Les Rita Mitsouko, в отличии от Карла Маркса Фридриха Энгельса – не четыре разных человека, а как раз таки муж и жена (хотя доподлинно это не установлено). Многие действительно думают, что Рита Митсуоко – это имя солистки, а мужик с ней рядом – это мужик с нею рядом. На самом деле Катрин Ринжер и Фредерик Чичин после встречи в 1979 году образовывают творческий дуэт под названием Les Rita Mitspuko, что в переводе означает что-то типа Чувственная Тайна. Так что на самом деле женское имя коллектива имеет собой обозначение образа, в котором творит дуэт.
В России Les Rita известен мало – в основном среди поколения 80-х, и то понаслышке большей части. Меж тем у себя на родине в упомянутые восьмидесятые группа произвела настоящий фурор и слава сопутствовала ей все 80-е и начало 90-х годов. Популярность ее была настолько велика, что группа было приглашена покойным Ворошиловым на передачу Что Где Когда (предновогодний выпуск 1989) – явление даже для перестроечной России уникальное. Но у нас группа не нашла популярности. Причин тому было несколько. Les Rita – это театр, а Катрин, Фред и их музыка – лишь действующие лица этого театра. Их выступления превращаются в театральное представление, и музыка без этого видеоряда остается, конечно, незаконченной. Не случайно, любимым местом выступления дуэта до сих пор являются театры, где они появлялись в причудливых нарядах. Кроме того, Les Rita – это европейская культура второй половины 20-го века до мозга костей. Культура претенциозная, ангажированная, эксцентричная, выросшая на отголосках революций, войн, свободы и героях, да плюс еще умноженная на французскую утонченность и многонациональность корней участников коллектива. Для нашего слушателя это слишком интеллектуальная загогулина. Тем более, что песни у них – особо и не потанцуешь. А французские тексты у нас, если в них есть что-то кроме амура с тужуром, пардон, еще меньшее количество готово воспринимать.
За 23 года творчества Les Rita мы имеем всего 7 альбомов. Причем, из первых 6-ти альбомов с новым материалом было всего два – первый – Rita Mitspuko и альбом, который они сделали со SPARKS – Marc Et Robert. Однако, по музыкальному исполнению все альбомы абсолютно разные. Les Rita не гнались за хитами – до 95 года они работали фактически с одним и тем же материалом, жонглируя им, переводя музыку из одного состояния в другое. Как художник-пейзажсит приходит на одно и то же место в разную погоду, зарисовывая одно и тоже – тем не менее получает в итоге совершенно разные картины. В случае с Les Rita я бы сравнил их альбомы с Временами года Брейгеля. Сравнение не совсем корректное, но тем не менее, дюжее.
Особо стоит рассказать про сотрудничество Les Rita со SPARKS. Братья Маел оказали очень сильное влияние на Les Rita. Это сегодня все стали старичками – что Les Rita, что SPARKS, а в то время (1988) обе эти семьи (если хотите) были весьма популярны. Стоит отметить, что Les Rita – пожалуй единственный на тот момент французский коллектив, сумевший добиться популярности в Америке. Именно это послужило основной причиной того, что отцы мировой нестандартной попсы не только обратили внимание на Les Rita, но и предложили им сотрудничество. Это действительно, очень похожие друг на друга коллективы – и по составу (семейственность))))) и по направлению музыки и по сценическому образу – эдакие интеллектуальные недо-панки, высмеивающие в себе весь мир, аранжированные легкой, не претендующей ни на что музыкой. Творческий союз был взаимным. К грустной иронии и отточенности SPARKS добавился лиризм и экспрессия Les Rita. Песня “Singing in the Shower” ставшая супер-хитом, лицом Les Rita на долгие годы, также вернула популярности SPARKS, которых стали уже потихоньку забывать. Так что неизвестно, кто кому еще помог.
Ничто не проходит даром – после такого всплеска Les Rita ничего нового уже не пишет и даже не обрабатывает. Надо отдать должное – работать они не перестают – записывают акустический альбом, который тут же становится золотым, постоянно выступают, в каких-то клипах снимаются, музыку для фильмов записывают, короче театр абсурда не прекращался ни на год.
Семилетнее молчание и в 2000 году выходит новый альбом под названием Cool Frenesie – взгляд на самих себя с той стороны зеркала. Альбом хороший, но грустный, проблемный альбом, несмотря на то, что быстреньких таких танцевальных песенок в нем половина. Никакого фурора этот альбом не произвел, да судя по всему, Les Rita особо этого и не хотели – театрально представление подходит к концу…
И последнее. Всегда завидовал семейным парам, работающим вместе. Короче, если они и вправду муж и жена, а не творческие извращенцы – можно только удивиться и этой стороне этого союза, ибо самое главная роль у каждого человека – та, что он играет в театре под названием семья – роль сложная и удается она далеко не всем.
© Special Radio 14.02.2002