Немного найдется во Франции артистов, добившихся практически одинакового успеха, как в музыке, так и в кино. Дютронк один из этих немногих. Артист с большой буквы, снимавшийся у титанов режиссуры, как Лелюш, Шаброль, Жулавский, работавший с Сержем Гинсбуром и Франсуазой Харди. Образ Ван Гога, созданный им в картине Мориса Пиала, принес Дютрону “Сезара”, а “Il est cinq heures, Paris s’eveille” (Пять часов, Париж пробуждается) названа лучшей французской песней за последние 40 лет!
Начало славным делам было положено 28 апреля 1943 года, когда в семье обычного парижского инженера родился мальчик, не мудрствуя лукаво названный родителями Жаком. Страстный меломан-отец поспособствовал тому, чтобы мальчик выучился играть на пианино, а позже и на гитаре, ставшей любимым инструментом отрочества Жака Дютрона.
В 16 лет он покинул Лицей Кондорсе, чтобы овладеть ремеслом чертежника. Однако главным его увлечением оставалась музыка, и по вечерам юноша терзал гитару, собираясь с друзьями в парижском районе Тринит. Когда ветер Атлантики принес во Францию отголоски новой музыки, Дютрон очень скоро увлекся ею и стал играть йе-йе, как французы назвали свою версию рок-н-ролла.
Основав группу «El Toro et les Cyclones” в 1962 году, Дютрон записал с ней парочку синглов, довольно успешных. Однако пришла пора служить в доблестных вооруженных силах. Жака отправили в Германию, а, вернувшись, он начал играть на гитаре в группе Эдди Митчелла.
Перезнакомившись с массой нужных людей, вскоре он уже заправлял делами на “Vogue records”, заключая контракты с молодыми талантами и сочиняя для них песни. Тогда-то в его жизни и появилась Франсуаза Харди, набирающая обороты певица, ставшая главной женщиной его жизни.
В 1965 Жак знакомится с известным поэтом Жаком Ланзманном, и на целое десятилетие их тандем становится одним из самых успешных в стране, именно тогда Дютрон постепенно выходит из тени, совмещая работу композитора с записью собственный пластинок и концертами.
Дебютный сингл “Et moi et moi et moi ” (И я, и я, и я) буквально в одну ночь стал супер-хитом, взлетев на вершину чартов, певец покорил публику ироничными текстами, а женскую ее часть еще и элегантностью, в то время, как большинство певцов хиппи-эры носили начесанные бороды и вязанные кофты из свалявшейся шерсти вкупе с рваными джинсами, Дютрон был всегда «с иголочки одет в костюмчики и шелковые галстуки.
Второй сингл оказался не хуже, и менее чем через год после дебюта Жак получил за свои сочинения престижный приз Академии Шарля Кро.
Засев по горячим следам в студии за работу над пластинкой “Les Cactus” (Кактусы), Дютрон выдал на гора произведение, мгновенно оказавшееся на первой строчке хит-парадов и разошедшееся к концу 1966 года тиражом в миллион экземпляров. Успех был закреплен двумя сотнями концертов , по отзывам прессы – весьма энергичных и заводных.
В 1967- 68 гг. он выпускает целую серию успешных синглов, в том числе «L’Opportuniste” (Оппортунист), навеянный событиями весны 1968, три года спустя – два сборника аудиорассказов для детей, над которыми трудится с приятелем-мультипликатором по имени Фред -“Le Sceptre” и “La Voiture du clair de lune” (Скипетр , Машина лунного света), Фред написал тексты, Жак переложил их на музыку.
В 1972 году записал “Le petit Jardin” (Маленький сад), который вполне мог бы стать гимном Гринпис, если бы эта организация в то время существовала, и сингл с двумя перепевками Сержа Гинсбура, знакомство с которым стало началом большой дружбы и плодотворного сотрудничества.
1973 стал переломным годом для артиста. Получив за работу в фильме своего друга Жана Мари Перье “Антуан и Себастьен” высокую оценку критики, он все меньше уделяет внимания певческой карьере, переключившись на кинематограф. В то м же году Франсуаза родила сына Томаса и Дютрон на некоторое время отошел от дел, вернувшись на сцену в 1975 году с альбомом L’Ile enchanteresse (Чарующий остров), частично состоявшим из хитов 1973-1975 и частично из новых песен, написанных Гинсбуром.
До конца 70х в практически не появляясь в студии (исключение – дуэт с Харди “Brouillard dans la rue Corvisart” (Туман на улице Корвисар), который можно услышать на ее альбоме 1978 года), лишь в 1980м Дютрон выпускает новый альбом, вновь в соавторстве с Гинсбуром – “Guerres et pets”.
30 марта 1981 года Француаза Харди и Жак Дютрон наконец-то решили сочетаться узами брака, причем не абы где, а на Корсике, которую Дютрон считал своей второй родиной и где у него в городке Монтичелло был свой дом.
На следующий год выходит пластинка “C’est pas du bronze” (Это не бронза), а ее последовательница, пластинка “CQFDutronc”, появилась лишь пять лет спустя. Записанная с одним из гитаристов Дэвида Боуи и Жан-Жаком Бурнелем из “Стрэнглерс”, она оказалась заметно более тяжелой, чем все, что делал Дютрон ранее и включала в себя несколько интересных дуэтов, в том числе с Этьеном Дахо и подружкой Гинсбура Бамбу, а так же трэк, записаный с легендарной корсиканской группой I Muvrini.
В 80е годы Дютрон много снимается в кино, в том числе у Мориса Пиала в фильме о последних годах жизни Винсента Ван Гога. За воплощение на экране образа знаменитого художника артисту вручают “Сезара” за лучшую мужскую роль. Вслед за этим он устраивает триумфальное возвращение в концертные залы страны, и получает “Викторию”, как лучший концертный исполнитель 1993 года. По итогам тура издан альбом, разошедшийся тиражом в 600 тысяч копий, вслед за ним сборник “сливок” с творческого наследия певца, изобретательно упакованный в жестяную консервную банку.
Весь следующий год Дютрон беспрерывно гастролирует, участвует в различных фестивалях, а под занавес устраивает серию концертов в “Казино де Пари”, приглашая каждый вечер на сцену кого-то из журналистов для живого интервью.
В 1995 появляется еще одна пластинка, окрашенная весьма рок-н-ролльно – «Breves Rencontres» (Короткие встречи), созданная при непосредственном участии молодых французских талантов. А затем Жак Дютрон пропадает из поля зрения поклонников на целых пять лет, лишь в 2000м записав на радость всем дуэты с рэппером Стоми Багси и собственной женой.