Продолжаем наше путешествие по Италии. Теперь мы посетим Флоренцию, город основанный еще этрусками, замечательный памятник средневековых улиц и домов, пронизанный духом эпохи возрождения. Город – хранитель сокровищ и произведений искусств того времени. Итак, поехали.
Переночевав в шикарном отеле неподалеку от Болоньи, ранним утром мы отправились во Флоренцию. Путь наш лежал через перевал по неширокой горной дороге с множеством поворотов, и иногда вдруг казалось, что наш огромный туристический автобус наклоняясь на поворотах, начинает свой полет вниз прямо в пропасть. Да и разъехаться двум транспортным средствам на узкой дороге похоже было очень и очень не просто. А далеко внизу здесь и там проносились небольшие городки и селения просто сказочной красоты. Кое – где на вершинах лежал снег, и чувствовалось, что за окнами было очень холодно. Наш водитель автобуса Пауло прекрасно справился со всеми сложностями в пути и вот мы уже во Флоренции. Идем по улицам этого города – музея. Наша предводительница Диана решила, что, прежде всего, надо посетить одну из самых больших церквей Флоренции – готическую базилику Санта Кроче. Сейчас там меньше туристов, а потому и больше возможностей все увидеть. И вот мы уже входим в эту святыню. Ее спроектировал и начал строить в 1294 году крупный архитектор того времени, Арнольфо ди Камбио, но по разным причинам строительство продолжалось свыше столетия. Освящена церковь была только в 1443 году.
В XVI веке была проведена перепланировка, изменившая первоначально задуманный облик церкви. Фасад церкви, ее три портала и колокольня были достроены совсем недавно – в середине XIX века.
Прекрасен интерьер сооружения, восхищает богатство хранящихся в церкви произведений искусства, невероятно красивы фрески Таддео Гадди из жизни Девы Марии и Коронация Девы Марии выполненные великим Джотто.
Но все – таки главное это то, что храм этот – пантеон великих итальянцев, судьбой своей связанных с Флоренцией. Микеланджело, Галилей, Макиавелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Данте Алигьери – все они погребены вот здесь в саркофагах с изумительными надгробными памятниками. Меня же лично больше всего потрясло то, что здесь нашел свой последний приют великий Гульельмо Маркони, итальянский радиоинженер, лауреат нобелевской премии по физике 1909 года, политик и сенатор, входивший в свое время в руководство итальянской национал-фашистской партии.
Судьбы и драмы всех этих людей неотделимы от истории Флоренции – великой колыбели мировой культуры.
Потрясенные увиденным и еще не осознав все это полностью, мы красивыми улочками города выходим на площадь, где возвышается главная святыня Флоренции – кафедральный собор Санта – Мария дель Фьоре.
По воспоминаниям современников, жители Флоренции решили построить свою главную церковь такой, чтобы человеческий гений не мог бы создать ничего более великолепного, чем это сооружение. Гигантская величина и сказочная нарядность должны были стать символом богатства и мощи города.
И вот 6 сентября 1296 года в день рождества Богородицы был заложен фундамент этого грандиозного сооружения. Первый камень в него заложил кардинал в присутствии всех жителей Флоренции. Сооружение собора было объявлено важным государственным делом и было поручено главному архитектору городского Совета Арнольфо ди Камбио. Через шесть лет архитектор скончался, успев построить лишь фасадную стену и частично боковые. После смерти архитектора строительство прервалось на долгие годы, и лишь периодически возобновлялось. Купол собора был спроектирован замечательным архитектором Филиппо Брунеллески. На состоявшемся в 1418 году конкурсе на лучший проект купола Собора Санта – Мария дель Фьоре он одержал победу. Предстояло построить огромное сооружение диаметром 42 метра без вспомогательных опор. И хотя идея казалась фантастической, архитектор успешно реализовал свой проект в 1434 году.
25 марта 1436 года, через 140 лет после закладки, собор был торжественно освящен Папой Евгением IV. Но и после освящения вплоть до 1886 года продолжались работы по облицовке фасада собора мрамором. И работа эта была завершена тогда только благодаря немалым пожертвованиям русского промышленника Демидова, чей герб в знак благодарности был помещен горожанами справа от главного входа.
Собор Санта – Мария дель Фьоре один из величайших соборов мира. Его фасад украшает белый мрамор из карьеров Каррары, зеленый мрамор, добытый в Прато и розовый из Марремы. Красно-кирпичный цвет купола собора, сочетаясь с тонкой цветовой гаммой облицовки, создает впечатление необычайной легкости и воздушности всего этого огромного сооружения.
Секрет создания купола собора гениальный Филиппо Брунеллески так и не раскрыл. Четырнадцать лет он возводил его без строительных лесов на высоте около ста метров и возвел так, что вот уже несколько столетий люди восхищаются этой неземной красотой.
