1 декабря, в Москве, на ВДНХ, на Международной выставке-форуме “Россия” прошел день скрипичных мастеров и музыкантов. Это начало фестиваля “Голос русской скрипки”, который пройдет в 11 городах страны в течении 2024 года. Голосу русской скрипки здесь внимают профессионалы – настоящие и будущие. Миссия фестиваля – сделать известными тех, кто создает скрипки, альты, виолончели, контрабасы. “У нас замечательные мастера, которые становились лауреатами первых премий на многих именитых зарубежных конкурсах. Игорь Улицкий в Познани, очень известный конкурс; Александр Мурадов – первая премия в Кремоне, его альт стоит в Музее скрипки”, – говорит президент Ассоциации скрипичных мастеров России Иван Сёмкин.
Черные инструменты из углеродного волокна – материала будущего – делают в Ульяновске. Евгений Сарана в детстве увлекался авиамоделированием – решил перенести на струнные свойства композитного материала. “Он не боится воды, перепадов температур, соответственно, он намного прочнее и проще в эксплуатации. Его можно отправить “Почтой России” или транспортной компанией. Он доедет практически всегда абсолютно целый”, – убеждает зрителей скрипичный мастер Евгений Сарана. Десятилетиями на музыкальных инструментах, созданных Андроником Ягубьянцем, мастером из Ростова-на-Дону, играют ведущие музыканты всего мира. К карбонным струнным относится настороженно: звук хотя и яркий, но не тот. Так считают многие скрипичные мастера.
Артем Синельников из Воронежа демонстрирует, как звучит обработанное и необработанное дерево. Восемнадцать лет он изготавливает скрипки и десять из них изучает составы, лаки, которыми покрывали дерево, чтобы звук был совершенным. “Есть научно доказанные факты, что в старину дерево модифицировали. То есть его обрабатывали таким образом, чтобы придать совершенно другие качества”, – рассказывает скрипичный мастер Артем Синельников. Всего три-четыре инструмента в год может создать мастер высочайшего класса. Таких в стране сегодня не так много. Их знают ведущие музыканты.
К Владимиру Якименко из Петербурга обращаются не только ради заказов, но и реставрации. Он 30 лет работает в Музее музыкальных инструментов. Скрипки делал из разных пород дерева. Жил на Кавказе – делал из кавказского, на Украине – из карпатского, в Югославии – из боснийского, как старые итальянцы Гварнери, Амати, Страдивари.”Когда-то я жил во Львове, и в костёле Эльжбеты был шикарный орган. Был, потому что после войны его полностью разбили, но я оказался тут как тут: собрал несколько кусков дерева и сделал несколько инструментов”, – делится фактами из своей жизни, скрипичный мастер Владимир Якименко. Один из лучших моментов – когда скрипичный мастер слушает голос рожденной им скрипки в руках музыканта. Голос вроде бы тот же, но богатство его оттенков раскрывается по-новому.
Текст Юлия Струкова
Фото Сергей Венявский