Эвангелос Одиссей Папатанассиу (Evangelos Odyssey Papathanassiou), больше известный под псевдонимом Вангелис (Vangelis), родился 29 марта 1943 года в Греции. Начав в 4 года учиться играть на фортепиано, уже в шестилетнем возрасте он дал свой первый концерт, хотя до сих вспоминает о том, что уроки терпеть не мог, и его чуть ли не силой усаживали за инструмент.
В восемнадцать он становится клавишником первой настоящей греческой рок-группы “Форминкс” (Formynx), которую, впрочем, чисто рок-н-ролльным образованием считать нельзя – в ее репертуаре были и джазовые стандарты и популярные греческие мелодии.
В 1968 Вангелис переезжает в Париж, чтобы учиться в Сорбонне и становится, наряду с Демисом Руссосом и Лукасом Сидеросом, одним из основателей коллектива «Дитя Афродиты» (Aphrodite`s Child). Вангелис писал музыку и играл на клавишных, Сидерос- на гитаре, а роль вокалиста по праву досталась Руссосу. Первый альбом «Rain and tears» (Дождь и слезы) стал для эстетствующих арт-рокеров весьма успешным, а с принятием в свои ряды еще одного гитариста (он же барабанщик) Сильвера Кулуриса, инструментальные возможности «Aphrodite`s Child» значительно увеличились, что позволило записать в 1971 году электронную ораторию «666 – Apocalypse of John». Пластинка получилась слишком экспериментальной, слишком тяжелой и слишком оригинальной для основной массы поклонников и пользовалась успехом лишь у элитарной публики. Возможно, это стало одной из причин распада группы. Руссос впоследствии стал известным певцом, Сидерас – школьным учителем, а Вангелис – известнейшим композитором-мультиинструменталистом, автором звуковых дорожек к внушительному числу фильмов, театральных постановок, телевизионных проектов и рекламных роликов.
А первой самостоятельной работой молодого композитора стал саундтрек к фильму Генри Чапиера «Sex power», название которого говорит само за себя. Нынче эта пластинка – чрезвычайная редкость, за которую коллекционеры готовы выложить сотни долларов.
В 1971 году выходит сразу три диска с участием Вангелиса. Среди них «Fais Que Ton Reve Soit Plus Long Que La Nuit» – самый необычный. Написанный в поддержку студенческих волнений в Париже в 1968 году, он является неким коллажем из новостных сообщений, народных песен и фортепианных зарисовок. В 1973 появляются еще две работы – альбомы
«Earth» (Земля) (в котором был замечен Роберт Фитоусси, впоследствии ставший диско-исполнителем по имени F.R.David) и «L’Apocalypse Des Animaux» (Апокалипсис животных), ставший первой работой Вангелиса с режиссером-документалистом Фредериком Россифом. Впоследствии он сочинит музыку к трилогии «Contique Des Creatures» о творчестве Пабло Пикассо, Жоржа Брейга и Жоржа Матье.
В 1974 году Вангелис перебирается в Лондон , где создает собственную музыкальную лабораторию Nemo Studios и подписывает контракт с фирмой RCA . В это же время он знакомится с вокалистом группы “Yes” Йоном Андесеном, с которым много работал и дружен по сей день. Однажды ему даже предложили заменить клавишника “Yes” Рика Уэйкмена, но Вангелис отказался.
В конце 70х вышло несколько саундтреков к художественным и документальным фильмам, а в 1981 году Вангелис получает «Оскар» за музыку к картине Хью Хадсона «Колесницы огня» (Chariots Of Fire) (воследствии, его обвинили в плагиате, было даже судебное разбирательство с другим греческим композитором Ставросом Логаридесом , в результате которого обвинение с Вангелиса сняли).
Среди наиболее известных киноработ композитора «Бегущий по лезвию бритвы» (реж Ридли Скотт), “Год опасной жизни” (реж. Питер Уир), “Франциск” (реж. Лилиана Кавани), “Мятеж на “Баунти” (реж. Роджер Дональдсон), «1942: Покорение рая» (реж. Ридли Скотт), “Горькая луна” (реж. Роман Полански”).
В 1983 году Вангелис обращается к симфонической музыке и сочиняет балет «R.B.Sque», вслед за которым создает «Современного Прометея» (Modern Prometheus) и «Красавицу и Чудовище» (Beauty and the Beast), пишет хоралы и композиции в стиле нью-эйдж, без сомнения являясь одним из уникальнейших композиторов прошлого столетия. Недаром, он заслужил у критиков эпитет «Чайковский синтезаторной музыки».
Покинув Лондон в 1987 году, Вангелис работает в Афинах, Риме, Париже, где под крышей высотного здания создает звукозаписывающую студию из стекла – «Лабораторию Эпсилон». Он помогает греческими артистам, безвозмездно сочиняя музыку для многих из них, участвует в благотворительных проектах, одним из которых является спасение афинского Акрополя).