищную красоту в копиях нужно вешать по «рублёвке» для устрашения власть имущих, да и по центру перед Государственной думой. Работы подписаны, озаглавлены цитатами из Евангелия. Случаются оригинальные попадания текста, изображения, иногда подписи совершенно надуманные, неуместные.
Галерея Ателье 2 (Художник Баскаков) |
Пятиметровые полотна Врубеля, Тимофеевой выписанные в жанре медийный монументализм излучали просто дьявольскую ауру, где-то недалеко давал интервью куратор проекта наполеонообразный пузато-мелковатый М. Гельман.
В реалии увидела его впервые, м-да.
Иду дальше, залы, залы, где-то много стёба, иронии, где-то телесной красоты на грани эротики и порнографии, художественные техники представлены самые разные, смотрела видеозарисовки, капустники от специальной группы художников «Синие носы». Забавно, видео прилагаю.
Произвели впечатления монументальные глянцево-журнальные фотоработы Давида Лашопеля, где много красивых голых мужичков и бабёнок. Галерея B&D из Милана выставила работы этого маэстро, а также Миши Кляйна, Андерса Серано, Эрвина Олова, других.
Гламурные провокации через фотографию пришлись по вкусу редким посетителям. Перис Хилтон с розовым хреном во рту, закамуфлированным под леденец. Я же обнималась с двухметровыми пулями от Филиппа Перинэ как школьница-девчонка, прощающаяся перед уроками с отцом. Сам владелец галереи Тоназзо Браччо тусил, мило улыбаясь, раздавал визитки, демонстрировал окружающим, что главная звезда этой экспозиции – он сам. Многие работы галереи маркированы почти под сотню тысяч у.ё.
Дальше были скульптуры из силикона от Микеля Джанграндэ, многочисленные фотомакеты, ковры, светящиеся неоновые стены от Андрея Блохина, собранные из тысячи тысяч пузырей, значков, портретов, иконок. Сделала несколько снимков случайно, а там лица, лица, политики, артисты, кинозвезды, современные, забытые, покойники, только родившиеся, кого только нет. На рассмотрение этого светящегося чуда потратила около часа, разгадывая этот бесконечный кроссворд. А это кто? А кто это?
Я |
Дженифер Анистон, а тут кажется Пётр Мамонов, а вот этого лысенькогоя не знаю. Заглянула в крошечные макеты мини квартир с миниатюрной мебельной обстановкой, маленькими рабочими телевизорами и ещё более крошечными картинами на стенах, представила себя гуливером.
От некоторых работ исходила детская сказочная энергия, в других просматривалась трендовая элитарность, некоторые, словно нарисованные самоучками или учениками младших классов художественных школ, с чувствами и юмором взрослого, другие – богами.
«…а вокруг такая красота…», креатив, обобщение, социальная сатира, цветовые эффекты, символизм, абстрактность, момент, длительность, закономерность, игра с реальностью, насилие с нею же, отсос у неё же, дистанция, уход, новые старые технологии в повествовании, зрительский шок, ступор, диарея.
Во-ё я раздухарилась, разкудахталась, такоё оно – современное искусство конца 00-ых. Смотреть фотоотчет, впечатляться, делать оценку:
– ну-у-у-у-у, нах, хрень полная, слава богу не ходил, и не пойду никогда,
– охренительно, а я бля не в теме, нах, опять просрал культурно потереть…
походила, посмотрела, головой повертела, себя показала, катарсиса не испытала, так, провинциальный арт-балаганчик, где-то весёлый, где-то грустный, сознаюсь, видела уродства на стенах и поинтересней в Европе, всё вторично, местечково, стерильно. Современный отечественный художник-галерист-коллекционер по-любительски погряз в корысти и выгоде, все они немощные язвенники, нет в них внутренней мужественности, масштаба, породы. Где титаны, интересующие проблемами мировой цивилизации, где пассионарии, имеющие глобальный широкий взгляд на будущее, на человека, на страну в конце концов.
Текст: Лаурель Семёнова
май 2008
для Specialradio.ru