Robert Wyatt появился на свет 28 января 1945 года в британском городе Бристоль под именем Роберт Эллидж в семье психолога и учительницы. Какое-то время семья с четырьмя детьми жила в Лондоне, а затем поселилась неподалеку от музыкально-богемного Кентербери, в большом доме из 14 комнат, часть из которых пришлось сдавать. В одной из них поселился австралийский поэт-битник и приятель кумира тогдашней молодежи Уильяма Бэрроуза, Дэвид Ален, с огромной коллекцией джазовых пластинок, в другой – джазмен из Америки Джордж Нидорф, нанятый учителем для Роберта.
В 1964 году появилась группа Wildе Flowers, через пару лет – Soft Machine, названная по роману Бэрроуза. Robert Wyatt числился в ней ударником, певцом и сочинителем некоторых замысловатых композиций. После американского турне 1968 года Wyatt остался в Калифорнии, подрабатывая сессионным музыкантом и делая первые сольные демо-записи. Дебютный альбом вышел в 1970 году под названием “The End of an Ear” (Краешек уха), записанный с бригадой из шести музыкантов, сам Уайт взял на себя ударные, фортепиано и голос.
Вернувшись ненадолго в Soft Machine, Wyatt записал свой последний в составе этой группы альбом и создал новое объединение – Matching Mole, просуществовавшее до 1972 года.
В июне 1973 года с музыкантом случилось несчастье – он выпрыгнул из окна на четвертом этаже и очень сильно повредил позвоночник, что привело к частичному параличу – вся нижняя часть тела была обездвижена. Приговоренный к инвалидной коляске, Роберт полгода провел в клинике, где сочинил Rock Bottom, изданный в 1974 году. Записывать пластинку ему помогали очень многие – Ник Мэйсон из Pink Floyd, Майк Олфилд, старые приятели Ричард Синклэйр и Нью Хоппер, саксофонист Гэри Уиндоу, альтист Фред Фрит и Альфреда Бенге, ставшая на долгие годы музой и ангелом-хранителем Уайта. Альбом получил несколько наград, в том числе гран-при французской Академии Шарля Кро.
Через год появился фри-джазовый Ruth Is Stranger Than Richard, тогда же Wyatt выступил в Лондоне, Риме и Париже, впоследствии больших концертов он не давал.
Только через пять лет, в начале 80х Уайт снова заявил о себе – руководитель независимого лэйбла Rough Trade, Джеф Трэвис предложил ему записать серию синглов с кавер-версиями, позже вошедших в сборник Nothing Can Stop Us – своеобразную музыкальную политическую карту мира и времени – наряду с чилийской “Arauco” звучит “Сталин не был Сталиным”, кубинская народная песня “Caimanera” соседствует с профсоюзным гимном “Trade Union”, исполненным хором бенгальцев. Наибольший успех выпал на долю баллады “Shipbuilding”, написанной Элвисом Костелло как протест против англо-аргентинской войны за Фолклендские острова. Завершалась пластинка и вовсе не музыкально – барбадосский поэт Питер Блэкмэн читает поэму “Сталинград”!
В те же годы Wyatt записал саундтрэк к фильму в защиту животных “Animals Film”, посвященному проблеме использования животных в медицинских опытах. Затем вышел миньон Work In Progress (1984) и полнометражный альбом Old Rottenhat (1985) и музыкант снова иcчез из поля зрения на долгие пять лет, переехав с женой в Испанию, где она работала над стихотворным циклом, позже вдохновившим Роберта на создание альбома Dondestan (1991). Записав EP A Short Break годом позже и раздав бесчисленное количество интервью, Wyatt долго не дает о себе знать, лишь эпизодически участвуя в проектах других музыкантов.
Очередной альбом Shleep, вышедший в 1997 году, был записан с помощью большой компании приглашенных музыкантов в студии Фила Манзанеры, безвозмездно предоставившего оборудование и студийное время. Также Wyatt участвовал в записи саундтрека к «Птицам» Бруно Кулэ.