Лидер группы Евгений Кокорин (известный так же как “Джексон”) начинал в конце 80-х г. прошлого века как музыкант гипотетического “Всесибирского панк-клуба” Егора Летова, играл на ударных с Янкой Дягилевой, в “Инструкции по Выживанию” времён “Конфронтации в Москве”, с Ником Рок-н-Роллом и мн. др. сибирскими музыкантами тех дремуче-героических лет. С 1991 г. лидер-гитарист и аранжировщик “Инструкции по Выживанию”, во второй половине 90-х – концертный гитарист “Гражданской Обороны”. Однако поставить “ЧернозЁм” на полочку с сибирским панком будет ошибкой – их музыка совершенно ни на что не похожа, критики замучались искать определения (см. приложение). Начиналась группа в конце 80-г. как отчаянное панк-трио c нетривиальными и очень поэтичными текстами школьного друга Кокорина, басиста и писателя Дмитрия Колоколова. После завершения к началу 1995 г. проекта “Русский Прорыв”, Евгений с женой сняли избушку в Тюмени, где на полусамопальном аппарате пёстрой компанией записали несколько альбомов, в т.ч. “Ледяные каблуки” Чёрного Лукича и первый номерной “ЧернозЁма” – “Подарок для самого слабого”. После трагической гибели в 1997 г. Дмитрия Колоколова, Кокорин вновь собирает группу на основе золотого состава “ИпВ” – ударные Евгений Кузнецов (экс-“Великие Октябри), бас Аркадий Кузнецов (экс-“ГО”, “ВО”), гитарист Игорь Гуляев (экс-“Комитет Охраны Тепла”), а так же клавишник Максим Шарков. Они готовят программу, состоящую на этот раз только из песен Евгения. Чрезвычайно плотный саунд, богатство, изобретательность и мелодичность аранжировок приобретают черты фирменного стиля группы. Записанный в конце 1999 сборник “Прекрасное далёко” (где эти слова трактуются в изначальном, гоголевском духе) к лету 2000 г. издан независимым лейблом на CD, однако категорически не удовлетворяет автора. Вскоре скоропостижно умирает вернувшийся с боевых действий в Чечне Игорь Гуляев (он несколько месяцев служил по контракту в разведке спецназа ГРУ). В сложившихся обстоятельствах группа оказывается парализованной. Однако вскоре Евгений приступает дома в Тюмени к записи второго альбома “Ненавсегда”. Несмотря на вопиющую неформатность звучания, альбом поражает внятностью и цельностью содержания, заслуживает многочисленные восторженные отклики. К 2002 г. однофамильцы Кузнецовы покидают группу (продолжая играть с Евгением в гр. “Родина” Олега “Манагера” Судакова (экс-“ГО”, “Коммунизм”)). Весной Кокорин собирает новый состав: бедовая тюменская девушка Леля 17-ти лет, бывшая хоккеистка – гитара (иногда ударные), москвичи Александр Поляков – бас, бэк-вокал, и Сергей Слюсаренко – ударные. На клавишах неизменный Максим Шарков. Обновлённая группа чрезвычайно успешно выступает на фестивале “Яйцо” в сентябре 2002 г., активно гастролирует. Песня “Над заборами” без ведома группы попадает в передачу “оно вам надо?” “Нашего радио”, где к ужасу ведущей впервые в истории программы собирает 100% положительных отзывов бесхитростных слушателей. Концерты “ЧернозЁма” отличаются удивительным разнообразием, однако представленный на CD “Паводок. Непонятный праздник” особенно нехарактерен. Он игрался в клубе “Форпост”, расположенном в жилом доме, отчего как следует разгуляться музыкантам не дали. Тем не менее, наличие в клубе многоканальной аппаратуры позволяло осуществить качественную запись, что и было сделано. Определённая стилевая противоречивость группы и специфические вокальные данные Кокорина зачастую вызывают неоднозначную реакцию, однако впечатления обозревателя сайта “Наш неформат” весьма показательны:
“Наверное, лучшей рекомендацией этому CD может служить то, что из-за наличия в моей фонотеке альбомов исполнителей с более громкими именами, диск ЧЕРНОЗЁМА какое-то время собирал пыль на полке. Однако с тех пор, как я вставил его в музыкальный центр, я уже не мог оторваться: слушал только его постоянно в течение недели, и в настоящее время он безоговорочно занимает место диска №1 в моем CD-чейнджере. Чего и вам желаю!”
В 2005 году группа примет участие в трибьюте композитора Алексея Рыбникова (“Приключения Буратино”, “Про Красную Шапочку”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Вам и не снилось”, “Юнона и Авось” и мн. др.) с “Песней шарманщика” из рок-оперы “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”.
Приложение. Пресса о “ЧернозЁме”.
Ведомости (совместно с Wall Street Journal & Financial Times)” № 166 (729) 16.09.2002.
“В субботу вечером в клубе Б2 завершился двухдневный фестиваль “Яйцо”, где превосходно отыграли полуподпольные “Чернозём”…
Вечерний клуб № 37 (1509) сентябрь 2003 г.
“…великолепный культовый тюменский “Чернозём”… Неужели так трудно прислушаться к этим провинциальным гениям…?”
Афиша № 16 (87) сентябрь 2002 г. (Юрий Сапрыкин)
“Сила же их – в редкой бесшабашности и удали, эта музыка (отнюдь, надо сказать, не примитивная) сыграна людьми, будто бы вышедшими за околицу помахать кистеньком, в ней много силы и счастья, и какой-то особой нутряной честности”.
“… и за эту гитару (и подобные ей музыкально-поэтические выходки) их сложно не полюбить”.
Intermedia сентябрь 2002 г.
“К удачам же (диска “Яйцо”) отнесу… “МаМаМа” группы “Чернозём”.
Clubportal.ru – ночная жизнь Москвы 26.09.02.
“Группа “Чернозём” из Тюмени потрясающе выглядит на концертах…”
Известия сентябрь 2002 г.
“… сравнительно давние обладатели преданной аудитории, чья известность в “большом” поп-мире откладывается из эстетико-социальных соображений”
FUZZ №11 2002 (из рецензии на альбом “Ненавсегда”)
“Мастерски сыгранный “пост-гранж/пост-панк”, мяукающий, вау-вакающий, всхрипывающий, пританцовывающий, тоже какой-то насмешливо-доверительный. Классическая фраза “будущего нет” вполне может быть транскрибирована и таким образом, – а группа “Чернозём” вполне заслуживает “нового” светлого будущего”
FUZZ № 10 2003 г.
“Культовая тюменская группа, одни из лидеров современного российского андерграунда. Крайне разнообразная музыка “Чернозёма” по духу восходит к Георгию Свиридову, по форме же весьма остроумно сочетает мелодику советских ВИА и драйв западных панк-групп 70-х годов, совсем не выглядя при этом в ХХI в. анахронизмом…”
Ваш Досуг № 49 (345) декабрь 2003 г. (Из рецензии на сборник “Интерпанк”, Александр В. Волков)
“В первую очередь достойны упоминания представленные в нем два осколка знаменитой команды “Ramones”… Во вторую – легендарный тюменский коллектив “Чернозём”… Остальное – бурлящая смесь из лучших команд этого стиля из Москвы, Питера, Германии, Швейцарии и даже Японии!”
Ваш Досуг № 6 (406) 12-20 февраля 2005г. (Из рецензии на концертный диск “Паводок”, Александр В. Волков)
“Тюменские герои выпустили концертный альбом, записанный с камерным звуком. Они легко превращают свой рок в вальс или романс, спетый каким-то “взъерошенным” голосом, где аранжировки – между показным разгильдяйством и очень русской тоской”.
(В обзоре этого номера из десятка широко известных звезд эстрады высший балл – ***** – маститый московский критик присвоил только “ЧернозЁму” и … Луи Армстронгу).
InterMedia май 2005г. (Из рецензии на концертный диск “Паводок”). Все перечисленные композиции, попади они в радиоэфир, могли бы наделать шороху. И отнюдь не только своей подчеркнутой андеграундностью: просто песни яркие.
PLAY №10 (65) 12-25 мая 2005г. (Из рецензии на концертный диск “Паводок”). Тонкий голос Кокорина временами звучит комично, но среди представленных здесь треков встречается несколько настоящих хитов, которым для вхождения в историю отечественного рока не нужны никакие официальные источники раскрутки: “МаМаМа”, “Паводок”, “Романс”, “Если бы мы знали…”, “Б/П”, “Мы падаем вниз”, “Над заборами” и др.
Также в 2003 г. “ЧернозЁм” назван группой года белорусским журналом “Бес Шума”.