Собор вмещает 30 тысяч человек. Его длина приблизительно 150 метров, ширина – около 38 метров, а высота до верха креста составляет 115 метров.
Теперь несколько слов о расположенной рядом колокольне собора. Ее начали сооружать в 1334 году по замыслу знаменитого Джотто. Через некоторое время Джотто скончался и работу его продолжил Андреа Пизано. Но и этот архитектор вскоре покинул наш мир и когда продолжить строительство взялся Нери ди Фиораванти, по рисунку Франческо Таленти, горожане часто стали приходить наблюдать за строительством и справляться – жив ли еще архитектор. Наконец, колокольня была построена и названа именем Джотто. Квадратная в плане она достигает в высоту 82 метра. Стены, как и собор, облицованы мрамором трех цветов. Во всем мире нет колокольни, напоминающей эту. Горожане остались верны своему принципу – создать сооружение прекрасное, невиданное и неповторимое. Колокольня уникальна и удивительна, впрочем, как и сам этот город.
Настало время, когда захотелось немного перекусить. Найти такое место в центре Флоренции не так то просто; везде здесь очень дорого, да и совсем неуютно. Но, пройдя несколько кварталов от колокольни Джотто, мы совершенно случайно набрели на замечательное кафе, где чрезвычайно гостеприимная хозяйка с улыбкой на приветливом лице хорошо и недорого накормила нас. Как потом оказалось, кафе это посещают в основном влюбленные парочки, и даже оставляют здесь свои записи в книге отзывов. Мы с женой уверенно посчитали, что под такую парочку мы вполне подходим и решили непременно заглянуть сюда и на следующий день.
Флоренция разделена на две части рекой Арно. Обычно тихая и спокойная, река иногда становится буйной и своенравной, выходит из берегов и заливает стоящие неподалеку дворцы, галереи и дома. Так случилось и в 1966 году. Река была особенно свирепа и беспощадна. Сильно пострадали многие сооружения города – в том числе и Собор Санта – Мария дель Фьоре. Тогда на призыв о помощи откликнулись сотни студентов со всего мира. Они очистили стены и пол собора от нанесенной рекой грязи и много сделали, чтобы убрать следы разбушевавшейся стихии и в других местах. Горожане до сих пор восхищаются их бескорыстной помощью.
Путешествуя по улочкам Флоренции, мы набрели на небольшой одноэтажный домик, который оказался старинной мастерской, изготовлявшей скульптурные работы. Надо заметить, что не каждый кусок мрамора может быть пригоден для применения в деле. И тогда его выбрасывали. Однажды проходя здесь, Микеланджело забрал к себе в мастерскую большую, не нужную мастерам глыбу мрамора. Вот именно из нее он и сделал известную скульптуру Давида, ставшую символом стремления Флоренции к свободе.
Полные впечатлений и уставшие мы приехали в отель “Villa delle Rose”. Хороший ужин с великолепным итальянским вином восстановил отчасти наши силы, и мы долго обсуждали план завтрашнего пребывания во Флоренции.
А наутро мы продолжили свое путешествие по городу. Случилось так, что некоторая часть нашей туристической группы решила съездить в Пизу, мы же хотели провести еще один день во Флоренции.
Поначалу было большое желание посетить знаменитую галерею Уффици и хотя бы мельком посмотреть на ее шедевры. Но огромная очередь и в связи с этим безнадежность предприятия вынудили нас отступить. Однако большая печаль проникла в душу, когда проходили мы около места, где некоторое время тому назад была взорвана двухсоткилограммовая бомба. Террористы подложили ее под здание XVI века, где хранились картины флорентийских, венецианских и европейских художников, античная скульптура и документы истории города. Это бесценное собрание Медичи в 1737 году передала в дар городу Анна Мария Людовика, последняя из этой семьи. Часть галереи превратилась тогда в развалины, погибли люди, погибли многие произведения искусства.
До сих пор неизвестно, кто стоял за этим преступлением. Человеку нормальному невозможно понять, что двигало этими людьми.
Потом отсюда мы вышли к реке Арно. Прямо перед нами через нее перекинут знаменитый мост Понте- Веккио, самый древний мост города. Тихая и спокойная река разбушевавшись в 1333 году снесла этот мост, и лишь двенадцать лет спустя, его построили заново. И как теперь понятно – построили хорошо. В отличие от других девяти мостов города, этот мост с той поры не перестраивался. В те давние времена на мосту была мясная торговля, но как – то запах от прилавков не нравился герцогу Медичи, когда он проходил здесь по крытому коридору из Палаццо – Веккио во Дворец Питти. Герцог приказал тогда перенести торговлю мясом в другое место, а здесь на мосту открыть лавки ювелиров. Так Понте – Веккио стал Золотым мостом и теперь, невольно вспоминая эту историю, многочисленные покупатели, да и просто гуляющие туристы, изумленно глядят на горы золота и бриллиантов в расположенных здесь повсюду ослепительных витринах флорентийских ювелиров.
Быстро пролетевшее время приближалось к 15 часам. К этому времени наша туристическая группа должна была собраться у колокольни Джотто, чтобы потом всем вместе посетить дворец Питти. Небольшой экскурс в историю.
Лука Питти начавший строить для себя дворец еще в XV веке, не смог закончить строительство и продал его Элеоноре Толедской, жене Казимо Медичи. Сооружение было достроено Бартоломео Амманати, и Медичи переехали в новый дворец, который стал с тех пор их главной резиденцией во Флоренции.
Сегодня здесь расположен один из знаменитых музеев Флоренции – Галерея Питти, где представлено собрание картин из коллекции герцогов Медичи. Непередаваемо ощущение от многочисленных полотен художников эпохи возрождения, скульптур и интерьеров дворца Медичи. Невозможно рассказать обо всем в коротких заметках. Но, несомненно, это надо увидеть.
После посещения Галереи Питти мы, уже достаточно хорошо ориентируясь, посетили нашу уже полюбившуюся «кафешку». Хозяйка узнала нас и светло приветствовала. Как хорошо все – таки, когда к тебе относятся как к человеку. Удивительно, но, оказывается, мы совсем отвыкли от этого в своей многострадальной стране. Отвыкли настолько, что вот только здесь, за границей нашей родины способны, как говорят, «ощутить разницу».
В хорошем настроении мы отправились дальше по нашему туристическому плану.
Наш путь лежал на площадь Синьории. Свое название площадь получила в честь дворца Синьории, спроектированного Арнольфо в 1298 году. Здание было готово уже в 1302 году и здесь стало заседать правительство республики, а позднее совет Приоров. Теперь во дворце размещается муниципалитет Флоренции.
Площадь эта начиная со средних веков и до наших дней, играет роль политического сердца Флоренции. Чего здесь только не случалось! Здесь гонфалоньер справедливости Бернардо 7 сентября 1433 года вызвал во дворец Синьории Казимо Медичи и приказал арестовать его. А на площади в это время около двухсот горожан состязались в споре о судьбе герцога – убить его или просто изгнать из города. Узник же, помещенный в дворцовую башню, видел и слышал все, что происходило на площади. Только чудом Казимо удалось добровольно уехать в изгнание и сохранить себе жизнь. Через некоторое время горожане признали свою ошибку, и Казимо возвратился во Флоренцию. Позднее на площади была воздвигнута конная статуя Казимо I Медичи работы Джанболоньи.
Через пятьдесят лет во Флоренции появился монах-доминиканец Джироламо Савонарола, настоятель монастыря Святого Марка. Юный фанатик был убежден, что господь направил его в мир для искоренения пороков светских властителей и высшего духовенства. Но, придя к власти, Савонарола обрушил свой гнев и на все мирское. У горожан пропало ощущение прелести жизни, апатия проникла во все сферы взаимоотношений, экономические неурядицы вызвали безработицу и голод. Безумный монах понятия не имел, как справится со всем этим. 23 мая 1498 года он и его два приверженца были повешены на площади, а потом здесь же сожжены. Так рассудительная Флоренция избавилась от угара религиозного фанатизма, к которому никогда больше не возвращалась, а место казни фанатика отметила на своей главной площади круглой мраморной доской.
Однако площадь не только гражданский центр города. Это уникальный музей под открытым небом.
В центре площади расположился фонтан Нептуна работы Амманнати . В 1504 году здесь появилась гигантская четырехметровая статуя библейского героя Давида, созданная Микеланджело. Немного южнее расположилась Лоджия Ланци под крышей которой находятся пятнадцать статуй. Выделяются статуя Персея, держащего голову Медузы, и Похищение Сабинянок, работы Джанбольньи.
День уже клонился к вечеру и наша туристическая группа, полная впечатлений, медленно направилась к ожидавшему нас автобусу. Но, как оказалось, еще одно впечатление не миновало нас в тот день. К назначенному времени к автобусу не пришла одна из туристок из города Махачкалы. Несколько раз к нескольким местам встреч в городе ходила наш гид Диана. Все было безуспешно. Через час мы уехали в гостиницу. И только здесь в гостинице стало понятно, что Зухра (так звали нашу пропажу), просто решила остаться во Флоренции.
Главным впечатлением от знакомства с прекрасным городом стало для нас огромное желание вернуться сюда на более долгое время, чтобы узнать лучше историю города и ближе познакомится с необъятными сокровищами его музеев.
До свиданья , прекрасный город, подаривший нам столько радостных минут!
Виктор Каширников
для Специального радио
январь 2008