Трудно найти более демократичный музей в Москве, чем музей Анатолия Зверева – “AZ”. Несмотря на то, что музей попахивает крутышами, вложившими в него денег, он очень уютный, и с музейной точки зрения сделан максимально дружелюбно к посетителю. Это же можно сказать и про сотрудников – музей им небезразличен, что в музейном пространстве Москвы встречается редко – начиная с проклятых лужковских времен новофуфлжная номенклатура в музейном деле превалирует, отчего музеи Москвы сегодня по большей части – гниющее яблоко. Музей AZ – очень живой, и люди туда приходят живые и позитивные, и выставка картин Зверева и Михнова – сделана от души.
На странице выставки (которая продлиться да 31 марта) и в самом музее очень подробно описаны реперные точки представленных полотен и того и другого художника, посему далее хотелось бы подробно остановиться лишь на месте Анатолия Зверева в художественном наследии России (при этом нисколько не желая умалить значение творчества Михнова). Понятно, что Звереву во многом повезло. Коллеги про него говорили, что когда Бог раздавал художникам таланты, то вылил на Зверева целую чашку. В источниках упоминается о 30 тысячах его работ (!). Даже разделив это на 10, все равно получается слишком много для простого московского пьяницы (вспомним, что художество – довольно затратное искусство, и вряд ли обычный прихлебала по чужим квартирам, пусть и богемным, смог бы работать с таким остервенением). Ему везло не только на талант, учителей, не только на знакомство с богемой, ему повезло в главном для мужчины – с женщиной, которая, собственно и направила энергию этого вулкана в более-менее мирное русло. Речь, понятно, идет о бывшей жене Николая Асеева – Ксении Синявской – мисс харьковская вселенная, с которой Зверев прожил 17 лет, и смерть которой в 1985 году предопределила его собственную смерть годом позже. Принадлежность Синявской к харьковскому клану, который наряду с одесским был “рулевым” в советской культуре, во многом обусловила успешность творческой биографии Зверева, а нескончаемые богемные знакомства, которые он приобрел благодаря “кочевому” образу жизни, довершили свое дело. Но это, конечно, далеко не всё. Будь Зверев обычным конъюнктурщиком, ни одни харьковчане с богемами не сделали бы его знаменитым на весь мир – за пределами тогдашнего “украинского болота”, которым на самом деле являлась советская культура.
Основой почерка творчества Зверева является невероятная энергетика его полотен. Неведомым образом сублимированная сознанием, находящимся в постоянно измененном состоянии, Зверев своими хаотичными движениями, на которые, как кажется, способен даже рисующий слон с цирке – настолько простыми и “непрофессиональными” они казались со стороны, по сути вводил себя в состояние осознанного транса, и делал полотна “отпечатками”, “следами” этого его взаимодействия с невидимым миром. Его картины можно сравнить с ускользающим эхом или проплывающим облаком, меняющим свои очертания – с чем-то очень неустойчивым, как сон пред пробуждением, хотя его картины, как и все обычные картины, выполнены красками, которые вполне статично размещены на холстах. Картины Зверева – это, если угодно, портрет нашей реальности с более высокого уровня, и потому здесь мы видим эту реальность в более реальном виде, чем она есть сама по себе.
Примерно понятна идея создателей выставки – соединить Зверева и Михнова, как людей, работавших над символами этого мира, которые видны “оттуда” – то, что сами они называли остановленным временем, а мы называем “жестким диском”. Михнов более академичный, более читаемый, чем Зверев, тоже дает массу номинативов процессу воззрения на бесконечно меняющийся процесс “надувания и схлопывания” как статического явления. Действительно, и это создатели выставки угадали, смотреть на полотна обоих художников вместе прелюбопытно и занимательно; сегодня странно это видеть и понимать, что именно в России при страшнейшем акультурном гнете, уже до 1953 года было искусство, которое “закрыло” вопрос об одновременном существовании мира и его отсутствии.
В заключении хочется сказать, что кем бы ни был Анатолий Зверев на самом деле, его творчество является одной из значимых величин русского искусства в художественной деятельности 20 века, и это просто замечательно, что в Москве в двух шагах от станции Маяковская есть такой прекрасный музей великого русского художника – Анатолия Зверева.
Ниже приведены отдельно фото картин Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко.